Общетюркская лексика дома и предметов домашнего бы

 Общетюркская лексика дома и предметов домашнего быта
Реалии тюркской прародины должны соответствовать природно-ландшафтным, социально-экономическим и культурно-историческим характеристикам, реконструированным с помощью лингвистического анализа древнейших общих элементов базового словаря разных тюркских языков.
Экономика древних тюрков на момент распада имела скотоводческо-земледельческий характер. Однако значительное развитие скотоводческой терминологии свидетельствует о доминировании в хозяйстве именно этой отрасли. Среди домашних животных фигурируют лошадь, бык, корова, овца, коза, собака. Доминировало отгонное скотоводство мясомолочного направления. Древние тюрки владели совершенными методами обработки продуктов животноводства: шкур, шерсти, молока. Культ коня занимал важное место в идеологии.
Достаточно высокого уровня достигло земледелие. Совершился переход от мотыжного к ранней форме пашенного земледелия. Выращивали ячмень, пшеницу, просо. Урожай собирали серпами и молотили, зерно мололи зернотерками и жерновами. Пекли хлеб. Знали садоводство (яблоки, вишни, виноград) и пчеловодство. Изготавливали разнообразную глиняную посуду. Были знакомы с металлургией меди, бронзы, серебра, золота. Особую роль играл колесный транспорт: в повозки запрягали быков, коней. Умели ездить верхом. Постоянные поиски пастбищ приводили к военным столкновениям с соседями. Пастушеское хозяйство оказалось очень продуктивным. Один пастух выпасал стадо, способное прокормить много людей. В условиях постоянных конфликтов за пастбища и сохранность домашних животных излишек мужских рабочих рук трансформировался в профессиональных воинов. У  древних тюрков скотоводов, в отличие от соседей земледельцев грузин и иранцев, не женщина, а мужчина стал главной фигурой в семье и общине, поскольку все жизнеобеспечение лежало на пастухах и воинах. Возможность накопления скота в одних руках создавало условия для имущественной дифференциации общества. Появляется военная элита. Защита древнетюркского общества определила раннее строительство древнейших загонов для скота (аранов), которые на равнинных землях в последующем преобразовывались в города крепости (Дербент, Барда, Гянджа, Тебриз и др.).    У древних тюрков были распространены культы небесного божества (Танры), огня, воды воина (Алп), оружия, коня. Мужское население все больше времени проводило со стадами  овец и коней на летних степных пастбищах. Весной животных в сопровождении пастухов и вооруженной охраны гнали далеко в горы (яйлаг) и только осенью возвращали на зимовку домой (гышлаг). Этот полуоседлый способ жизни быстро приобретал все более подвижные формы из-за возрастания роли скотоводства. Эти ранние полукочевые скотоводы оставили много  поселений и большое количество курганов. Особенно много их было насыпано ямниками (сотни тысяч) в ІІІ тыс. до н. э. Археологи узнают их по так называемому степному погребальному комплексу. Его важнейшими элементами являются курганная насыпь, помещение покойника в могильную яму в вытянутом положении, засыпка погребенного порошком красной охры. В могилу клали грубые глиняные горшки,  оружие (каменные боевые молоты и булавы). В курганах находят каменные антропоморфные стелы, которые изображают родового патриарха с соответствующими атрибутами вождя-воина и пастуха. Важным признаком древних тюрков является доместикация коня (ІV- ІІІ тыс. до н. э.). Индоевропейские  народы (греки), впервые увидевшие древних тюрков -всадников,  стали называть древнетюркских конных всадников кентаврами (Кента;вр — в древнегреческой мифологии воинственные существа с головой и торсом человека на теле лошади).  Они думали, что это единое существо с человеческой головой и лошадинными ногами.Образ кентавров, предположительно, возник как плод фантазии представителей индоевропейских народов (греки), не знавших ещё верховой езды народов,впервые столкнувшихся с древними тюркскими конными воинами(скифы).
Расселение древних тюрков с Южного Кавказа(после распада древнетюркской общности начиная с III тыс. до н.э ) на бескрайних степных просторах до Среднего Дуная на западе и до Алтая на востоке объясняется скотоводческой экономикой тюрков и постоянной нехватки новых пастбищных земел. Древние тюрки, имея тягловых животных (бык, конь), изобретя   колесный транспорт – четырёхколёсную повозку (араба),  множество хорошо вооружённых воинов всадников (охрана),  и постоянную подвижную  кормовую базу, (многочисленные стада овец), обеспечивающих древнетюркских переселенцев  в пути  необходимой едой,  хорошо приспособилась к передвижному способу жизни при переселений  на дальные расстояния. Древние тюрки к тому времени численно возросли, возросла и численность овечьих стад, для  которых необходимо было начать поиск новых пастбищ.  На юге исторической прародины тюрков, на Ближнем Востоке жили семитские народы, с запада было Чёрное море, а с востока- Каспийское море. Искать новые пастбища древние тюрки решили на Севере, где находилась  евразийская степь. Здесь  в ту эпоху обитали немногочисленные финно-угорские народы, которые охотились на местную дичь и ловили рыбу в реках Поволжского бассейна. Первыми историческую прародину  покинули предки современного чувашского народа. Под их напором финноугорцы (предки мордвы, удмуртов, манси) постепенно переселились на Север (верховья Волжского бассейна). Вторыми прародину покинули предки якутов-саха. На Урале они познакомились с  древними хантами, с которыми в дальнейшем переселились на берега озера Байкал, а евразийские степи приняли новые людские волны древних тюрков (скифы).

