Итальянцы на картинах кисти А. Г. Варнека

1. Варнек А.Г. Портрет двух итальянцев. Между 1804 и 1809 гг. Х.м. 48х37. Государственный Русский музей [1].
2. Варнек А.Г. Милостыня.  Х.м. 1806. 98х74,2. Новосибирский Государственный художественный музей [2].

Портрет двух итальянцев из собрания ГРМ, поступивший в музей от Н.И. Поляниной-Магалиф (Ленинград) в 1961 году, относится к числу наиболее поздних поступлений работ А.Г. Варнека в музей, причем о предыстории его написания и бытования никаких сведений нет. Датируется он просто временем пребывания Варнека в Италии, а о том, что это его работа свидетельствует лишь подпись художника черной краской слева на лицевой стороне холста, да стилистические особенности произведения.

В «свои» списки работ А.Г. Варнека  портрет еще до Турчина [3] включили Ракова [4]  и Целищева [5], правда, под названием «Портрет двух итальянских юношей», что не вполне корректно, поскольку справа изображен отнюдь не юноша, а девушка с «мальчиковой» прической. Доказательство этому простое: «правая» застежка на ее курточке, на что не обратили внимания искусствоведы. Нужно сказать, что Турчин, включив «Портрет двух итальянцев» в Список произведений А.Г. Варнека, не сказал о нем в монографии ни слова, ограничившись лишь припиской, что портрет не завершен.

Хотел бы, несмотря на это,  сказать о портрете несколько слов. Так, глядя на лица запечатленных на портрете молодых людей, веришь, что изображены на нем именно итальянцы, отмечаешь при этом эмоциональное состояние молодого человека и его острый взгляд. Девушка рядом с ним явно ощущает его защиту. 

А вот о картине «Милостыня» есть что сказать. И прежде всего то, что это ее третье название, данное картине после богатой истории ее бытования, с которым она и поступила в Новосибирскую картинную галерею (ныне – Новосибирский государственный художественный музей) из Павловского дворца-музея в 1958 году [2, 3]. 

Первое упоминание о картине, сделанное на основании отчета Александра Варнека об его пенсионерской командировке в Италию с 1804 по 1809 год, содержится в определении Совета Академии художеств [3,6], и в этом  документе она называлась  «Аллегория добродетели», но в дальнейшем это название самим художником  было изменено [7]. При этом загадка первоначального названия так и осталась неразгаданной (попробуем сделать это ниже).

Второе упоминание о картине встречается в статье критика П.П. Каменского «Мастерские художников», опубликованной в 1839 году [7]. В данной статье она названа картиной в трех фигурах (по колена) – «Женщина, подающая нищему хлеб», и это название, как и названия всех других  работ из опубликованного списка, было надиктовано критику Каменскому самим художником  А.Г. Варнеком. Он, как видно, отказался от первоначального названия.

Художник  сообщил Каменскому также имя владельца картины. Им был коммерции советник Николай Иванович Кусов (1780 – 1856), петербургский городской голова в период с 1824 по 1833 годы, видный представитель петербургского купечества того времени. Его имя фигурирует в некоторых первоисточниках, в частности, в 25-томном биографическом словаре А.А. Половцова. Однако он не был известен как собиратель живописи, поэтому не он, скорее всего, приобрел картину А.Г. Варнека для своего домашнего музея.

Предполагаю, что сделал это отец Николая Ивановича, коммерции советник и известный петербургский коллекционер Иван Васильевич Кусов (1750 – 1819), сын основателя торгового дома Кусовых – Василия Григорьевича Кусова (1729 – 1788) [8].  С семейством Кусовых были близко знакомы художники Кипренский, написавший портреты главы семейства, его сына и дочери [9] и Варнек, исполнивший портрет жены Николая Ивановича – Елизаветы Николаевны [3].

