Фактор С
(связь ценностей и развития)
Приведенный ниже текст — попытка найти ключевой параметр поведенческих характеристик людей (составляющих сообщество), который (параметр) может быть определен в качестве важнейшего фактора благополучия и развития в современном мире.
Ученые люди в области гуманитарных наук однозначно отслеживают тенденцию роста благосостояния и снижения уровня смертности в человечестве в целом, по мере его развития. Кроме того, в современных условиях просматривается определенная тенденция в изменениях систем принятия общественных решений. Неизбежное сочетание централизованных (вертикальных) и распределенных (горизонтальных) систем принятия общественных решений смещается в сторону преобладания распределенных систем. Видимо, более адаптивная горизонтальная система принятия общественных решений позволяет эффективнее справляться с вызовами быстро меняющейся окружающей среды. Похоже на то, что обе эти тенденции тесно связаны и взаимозависимы.
Какой же ключевой фактор обеспечивает сохранение такой условно благостной картины?
Если отбросить религиозное объяснение происходящих с человечеством изменений (вера не нуждается в доказательствах и объяснениях), то определяющие факторы тенденций его (человечества) развития следует искать в изменении преобладающих поведенческих характеристик людей, входящих в те или иные сообщества.
Действительно, общие характеристики общества, определяющие его благополучие и тенденции происходящих в нем изменений, зависят от интегральных результатов решений, принимаемых и реализуемых множеством составляющих его людей. Такая гипотеза представляется вполне обоснованной,
Причины того или иного поведения человека обусловлены как внешними (ограничения и побуждения из окружающей среды) так и внутренними (генетическая предрасположенность, культурные стереотипы, работа сознания) факторами.
Из поиска важнейших факторов, определяющих поведение человека на долговременной основе, в данной работе следует исключить такие внешние причины как природно-климатические события и катаклизмы. Также стоит отбросить факторы, связанные с социально-политическими процессами, происходящими на территориях, лежащих за пределами проживания рассматриваемого сообщества. Эти факторы по своей природе ситуативны и слабо предсказуемы. Такие внешние процессы и события могут сильно (даже радикально) влиять на направление изменений в обществе. Но, в рамках рассматриваемой темы, ограничимся влиянием внутренней социальной ткани сообщества, качество которой представляется фундаментальным фактором развития.
Вполне справедливы суждения ученых о том, что генетически народы во всем мире мало отличаются. Природа человеческая рождает довольно большое разнообразие характеров, видимо, для того, чтобы легче приспосабливаться к изменениям среды обитания. Сколько знаю семей с двумя детьми, столько удивляюсь категорическим различием характеров родных братьев или сестер. Да и пресловутые две Кореи весьма убедительное доказательство слабого влияния генетики на уровень общественного благополучия. В этой связи, генетическая предрасположенность также исключается из дальнейшего рассмотрения как фактор, несущественно влияющий на интегральное поведение человеческого сообщества.
Таким образом, нам остается рассмотреть факторы культурных стереотипов и работы сознания в процессе принятия и реализации решений людьми.
Культурные стереотипы это привычное, закрепленное в подсознании у человека, представление о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Формируются такие стереотипы в течении жизни человека. Особенно, на мой взгляд, активно это происходит в раннем детстве - в результате естественного для ребенка подражания близким людям и, с другой стороны, благодаря ограничениям возводимым близкими людьми. Эти ограничения направлены на формирование привычки вести себя в соответствии с традициями окружающих его людей.
С одной стороны, культурные стереотипы меняются довольно медленно. Подтверждение этому культурная устойчивость этнических диаспор, проживающих компактно в России (евреи, различные кавказские этносы) или в Западной европе (арабы, турки и т. п.). С другой стороны, все же такие изменения неизбежно происходят. Причем изменения происходят, прежде всего, в части стереотипов поведения при разрешении конфликтов. От привычки разрешать конфликты с помощью агрессии и насилия так или иначе приходится постепенно отказываться, т. к. доминирующая окружающая поведенческая культура не будет такого долго терпеть. Культурные особенности в области языка, искусства, быта могут сохраняться дольше. И это полезно для коренной культуры, т. к. привносит разнообразие, так необходимое для развития.
Мои личные наблюдения отмечают значительные изменения в поведенческих стереотипах наших людей (россиян) за последние 20 лет. Особенно выпукло это проявляется в поведении водителей.
Сейчас явно преобладает тип водителя способного быть предупредительным в отношении пешеходов и других водителей. Агрессивное проявление собственных преимуществ перестало быть модным. Природа таких изменений - в увеличении количества автомобилей и, соответственно, количества пересечений участников дорожного движения.
Это проявление более общей закономерности. Почему для городских жителей (по сравнению с сельскими) в большей степени свойственна культура сдержанности при разрешении конфликтов в ходе столкновения интересов? Потому что в городе, по сравнению с сельской средой, человек гораздо чаще пересекается с другим человеком, с естественными и искусственными объектами городской среды, соответственно чаще встречаются конфликтные ситуации. В таких условия, отсутствие культуры сдержанности, предупредительности и корректности в отношении друг к другу сделало бы жизнь трудно выносимой. Вот такая культура и приживается.
Кроме того, сдержанность позволяет человеку более эффективно подключать сознание при принятии и реализации решений. Просто потому, что появляется больше времени от момента побуждения к действию до принятия решения.
Читатель, вероятно, уже догадался, что именно преобладание культуры СДЕРЖАННОСТИ автор считает ключевым фактором, определяющим рост благополучия в обществе.
