Путь к финансовой свободе

Недавно на книжных рынках появились произведения Р. Кийосаки, написанные в соавторстве с Шерон Л. Лектер и посвященные достижению финансовой свободы. Это книги «Богатый папа – бедный папа», Квадрант денежного потока», «Богатый ребенок , умный ребенок» и «Руководство Богатого папы по инвестированию». Основной автор, т.е. Роберт Кийосака, японец американского происхождения не является ярким приверженцем буддизма, индуизма или еще какого-то религиозного течения. Он описывает историю своей жизни, посвященной борьбе за финансовое освобождение, и делится с читателями основными выводами, которые помогли ему реализовать свою программу.

Однажды Будда сказал своим ученикам, что его учение имеет один вкус – вкус Освобождения. Поэтому появляется желание провести аналогии между учением Будды и соображениями Р. Кийосаки , если конечно такое сравнение в принципе правомерно.
В этой заметке автор попробует отметить ряд аналогий, которые возможно помогут в современных терминах осмыслить некоторые основные подходы буддистского учения. Даже если приведенные соображения покажутся знатокам Буддизма натянутыми и смешными, это не должно умалять сами произведения Р. Кийосаки, которые полны жизненных примеров и размышлений об очень важных для многих людей финансовых затруднениях.

Освобождение в терминах Буддизма является одной из фундаментальных категорий, обсуждать адекватно которую могут только люди достигшие Освобождения. Поэтому для людей еще не совершивших этого остаются только толкования адептов, прошедших путь, и аналогии из реальной жизни, с которыми они сталкиваются в своей повседневной деятельности. В этом аспекте понятие финансовой свободы, предложенное Кийосаки, может помочь в постижении буддистского понятия Освобождения.

Финансовая свобода это не свобода от денег, а полное признание их силы в настоящее время, изучение законов, по которым происходит закабаление людей деньгами, и переход к сознательному использованию этих законов с целью освобождения (психологического) от денег. Результатом такого переворота в сознании является более обеспеченное положение в финансовом плане. Аналогично этому можно трактовать буддистское Освобождение как познание причин и сил, действующих в мире и использование их для полного психологического освобождения, что приводит к всеведению Будды.

Будучи в молодости принцем Будда столкнулся с проявлением в других людях таких явлений как старость, болезнь, нищета, смерть. Это заставило его более глубоко задуматься над смыслом жизни и начать свой путь духовного развития. Аналогично этому Кийосака стремиться привлечь внимание людей к проблеме обеспечения жизни в период старости. Многие люди вообще уходят от размышлений на тему старости, смерти, болезней и пребывают в состоянии иллюзии вечной молодости и благополучия. Поэтому они совершенно не подготовлены к встрече этих явлений в своей жизни. Долгосрочная ориентация является основной составляющей успеха всей жизни. Это равно применимо как к Освобождению Буддизма, так и к достижению финансовой свободы Р. Кийосаки.
Финансовая свобода является весьма привлекательной для многих людей. Во-первых, она может дать более высокий уровень обеспеченности, во-вторых, она оставляет человеку больше свободного времени, которое можно в частности использовать для более успешного продвижения по пути духовного развития. Так почему же люди не стремятся ее достичь? Почему люди предпочитают финансовое рабство? Большинство людей не хотят принять на себя ответственность за свою жизнь. Эта причина также не дает людям развиваться духовно, т.к. принятие на себя ответственности – это самый решающий акт для достижения Освобождения.

Роберт Кийосака настойчиво показывает, что решение задач финансового освобождения начинается с работы над собой. В первую очередь надо сменить систему мировосприятия, а практические навыки и приемы имеют второстепенную роль. Формула БЫТЬ – ДЕЛАТЬ – ИМЕТЬ открыта не им. Она давно известна религиозным лидерам и психологам. Правильное ее применение делает упор на категории БЫТЬ. Быть кем-то это значит иметь соответствующее мировоззрение. Нельзя стать богатым исповедуя принципы бедного человека. Нельзя достичь Освобождения, если всеми силами стараешься сохранить любимые привычки.

Одно из замечательных открытий Р. Кийосаки на пути к достижению финансовой свободы состоит в том, что многие люди просто не хотят становиться богатыми. При встрече с состоятельными людьми они просят денег взаймы или теплое местечко. Но они не желают учиться и работать над достижением финансовой свободы. Очевидно такие же мотивы не позволяют людям достичь Освобождения. Многие хотят просто занять удобное место в жизни и не иметь забот. Постоянная работа с самими собой, выслеживание самых потаенных мыслей и скрытых желаний позволяет человеку разорвать стереотипы бедного человека и сделать решающие шаги к достижению финансовой свободы.

Какие препятствия приходится преодолевать на пути достижения финансовой свободы. Совершенно те же, что и на пути духовного роста. Лень, дурные привычки, самомнение и т.д. Интересно прочитать о том, как автор описывает собственные приемы борьбы с ними. Эти способы могут пригодиться и другим людям.

Хотелось бы отметить еще одну интересную деталь. Р. Кийосака приводит следующее деление людей по различным группам. Первая Р – работники по найму. Вторая – С - самостоятельные предприниматели. Третья Б – бизнесмены, и четвертая И – инвесторы. Разные категории имеют разные способы получения дохода и соответствии с этим различные жизненные установки и мировоззренческие взгляды. Наиболее важно то,  что они выбрали для себя разный уровень ответственности за свою жизнь, т.е. стоят на разном уровне духовного развития. Эта точка зрения позволяет по новому взглянуть на традиционную систему варн в индийском обществе. Шудры соответствуют Р, вайшьи – С, кштарии – Б и брамины –И. Такой подход позволяет понять традиционное распределение обязанностей между варнами.

Вне зависимости от глубины и правильности приведенных здесь аналогий книги написаны очень интересно, содержат множество примеров традиционных заблуждений в сфере финансов и будут прочитаны с пользой многими людьми.


Рецензии