Отважная опричница часть 1

Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.

Антисфен Афинский (455 – 366 гг. до н.э.)

Сильные духом не умирают, тьма не загасит свет,

наши деяния определяют путь наш на тысячу лет!

Александр Анатольевич Харчиков – современный российский поэт.

Предисловие

Дорогой друг!

Ты будешь читать об эпохе, переломной в истории нашей Родины –  об эпохе правления царя Ивана IV (1530–1584), прозванного Иваном Грозным.

То было время, когда человечество начинало переходить  от средневекового миропорядка к современному – к тому, в котором мы  и сейчас живём.

Шли Великие географические открытия. В 1492 году итальянец  на испанской службе Христофор Колумб (1451–1506) открыл Америку;  в 1498 году португалец Васко де Гама (1460–1524) впервые дошел до Индии, обогнув с юга Африку; в 1522 испанцы – спутники португальца Фернана Магеллана (1480–1521) стали первыми людьми, совершившими кругосветное путешествие (сам Магеллан погиб в 1521 году). Отдельные народы, доселе жившие изолированно друг от друга, начали сливаться в единое человечество.

Решающие сдвиги происходили и в сознании культурной части европейцев. Уже в 14 веке в Италии началась эпоха Возрождения – эпоха исключительного интереса к наследию древних греков и римлян,  когда человек, а не потусторонний мир оказался в центре внимания современников, и начала формироваться современная наука, основанная  на эксперименте и рациональном мышлении, а не на вере в авторитет Святого писания и отцов церкви. В 15 веке в Италии появились реалистические живопись и скульптура, которой и поныне (и совершенно заслуженно!) восхищается весь мир. В следующем, 16 столетии культура Возрождения  из только итальянского стала общеевропейским феноменом. И символом превращения итальянского Возрождения в общеевропейское стала великая дружба между Леонардо да Винчи (1452–1519) – одного из величайших людей Высокого Возрождения – и французским королём Франциском I (1494–1547).

Этой культурной революции немало способствовало изобретение немцем Иоганном Гутенбергом (1400–1468) книгопечатания вместо прежнего переписывания книг от руки: количество книг в Европе резко выросло.

В 1517 году в Европе началась реформация христианской церкви: её вдохновители, такие как немец Мартин Лютер (1483–1546), учили, вполне  в духе Возрождения, что главное для христианина – это не слепое повиновение римскому папе и не участие в религиозных церемониях, а успех в земной жизни, и что истинный христианин сам должен прочесть Библию на своём родном языке. И началось формирование современных европейских литературных языков – именно они, а не латынь, как это было в Средние века, стали языками науки и культуры. В связи с переводом Библии на живые европейские языки и распространением книгопечатания стало увеличиваться количество грамотных людей.

Подлинная революция произошла и в военном деле. Вместо рыцарей – закованных в латы всадников-аристократов, господствовавших на полях сражений Средних веков – «царицей полей» в Европе эпохи Возрождения стала пехота, вооружённая гладкоствольными ружьями-аркебузами. Вместе  с пехотой действовала и артиллерия, крушившая стены рыцарских замков. Опираясь на такое новое войско, европейские монархи ломали сопротивление непокорных вельмож – скопища мелких феодальных владений превращались в централизованные монархии, в которых началось формирование существующих ныне европейских наций.

Пусть и менее заметные для стороннего наблюдателя, но важные сдвиги происходили и в экономике. В Западной Европе на смену традиционным ремесленным мастерским, где хозяин-мастер работал простыми ручными орудиями вместе с членами семьи, несколькими учениками и подмастерьями, начали приходить мануфактуры – пусть ещё основанные на ручном труде, но уже достаточно крупные промышленные предприятия. В них под одной крышей работало несколько десятков, а то и несколько сотен человек, причём каждый рабочий не изготовлял то или иное изделие от начала до конца,  но выполнял только какую-то одну операцию. Это был первый шаг  к современным промышленным концернам. Особую роль мануфактуры играли в производстве шерстяных тканей и огнестрельного оружия,  в металлургии и кораблестроении, в книгопечатании.

Но все эти изменения, этот переход от феодального  к капиталистическому порядку, носили отнюдь не мирный и эволюционный характер. Ведь абсолютное большинство европейцев – от простых крестьян и ремесленников до вельмож-аристократов – не представляли себе жизни вне средневекового общественного порядка и пока ещё не видели для себя никакой пользы в новом социальном устройстве.

Продолжение следует...

Уважаемые читатели! Если вам понравилось, вы можете поддержать автора, переслав любую денежную сумму на карту 4276 5501 0691 5856 (Сбербанк) или 2200 2407 8217 0274 (ВТБ). Автор очень надеется на вашу поддержку.


Рецензии
почему нет ссылок на продолжение?

Исабэль   01.08.2021 04:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.