Это и дает основание предположить, что именно Иван Васильевич Кусов приобрел у Александра Варнека его «итальянскую» картину в 1810-е годы, когда художник вернулся из Италии в Петербург. Согласно версии автора статьи, к Николаю Кусову картина перешла от его отца, скорее всего, по наследству в 1819 году. Она находилась в его собрании, как отмечалось выше, в 1839 году, и вряд ли он мог продать этот символ памяти об отце при своей жизни. Поэтому можно думать, что у очередного владельца картина могла оказаться лишь после 1856 года, когда Николая Ивановича не стало.

Следующим владельцем картины «в трех фигурах» стал Василий Александрович Кокорев (1817 – 1889) – московский купец-предприниматель, публицист и меценат, известный коллекционер живописи, скульптуры и графики [8]. Русский Рокфеллер – так назвала его в своей статье Наталья Семенова, увлекательно рассказав в ней о предпринимательской и меценатской деятельности Кокорева [10].

Одним из примеров этой деятельности явилось создание им в Москве прекрасной публичной галереи картин и прикладного искусства, которая включала свыше 500 полотен, в основном, русской школы.  О том, что она собой представляла, сообщал в своей статье художественный критик Константин Варнек, сын художника Варнека, сотрудничавший с Кокоревым.

Он писал: «Всякий, кто имел случай видеть московскую галерею Кокорева, согласится с нами, что она составляет очень важное явление в нашей художественной среде. Все восемь ее залов вместе с лекционным залом и трактиром, убраны богато и со вкусом. Мягкие диваны, красивая резная мебель в русском стиле, прекрасный паркет, столы с затейливой инкрустацией, бюсты мраморные и алебастровые, дорогие вазы, достаточный свет сверху» [11].

Третье упоминание о картине А.Г. Варнека с первоначальным названием «Аллегория добродетели» содержится в Указателе «Кокоревской» галереи, изданном в 1863 году, где она имеет уже современное название «Милостыня». В кратком описании картины говорится: «Молодая женщина в белом покрывале подает милостыню старику. На втором плане видна профиль самого художника» [12]. 

В.С. Турчин комментирует это описание так: «Художник, если это действительно автопортрет, представлен в летах, что не соответствует возрасту А.Г. Варнека, когда он создал это произведение. Можно предположить, что перед нами «воображаемый портрет» [3, с. 96].

Как следует из приведенного комментария, вопрос о том, кого художник изобразил на втором плане и почему он назвал картину аллегорией, остается открытым и сейчас.

О дальнейшей (после 1870 года) истории бытования «Милостыни» я долгое время ничего не знал, но однажды  встретил один документ, благодаря которому удалось восстановить эту историю практически полностью до поступления картины в Новосибирский художественный музей. Этим документом является Каталог картин, принадлежавших цесаревичу Александру Александровичу. В нем приведены сведения о 497 произведениях, входящих в состав собрания «знаменитого коллекционера», ставшего в 1881 году российским императором Александром III(1845 –1894)[13 - 16].

Большинство картин в Каталоге принадлежат кисти знаменитых русских художников Брюллова, Айвазовского, Федотова, Боголюбова и многих других. В нем приведены названия произведений, даты их приобретения и стоимость, имена предыдущих владельцев, а также конкретные места экспонирования в Александровском и Аничковом дворцах. Помимо этого сообщается, куда картина была передана при расформировании коллекции и год, когда это произошло.

В отдельном разделе Каталога указаны сведения о картинах с номерами от 103 до 247, которые цесаревич приобрел в 1870 году у В.А. Кокорева при распродаже его галереи. Всего было куплено 145 картин, за которые их предыдущему владельцу было заплачено 40 тысяч рублей. Эта часть Каталога представила для меня наибольший интерес, так как именно в ней под номером 130 фигурирует и наша «Милостыня», приобретенная цесаревичем за 70 рублей. Местом ее размещения был один из залов Александровского дворца, находящегося в Царском Селе.

До конца жизни Александра III все картины за некоторым исключением находились в составе его коллекции, и лишь в 1897 году (через двадцать семь лет после их приобретения и через три года после смерти императора) ее стали расформировывать и передавать произведения в музеи и другие места их хранения. Продолжалось это в течение 60 лет. Наконец в 1956 году практически все оставшиеся картины, за исключением одной, поступили в Павловский дворец-музей.

