Таежная Рось. Зарисовки

500 километров на север – и вы в тайге, настоящей, вызывающей бурю эмоций, гордость за наши просторы, наши богатства. Всегда думаю, а за что нас любить европейцам? Они видят наши просторы, сравнивают со своей землей и всегда, понимая, что сравнение не в их пользу, злятся, недоумевают, почему им, то есть нам с вами, досталась вся эта благодать?
300 километров по трассе напряжения и особых эмоций не вызывают. На развилке повернули налево и вскоре с удивлением обнаружили, что резко поменялся ландшафт. Сначала я даже не поняла, в чем заключается эта перемена. Потом осознала, что лес, наш уральский могучий лес со строевыми высокими соснами, огромными раскидистыми березами сменился тощими, низкорослыми сосенками, молоденькими березками. Куда делись исполины за те пару лет, что я не была здесь? Ответ не пришлось долго искать: вдоль всей дороги навалены спиленные деревья.  По срезу видно, что это молодые сильные, здоровые деревья. Насколько глаз хватает раскинулись освобожденные от леса площади. Часть стволов уже почернела, значит лежат давно. Картину довершали деревни, в которых когда-то жили люди. Сами названия как будто уготовили их печальную судьбу: Злыгостево, Караул, Юрты. Покосившиеся дома, завалившиеся срубы. Часть бревен растащена, распилена, расколота и сложена в поленницы, чтобы закончить свой век в печках уцелевших лачуг.
Наконец, добрались до точки назначения. Павда, некогда огромная, богатая, людная деревня на 500 хозяйств, настроения не добавила.  Большая часть хозяйств канула в Лету: покосившиеся домишки с пустыми глазницами, завалившиеся сараи, сгнившие заборы. Несколько отремонтированных домов, новый медпункт, магазин «Павдинка», в хорошем состоянии местная школа вселили надежду, что не все для этой, хотя бы для этой, деревни потеряно. Но от бывшего когда-то большого стада коров практически ничего не осталось: несколько буренок в счет не идут. На дворах не видно ни кур, ни гусей, ни уток (а в самой деревне огромный пруд), на мой вопрос, есть ли на подворье жителей свиньи, козы, овцы местная жительница сказала:
 - О чем Вы? Даже огородов здесь вы не найдете. Все заросло бурьяном. За картошкой, морковкой, луком, свеклой, мясом, молоком, яйцами – за всем идут в сельпо. Разучились работать на земле, обеспечивать себя всем необходимым.
В деревне нет ни фермы, ни каких-то учреждений, где бы была возможность зарабатывать. Может, поэтому мужчины рубят сук, на котором сидели поколения дедов и отцов – тайгу. Дальше своего носа не видят, в погоне за копейкой уничтожают будущее земли, на которой жили их предки и жить их детям и внукам?
Но не все оказалось так просто, как кажется на первый взгляд. Поговорив с жителями деревни, узнала, что и их-то не больно берут на работу, в прошлом году леса вырубали рабочие из Казахстана и отправляли древесину к себе на родину, и Китай уже вовсю хозяйничает в лесах Урала. Конечно, на Дальнем востоке, Алтае они уже взяли все, что хотели. Теперь очередь наших лесов. С чем мы останемся через несколько лет? Как будем рассказывать нашим детям, внукам, что такое лес?

Вспомнилось, как в былые годы приезжали сюда, на базу «Таежная Рось», чтобы отдохнуть от городской суеты, пожить в деревянных домиках, побродить по тайге, надышаться чистым воздухом, поесть натуральной пищи.   И попасть в незапланированные ситуации, которые добавят эмоций: в городе все предусмотрено, отформатировано, и мы порой поступаем таким образом, что результат прямо противоположен нашим интересам.