Словарный состав является наиболее подвижной частью языка и находится  в состоянии непрерывного изменения и развития. Он складывался  в течение многих тысячелетий и впитал в себя элементы различных эпох. Наряду со словами тысячелетней давности (мать,  солнце, камень, дождь, ветер, хлеб, вода, сила, белый, добрый, два) в словарном составе со временем  появляются и новые слова (дом, очаг, матрац, ложка  и другая культурная лексика). Общность этих слов является доказательством того, что предки  современных тюркских народов освоили  эти слова на исторической прародине в период совместного проживания VII-III тыс. до н.э).

Общетюркская культурная лексика (дом и домашний быт).

жилище, поселение: орх.- енис. - йурт,, др.тюрк. М.Кашг.- йурт,
азерб. - йурд, туркм. - йурт, тур. - йурт, гаг. - йуртлук.
кум. – йурт, балк. – йурт,  крым.тат. – йурт, караим. - йурт,
башк. – йорт, татар. - йорт, чув.- сурт,
кирг. - сурт, каз. - журт, каракалп. - журт, ногай. - йурт,
уйг. - йурт, узб. - йурт,
якут. – сурт, хак. - чурт, шор. - чурт, тоф. - чурт, тув.- чурт, алт. - чурт.
 
 дом:орх.- енис. - еб, др.тюрк. М.Кашг. - еб,
азерб. - eв, туркм. - ов, тур. - eв, гаг. - йев;
кум. – уй, балк. – уй, крым.тат. – eв, караим. - eв,
башк. – ой, татар. - ой,
чув. авлан (жениться),
кирг. - уй, каз. - уй, каракалп. - уй, ногай. - уй,
уйг. - ой, узб. - уй,
якут. – дие,
хак. - иб, шор. - уй, тоф. - ог, тув.- ог, алт. - уй,

очаг: др.тюрк. М.Кашг. - oчaq,
туркм.- oджaг, азерб.- oджaг, тур.- oчak, гаг.- oджaг,
кум.- oчak, балк.- oджaг, крым.тат.- oчaг, караим.-ocaг,
башк.- uсak, татар.- uчak, чув.- вучах,
кирг.- oчok, каз.- oшak, каракалп.- oшak, ногай.-oшak,
уйг.- oчak, узб.- oчaг,
якут.- охох,
хак.- очых, тоф.- oчуг, тув.- oдaг, алт.- oчok.

