Как Фёдор заморскому принцу медведей подарил

                Часть 5
      
   Много ли, мало ли прошло зим и вёсен с тех пор, как государь принимал и потчевал заморских гостей на своем юбилее, и вот в одно тёплое летнее утро, когда первые лучи солнца осветили царский сад, во дворец прибыл посланник с письмом от чужеземного принца.
   Царь, глядя на уставшего гонца, понял, что он к нему ехал не день и не два, и приказал слугам накормить его и дать ему отдохнуть, прежде, чем он отправится в обратный путь. А к себе велел позвать толмача, то есть переводчика.
   После того, как письмо было прочитано, Царь усмехнулся:
   – Видно, заморский Принц никак не уймётся, что мой Фёдор – Умная голова его задание смог выполнить. И сейчас, приглашая нас в гости, ещё раз желает убедиться в находчивости и сообразительности моего советника. 
   Недолго думая, Царь распорядился готовить в дальнюю дорогу золочёные кареты и самых лучших скакунов. Погрузив подарки и все необходимое, что требовалось в дальней дороге, Царь со свитой и с Фёдором двинулся в путь-дорогу.
   Долго ехали, устали и вот, наконец, они прибыли во владения заморского Принца. Их взору предстал дивный дворец с большими окнами, в которых отражались лучи солнца, широкими мраморными ступенями с золотыми перилами, отчего дворец казался волшебным. Сказочность его дополнял пышный ухоженный сад, где журчал изумительной красоты фонтан с золочёнными чашами. Внутри дворец оказался ещё восхитительней: всюду – золотые и серебряные убранства, роскошная резная мебель, на полу – персидские ковры, а стены обиты шёлком и атласом.
   – Красота-то какая, лепота! – с восхищением произнёс Фёдор. – Аж, голова закружилась.
   Царь, строго глянув на советника, с укоризной сказал:
   – Ты, давай-ка, свою голову-то приостанови! Она тебе ещё пригодится. Ишь, гляньте-ка вы на него, какой впечатлительный! Твоя голова закружилась от дальней дороги, всего и делов-то.
   Фёдор лишь почесал затылок.
   После тёплого приёма гостей, щедрого и вкусного угощения заморскими деликатесами хозяин дворца молвил:
   – Я рад, что вы приняли моё приглашение, для меня это большая честь. Надеюсь, вам понравится здесь, на моей земле. Лично мне очень понравилось на Руси.  Какая у вас там зима! Ух! – Принц поёжился, от нахлынувших воспоминаний по его загорелому телу побежали мурашки. Он передёрнул плечами и добавил: – До этого мне никогда не приходилось видеть снег. Впечатляет! Только вот об одном жалею, не удалось мне увидеть ещё одно ваше русское диво – медведей. Желаю у себя во дворце завести такого зверя.
    – В чём дело-то? Прикажите, и вам привезут! – вдруг смело и неожиданно для себя и для всех присутствующих заявил Фёдор.
    Царь-государь не показал виду, что обрадовался находчивости советника, что тот не только умён, но и за словом в карман не полез, не спасовал перед Принцем.
    – Ах, какой умный! Я и сам знаю, стоит мне чего-то захотеть, мне это непременно доставят, – с ухмылкой ответил заморский Принц. – Но слишком долго ждать, пока ещё его привезут… Как там он зовётся, мишка косолапый?.. Слишком много времени пройдет, – и, хитро сощурив глаза, уже спокойней добавил: – А я желаю, чтобы он у меня был здесь и сейчас. Примерно так же быстро, как ты перенёс нас из зимы в лето, а из лета в зиму, когда я был у вас в гостях. А на этот раз ты сможешь исполнить мою просьбу?
Фёдор перевёл растерянный взгляд с заморского принца на царя-государя и по выражению его лица понял, если он не выполнит это задание, то может лишиться не только должности советника, но и своей головы. Не на шутку испугался Фёдор. В ту минуту он почувствовал, будто земля уходит из-под ног, но мыслей своих ничем не обнаружил, лишь немного растерянным голосом уточнил:
    – А Вам нужен медведь или медведица? Взрослый или маленький? Белого или бурого цвета?
    – Не имеет значения, будет это медведь или медведица, а также не имеет никакого значения ни цвет, ни возраст, – надменно произнёс Принц.
    – Ясненько, – как можно спокойнее кивнул Фёдор. – И сколько времени мне даётся на решение данной задачи? – спросил он Царя.  Но только царь открыл рот, как хозяин дворца с улыбочкой заявил:
    – Ну, я бы, конечно, мог сказать, что ты должен выполнить это сейчас, немедленно, но ты же не мой подневольный. Тебе нужно время для обдумывания. Поэтому, даю тебе сутки. – Хозяин дворца вышел из-за стола и удобно уселся на мягкий, богато расшитый золотом диванчик, мол приступай, я жду.
