Уша

             Своей оригинальностью, красотой  и полезностью природа не перестаёт удивлять человека. В горах- горные козлы, чарующие своей силой и грациозностью, в северных широтах- белые медведи, способные выживать в условиях сурового климата, в небе- орлы и ястребы, в воде—умные дельфины, умеющие понимать человека, по настоящему его любить.Да и мало ли ещё.
             То же в нашем родном крае- Белорусии. Ровные, ухоженные поля сменяются лугами с их разноцветием растительности. Кругом леса, перелески. На возвышенностях зелёнными шапками вверх устремляются сосны. Рядом простираются рощи берёз. То там, то здесь видятся смешанные леса, а чуть ниже- тёмные, отличающиеся красотой и строгостью еловые, с низко свисающими, симметрично окружающими ветвями, тёмно-коричневыми, шероховатыми, стволами деревьев, Земля под деревьями и возле них , покрытая густыми зарослями еловника, не допускающим к ней тёплых лучей солнца, дышит сыростью, несёт на себе грибы и грибницу.
              Сосудами земли являются овраги, реки и озёра.  Они, мелкие и большие, разделяют её на берега, пронизывают вдоль и поперёк нашу прекрасную землю, отдавая ей влагу и создавая условия для многогранной жизни.   
              Одна из них – малозаметная река Уша. Начав собирать свои еле заметные воды у горы Маяк, что недалеко от деревни Будровщина Воложинского района, ещё не совсем окрепшая,
подобно грудному ребёнку, маленькая, своенравная, она, то забегая вперёд, поворачивая то вправо, то влево, ныряя в искусственные русла под железнодорожной насыпью и пробежав вдоль неё, извиваясь, прорезая возвышенности и образуя высокие берега, спускается в лощины и, сориентировавшись, с присущим только ей усердием устремляется всё дальше и дальше на северо-запад.
               По обе стороны произрастает богатая растительность. В зависимости от высоты русла, она неоднородна. Обилие состовляют злаки. Поражают глаз раскидистые соцветия – метёлки светло-коричневого цвета.  Это костёр безостный. То там, то здесь виднеется соцветия тимофеевки луговой, пырея ползучего, которые, наряду с костром безостным , густо покрывают её берега.
Одни растения сменяются другими. Как глазу виден ярко-жёлтый окрас лютиков. Сизой дымкой отдаётся цветущая фиолетовая смолка.
                Ближе к руслу, где преобладает переувлажнённость , на топких берегах засела осока пузырчатая, таволга безлистная с крупными листьями и обилием на высоких ножках белых цветочков.
               Везде птицы. Вот и сейчас. Метёлки прибрежной растительности калыхнулись. Чуть позже- травинки раздвинулись и взору представилось серо- пепельное очертание с чёрно-зеленоватыми блесками на шее и голове. Это, без сомнения, кряква. Она, не замечая человека, ведёт себя спокойно.Время от времени, подруливая лапками- перепонками и разворачиваясь из стороны в сторону, выслеживает добычу.
               А недалеко в густой травяной растительности притаилась еле заметная серая самочка. В ровном углублении, покрытом сухой растительностью и пухом,  она занята откладкой яиц, чтобы спустя время воспроизвести себе подобных. В воздухе, оглашая окружающую природу, парят чёрно- белые чибисы. А у кромки переливающего серебром русла реки бегут, опережая один другого и оставляя на влажном берегу вилочкообразные следы, кулики.
              Река же безостановочно несёт свои воды вперёд. Встретив на пути низменность, они растворяются на поверхности, образуя заводь. Казалось нет её, исчезла, расстворилась. Только острота глаза замечает в центре медленное движение воды. Не спит она, не дремлет. Её азимут всё тот же: северо- запад. А везде от берегов и вглубь заводи вода укрылась густыми тёмно-зелёными листьями с белыми нежными цветочками водокраса. По её глади рассыпались и кубышки с её ярко-жёлтыми цветочками. Подстать ей - кувшинки с её светлыми цветочками. Соединившись со своими соседками- водокрасом и жёлтой кувшинкой - они создают яркий, разноцветный ковёр на водной глади.
            На противоположном берегу, опустив в воду голову на длинной  чисто-чисто белой шее, не замечая окружающих, выискивает пищу лебедь-самец. А в недалеке, в густых тросниковых зарослях, вплотную окружённым ивовым кустарником, на массивном гнезде, восседает самочка.
       К низу по течению вода, встретив дамбу, потеряла направление и в нерешительности закружилась водоворотами.  Затем, достигнув нужной высоты, с шипением и пеной рванулась в отверстие и снова помчалась в одном только ей известном направлении.
       К дамбе, в отличие от начала заводи, водяной растительности становилось меньше. Лишь изредка возле песчаных берегов извивались плети водорослей, из-под которых небольшими косяками выплывали мальки плотвичек, окуней и пескариков.
      Невдалеке послышался всплеск воды. Это подрастающие окуни, а то и мелкая речная щука удовлетворяла голод в изобилии населяющими мальками.
       В безветрии, как зеркало, виднелась   ровная гладь воды.  Лишь изредка крупные хищники нарушали покой этого замечательного состояния природы, вызывая водовороты и волнение её поверхности. Не зря говорят: на то и щука, чтобы карась не дремал. Без карася и щука не щука.
      Чуть забрезжав рассвет, повзрослевшая детвора и свободное от работы население спешит к заводи. Бесшумными шагами подходят к песчаному берегу. Неторопливо разматывают удочки. Длинные удилища из берёзы и орешника, изгибаясь,  несут леску, крючок с наживкой во чрево воды. Поплавок, поигрывая на поверхности, успокаивается. Но не надолго. Тот, который был ближе к дамбе, еле заметно качнулся. Это достаточно крупный карась, завидев съестное, почти вертикально, подбирая к ней грудными плавниками, приблизился к наживке. Затем, что-то заподозрив, с силой взмахнув хвостовым опереньем, и вмиг оказался на полуметровом расстоянии. Остановился, ни на миг не оставляя следить своими большими глазами за наживкой.
     Молодой рыбак знал повадки рыбы. Он выжидал. Прошло не много времени. Карась осторожно подрулил к наживке. Постоял. Затем открыв нижнюю челюсть, ее принял. В это время поплавок дёрнулся, начал удаляться от берега, а затем скрылся в подводную гладь. Резкая подсечка, удилище изогнулось. Леска, прочертив воды заводи, привела к берегу крупную добычу. Через несколько часов вёдра с карасями, плотвой и окунями были заполнены. Солнце подымалось всё выше. Почувствовав наступающую жару, рыба ушла в глубину, к затопленным карягам, подводную растительность, отвесные берега, сохраняющие прохладу.