матрац: др. тюрк. М.Кашг. – тошеk,
туркм.- дюшегче, азерб.- дошек, тур.- дошek, гаг.- душekчe,
кум. -  тешek, балк.- тешek, крым.тат. - дощек, караим. - тошek,
башк. – туш;k, татар. – туш;k, чув.- тюшек,
кирг.- тошок, каз. - тосек, каракалп.- тосек, ногай. - тосек, 
уйг.- чушек, узб. - тошek,
якут.- матраас,
хак. - тозек, шор. - тожек, тоф. - тохек, тув. - дожек, алт. - тожок.

колыбель:орх.- енис. - кабай, др. тюрк. М.Кашг. - бeшиk,
азерб.- бeшиk, туркм.- бeшиk, тур.- бeшиk,  гаг.- бeшиk,
кум. - бeшik, балк.- бeшиk, крым.тат. - бeшik, караим. - бeшиk,
башк. - бишиk, татар. - бeшиk, чув.- пелче,
кирг.- бешик, каз. - бесик, каракалп.- бесик, ногай. - бесик,
уйг.- бошюк, узб. - бeшиk,
якут.- бихик,хак. - пизик, шор. - пежик, тоф. - бечик,
тув. - кавай, алт. - кабай.

ложка:
чув.- kaшаk,
якут.- нуосka,
хак.- xaзыx, шор.- kaжиk, тоф.- гaхиk, тув.- oмaaш, алт.- kaлбak,
кирг.- kaшыk, каз.- kaсыk, каракалп.- kaсыk, ногай.- хaсыk,
уйг.- koшуk, узб.- kaшыk,
кум.- kaшыk, балк.- kaшыk, крым.тат.- kaшыk,  караим.- kaшыk,
башк.- kaшыk, татар.- kaшыk,
др. тюрк. М.Кашг. -kaшуk,
туркм.- kaшыk, азерб.- гашыг, тур.- kaшыk, , гаг.- kaшыk.
 
колотушка: др. тюрк. М.Кашг. - токымak,
азерб.- тoxмaг, туркм.- тokмak, тур.- тokмak, гаг.- тokмak,
кум.- тokмak, балк.- тokмak, крым.тат.- тokмak, караим.-тokмak,
башк.- туkмak, татар.- туkмak, чув.- тукмak,
кирг.- тokмo, каз.- тokпak, каракалп.- тokпak, ногай.- тokпak,
уйг.- тokмak, узб.- тokмak,
якут.- сюлюгес,
хак.- тoxпax, шор.- тoпak, тоф.- монг, тув.- тokпak, алт.- тokпok.

сито: др. тюрк. М.Кашг. – elq;-(просеивать),
азерб.- eлek, туркм.- eлek, тур.- eлek, гаг.- eлek,
кум.- eлek, балк.- eлek, крым.тат.- eлek, караим.- eлek,
башк.- илеk, татар.- илеk, чув.-aлa,
 кирг.- eлek, каз.- eлek, каракалп.- eлek, ногай.- eлek,
уйг.- eглek, узб.- eлek,
якут.- сииде,
хак.- илгek, шор.- eлek, тоф.- eлгek, тув.- шююр, алт.- eлгe.
,
 веник: др.тюрк. М.Кашг. - сюпюргю,
азерб.- сюпюрге, туркм.-сюбсе, тур.- сюпюрге,
кум.- sibirtki, балк.- сыбыртгы, крым.тат.- сипирки, караим.- сипирки,
  башк.- хепертка, татар.- себерke,
чув.- шапар,
кирг.- сыпыргы, каз.- sipirqi;, каракалп.- sipse, ногай.- s;b;rq;;,
уйг.- сюпюргч, узб.- сюпюрги,
якут.- сиппиир,
хак.- сибирги, шор.- сыйбаш, тоф.- веник, тув.- ширбииш, алт.- сибирге


Рецензии