Несколько слов об общении

    Первое, что приходит в голову, когда речь заходит про общение, что это обмен репликами, обмен информацией. Но это только первое приближение к сути общения.

   Не исключено, что homo sapiens опередил неандертальцев и других видов людей в борьбе за выживание и за счёт того, что он лучше общался. Именно общением человек разумный превратил своё существование в сосуществование, в такое сплочение сородичей, которому по плечу любые задачи.

   И сейчас человек из биотела превращается в личность благодаря общению. Все мы помним истории, когда дети лишались общения и не могли  стать полноценными людьми. Надо отметить, что при вызревании человека сначала общество опекает дитя, а потом взрослеющий человек начинает всё активнее взаимодействовать с обществом, начинает изменять общество, внося свой вклад в развитие человечества.

  Важно ещё раз подчеркнуть, что такое воспитание – общение есть процесс двухсторонний, есть взаимовлияние, при котором обогащается и личность, и общество.

   Итак, общение есть «обработка людей людьми», в результате которой люди и становятся людьми, становятся личностями.

   И такая обработка людей возможна только тогда, когда есть равенство. Это не обмен репликами между начальником и подчинённым.

   Но равенство равенству – рознь. Есть равенство по форме, которое основано на количественных показателях, и есть равенство, исходящее из сути феномена, из его целостности. Все феномены делятся на форму и сущность. Если к форме можно что – то прибавить или убавить без ущерба для феномена, то сущность есть то, что не делится на части. Если разбить сущность на части, то перестанет существовать сам феномен.

   Сущность -  целостность не может быть частью чего –то, не может быть в подчинении. Сущность может быть равной другой сущности - целостности. Поэтому сказать, что Толстой лучше Тургенева на столько то, есть абсурд.

Целостная личность и общество имеют равные права. Здесь,- повторимся ещё раз, - не должно быть иерархии.

   Но, к сожалению, наше общество основано на насилии. И суть этого насилия проявляется как раз в том, что оно нагибает людей, строит их в иерархии.

Эти иерархии,это неравенство есть первоисточник, есть питательная среда для расистской,фашистской идеологии.Именно такие неравенства есть условие для эксплуатации большинства меньшинством в нашей торгашеской эпохе. 

   И за примерами далеко ходить не надо. В современных соцсетях всё построено на том, что мы имеем дело с его монаршеством админом и лишёнными всяких прав членов сообщества. При таком раскладе возможно только выполнение приказов от его монаршества админа. А вот члены соцсетей могут только челобитные наверх писать. Такое неравенство позволяет хозяевам соцсетей безнаказанно пользовать интеллектуальную собственность клиентов для получения прибыли.

   В таких условиях общение заменяется его суррогатом, состоящим из обмена реплик и высшего кобыляжа/кобеляжа разных VIP персон.
   
   К этому добавляются неискоренимые потребности отметиться везде и всюду. Ленты, стены современных соцсетей напоминают стены тюрем с надписями заключённых. " А Швейк между тем с интересом рассматривал надписи, нацарапанные на стенах. В одной из надписей какой-то арестант объявлял полиции войну не на живот, а на смерть. Текст гласил: «Вам это даром не пройдёт!» Другой арестованный написал: «Ну, вас к чёрту, петухи!»{34} Третий просто констатировал факт: «Сидел здесь 5 июня 1913 года, обходились со мной прилично. Лавочник Йозеф Маречек из Вршовиц». Была и надпись, потрясающая своей глубиной: «Помилуй мя, господи!»

А под этим: «Поцелуйте меня в ж…»

Буква «ж» всё же была перечёркнута, и сбоку приписано большими буквами: «ФАЛДУ». Рядом какая-то поэтическая душа накарябала стихи:

У ручья печальный я сижу,
Солнышко за горы уж садится,
На пригорок солнечный гляжу,
Там моя любезная томится…".

  Всё это идёт от нашей торгашеской эпохи, в которой наша жизнь поделена на работу и отдых. И эта трагедия уйдёт только тогда, кода мы будем 24 часа работать и одновременно 24 часа отдыхать. Т. е., противоположность работы и отдыха будет снята.
   А пока мы устаём на работе и хотим отрелаксировать по полной. Нам хочется чего – то яркого, приятного, непродолжительного. Нам не хочется углубляться в суть философских трактатов. Всё это ведет к закреплению таких приятностей в сознании многих уже независимо от работы, от усталости. Такие приятности можно употреблять наряду с попкорном, почёсывая пузо после обеда. Тут не надо думать, тут можно и нужно поймать расслабуху.
 

   Общение в сетях оживёт только тогда, когда будет равенство и ещё раз равенство: надо, чтобы члены соцсетей принимали участие в управлении и распределении доходов.
 
  Говоря об общении, надо сказать несколько слов о том, что сплочение людей породило то, что каждый из них стал производить больше, чем нужно ему самому. Фактически человек стал perpetuum mobile. Человек разумный становится человеком изобильным, т. е., тем, для которого количество не будет иметь особого значения. Именно при изобилии общение востребовано, становясь диалогом дружеских партнёров. Такой диалог получается тогда, когда встречаются люди целостные, люди изобильные. А это ведь суть творчества: равенство возможностей в изобилии. Вот почему без творческой составляющей  общения не бывает.
Общение – это наше всё.
 


Рецензии