Христианизация Руси

Торжественные празднования крещения Руси позволяют спокойно позабыть историю возникновения христианства на Руси или отделаться несколькими фразами по этому вопросу. Здесь нет каких-либо новых сногсшибательных фактов по истории, которые не были известны ранее. Просто появилась необходимость поразмыслить на эту тему.
Ю. Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» приводит такой факт. Когда в четвертом веке нашей эры апостол славян св. Кирилл высадился в районе современного Херсона, для изучения русского языка ему дали переводчика. Чтобы облегчить процесс вхождения в язык переводчик принес ему тесты Евангелий, написанные на русском языке. Столкнувшись со знакомыми сюжетами, Кирилл быстро освоил новый для него язык.

Историк Радзинский в своей книге  «Иван Грозный» упоминает следующее. Когда Иван Грозный писал письмо греческому митрополиту, он упомянул, что христианство на Русь принесли не греки, а апостол Андрей.

Таким образом, христианство на Руси существовало лет 800-900 до ее крещения. О взглядах ранних христиан на Руси пишется очень мало. Скорей всего они сильно отличались от греческого канона и были изжиты после принятия христианства официальной религией.

В самом названии православие заложены два явно языческих корня: правь и славить. Мы бога не молим, мы бога славим, поэтому мы славяне. В древней космологии славян различали три высшие силы Навь, Явь и Правь. Навь – бог Отец, явь – бог Сын, правь – св. Дух. Идентифицировав учение христиан как прославление святого Духа, древние русичи назвали их православными. В английском языке для православной церкви используют слово «ортодоксальная», т.е. исконно русские  корни никак не фигурируют. Причем до 15 века христиане на Руси называли себя ПРАВОВЕРНЫМИ ХРИСТИАНАМИ (здесь задействованы два корня Правь и Вера). И только в начале 16 века вошло словоупотребление православные.

Явь это весь явленный мир, Навь мир мертвых и потенциального существования, Правь - выводит объекты из Нави в Явь и возвращает их обратно в Навь. Таким образом,  Правь является альфой и омегой всех вещей, что соответствует самоидентификации Иисуса Христа.

Навь или другое неструктурированное начало всегда считается родительским по отношения к проявленным объектам. На востоке используют пару мать – сын. В христианстве принято понятие отец – сын. В буддизме для обозначения родительского начала используют термин отец-мать. Соотнесение не проявленного начала к мужскому или женскому имеет в значительной степени произвольный характер, т.к. это начало не имеет атрибутов.

Порождение Яви из Нави имеет явно выраженный характер непорочного зачатия. В христианстве функция непорочного зачатия перешла к деве  Марии, что значительно осложняет восприятие учения.

Еще до князя Владимира, крестившего Русь по греческому обряду, в высшем эшелоне власти были крещенные правители, например, княгиня Ольга мать Святослава. Но они не проводили силового внедрения новой религиозной системы. У Владимира кроме обще упоминаемых мотивов мог быть вполне личный интерес к принятию именно греческого христианства.

Известно, что он был сыном наложницы, которая исповедовала иудаизм, т.е. он был неполноценный князь. Например, в Индии князья относятся к сословию кштариев, а сын князя и женщины низшего сословия называется кшташка. Хотя он может быть светским правителем и воином, ему не полагалось высшего религиозного посвящения. Если такая ситуация была и на Руси, то Владимир не мог получить посвящения в рамках  традиционной веры и может быть даже в христианских общинах. Жестокость, с которой проводилось внедрение новой религии, может служить косвенным подтверждением  предложенной точки зрения. Более подробно о мотивах этой жестокости см. заметку «Крещение Руси и красный террор».

По вопросу выбора из четырех религий можно еще заметить, что иудеи могли рассчитывать на мать Владимира, а мусульмане на большие гаремы русских князей. Из двух направлений христианской веры (католицизм и православие) князь больше склонился к православию. Учитывая соображения, высказанные в заметке «Крещение Руси и красный террор»», можно предположить, что выбор в пользу православия был основан на некоторых особенностях вероучения, которые позволили на Руси царю быть выше Церкви и избежать какого-либо контроля за своей деятельностью. Как известно в Европе монархи долгое время находились под контролем Ватикана.


Рецензии