-------------   
Группа собралась на прогулку. Слово «прогулка», конечно, не подходит к ситуации, коли речь идет о тайге, но другого мой лексический запас не имеет. Все экипированы по погоде: 30 – градусный мороз, нехоженая тайга. У меня, как всегда, нет подходящей обуви. Все, что нашлось, это мужские зимние сапоги 45 размера. На мой 37 – в самый раз. Взяла в руки первый сапог. Его вес меня впечатлил: несколько кг на правой и еще столько же на левой меня прикуют в земле-матушке накрепко. Одела прямо на мои туфельки, много времени не потребовалось, чтобы понять, что оторвать ноги от земли я не могу. Предложение скользить, как на лыжах, приняла за неимением другого. Вышли в путь-дорогу. Я отстала в первые же минуты от группы, так как ускориться, при всем моем желании, возможности не было. Вышли на просеку. На душе стало спокойней по двум причинам:
- здесь недавно прошел трактор и скользить на моих лыжах стало легче;
- впереди, пусть далеко-далеко, но я видела группу, что радовало
До стоянки добралась. Села. Настроилась на передышку. Прислушалась к неспешно идущему разговору. Речь шла о местных волках, насколько они отличаются от того, о чем нам рассказывают с экрана телевизора: крупные, весом до 80 кг, умные, человека не боятся. Голос Алексея вернул меня на землю. Взглянув на меня, он сказал, что мне пора выдвигаться в обратный путь, группа меня догонит быстро, в лагерь вернемся все одновременно. Вздохнула, встала, пошла. Поднялась по косогору с помощью рук, цепляясь за нижние ветки деревьев. Пошла по просеке. А в голове крутится:
- Волки здесь крупные. Олени и лоси поднялись в горы. Обычно волки идут за ними. А вдруг не все поднялись? Медведи залегли до весны. А вдруг какой-то сдуру проснулся и шатается. Оголодал. Чем ему поживиться?
Скольжу на своих сапогах-скороходах с непозволительно быстрой скоростью (относительно того, что группа остается все дальше позади, случись что, добежать и спасти меня не успеют). Останется, думаю я, от меня только красивая оранжевая курточка. С таким раскладом моя душа не согласилась, и я села на камень у просеки, чтобы дождаться всех …
В группе кто-то почувствовал мое состояние и отправил вдогонку самую молодую и шуструю девушку. Я выдохнула свой страх и спокойно продолжила скользить следом за ней в сторону базы.
Сапоги вечером вернула с чувством глубокой благодарности: где бы я еще пережила за короткое время всю гамму чувств, от радости, что меня взяли; сожаления, что ввязалась в эту авантюру с сапогами; радости, что меня не съели.
------------
Кому и что ты доказываешь, когда с молодыми, сильными, быстрыми ввязываешься в ту или иную историю?  Пытаешься доказать себе, что ты еще ого-го-го? Это вопросы. Ответы всегда остаются за кадром.
Когда ты утром просыпаешься, неспешно собираешься, идешь в гараж, садишься за руль, в городе заезжаешь в подземный паркинг, ставишь машину, поднимаешься в школу, ведешь целый день занятия, решаешь какие-то вопросы, вечером все тоже самое, но в обратном порядке, то уверенность в том, что ты молодая, сильная, быстрая, здоровая непоколебима.
А теперь о ситуации. Очередной подъем в горы. Меня Алексей пытается волевым решением оставить на базе.  Я слушаю и молча собираюсь. На вопрос, поняла ли я, что остаюсь, отвечаю, что поняла, но в горы иду со всеми:
- Ты знаешь мой характер: я обузой не буду, жаловаться не буду, подчиняться буду.
У Алексея выбора нет. Махнул рукой, ладно, мол, собирайся.
До подножия горы едем на машине. Нет, слово «машина» в данном случае не совсем подходит к тому, на чем мы едем: эту машину сделали во времена царя Гороха, то есть во времена, когда и человека еще на земле не было. Кто собрал – история умалчивает. Она скрипит, пыхтит, стонет, охает. Я каждый раз, оказываясь на этой технике, благодарю заранее Силы Небесные, что мы благополучно доехали до места, благополучно выгрузились. Лучше заранее готовить ситуацию хорошего исхода: пожить-то еще хочется.
Поднимаются в горы – это про всех. Плетется с помощью рук и ног, порой на животе преодолевает какие-то валуны – это про меня. Подшучивает над собой, разговаривает сама с собой, чтобы не потерять самообладание – это тоже про меня. Отстает от группы, но не просит помощи или отказывается от нее – это тоже про меня. Всегда себе говорю:
- Тебя кто-то заставил? Сама приняла решение – сама и расхлебывай. Не будь обузой, не порти людям настроение.
Когда добираюсь до привала, раздается голос Алексея:
-Все, отдохнули. Встали, продолжаем движение.
Я смотрю на него, берет смех: я-то даже присесть не успела.
И так с каждым привалом. Это для меня всегда экзамен на стрессоустойчивость.
---------
Прошло несколько лет. Очередная поездка в «Таежную Рось». На второй день планируется восхождение. Я на этот раз в горы не пойду и, чтобы повеселить всех, рассказываю, как на каждой стоянке мне «удается», благодаря Алексею, отдохнуть. Матвей, старший внук, внимательно выслушал, а потом и говорит:
- Бабушка, стоянка в данном случае давалась не для того, чтобы отдохнуть, а для того, чтобы отстающие могли догнать группу. И ты в том числе.
