Власть

Для того чтобы разобраться в связи между категорией «власть» и проблемами духовного развития, следует сначала проанализировать понятие «верующий» человек.
Наиболее адекватным представляется следующий подход. Если человек имеет реальный опыт общения с потусторонним миром и твердо знает, что осознанное существование не прекращается со смертью физического тела, то такого человека будем называть «верующим». Это определение очевидным образом расходится с распространенным понятием «верующего человека», как сторонника некоторой религиозной системы. В зависимости от места и времени рождения и проживания «верующий» человек может примкнуть к той или иной религии. Но основное его отличие от «неверующих» в том, что он ищет решение текущих жизненных проблем с учетом последствий в потустороннем мире и с учетом последствий для послесмертного состояния. Для него реально важны законы, связывающие все миры и времена. Тогда как человек «неверующий» строит свои решения на основе известных ему закономерностей материального мира.

«Неверующие» люди не имеют априори такого интуитивного знания о потустороннем мире. Они могут прочитать об этом в книгах, услышать от служителя какого-нибудь культа и интеллектуально во все это поверить. Так же как «верующие» они могут стать членом какой-нибудь религиозной общины, исполнять обряды и выполнять нормы поведения, принятые в этой церкви. Более того, они будут считать себя искренне верующими в свое интеллектуальное знание. Но для таких людей религиозное учение не есть законы мироздания, они для них правила и нормы религиозно-нравственного поведения. Как видим, позиция очень похожа внешне на позицию «верующих», но разница принципиальная.

«Неверующий» человек находится в ловушке логической картины мира. Он сильно полагается на логическое мышление и «истинность» своих постулатов об устройстве мира. Поэтому он игнорирует те эффекты сознания, которые связывают его с явлениями потустороннего мира. С развитием человеческой цивилизации происходит рост доли людей, опирающихся исключительно на логическую картину мира. Поэтому доля «верующих» постоянно падает.

Это длинное вступление было нужно для того, чтобы пояснить механизмы реализации решений, для которых необходимы совместные усилия. На уровне первобытных общин практически все 100% являются «верующими». Управление делами общины ведется  вождями, которые руководят мирскими заботами: охота, война, сбор урожая. Главные жрецы племени заведуют связью с потусторонним миром и духами природы.  Иногда эти две должности совмещались в одном лице. В этой ситуации подчинение для выполнения нужного решения достигается на основе интуитивного понимания их разумности и доверия к опыту вождя и жреца.

Практически везде должность вождя является выборной и на конкурсной основе. Выбирали даже таких вождей как Чингизхан. Фараоны в древнем Египте после определенного срока правления должен был публично пробегать длинную дистанцию, чтобы подтвердить свое право управлять дальше. Согласно представлениям египтян, фараон является посредником между небом и землей. Простой народ получал блага в потустороннем мире за счет добросовестной службы фараону. Также Христос говорил своим последователям: вы исполняете на земле дело Мое, а Я хлопочу за вас перед Отцом Небесным. В дореволюционной России также сохранились следы такого верования в форме лозунга «За Веру, Царя и Отечество», сам царь считался Помазанником Божьим.

Следует отметить, что когда интуитивное знание отходит на второй план и «верующий» человек становится «неверующим», словесные формулировки интуитивных законов переходят в мораль и идеологию. И теперь они являются средством внешнего принуждения со стороны общества. Но только идеологического принуждения не достаточно для реализации управленческих решений. Поэтому, развиваются средства физического принуждения, и появляется институт ВЛАСТИ.

Для реализации власти появляются суды, органы исполнения наказания, органы охраны общественного порядка и т.д. Роль чисто физических методов воздействия на поведение людей особенно возрастает с развитием товаро-денежных отношений и разделением общества на враждующие классы. На этой стадии формируется государство, которое ставит себя выше всего остального населения.
Здесь происходит очень интересное явление. Точно также, как интуитивное знание заменяется на нормы морали и идеологические штампы, происходит замены выборных вождей наследственными правителями и чиновниками государственной службы. Если вождя выбирали за его личные качества, и он пользовался уважением и авторитетом, то чиновник получает власть в силу своей должности. И ни один вождь или старейшина не имел такой власти, которую имеет чиновник.
Рассмотрим последствия от таких перемен. В древнеиндийской традиции выделены четыре типа людей. 1. Брамины, имеющие духовные знания и духовное служение. 2, Кшатрии, имеющие понимание законов общества, и осуществляющие управление. 3. Вайшьи, понимающие законы материи и занимающиеся ремеслами. 4. Шудры, лишенные практически полностью интуитивного знания и способные служить кому-либо из первых трех групп.

Одним из основных принципов духовного развития является способность человека принять на себя ответственность за свою жизнь. А коль скоро мера ответственности равносильна степени свободы, то это реализация этого принципа просто характеризует степень просветленности каждого человека. Как говорил Христос, истина делает человека свободным. Т.е. постижение законов природы, общества и духовного развития приводит человека к освобождению. Это равносильно высказыванию, что свобода есть осознанная необходимость. Осознано должно быть и интуитивное знание, которое лежит в основе «верующего» человека.
По уровню принятия ответственности шудры самые низкие. У них она практически нулевая. Во всех своих успехах и неудачах они видят причины из внешнего мира. Степень ответственности возрастает по мере осознания и применения законов природы (вайшьи), общества (кшатрии), духовного развития (брамины).