Гости отправились в покои. Было уже поздно. Тёмное небо усыпали яркие звёзды. Дворец притих. А Фёдор не мог сомкнуть глаз, и даже мягкие, словно облака, перины не могли погрузить его в сладкую дрёму. Он всё думал и думал, как справиться с этим невыполнимым заданием. Неужели на этот раз он лишится головы? Чтобы отвлечься от угнетающих мыслей, царский советник решил прогуляться по ночному саду, насладиться его безмятежной тишиной.
    В саду царила упоительная тишина: птички уже не распевали райских песен, и фонтан не журчал, как будто загрустил. Фёдор подошёл к нему и, опустив ладони в спокойную воду, вдруг увидел отражение луны. 
    – Какая в этих местах большая луна, – поднимая к небу глаза, сказал сам себе советник Царя. – А, звёзды-то какие здесь яркие, низкие, кажется, рукой подать!
    Когда Фёдор произнёс это, лицо его вдруг озарилось счастливой улыбкой, он понял, как можно выполнить задание заморского принца. Теперь он был спокоен как за свою голову, так и за свою должность, и с легкой душой вернулся в покои спать.
 
    Солнечные лучи всё ярче и ярче освещали сад Принца. Дивное пение птиц и журчание воды в фонтане говорили о наступлении нового дня.
    – Как, дорогие мои гости, вам спалось? – попивая свой любимый заморский напиток – кофе, и угощая им Царя и Фёдора, поинтересовался принц.
    – Хорошо почивали, спасибо! – вытирая руки о вышитую салфетку, ответил Царь.
    – А мне слуги донесли, что у кого-то была сегодня бессонница, и он даже прогуливался по моему ночному саду.
    Фёдор слегка зевнул:
    – Ваши слуги правы. Этим «кто-то» был я! Мне не спалось, всё размышлял над вашей задачкой, – и, предугадывая следующий вопрос Принца, набрался храбрости и опередил его ответом: – Да. Я нашёл решение.
    Царь с нескрываемым интересом взглянул на советника, и на устах государя появилась еле заметная улыбка. Он был доволен, чего нельзя было сказать о молодом Принце. Его тёмные брови насупились, а в голубых глазах читалось: «Это как же за такое короткое время можно выполнить моё задание?»  Любопытство так и распирало хозяина дворца.  Он поставил на стол чашечку с кофе и настроился внимательно слушать Фёдора. Но его ожидание не оправдалось. Советник русского Царя уверенно сказал:
     – Ваше Высочество, Вы дали мне сутки, и они ещё не истекли. Поэтому соизвольте, пожалуйста, дождаться ночи.
     Слова Фёдора совсем не понравились Принцу, он даже чуть было не рассердился. «Этот русский – хитёр. Наверняка ничего не придумал и решил потянуть время». Но, не давая волю чувству, Принц снисходительно кивнул и вслух сказал:
     – Хорошо. 
     Сам же всё оставшееся время с большим нетерпением ждал, когда сядет солнце: ведь ближе к ночи он, возможно, ещё раз восхитится умом русского Фёдора, или, быть может, на этот раз ему предстоит разочароваться в царском советнике. А пока, чтобы как-то развлечь гостей и скоротать время, молодой хозяин решил показать своё новое приобретение. Для этого он пригласил всех на самый верхний этаж дворца.
     Распахнув большие двери с золотыми узорами, Принц провёл их в огромную комнату с высоким сводчатым потолком, искусно расписанным в виде звёздного неба. Несмотря на тёмный потолок, со всех сторон комнату заливал солнечный свет, врывающийся сквозь панорамные окна. Но не это впечатлило русских гостей, а стоявшая на специальной подставке у окна какая-то странная труба.
     – Хм, а что это за непонятная штуковина на ножках? – позабыв про правила приличия, поинтересовался Фёдор.
     Принц подошёл к неизвестному для русских гостей прибору, нежно погладил его, словно дорогого скакуна, и довольно произнёс:
     – Э-э, эта радость моего сердца и очей моих называется телескоп. Правда, я ещё им толком не пользовался, лишь на днях мне его доставили. Но пару раз я все-таки в него заглянул – невероятная красота. А накануне вызвал к себе из другого государства самого лучшего звездочёта, хочу, чтобы он мне рассказывал о звездах. Прошу! – любезным жестом, Принц предложил Царю заглянуть в трубу.