Если принять, что развитие общества — это его изменение в направлении от менее благополучного состояния (по продолжительности и условиям жизни людей) к более благополучному, то напрашивается такой алгоритм влияния культурных особенностей на развитие:
Рост СДЕРЖАННОСТИ — рост толерантности — рост разнообразия и уровня свободы индивидуумов — рост возможности адаптироваться к изменениям окружающей среды — рост благополучия.
Бен Стаско, январь 2020 г.
Свидетельство о публикации №221060501464
Я согласен с высказанными в Вашем эссе соображениями.
Хочу немного расширить тему. Существуют культуры, которые
культивируют сдержанность как важную поведенческую характеристику человека.
В определенной степени это относится к исламской культуре (отсюда резко негативное отношение к биохимическим стимуляторам безответственного поведения, типа алкоголя, к развлекательной музыке и т.д.), а также культурный круг дальневосточных религий (даосизм, буддизм) с их упором на медитативные практики и психотехники, направленные на успокоение воли. В большинстве случаев это приносит ощутимые плоды в отношении уровня социально-экономического и культурного развития общества соответствующих стран. Примеры очевидны. Япония,Южная Корея, Тайвань, Таиланд, Вьетнам и, пожалуй, даже современный Китай.
Можно,конечно, попытаться оспорить это утверждение в отношении стран исламской цивилизации, но разве Саудовская Аравия, Оман, Катар, Эмираты - не развитые во многих отношениях страны? И дело уж точно не только в наличии обильных нефтегазовых ресурсов, ибо при определенном уровне бескультурья и отсутствии той же самой СДЕРЖАННОСТИ в широком смысле слова - тамошние элиты вполне могли бы все "проесть", не поделившись с обществом даже крохами.
С уважением,
Станислав
Станислав Кагос 20.08.2021 12:56 Заявить о нарушении
Некоторые важные уточнения возникли у меня в связи с Вашим отзывом. Есть Сдержанность позитивная (собственно о ней в моей миниатюре) в отношении неизбежно возникающих у человека время от времени порывов агрессии, воровства, лжи, избыточного потребительства. А есть сдержанность негативная - в отношении рисковых созидательных порывов. В современном мире такая сдержанность вредна, поскольку сдерживает развитие. Боюсь, что восточная культура имеет элементы негативной сдержанности. Во всяком случае, доминирование инноваций на Западе не вызывает больших сомнений. С уважением, Бен Стаско.
Бен Стаско 23.08.2021 06:40 Заявить о нарушении
На самом деле, и на Западе и на Востоке утвердилась модель безудержного потребительства, в этом смысле сдержанности в широком смысле слова,как характеристики большинства населения, нет нигде. И там и там работают безликие силы пропаганды "престижного потребления", навязываемые с гипнотической силой населению через СМИ и Интернет. Я уверен, что это именно безликие силы, никто не в состоянии регулировать такие процессы. В конечном итоге, я полагаю, что капитал,по мере своего неуклонного роста, формирует и подчиняет себе потребительское поведение большинства людей, и это и есть главная объективная закономерность современности.
Лишь только в небольших по размеру странах (Скандинавия,например),возможно, модель безудержного потребления уступает место модели сдержанного и даже скромного образа жизни. Впрочем, не исключаю, что в какой-то мере это тоже иллюзия и журналистский "миф".
Станислав Кагос 23.08.2021 10:53 Заявить о нарушении
На Западе в последние десятилетия взят курс на насаждение единомыслия в определенных мировоззренческих вопросах. В рамках риторически провозглашаемой толерантности, на деле поощряется нетерпимость к тем,кто придерживается "неправильной" точки зрения. Восток - тоже не сахар, я понимаю. Там рамки толерантности задаются традиционными религиозными установками, подчас произвольно трактуемыми какими-то отдельными лицами или группами.
Большим и,пожалуй, решающим преимуществом обществ западного типа я считаю верховенство закона и отсутствие традиции властного давления на судейский корпус.
Но и там и там толерантность существует в определенных кем-то и для кого-то рамках. Находишься в рамках приемлемого диапазоном толерантности поведения - ты свой, за рамками - чужой. Универсальный принцип, скорее отражающий присущую человеческим коллективам неизбывную глупость, чем что-либо еще. Я,Естественно, не о терпимости к уголовным преступлениям, а о толерантности к мнениям, верованиям, различным идеологическим и религиозным практикам. Таковой нет ни на Западе, ни на Востоке.
Станислав Кагос 23.08.2021 16:42 Заявить о нарушении
Мне представляется, что на уровень инновационности влияют следующие основные факторы:
1.Уровень благосостояния, т.к. человек не вынужденный заботиться о своих первичных потребностях имеет больше возможностей использовать свои творческие возможности.
2.Уровень финансирования государством и частными фондами науки и исследований.
3. Уровень соблюдения основных прав человека.
Посмотрел рейтинг стран по инновационности и не нашел серьезных отклонений от моих вышеприведенных предположений. Вызывает удивление, что Китай в рейтинге несколько выше Японии. Не знаю ни одной прорывной технологии изобретенной в Китае, а вот с внедрением у них действительно хорошо. Видимо методика оценки учитывает и то и другое. Пока не нашел удельные рейтинги по изобретениям. Думаю там картинка будет отличаться. А вот богатая Саудовская Аравия далеко внизу.
С уважением, Бен Стаско
Бен Стаско 06.09.2021 20:19 Заявить о нарушении
С уважением, Бен Стаско
Бен Стаско 07.09.2021 07:04 Заявить о нарушении