Система государственного управления носит явно выраженный иерархический характер. Поэтому оценка деятельности служащих зависит от вышестоящего начальника. Таким образом, чиновник работает на низшем уровне ответственности (как шудра), вне зависимости от своих личных качеств. Иначе система его просто отвергнет.
Такое положение дел в системе государственного управления вполне устраивает низкоразвитых людей. Попав в эту систему и продвигаясь вверх по служебной лестнице, они получают все больше власти над более развитыми членами общества. Над производителями товаров и услуг, над руководителями предприятий и организаций (даже не государственными), над лидерами духовных и религиозных общин.
Согласно древнеиндийской философии, в «золотой век» правят брамины, в «серебряный» - кшатрии, в «бронзовый» - вайшьи, а в «черный» век Кали-Юги правят шудры. Система государственной власти поясняет как люди с самым низким уровнем развития становятся самыми главными в обществе.

Коль скоро государство имеет влияние на все сферы общественной жизни, происходит распространение государственного стиля управления на все эти области общественной деятельности. Таким образом, реализация принципа принятия ответственности за свою жизнь на себя, становится затруднительной и даже не актуальной. Общество перестает развиваться духовно! Абсолютная власть развращает абсолютно!
Учитывая огромную роль государства в общественной жизни, следует задуматься о подходах к системе государственного управления, которые ослабили бы, и, может быть, свели на нет отрицательное влияние игнорирования принципа развития личной ответственности у людей, занятых на государственной службе. Золотое правило управленческой науки гласит. Объем полномочий должен быть равен объему ответственности. Доминирующая роль государства позволяет нарушать этот основной принцип. И здесь кроется огромный соблазн для личности. Именно, переложить ответственность за свои действия на других. Это попытка обмануть закон причины-следствия. Вместо опыта, связанного с анализом последствий своих неудачных решений и соответствующего развития, человек стремиться избежать последствий и получать непрерывно удовольствия.

Чтобы понятнее было соотношение прав и ответственности возьмем пример из жизни первобытной общины. Вождь племени имел лучшее жилье, лучшую пищу, лучших жен. Все это давалось ему для успешной работы по  руководству племенем и связь с потусторонними силами. Но если вдруг происходила засуха, то его могли просто убить. Поэтому, в таких случаях добровольно вождя найти было трудно, и назначали кого-нибудь из его родственников. С течением времени вожди придумали ловкий ход, чтобы избежать смерти. Дня на два вождем делали заключенного, уже приговоренного к смерти. Затем его казнили. Отсюда произошел обычай: выполнять последнюю просьбу смертника.

Попробуем угадать хоть какие-то направления совершенствования принципов государственного управления, которые способствовали бы повышению личной ответственности служащих. Смерть за неисполнение служебных обязанностей это, конечно, крайняя мера. В большинстве случаев экономических рычагов более чем достаточно. Например, если должность выборная, то по истечении срока полномочий выборщики дают оценку деятельности выборного лица.  В зависимости от результатов, бывший выбранный руководитель платит штраф или получает дополнительное вознаграждение.

Другим средством повышения личной ответственности за свои поступки может служить прямая ответственность госслужащих за свои действия перед судебными органами. Чтобы пояснить эту идею, рассмотрим простой пример, достаточно часто встречающийся в нашей жизни. Существует огромное количество штрафов за нарушение автовладельцем правил дорожного движения. И нет штрафов для работников ГИБДД за нарушение прав автолюбителей.

Если к примеру, сотрудники ГИБДД незаконно арестовали автомобиль и поместили его на штрафную стоянку, то владельцу автомобиля, при обращении в суд, придется иметь дело не с теми, кто совершил эти незаконные действия, а с профессиональным юристом, защищающем интересы ведомства. Здесь уже изначально заложена несправедливость по отношению к потерпевшему. Не каждый автовладелец может нанять хорошего адвоката и несколько месяцев судится с государственным ведомством. А за возможное возмещение ущерба из-за отсутствия автомобиля судиться будет еще тяжелее. Но даже если удастся доказать вину сотрудников, наказание может до них не дойти. За время судебной тяжбы они могут уволиться, перейти в совсем другое подразделение и т.д.

В результате этого складывается практически полная безответственность работников правоохранительных органов. Которая тем больше, чем более высокую должность занимает человек в системе управления.
Если бы в описанной ситуации ответчиком выступал бы конкретный человек, нарушивший закон и по результатам судебного разбирательства на него сразу бы накладывались штрафные санкции, то злоупотреблений властными полномочиями оказалось бы значительно меньше.

Подводя итоги можно сказать, что институт власти появляется в связи с развитием общества и является его необходимым атрибутом. Развитие власти приводит к системе государственного управления обществом, которая включает в себя как правоохранительные органы, законодательные и исполнительные структуры, так и нормы морально-нравственного поведения и религиозно-идеологические системы.
Развитие этой системы управления привело к разрыву между правами и ответственностью. Это повлекло за собой ослабление принципа принятия на себя ответственности за свою жизнь. Вместо этого появились ложные цели, связанные с получением большего объема власти и за счет этого ухода от ответственности. Таким образом, сильно затормозилось развитие общества в целом и каждого его члена в частности. Учитывая необходимость государства для жизни общества в целом, выходом из такой ситуации могут служить реформы, направленные на повышение уровня личной ответственности каждого члена общества и в особенности сотрудников госслужбы. Хотя это не гарантирует роста духовности, связанного с развитием личности и осознанием ей законов природы и общества. Это позволяет сдержать распространение бездуховности.


Рецензии