И снова о декабристах
Я уже давно и весьма серьезно увлекаюсь историей, причем не одним каким-то периодом, а вообще историей России, Советского Союза. И естественно, не мог пройти мимо событий на Сенатской площади в декабре 1825 года. Я не только прочитал о восстании декабристов, которое, по образному выражению Ленина, «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию», но и посмотрел все фильмы, в которых показано восстание декабристов.
Тайны декабристов никогда не будут раскрыты, сколько бы учёных не исследовало этот вопрос. Не только любителям, но и сверхпрофессионалам из академических кругов придется смириться перед волей давно покойного Николая Первого, чьим приказом часть материалов расследования была уничтожена.
Любопытно, что в полном забвении мятежа 1825 года были заинтересованы и декабристы: Батеньков, двадцать лет (!) просидевший в одиночке Алексеевского равелина Петропавловки, уже в старости, почти дословно повторит вряд ли известные ему слова императора из письма брату-Константину:
«Об иных вовсе говорить нельзя, а есть и такого много, что правда не может быть обнаружена»
Причины же, по которым даже историки-академики с их «командами поддержки» из архивистов и младшими научными сотрудниками никогда уже не смогут установить что-либо достоверно, просты. Волей императора, большая часть разоблачительных показаний давалась декабристами в формате:
• писем к Николаю Павловичу;
• бесед без протокола и свидетелей с «оком царёвым», графом Бенкендорфом.
Причем лично императором были уничтожены не только часть писем с признаниями (на приговор они уже не могли повлиять), но и часть материалов, собранных официальным следствием.
К тайнам, которые раскрыть невозможно, относятся две основные загадки: связь декабристов с экс-фаворитом Александра I, «гениальным бюрократом» (определение М. Алданова) Михаилом Сперанским и нечто невероятное: пропажа предводителя восстания в Петербурге!
Гражданина Романова – в Калифорнию?
Краткое резюме загадки: князь Сергей Трубецкой был одним из самых деятельных руководителей декабристов. Он ушел в политику с 25-ти лет, почти одновременно вступив в:
• «Семёновскую артель»;
• масонскую ложу «Три добродетели»;
• затем и в «Союз Спасения» Северного общества.
После становится и директором (одним из «Бояр») Северного общества, при этом, не в пример другим, поддерживает теснейший контакт и с Южным обществом. К слову, он был единственным, кто накануне мятежа порекомендовал хоть что-то дельное: не выводить к Сенату (который декабристы всё же считали высшим органом власти) один полк, а сперва с барабанным боем пройти по другим казармам, призывая переметнуться на сторону «Общества» остальные части гарнизона.
В этом случае восстание могло пойти более удачно, как у Фике-Екатерины. Но вечером 13 декабря и случается самое необъяснимое: глава восстания князь Трубецкой, наскоро набросав с Рылеевым знаменитый «Манифест», который уже завтра заговорщики должны были заставить подписать Сенат, таинственно исчезает.
И объяснений у серьёзных историков всего два (не считая безумной идеи, всерьез упоминавшейся в Вики, что «Трубецкой был арестован в ночь на 14-ое» - его блуждания по городу в день восстания задокументированы!):
• князь Сергей Петрович испугался и предал (это версия не только историков советского направления, но и многих декабристов, например, почти позабытого ныне «военного руководителя восстания», полковника Булатова, умершего во время голодовки в Петропавловке – любопытная параллель с актуальностью: «Трубецкой хотел сам владеть народом», слова самого Трубецкого: «все мы обречены на гибель..»);
• Трубецкой просто осознал, что… (а далее версии расходятся).
Если подробнее, то у второй версии, существуют «подверсии». Трубецкой мог осознать многое:
• что цели лидеров восстания диаметрально противоположны;
• что без большой крови не обойдется;
• что царскую семью придётся убивать;
• что, за избытком руководителей, делом никто заниматься не желает: так, Рылеев обещал Булатову вывести минимум 3-4 полка, но до поздней ночи 13 числа декабристы занимались дискуссиями.
На пункте первом остановимся чуть подробнее. Итак, Пестель (того хоть не было в Петербурге!) и Рылеев хотели республики. Бестужев и Никита Муравьёв – конституции при сохранении трона за семейством Романовых. А вот Сергей Трубецкой еще до полуночи 13-ого тоже хотел «конституционной монархии», при этом одобрял мысль Рылеева сослать «гражданина Николая Романова» в… Калифорнию, в российский Форт-Росс.
На престоле он «не возражал» увидеть малолетнего сына Николая, но вот кто был бы при том регентом, история умалчивает, но рискнуть догадаться можно… То же и с крепостным правом: кто-то желал отменить его немедленно, но большинство – тогда, когда «народ будет приучен к свободе». А если уж вспомнить о явной расовой сегрегации по «Русской правде» Пестеля…
Диктатор исчезает на рассвете
Наиболее симпатичной выглядит версия, что Трубецкой за сумбурный вечер перед выступлением понял и ужаснулся: никто не собирается бегать по казармам, агитировать солдат или подкупать полки, но все хотят диаметрально противоположных вещей. Даже по отношению к армии, при помощи которой декабристы надеялись взять власть! Часть декабристов хотела ограничить срок службы 15-тью годами, но в написанном «Манифесте» речь идет прямо об уничтожении рекрутчины и – сюрприз! – уничтожении армии вообще!