Удивительно, но этой самой последней, картиной, находившейся в Александровском дворце до 1958 года, была «Милостыня». В Каталоге Александра III имеется отметка, что именно в этом году она была передана в Новосибирскую картинную галерею. Судя по всему, ее все-таки перевели вначале в Павловский дворец-музей, но ненадолго.

Возвращаясь к нынешнему названию картины («Милостыня»), замечу, что оно уже вряд ли когда-нибудь изменится, хотя искусствоведы и не расшифровали до сих пор, что это за человек, голова которого изображена на втором плане. И тут, конечно, нужно вспомнить первое название картины «Аллегория добродетели», отклоненное самим художником. Давая в 1806 году картине это название, он, безусловно, знал, что оно связано с присутствием на картине головы  неизвестного человека.

А если «головы» на портрете не станет, то тогда  «Милостыня» будет вполне «хорошим» названием, поскольку  никаких вопросов к этому названию уже не будет.  Зачем же тогда художник «пририсовал» эту голову, и кому она, все-таки, принадлежит?

Ответ на этот вопрос начну с констатации того факта, что в  самом начале Списка работ Александра Варнека, выполненных в 1801 году, когда он еще был учеником 3-го класса ИАХ, имеется целых семь его ранних графических произведений с названиями «Аллегорическая сцена» [3]. Что конкретно на них было изображено, не говорится, но из самого определения слова «аллегория» (см. интернет), понятно, что это были рисунки со скрытым смыслом, выполняя  которые,  ученики развивали свое воображение. 

Очевидно, что находясь на стажировке в Италии, Варнек  решил продемонстрировать для Совета Академии на одной из картин  свои познания в этой области. 

Присутствие на картине головы третьего человека я трактую примерно таким образом.
Нищий старик, когда молодая цветущая женщина стала опускать в его сумку булку, увидел в первую очередь не булку, а женщину, и, вспомнив годы молодости, когда он путешествовал  с посохом по дорогам солнечной Италии, воспрянул  духом и погрузился в свои воспоминания.

В моей трактовке молодой мужчина на втором плане, заглядывающий в открытую дверь жилища женщины, это тот же нищий, но в годы молодости.

Замечу еще, что в облике старика я увидел того самого Маттиа Мерли, графический портрет которого воспроизведен в первой «итальянской» миниатюре.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (А-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: Palace Editions, 2002, С. 111.
2  Малашина И. Г. Каталог Новосибирской областной картинной галереи. - Л.: Художник РСФСР, 1965.
3. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
4. М. Ракова. Статья в книге: «Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века». М. 1966, С. 321.
5. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин.1762 – 1828. М., Искусство.1979.– 264 с.
6. ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 1603, л. 83 об.
7. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. также статью в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. и примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
8. Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного: Энциклопедический словарь российский коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700 – 1918 гг. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. 607 с.
9. Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (К-Я). Альманах. Вып. 193. СПб: Palace Editions, 2007, С. 158.
10.  Семенова Н. Русский Рокфеллер // Артхроника, 2010, №10.
11.  Варнек К.А. Письма из Москвы. Русский художественный листок.1862,№ 29.C 115.
12.  Андреев А.Н. Указатель картин и художественных произведений галереи В.А. Кокорева. - М., 1863.
13.  Гафифуллин Р.Р. Каталог картин, принадлежащих Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу // Великий князь Александр Александрович: Сборник документов. - М. : Рос. фонд культуры: Студия «ТРИТЭ»: Рос. Архив: Рос. гос. ист. архив, 2002.
14.  Предисловие к Каталогу с сайта ФЭБ: Гафифуллин. Предисловие: Каталог картин, принадлежащих Его Императорскому...
15.  Каталог: с сайта ФЭБ: Каталог картин, [принадлежащих Его Императорскому Высочеству Государю...
16.  Примечания к Каталогу с сайта ФЭБ: Гафифуллин. Примечания и список сокращений: Каталог картин, принадлежащих...

05.06.2021.


Рецензии