Лоскутки ч. 1

  (Фото и работа автора.)

 Привычная бессоница часто заставляет меня рыться в глубинах памяти...
Вот вспоминается что-то веселенькое и я протягиваю руку к прикроватной тумбочке, чтобы записать в блокнот несколько строчек. А утром пытаюсь разобрать эти наспех начертанные каракули, удивляясь тому, как алогичность воспоминаний швыряет меня по всей жизни.

 И все-таки есть в этих коротких воспоминаниях нечто общее: они как разноцветные лоскутки, из которых еще наши бабушки и прабабушки создавали великолепные изделия–мозаику из текстиля. Лоскутное шитье сейчас называют чужим словом –"Пэчворк", но мне ближе наше простое понятие–лоскутки.
Так и из моих воспоминаний–лоскутков можно создать полотно моей жизни. Желаю только одного, чтобы на нем как можно реже попадались лоскутки тревожного черного цвета!

 БУЛКА ХЛЕБА

 Лет шесть мне вроде было...
Раньше хлеб привозили по вечерам. Вот к ближайшему магазину и отправляли родители
детей, чтобы самим в очереди не стоять. А нам нравилось наблюдать, как рабочий подхватывает крючком деревянные поддоны с буханками и заносит в магазин. А запах! Казалось, что аромат горячего и вкусного хлеба плывет по всему городу.
Передав продавщице монетки и получив взамен хлеб, мы стайкой отправлялись по домам, откусывая по пути вкусные, хрустящие уголочки! Не удержаться было! Самые смелые из нас умудрялись откусить со всех четырех сторон.

 В тот вечер мама дала мне монетки в ладошку: "Купи булку хлеба".
Ну, я и купила! А что? Булку, так булку! Еще и с продавщицей спорила, которая хотела мне одну буханку продать (и монет там под расчёт было). Странно, но до сих пор помню и этот магазин, и наш спор. Я очень боялась сделать что-то не так, зная, что дома  мне попадет...Как чувствовала!

  Принесла я к ужину, на большую семью, одну сладкую булочку и сдачу! Попало! Сами понимаете по какому месту: по ближайшему. Стою, реву, назад идти отказываюсь, теперь уже продавщицы боюсь. Уходить из дома не пришлось, темнеть стало. Мама сама за хлебом отправилась. А я на всю жизнь запомнила эти непонятные слова –"Булка хлеба".


  НЕ ГУРМАНКА

 Время шло. Я уже ходила в школу. Больше всего любила уроки труда, потому что на них меня всегда хвалили и ставили в пример, за самые аккуратные стежки: шить я обожала! А еще любила вырезать лобзиком из фанеры всевозможные резные полочки на стену, причем эскизы уже рисовала сама. А вы знаете, как  фанера начинает вкусно пахнуть древесиной, когда от нетерпения так работаешь пилкой, что она нагревается и...ломается. Сколько я их переломала!
 
 Да, русский язык и литературу тоже любила за то, что меня хвалили. Мои сочинения часто болтались на веревочке, на стенде в школьном коридоре. А когда я читала перед  классом стихи, например про птичку за окном, то все ученики невольно поворачивали головы в ту сторону, желая увидеть её воочию. Какой бы я не была стеснительной, а проще говоря, даже несколько забитой, но эту свою особенность быстро просекла. Про математику я молчу...Я вообще не понимала, что это за ужас такой и кто его выдумал!
Ой, что-то этот лоскуток воспоминания получается слишком большим и может не совпасть с узором на полотне. Отвлеклась!

 В тот памятный выходной день, мы, самые рукастые ученики, были вызваны в школу, для украшения зала перед Новым годом. Я захватила два рулончика зеленой креповой бумаги (свой взнос в общее благое дело), и уже стояла на пороге, как мама сказала: "Никуда не пойдешь, пока не поешь". Как?! Какая может быть еда, когда все в школе сейчас соберутся, а меня не будет?! Я же пионерка! Активистка!   
"Садись, борщ поешь".–спокойно продолжала мама.
" Не хочу, он горячий!"–заныла я, рассчитывая на послабление и продолжая стоять на пороге.
"Сядь".–еще спокойнее сказала мама, а затем...Такого я не ожидала!