------------
В «Таежную Рось» в былые годы ездили с завидным постоянством. Каждая поездка знаменовалась каким-то событием, не всегда напрямую связанную с нами. Но тем и интересную, что мы узнавали новых людей, восхищались, удивлялись, сочувствовали их жизненным перипетиям.
Основная группа выехала с вечера, мы задержались и из города выбрались уже около полуночи. Нормально для людей, которые привыкли работать в разорванном графике, не оглядываясь на время суток. До базы планировали добраться в 4-5 утра, поспать 2-3 часа и включиться в работу группы.
Свернув с трассы, сверились с часами. Оказывается, опережаем запланированное время почти на полчаса. Здорово: на сон лишние полчаса будут.
Проехали Савиново, Злыгостево, Караул. Началась самая интересная часть дороги в плане нескончаемых поворотов и перепадов (то вниз, то в гору, то вниз, то в гору). После очередного поворота, к своему огромному удивлению, в свете фар мы увидели маленькую фигурку. Сначала подумали, что это ребенок. Поравнявшись, остановились. Возле машины стояла старушка. На наш вопрос, куда идет, она сказала, что в Павду. Приглашение эту часть пути проехать с нами приняла спокойно, вскарабкалась в машину. Но то, что она нам рассказала, вызвало недоумение, удивление, испуг, непонимание, радость. Все эти чувство охватывали нас поочередно, по мере ее рассказа.
Ей 86 лет. Живет в Павде одна-одинешенька. Внучка живет недалеко, около 80 километров от Павды (!!!), но у нее маленький ребенок, поэтому с осени не приезжала.  Вот я и пошла к ней в гости, говорит наша спутница, пожила недельку, теперь домой иду. Вышла вчера днем. Темнеет сейчас быстро, но часам к 10-11 утра бы дотопала.
- Бабушка, а почему Вас внучка не отправила на какой-нибудь машине? Сейчас зима, температура около 30 градусов. Да и тайга вокруг, звери дикие. Все может быть.
-Да что ты, я всю жизнь пешком хожу. 80 километров – это немного, было время, я и за 100-120 километров хаживала. А звери? Так волк порой выйдет, какое-то время идет рядом, потом сворачивает и в лес уходит. Не боюсь я их: собака и собака, только в лесу живет. Пару раз дорогу кабаны пересекали, постою, подожду, пока скроются, и дальше иду.
Мы довезли бабушку до ее дома. Утром рассказали в группе про странную старушку. Все отреагировали также – недоумение (как такое в наше время может быть), удивление (в таком возрасте такие переходы), испуг (представили себя в ночном зимнем лесу), непонимание (как внучка могла ее отпустить), радость (жива, здорова).
--------
«Таежная Рось» обнесена деревянным тыном, то есть столбами с заостренными концами. Вокруг тайга. На ночь ворота и калитку с другой стороны закрывают. На мой вопрос еще много лет назад я получила исчерпывающий ответ:
- Тайга шуток не любит. Звери вроде летом и сытые, да и людское жилье стороной обходят, но береженного Бог бережет: на Бога надейся, но и сам не плошай. Мы городские жители, привыкли в условиях города жить на запоре, поэтому даже в дневное время, убедившись, что за территорией никого наших нет, закрывали и ворота, и калитку на запор.
-----
Однажды на базу приехала с внуком женщина далеко за 70. Старая (так внешне воспринималась, грузная женщина. Первые дни она постоянно была на глазах. Мы на территории – она с нами. Мы на занятиях – она сидит в сторонке, наблюдает молча за всем. На третий день мы ее потеряли. Поиски на территории базы результатов не дали. Прочесали окрестности – результат нулевой. Как сквозь землю провалилась. Подняли всю группу и начали прочесывать лес, время от времени крича:
- Баба Галя, баба Галя.
В ответ молчание. Мысли в голову лезут уже нехорошие. Но тут на очередной призыв кто-то ответил. Мы бросились в ту сторону. Нашлась, слава Богу, нашлась. Пока возвращались на базу, задали волновавшие нас вопросы:
-Куда пошла, почему не предупредила, почему не подумала про диких зверей?
Ответы бесподобны:
- Погулять, подышать свежим воздухом.
- Про волков помню, но я же вооружилась.
И только тут мы заметили в ее руках штыковую лопату!!!Больше вопросов у нас не было. В таких случаях я всегда говорю, что человек не осознает последствий того, что он делает, а это говорит о том, что возрастные изменения уже налицо.


Рецензии
Отлично написано!

Григорий Аванесов   15.03.2023 07:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.