Подстанция. Про напарников Асю и Васю

       Был в моей жизни период, когда я работала на подстанции (ПС) крупного завода. Когда-то жизнь на этом заводе кипела и бурлила, работы велись круглосуточно, и бригада дежурного персонала только ПС достигала полутора десятков человек. Я этого времени не застала. К моменту моего прихода на завод, работала только одна смена, а на ПС дежурило всего по 2 человека в смене.
       Тем не менее, ПС - объект, на который пустят не всякого, поэтому она огорожена забором. В заборе калитка, запираемая на замок. Забор, правда, из штырей, поэтому любой проходящий мимо забора может видеть, что творится на значительной части двора при ПС.
       Есть список лиц, которым доступ разрешен, и служба охраны время от времени устраивала внезапные рейды, проверяя наличие/отсутствие посторонних на территории ПС. ПС привлекала же многих тем, что имелся при ПС небольшой сад, в котором росли урюк (целых 3 дерева), тутовник белый и тутовник черный, хурма, гибрид айвы и груши, несколько виноградных лоз. Было даже персиковое деревце,  но о нем расскажу в другое время, в другом рассказе.
       Время от времени кое-кто из посторонних - друзья и хорошие знакомые дежурных - в гости все же заглядывали. Вели себя пристойно и надолго на ПС не задерживались.
       На этом я пояснения заканчиваю и перехожу к историям как таковым

       ***
       Несколько месяцев спустя после того, как я обжилась на ПС, в штат монтеров была зачислена Ася. На этом заводе уже работали ее родители, оба брата, теперь вот и дочка влилась в ряды трудовой династии. Поставили ее в ту смену, которая сдавала объект мне и моему напарнику.
       Как-то раз прихожу на работу и вижу, что во дворе стоит молодой мужчина, раздетый по пояс, и Ася поливает его из шланга. Оказывается, это один из братьев Аси утренний душ принимает. Мимоходом заметила им, что они не в цирке на арене, негоже водные процедуры устраивать практически на всеобщем обозрении. Желательно удалиться куда подальше и не нарываться на гнев начальства, если оно ненароком пройдет мимо ПС.
       Захожу в здание, спрашиваю у Васи, напарника Аси, что происходило помимо того, что занесено в журнал. Вася разразился гневной тирадой в адрес Аси:
       - Мы, конечно, все не безгрешны, но Ася вообще берега потеряла. Вчера в середине дня приходит ее мать. Ладно, если бы они чаек попили, посплетничали... Я бы слова не сказал. Не-е-ет! Мама пришла с тазиком и давай тутовник собирать. Пришлось мне маму остановить и напомнить Асе, что я платить штраф за постороннего человека не намерен. Нужен им тутовник - пусть сама Ася его собирает, да не на глазах начальства и проверяющих. Мама ушла, обиженная.
       Когда дневной персонал уходил домой, нарисовался на ПС брат Аси, не этот, другой. Спросил, нельзя ли ему занять один из пустующих шкафчиков в раздевалке, а то в цеху раздевалки слишком тесные, у нас же - простор, красота!.. Выгнал, конечно. Сегодня, сама видишь, еще один брат пришел. Умыться мальчику негде... Только на нашей ПС. Странно даже, что за всю смену папа не заглянул, его для полного комплекта ой как не хватает!

       ***
       Поскольку смена длится сутки, то оборудована кухня, где можно не только разогреть принесенную снедь, но и сготовить полноценный обед/ужин.
       Спустя какое-то время Ася приняла к сведению правила, принятые на ПС и начались у нее с Васей мир-дружба-жвачка. То бишь, совместные трапезы.
       Ася и Вася долгое время куски друг у друга во рту не считали. Наоборот, старались, чтобы другой побольше съел. Но как-то раз зашел на объект ремонтник из дневного персонала, о чем-то побеседовал с Васей, и с той поры зачастил приходить в гости. Всегда к обеду, с пол-литрой.
       Один-два раза поделиться едой с гостем Ася не возражала, но скоро регулярное присутствие за столом третьего стало ее напрягать. Ремонтник бутылку принес, на пару с Васей распил и заел всем, что на столе увидел. Ему хорошо!
       Асе тоже предлагали, но она от выпивки отказалась решительно и однозначно. И выходило, что приходящий ремонтник, делясь только с Васей, ничем не компенсировал потребляемые продукты Аси. Самому ремонтнику Ася ничего говорить не стала, она поставила Васю перед фактом, сообщив, что будет питаться отдельно. Свою позицию объяснила, Вася тогда лишь посмеялся: "Ой, бабы, какие же вы все-таки мелочные! Из-за двух ложек салата отделяться".
       Проходит месяц, другой... Тут уже и Вася начал замечать, что полбутылки спиртного к обеду вроде бы неплохо, но что-то еды стало не хватать. Стал усиленно зазывать Асю в компанию, но она не уступала: "Перестанет этот халявщик столоваться у нас – тогда и вернусь к совместным обедам-ужинам". - Ремонтник, услышав такие слова, разобиделся, - "Как язык повернулся обозвать меня халявщиком? Я же не с пустыми руками прихожу". И продолжал навещать Васю каждый обед, пока Вася сам не отказал ему от дома. И Вася хоть с запозданием, но все-таки признал разумность позиции Аси, после чего они снова стали борщи хлебать из одного котелка.

       P.S. Я не собираюсь оценивать моральный аспект - нельзя пить на рабочем месте. Начальство знало, но закрывало глаза, поскольку Вася оставался адекватным и работоспособным.

       ***
       В честь 8-ого Марта выписало руководство всем женщинам завода единовременное денежное пособие (точные цифры, надеюсь, не существенны). При сменной работе праздничный стол обычно организовывался только для "своего", но не возбранялось отметить и с уходящей сменой, и с заступающей.
       День нашего дежурства. Я собиралась после приемки смены устроить небольшое чаепитие всем присутствующим, как-никак праздник (точную дату не помню, ± сутки относительно 8 марта). Сразу замечаю, что Ася принципиально избегает на Васю смотреть и разговаривать. Интересуюсь, какая кошка меж ними пробежала? Вася пожимает плечами, мол, знать ничего не знаю, вчера так хорошо посидели, а потом Ася внезапно взбеленилась, вусмерть разобиделась и вот теперь игнорирует. Ася отмалчивалась, отмалчивалась, а потом ее все-таки прорвало.
       Оказывается, первый плевок в душу Вася сделал, когда не поздравил. Тут уж и я посмеялась, нечего принимать так близко к сердцу невнимательность постороннего мужчины. Но оказалось, это всего лишь прелюдия. Наступает время обеда, снова заявляется ремонтник (во, если есть ремонтник, значит, дежурили они в будний день), и вот он-то соловьем разливался, расписывая какой замечательный человек Ася, какое сокровище, и т.д., и т.п. Обругал Васю, что тот ничего вкусненького для дамы в преддверии праздника не подготовил. И вот так, слово за слово, комплимент за комплиментом настолько растопил Асину неприязнь, что она, будто загипнотизированная, сама вложила подарок руководства ремонтнику в мозолистые ладони. Он его не зажилил, нет, сбегал в магазин, и накупил всякой всячины, в том числе и бутылку шампанского. Дама в честь праздника обязана пригубить. Посидели, полакомились, а к вечеру на Асю снизошло прозрение: "Га-а-ды! Поздравили меня за мои же деньги!"
        Вот и стал Вася врагом №1. За то, что не остановил ремонтника, когда тот денюжку вымогал, за то, что сам угощался на Асины деньги и не поперхнулся.


Рецензии