К слову: Н. Стариков в нашумевшей недавно книге, на основе Манифеста Трубецкого-Бестужева делает вывод, что декабристы спонсировались масонами из-за рубежа. Можно согласиться с его тезисом, что офицеры победоносной армии, требующие уничтожить армию, выглядят абсурдно, но нельзя поддержать идею зарубежного финансирования – если бы оно существовало, восстание могло бы быть и успешным. А так денег на подкуп солдат декабристам явно не хватало, отсюда некрасивые истории не только с Пестелем (растратившим полковую кассу), но и с самим С. Трубецким, из материалов дела:
«Въ Петербург; до 1825 года собрано не бол;е пяти тысячъ рублей, которые отданы Князю Трубецкому, а имъ издерганы не на д;ла Тайнаго Общества».
Впрочем, для князя и мужа наследницы одного из крупнейших состояний в России, пять тысяч могли показаться не стоящими внимания. Но – испуг, обреченность или саму абсурдность выступления со столь разными целями, Трубецкой, несомненно, мог за бессонную ночь осознать. Отсюда и его показания о дне 14 декабря. Если забыть о трагедии, их можно принять за оправдания школьника-двоечника: «что-то мне так нехорошо стало». Достоверно известно лишь следующее:
• из дома князь вышел, когда уже не мог поспеть в срок;
• соратниками любовался или из здания Генштаба (с чем связывают конспирологические теории, насчёт того, что «Трубецкой – предатель») или из часовни;
• «был без чувств»;
• был найден без сознания в домашней часовне в особняке своей 20-летней сестры, жены скандального графа С.П. Потёмкина;
• вечером оказался в доме австрийского посланника, где его и арестовали.
Трагикомизм и в том, что за «прогульщиком» с Сенатской отправился Рылеев: нигде не нашел и… не вернулся! Трубецкому повезло оказаться в числе тех 37 декабристов, чьи дела полностью опубликованы – но, повторим, часть показаний была уничтожена Николаем Первым. И, хотя «дело Трубецкого» в 2-3 раза обширнее, чем, например, дело Рылеева или кн. Шаховского, ответа на вопрос, почему князь прогулял мятеж, который собирался возглавить, вы там не найдёте.
В советские времена был поставлен фильм «Звезда пленительного счастья» и участием Василия Ливанова в роли императора Николая I и Алексей Баталов в роли Сергея Трубецкого.
В центре повествования — судьба декабриста Ивана Анненкова (Игорь Костолевский) и его возлюбленной, француженки-модистки Полины Гёбль, для которых сибирская ссылка оказалась шансом обрести счастье вместе. Мадемуазель Полин не имеет титула и состояния, служит в модном магазине в Москве, и до восстания её брак с Анненковым был практически невозможным. После заключения её возлюбленного в крепость, суда и ссылки она проявляет огромную настойчивость в стремлении следовать за Иваном в Сибирь, перед чем не сумели устоять ни властная и гордая мать Анненкова, ни император Николай I.
Наравне с Полиной в центре сюжета находится Екатерина Трубецкая (Ирина Купченко). Дочь француза-эмигранта Лаваля вышла замуж за Трубецкого по сильной взаимной любви.
Ещё одна героиня - Мария Волконская (Наталья Бондарчук), дочь генерала Раевского, вступила в брак с практически незнакомым ей Сергеем Волконским по воле отца, желавшего своей дочери богатого и знатного мужа. После восстания родные окружают Марию и делают всё, чтобы она позабыла ещё вчера навязанного ей мужа.
И тем не менее Мария наравне с Екатериной борется за право ехать в Сибирь.
Сцены восстания декабристов, следствия по их делу, казни пятерых декабристов занимают значительную часть фильма. О некоторых историях из жизни главных героев и героинь фильм рассказывает через лирические воспоминания.
Главные роли в фильме сыграли
• Ирина Купченко — княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая
• Алексей Баталов — князь Сергей Петрович Трубецкой
• Наталья Бондарчук — княгиня Мария Николаевна Волконская
• Олег Стриженов — князь Сергей Григорьевич Волконский
• Эва Шикульская — Полина Гёбль-Анненкова, в замужестве Прасковья Егоровна
• Игорь Костолевский — Иван Александрович Анненков, декабрист, кавалергард
• Лев Иванов — Николай Николаевич Раевский, генерал от кавалерии
• Раиса Куркина — Софья Алексеевна Раевская, жена Н. Н. Раевского
• Татьяна Панкова — Анна Ивановна Анненкова, мать И. А. Анненкова
• Александр Пороховщиков — Павел Иванович Пестель
• Виктор Костецкий — Пётр Григорьевич Каховский
• Юрий Родионов — Сергей Иванович Муравьёв-Апостол
• Олег Янковский — Кондратий Фёдорович Рылеев
• Татьяна Фёдорова — Наталия Михайловна Рылеева, жена К. Ф. Рылеева
• Василий Ливанов — император Николай I.
Что почитать, что посмотреть
Так уж вышло, что ни одного достойного кинопродукта о декабристах, как о политической силе, у нас так и не появилось. Хотя, говорят, неплох советский фильм 1925 года. Тем, кто не любит политику, но ценит высокие чувства – любоваться Баталовым и молодой Купченко всё в той же «Звезде пленительного счастья». Последний фильм про «Союз Спасения» - комикс, не более, документальный фильм «Дело Декабристов» (2017) от М. Беспалова только немногим интереснее.
Но если вы хотите окунуться в атмосферу тайн декабристов, очень рекомендую серьезное документальное исследование «Сперанский и декабристы» М. Алданова (не только интересно, но и КРАТКО!), и фантастическую книгу Л. Вершинина «Первый год Республики» - про то, что было бы, если бы декабристы победили – последнюю, желательно и с критикой от Андрея Валентинова.
Свидетельство о публикации №221060500475