            А тем самым река, отдохнувшая на низине, выбирая уклоны, извиваясь и прорезая грунт, журча на поворотах, омывая павшие деревья,  отмытые водой корни ивы, бежит всё дальше и дальше.
                Неотступно сопровождают её в неблизком пути кусты и кустарники, на низких местах- черностволые ольхи, а на более высоких- как одинокие, так и стоящие плотной стеной берёзовые рощи.  Она, не щедрясь, растительности, и живому миру раздаёт живительную влагу.Вот вдали, опустив голову к воде, с высоподнятым задом, утоляет жажду крупный заяц-самец. Он, испив чистую, прохладную, родниковую воду, оттолкнулся короткими передними ногами о землю, выровнялся. Постоял немного, как бы благодарил реку за угощение , мелкими спокойными прыжками направился к густым зарослям разнотравья, покрывающие берега реки.
               А в недалеке на высоких ножках, потянувшись своими мордачками к свежим сочным листочкам, сгрудились дикие козочки. Спокойствие от людей, отсутствие хищников, обилие корма и воды придают им уверенность в жизни.
   Река же, петляя по окрестности, набегает на бурелом  из ольхи, осины, которые грубо по окружности погрызенные у корневища, лежат у её русла. Рядом порезанный кустарник ивы.
             Далее воды реки успокаиваются. Берега становятся более топкими. Раз от разу чернеют норы.
В стороны реки хорошо заметны прорезанные тропы. Впереди чёрной лентой поперёк русла протянулась загородь - плотина. Она сдерживает недавно стремительные воды, которые накопившись, с шумом и серебряным блеском переливаются через её края, чтобы бежать дальше, Это бобры - искусные архитекторы природы.
              Но не остановить Ушу. Она продолжает бежать. Бежать до тех пор, пока не встретит на своём пути ту, которую искала, к чему стремилась, ради чего отдавала свои силы, преодалевала преграды. Бежать зимой и летом, ночью и днём, в тихую, спокойную погоду и в непогодь. Бежать ради жизни, жизни для всех. Бежать пока не встретить на своём пути такую же светлую, красивую, по свойски родную - реку Вилию.
              Соединившись в единый водный организм, они, окрепшие и полноводные, успокоившись отдают свою воду Нёману. Затем, пробежав по землям синеокой Белоруссии, а затем соседки Литвы, мирно дарят свои богатства Куршскому заливу Балтийского моря, становясь с другими сёстрами – реками, мировым достоянием. Вечного мира  и спокойствия тебе наша любимая Уша.
    


Рецензии
Прекрасный рассказ о реках. У нас в Сибири их много, маленьких-маленьких, но в конце концов они впадают в Обь. И всю эту красоту, а также о силе их духа, о которых вы рассказали, мы видим постоянно...
Спасибо.
Иван

Иван Цуприков   29.09.2021 05:16     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Иван!
Спасибо за тёплые слова. С завистью принял Ваше сообщение о реках.Прекрасные и полезные они. Говорят же:мал золотник да дорог. У нас ещё и множество озер. В совокупности со сложившейся природной красотой прижилось яркое словосочетание "край рек и озер": пусть несут они нам всем вместе здоровье, счастье и благополучие.
С уважением, Николай Колячко

Николай Колячко   14.10.2021 13:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.