 На столе стояла огромная тарелка с кусками  вареной свинины, вынутой из борща. Судя по всему этот свиненок так и жил совсем без мяса. Мама нацепила кусок порося на вилку, обмакнула в горчицу и поднесла к моему рту: "Или поешь, или останешься дома". Это было похоже уже на пытку, но выбора не было.

 Со слезами на глазах я прожевывала и проглатывала этот запихнутый в меня жирный кулинарный "изыск"! В школу я не опоздала, но мне казалось, что от меня за версту пахнет свиньей, горчицей и обидой. С тех пор я ем всё! Слово "Гурманка" не для меня.
Вы не поверите, но я даже как-то ела требуху...было дело! Почему сырую?! Вареную!
Что?.. А вареный лук и молочную пенку? Да не слабо!


  НА ВСЮ ЖИЗНЬ

 Часто задумываюсь: для чего наша память хранит такие маленькие воспоминания из детства? Чтобы вынести из них какой-то урок?

В нашем маленьком дворе росла белая акация, по веткам которой бегали полчища встревоженных муравьев. Это акация разделяла наш двор от соседского, хозяева которого все время грозились её спилить. А мне было очень жаль. Этот весенний аромат больших белых гроздьев я помню до сих пор! Ребятишки просили взрослых сорвать им цветущую ветку и, стряхивая муравьев, ели вкусные пахучие цветы.
Так, запихивая в рот что попало, мы познавали вкус природы. Впрочем, запомнилась мне акация не только из-за этого...

 Как-то летним солнечным днем мама позвала меня во двор. Я выскочила, ожидая очередной взбучки за что-то, еще не зная за что. А мама вдруг говорит: "Посмотри, какая интересная тень от акации на земле. Видишь, на человечка похожа: голова, ручки, ножки...идет куда-то". Я тут же с удовольствием включилась в игру–рассматривать чудесные смешные картинки, которые дарила нам акация!

 С тех пор я стала внимательно вглядываться в разные причудливые тени, замечая то, что не видели другие. Стала зарисовывать увиденное. Мама открыла мне какой-то новый мир! Это особенность мне очень пригодилась в жизни, в профессии, развила внимание, фантазию...
Я и сейчас серьезно занимаюсь фотографией, и когда мне говорят: "Здорово! И как ты это всё замечаешь?!", я вспоминаю наш маленький дворик, маму, и того несуразного человечка из тени, который всё куда-то спешит и спешит в моей памяти.


ПРОДОЛЖЕНИЕ-http://proza.ru/2021/06/16/1483


Рецензии
Воспоминания "как разноцветные лоскутки, из которых еще наши бабушки и прабабушки создавали великолепные изделия–мозаику из текстиля".
Вы знаете, это почти как в романе Торнтона Уайлдера "День восьмой": "История - цельнотканый гобелен. Напрасны попытки выхватить из него взглядом кусок шириною больше ладони..."
Не знаю, читали ли?

Олег Поливода   27.01.2022 19:26     Заявить о нарушении
Нет, Олег, не читала, и навряд ли когда-нибудь возьмусь за романы(глаза посадила напрочь).Потому и пишу коротко, и читаю только небольшие прои. Название ЛОСКУТКИ пришло само, так как всю жизнь занималась лоскутками...Не только были персональные выставки, но и учила ПЕЧВОРКУ студентов).

Любовь Витт   27.01.2022 20:14   Заявить о нарушении
А почему ПЕЧВОРКА? Никогда не слышал такого слова, хотя и был студентом.

Олег Поливода   27.01.2022 20:37   Заявить о нарушении
У нас, В России, это называется проще : между собой-Лоскутная техника. А печворк-название скорее международное. Есть и журнал с таким названием. Вот и гугл подтвердил-
Пэчворк – это, если говорить понятным языком, лоскутное шитье.

Любовь Витт   27.01.2022 20:44   Заявить о нарушении
Правильно писать-ПЭЧВОРК(у меня там описка).

Любовь Витт   27.01.2022 20:46   Заявить о нарушении
Понял! А то я уже было подумал, что в институте какую-то лекцию пропустил.))

Олег Поливода   27.01.2022 20:47   Заявить о нарушении
Нет, это было вне институтских стен-так называемые кружки: народное творчество или драматический(между нами ,этот приработок назывался милым словом-халтура)

Любовь Витт   27.01.2022 21:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.