Глава 5. Первый жизненный урок

Психологи говорят, что все мы родом из детства.
Считаю высшей степенью лицемерия следующее: если ребёнок проявляет себя лучшим образом, успешен в школе, в спорте, в творческой деятельности, завидно отличается от сверстников высоким уровнем интеллекта и потенциалом, то всё перечисленное как заслугу вселенского масштаба родители незамедлительно и безоговорочно приписывают себе.

Но стоит только обнаружить в ребёнке посредственность, нежелание учиться или, ещё того хуже, склонность к асоциальному и аморальному поведению, или засвидетельствовать уже имеющийся факт социально нежелательного проявления… - весь этот «позорящий багаж чада» с такой же решительностью родители вменяют в вину… улице с её «бездарными чужими детьми, портящими их ребёнка», школе, конкретным учителям, СМИ и т.д.
Не каждому дано успешно удержаться на Олимпе побед, передавая бесценный опыт следующим поколениям, и не каждому дано покаянно признавать свои заслуженные поражения …


Уже четыре года Тамара жила в северном гарнизоне, вдали от Родины, на которую совсем не хотелось возвращаться. За это время от мужа с красивой фамилией ничего не осталось, кроме разочарования. Да, так бывает, что человек, закончивший школу с золотой медалью, с отличием освоивший военное дело, с честью отслуживший в Венгрии (а не каждому в СССР доверяли столь ответственную деятельность за границей), прекрасно разбирающийся в музыке, искусстве и литературе, талантливый и добрый парень…вдруг выбирает социально нежелательный объект – злодейку с наклейкой. Это был неравный бой между его тонкой душевной организацией и пагубной, несущейся со скоростью звука и сметающей всё святое на своём пути, привычкой. В считанные дни его выкинули из стратегически важного гарнизона. Миссию для Тамары он выполнил, сам того не понимая: увёз, как и мечтала Тамара, на край земли, «родил» замечательную дочь Александру, удочерил Аллочку, которая, приехав на север, навсегда забыла о заболеваниях дыхательной системы. Вот как бывает: суровый заполярный климат пришёлся как нельзя лучше для организма ребёнка!
С тех пор Аллочка с трудом переживала жаркое лето.
Красота Тамары первое время не позволяла работать по специальности. Почему? Гарнизон – оранжерейные условия со своими законами, где статус женщины определяется наличием каракулевой шубы, серёжек с бриллиантами и мужа-офицера. Если нет офицера в твоей жизни, если ты одинока, если при этом и красива – считай твоя беда, ты- опасность для избранных дам в этом забытом богом уголке. Твоё место – у тряпки и ведра.
Выбор сделан.

Офицерские жёны тщательно оберегали своих чад от контактов с «прокажёнными» (детьми небогатых гражданских лиц, с безотцовщиной и т.п.). Это социально несправедливое разделение на «сословия» расстраивали меня уже тогда. Как известно, бороться за свои права не могут только дети и животные.

Приближалось 1 сентября 1983 года – первый шаг к дороге, сформировавшей всю жизнь Аллочки, её приоритеты, установки, принципы и морально-волевые качества. К большой досаде, мама не могла провести со ней весь этот холодный и знаковый день, ждала работа.
День знаний оправдал своё название с первых минут: Аллочка узнала, что «семеро одного не ждут» и не будут ждать никогда. На первой совместной фотографии класса есть все, кроме неё. Виной всему – забывчивость, она просто не взяла сменную обувь в фотосалон. Первый учитель бесцеремонно и безжалостно по мокрому снегу отправила девочку за сменной обувью. Аллочка покорно пошла, благо – ключ от квартиры висел на верёвке на шее. Вернувшись в фотосалон, она обнаружила, что все уже давно ушли в школу на свой первый в жизни урок. Для неё ЭТОТ урок уже произошёл. Заплакав от обиды, насквозь мокрая и замёрзшая от ледяного северного ветра (а 1 сентября в гарнизоне никогда не было солнечным и тёплым) она побрела в школу, не зная толком, где класс, кто учитель и что будет дальше. Добрая немолодая женщина-вахтёр («техничка», как её называли ученики) помогла разобраться в лабиринтах храма (без иронии). Переобувшись, Аллочка вошла в кабинет 1 «А» класса. Прерванная на полуслове появлением девочки первая учительница строго указала на предпоследнюю парту у окна… рядом с неспокойным добрым мальчиком. Этот замечательный мальчик станет лучшим выпускником 11 «А» класса, гордостью школы, его семья будет радоваться отличной учёбе на штурмана в высшем военном училище Санкт-Петербурга, а потом…его жена и безутешная мать почернеют от горя, узнав о героической гибели сына и мужа на подводной лодке «Курск» 12 августа 2000 года. Эта школа теперь носит имя Алексея Коробкова.