     – Ты только глянь-ка: вот диво, так диво! Всем дивам диво! Все дома, деревья, что стоят за несколько вёрст отсюда, кажутся совсем рядом, – с неподдельным восторгом, не отрываясь от волшебной трубы, повторял Царь-государь.
Настала очередь Фёдора, и его изумлению не было предела.
     Время за этой забавой для всех пролетело незаметно. И вот, наконец-то, наступила долгожданная для Принца ночь. Тут гостеприимный хозяин обратился к советнику Царя:
     – Ну, что, пора исполнять задание!
     – Пора, так пора, – уверенно ответил Фёдор, – только для этого нам нужно выйти на улицу.
     Принц немного удивился, но возражать не стал.
     – Ну и где же обещанный мне медведь? – осматривая свои владения, надменно поинтересовался он. 
     – А вы поднимите голову, дорогой Принц, – предложил царский советник.
     – Что, медведи уже по небу летают? – с ухмылкой спросил хозяин.
     – Нет, не летают, они там обитают, – глядя в небесную высь, уверенно заявил Фёдор.
     Возникла тишина. По лицам Царя-батюшки и заморского Принца Фёдор понял, если он сию же минуту не объяснит своё высказывание, то может остаться не только без своей должности, но и без головы.
     – Как вы знаете, на небе имеется огромное количество звёзд… – начал было говорить царский советник.
     – Я, конечно, знаю, что ты, Фёдор – Умная голова. Но о том, что на небе есть звёзды, известно даже маленькому ребёнку, – с нескрываемым нетерпением перебил принц. – Ты меня сюда позвал на звёзды полюбоваться или обещанного медведя показать?
     – Извольте, я продолжу, – спокойно обратился Фёдор к собеседнику.
     Учтиво разведя руки, принц кивнул.      
     – Благодарю! – Фёдор слегка поклонился. – Так вот, как я уже сказал, на небе очень много звёзд. Многие из них образуют созвездия. Например, вот такое, как это, – не отрывая взора от ночного неба, Фёдор высоко поднял руку.   – Вон, видите яркую звезду?
     Молодой хозяин посмотрел наверх, не меняя тона, произнёс:
     – Хм, я эту яркую звезду вижу каждый вечер.
     – Тогда, стало быть, Вам, наверняка, известно, как она называется?      
Ответа не последовало, и советник продолжил объяснение:
     – Это Полярная звезда. Она входит в состав Малого Ковша, приглядитесь, на небе звёздами действительно как будто нарисован обычный ковшик… А рядом – видите? – Большой Ковш, который образуется из семи звёзд.
     – И что? – недовольно спросил принц.
     – А то, что, глядя на них, мы зрим не только таинственную красоту неба, но и сами созвездия. Если обвести одной линией эти звёзды, то вы увидите рисунки медведей. Это не что иное, как созвездия Большой и Малой Медведицы. Вот и выходит, что у Вас в государстве не один, а даже два Медведя. А когда вы будете смотреть в ваш замечательный телескоп, вам всегда будет казаться, что эти Медведицы совсем рядом с вами.
     Хозяин дворца, никогда не отличавшийся малословием, на этот раз растерялся и не нашёл ответа. 
     – Дорогой принц, означает ли ваше молчание, что мой советник справился с заданием и исполнил ваше желание? – Царь сам с удивлением смотрел на небо, как будто впервые видел созвездия Медведиц.
     Принц молчал. И Царь, довольный своим сообразительным советником, ответил за принца:
     – По-моему, вполне.  Ведь у вас в государстве, как вы и хотели, теперь
     Заморский Принц по-прежнему не находил слов. Он жестом подозвал к себе одного из слуг и что-то тихонечко сказал ему на своём родном языке. Через некоторое время перед принцем стоял странный старичок. Странным он казался из-за конусовидного колпака на голове и накинутой на плечи мантии тёмно-синего цвета. На колпаке и на мантии, словно на ночном небе, были изображены звёзды. Старик с уважением поклонился Принцу, выслушал его, а затем кивнул головой в знак согласия. В ответ ему, принц лишь небрежно махнул рукой, после чего старик почтенно удалился.
     Позже выяснилось, это был личный звездочёт принца, который подтвердил правдивость слов Фёдора. Принц был восхищён смекалкой царского советника!
     Вот так, в очередной раз, Фёдор доказал, что не зря на его родной земле народ величает его Фёдор – Умная голова.
     Ещё много лет Фёдор, глядя в космическую даль через телескоп – подарок принца, вспоминал о встрече на заморской земле. И думал, что возможно, именно сейчас, они одновременно с Принцем наблюдают за Медведицами.


Рецензии