Отважная опричница часть 3

Глава 1.

Знакомство

В жаркий июльский день 1556 года деревня Клюевка недалеко  от Нижнего Новгорода гудела как растревоженный улей. Весь народ толпился на площади перед церковью. Что же произошло?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо перенестись на три года раньше. Уже давно Клюевка с её 50 дворами была пожалована дворянину Владимиру Андреевичу Дубровскому – отважному воину, не пропустившему на своём веку ни одной войны. Последствия этого мог видеть всякий, когда Владимир Андреевич снимал нательную рубаху – всё тело клюевского помещика было так исполосовано ранами, что, казалось, на нём не было живого места. И тем не менее Дубровский по-прежнему оставался бодр, весел и активен, готовый к новым подвигам во славу государя и Отечества. Мужики искренне уважали своего смелого и энергичного барина. «Настоящий воин!» – с гордостью говорили они. И не мудрено: постоянно сражаясь то с татарами, то с литовцами, Владимир Андреевич ограничивал свою помещичью власть тем, что брал со своих крестьян небольшой оброк, достаточный для того, чтобы иметь хорошего коня и оружие, а также поддерживать некоторую представительность – как-никак, он же дворянин и царёв слуга! Всеми же делами в Клюевке вершил по совести мудрый староста, избранный самими крестьянами.

Так продолжалось до лета 1553 года, когда, вернувшись из очередного похода, Владимир Андреевич неожиданно обнаружил … что Клюевка больше не его. Дело в том, что соседом Дубровского был боярин Никита Борисович Колычев, один из богатейших людей Московии. Чем-то Клюевка Никите Борисовичу очень понравилась, и в деревне Дубровского появился колычевский тиун-приказчик Васька Перстень – известный всей округе наглец и грубиян с крестьянами, угодливый холуй перед сильными мира сего. Помахав перед лицом оторопевшего от изумления Владимира Андреевича какой-то непонятной грамоткой, он по-хамски предложил бывшему хозяину Клюевки и всей его семье поскорее убираться на все четыре стороны.

Попытки жаловаться наместнику в Нижнем Новгороде никакого успеха не дали и дать не могли. Ведь наместником в Нижнем был никто иной, как старый друг рода Колычевых! Он что – должен был испортить отношения  с боярином-Рюриковичем ради какого-то мелкопоместного нищеброда??? Это было даже не смешно…

Собрав все свои скудные сбережения, семья Дубровских подалась  в Москву, надеясь найти правду в столице. Но и там трёхлетние хождения  по судам и приказам (так в Москве той поры назывались органы центрального государственного управления) оказались бесполезными: всё, что касалось дела Дубровского, было подвластно Ивану Борисовичу Колычёву – брату Никиты Борисовича. Дубровские уже давным-давно потратили все деньги  и перебивались с хлеба на квас случайными заработками, по внешнему виду нисколько не отличались от нищих. Только чудом Владимиру Андреевичу удалось пасть к ногам самого царя и подать ему прошение. Дело горемычной семьи наконец-то сдвинулось с мёртвой точки…

Но тут полыхнуло в самой Клюевке, ставшей частью и без того обширной колычевской вотчины. Все дела теперь там вершил уже знакомый читателю Васька Перстень. Выжимая из мужиков для боярина всё, что только можно, он нисколько не забывал и себя. В конце концов клюевские крестьяне буквально растерзали толпой тиуна и двух его помощников.

Так уж получилось, что этот бунт почти совпал по времени с тем днём, когда Владимиру Андреевичу удалось подать прошение самому царю. Поэтому нижегородскому наместнику скрыть беспорядки в Клюевке  от Москвы не получилось. Для проведения следствия непосредственно на месте царь послал трёх человек под охраной 50 вооружённых всадников-дворян.

Главным был Григорий Лукьянович Бельский, хотя и носивший известную фамилию, но принадлежавший к совершенно захудалой ветви рода. Ни денег, ни влиятельных покровителей у него не было. К этому надо было добавить малый рост и уродливое лицо. Поэтому Григория Лукьяновича все звали Малютой (в смысле «малый») Скуратовым (от «шкурата» – вытертой кожи). Но Малюта отличался исключительно точным и добросовестным исполнением всех царских указов и был ничем не обязан высокородным князьям и боярам. Царь Иван Васильевич всё больше и больше доверял ему.

Вместе с Малютой на следствие в Клюевку отправили Дмитрия Ивановича Хворостинина – потомка ярославских князей. Дмитрий Иванович с самого начала показал себя форменным отщепенцем среди московской аристократии. Как любой князь, он мог сразу получить высокую должность  в государстве только по праву рождения, но предпочёл начать тяжелую службу с низших чинов, чтобы продемонстрировать всем, что он и сам по себе, без княжеского титула, чего-то стоит, что он занимает своё место по заслугам, а не только по имени отца. К моменту событий в Клюевке князь Хворостинин уже зарекомендовал себя как отважный воин и толковый начальник.

Ещё более интересным был второй помощник Малюты – Иван Семёнович Пересветов. Уроженец западного соседа Московии – Великого княжества Литовского – он бежал оттуда, не вынеся царящей на его родине чудовищных безобразий. «Я христианин, я рыцарь, – часто говорил он, - мой долг – защищать слабых и обездоленных! А что я видел вокруг? Магнаты  и шляхта грабят простой народ, издеваются над ним, не считают своих крестьян за людей. И при этом – постоянная болтовня о вольности. Но чьей вольности? Вольности сильных грабить слабых?». Это был человек в чём-то  с наивными и детскими представлениями о жизни. Он искренне полагал, что можно построить справедливое общество не в потустороннем мире, а здесь,  на земле, и что именно православная Московская Русь должна быть самой справедливой страной мира. Малюта и Хворостинин частенько подтрунивали над ним, одновременно глубоко его уважая.

Продолжение следует...

Уважаемые читатели! Если вам понравилось, вы можете поддержать автора, переслав любую денежную сумму на карту 4276 5501 0691 5856 (Сбербанк) или 2200 2407 8217 0274 (ВТБ). Автор очень надеется на вашу поддержку.


Рецензии
уже лучше. Теплее
Бельский
рядышком есть поселение В-Бельск
Малюта- именно он являлся мне в снах
надо прочитать
*
Он искренне полагал, что можно построить справедливое общество не в потустороннем мире, а здесь, на земле, и что именно православная Московская Русь должна быть самой справедливой страной мира.
*

а это, прям, про меня.

Исабэль   01.08.2021 04:32     Заявить о нарушении
опять не хватает ссылки. Можно, конечно, сразу открыть несколько

Исабэль   01.08.2021 04:38   Заявить о нарушении