После долгого дня знаний детвора шустро засобиралась домой. За общей суетой и неразберихой Аллочка потеряла уличную обувь. И снова вмешалась в ситуацию «замечательная» первая учительница. Детская нерасторопность и забывчивость раз и навсегда исчезла из жизни Аллочки в этот день, потому что в наказание учительница отправила её домой в том, что было на ногах – в летних сандалиях. Надо ли говорить, с каким негодованием в адрес школы встретила дочь у подъезда мама, возвращаясь с работы. Мама, побежав немедленно в школу, всё расставила на места. Интересно, что, промёрзнув и намокнув до пояса, Аллочка тогда не заболела, даже не чихнула.

Никакие мамины слова и уговоры не мотивировали её к учёбе. В школе Аллу постоянно дразнили рыжей, конопатой и, что хуже, - безотцовщиной, нищебродкой, методично формируя в ней комплекс неполноценности. Ситуацию «подогревал» разрушенный авторитет первой учительницы, оказавшейся аморальной алкоголичкой, которую к середине первого года обучения увезли прямо с урока с приступом эпилепсии. К этому времени весь 1 «А» класс мог «похвастаться» только отсутствием дисциплины и умением читать по слогам. Новоиспечённая выпускница педагогического института, сама закончившая когда-то эту школу, с резвостью взялась за очень сложный класс. Сколько нужно было нагнать упущенного…целый пласт самой важной ступени в жизни каждого ребёнка? Невероятно! Но всё складывалось удачно.
Во втором классе Алла по-прежнему не была мотивирована на успешную учёбу и вообще посещение школы. Училась посредственно, хотя отличалась усидчивостью, хорошей памятью и умением концентрироваться на главном в получении знаний. Мама пока не настаивала. Алле гораздо интереснее было общаться с младшей сестрой, рассказывая ей сказки, заводные истории, обращая её внимание на растущие редкие цветы среди камней тундры, вовлекая её в свои мечты и представления о будущем…
Две сестры периодически находили себе подходящую компанию из представителей своего же «сословия». Справедливости ради надо сказать, что дети гражданских (слесарей, строителей, разнорабочих и т.д.) не отличались дисциплинированным поведением и всегда доставляли массу хлопот милиции, военным патрулям своими необдуманными поступками. Вот в такой компании они росли. Но и на этот раз один момент всё решил. Нелепая смерть на глазах у Аллы хулигана Олега из шестого класса на оттаявшей льдине залива навсегда пригвоздила её к письменному столу, и даже мамины уговоры пойти порезвиться на улицу не отвлекали её от учёбы. К концу второго класса она самостоятельно освоила всё упущенное по предметам. Однако какие-то не понятые темы в математике не позволяли продвинуться дальше по предмету. Отставание в математике нарастало, как снежный ком. Хорошей учёбе всё ещё мешали обидные выкрики в её адрес со стороны сверстников. Но она ничего не могла поделать. Оставалось только молчаливо уходить от конфликтов.
Начальную школу закончила на хорошо. Но удручало её больше торможение в математике. Маму не хотела беспокоить, предпочитая показывать   равнодушие к собственным школьным результатам.

И вот она – первая судьбоносная встреча.  Четвёртый класс был ознаменован невероятным калейдоскопом учителей, ставших для Аллы образцом порядочности, достоинства, умения видеть в людях способности и талант, образцом честности и мудрости.
На первый в жизни урока алгебры (важно – «Алгебра и начала анализа») в класс неторопливо вошла немолодая слегка полноватая Учительница в простой одежде, с милой улыбкой и глазами, излучающими добро. Господи, как им не хватало этого бесконечного учительского, почти материнского добра в школе! Нескольких уроков хватило, чтобы школьники разом полюбили математику со всеми её формулами и хитросплетениями. После очередного урока Учитель Валентина Тимофеевна попросила Аллу остаться, чтобы немного подтянуть знания по алгебре. Последнее, что помнит Алла, так это свою виноватую медленную поступь к Учителю, которая, сидя на стуле, мягко взяла Аллу за руку, успокоила, открыла её тетрадь с кучей ошибок и …Память Аллы обрывается.
Что тогда произошло, знает только бог. Потому что с этого момента взаимная любовь к математике и всем точным наукам укоренилась НАВСЕГДА в голове Аллы, несмотря на то, что Учительница эта через пару месяцев уехала из гарнизона, выполнив важную миссию.

Далее была решающая судьбоносная встреча, заложившая очень прочный кирпич в судьбе и сознании Аллы.
Наталья Николаевна Диогенова – красивая, умная и невероятно активная Учительница русского языка и литературы на переменке дежурила в тот день на втором этаже школы. Завидев, как Аллу задирают и обзывают от нечего делать мальчишки и девчонки, несколько секунд наблюдая за происходящим, со свойственным ей добрым прищуром подозвала рыжую скромную девочку. Алла робко подошла. Приветливо пригласив Аллу на разговор с глазу на глаз в кабинет музыки, располагавшийся ближе всего к ним, Наталья Николаевна села на стул, чтобы их лица были напротив друг друга, положила руку на плечо Аллы, и начался очень короткий, но по – настоящему судьбоносный разговор с Учителем:
- Аллочка, давно тебя обижают, я так поняла?
- Да (еле сдерживая слёзы, опустив глаза)
- У тебя есть только один способ сделать так, чтобы тебя никто и никогда больше не обижал, а наоборот-уважал…(пауза)
В этот момент с нетерпением и надеждой Алла, как маленький ребёнок, смотрела в глаза Натальи Николаевны, искренне веря, что сейчас узнает какую-то важную тайну, секрет, который вмиг её превратит в сильного, пуленепробиваемого человека, которого невозможно будет обидеть!
- Аллочка, нужно хорошо учиться, много читать, стараться помогать тем, кто нуждается, не тратя время на обидчиков. Они к тебе обратятся тоже скоро за помощью – искренне помоги, удиви их. Знание- сила! Поняла?
 - Да (тихо, всё ещё глядя ей в глаза, ответила Алла)

Разумеется, мама Аллы сформировала ещё до школы важнейшие установки и тот стержень, на который «наматывался» жизненный опыт. Но в какой-то момент слова и утверждения мамы относительно нужности учёбы были не убедительны. Нужен был «выстрел метких слов» в голову Аллы именно из уст Учителя.
 По окончании четвёртого класса Алла стала лучшей ученицей по математике и по всем другим предметам, свободно говорила на бытовом немецком языке, а к окончанию школы даже подумывала продолжить языковую практику (немецкий язык ей ещё не раз ооочень пригодится в будущем). Уже с четвёртого класса, как вы поняли, в их школе была алгебра и геометрия, в пятом – началась физика и любимое Аллой черчение, в седьмом – химия. Как по мановению волшебной палочки ей давались любые темы по точным наукам. Она помогала многим одноклассникам и однокашникам освоиться в потоке сложной новой информации, что позволило на пятом году обучения в школе им всем называться физмат-классом. Авторитет её настолько вырос, что все одноклассники в этом же пятом классе удостоили её неимоверной чести и выбрали командиром класса, кем она с успехом и была вплоть до выпускного бала (в СССР быть командиром класса приравнивалось к неприкасаемости).

Так Алла стала командиром собственной жизни.


Рецензии