Ч. 165 Губернатор взяток не брал

Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/06/05/845

Вскоре у Лесовских родился сын. Сохранился документ, в котором отражено это событие:

«По свидетельству и.д. оберсвященника полевой армии по требованию курского гражданского губернатора Лесовского касательно рождения и крещения у него Лесовского в 1817 году в бытность его командиром Кинбургского драгунского полка, сына Стефана, для определения его в Морской кадетский корпус,
 
дано сие в том, что в метрической Кинсбургского драгунского полка за 1817 год значится: тысяча восемьсот семнадцатого года августа двадцать третьего числа от командира полка полковника Стефана Иванова сына Лесовского и жены его Амалии Иоанновой родился сын Стефан.

Крещён того же месяца 25 числа. Восприемником от св. купели был священник Николаев». Вот уж действительно, настоящий сын полка!

 Это случилось, как сообщают энциклопедии, в том числе дореволюционные, в городке Ретете Арденского департамента. Я тоже, как и все те, кто читал до меня биографию Лесовского, не задерживаясь, пробежал взглядом название города. Ретете так Ретете, какая разница?

Сейчас живу в таком месте, что мы как-то утром, конечно, до пандемии, поехали во Францию, посидели в живописнейшем городке Кольмар в уютном кафе за чашкой кофе с тортом и вернулись вечером домой. 

Сказал бы мне это кто-нибудь в восьмидесятых годах, что я так буду жить, покрутил бы пальцем у виска.

Когда оказался во Франции, то полюбопытствовал, что же это за город Ретете? Выяснилось, что города с таким названием никогда не было и нет. Очевидно, писарь сделал ошибку при заполнении формуляра, а потом её исправно повторяли во всех изданиях.

На самом деле существует маленький старинный городок Ретель, возникший ещё на месте военного лагеря Гая Юлия Цезаря. Ознакомиться со всеми достопримечательностями этого местечка с лихвой хватит и одного часа.
 
Наверное, по традиции там часто располагались войска. В городке Ретель и разместили Кинбургский драгунский полк во время оккупации Франции.

Когда Стефан Иванович воевал, он понятия не имел, что у него дома делается в имении.

В ноябре 1818 года русские оккупационные войска покинули пределы Франции. По прибытии на родину выяснилось, что за долги Лесовский оказался и без имения, и без крепостных, обеспечивавших своему невесть где пребывавшему барину дополнительный доход к его жалованию.

Жена приданого в виде недвижимости не имела. Пришлось жить только на жалование. Вспомнилось старое проклятье для некоторых работников советского времени: «Чтоб ты жил на одну зарплату!» Поэтому молодая семья вела довольно скромный образ жизни.

А в следующем году в семье Лесовских произошли сразу два замечательных события: глава семейства получил звание генерал-майора и у него родился второй сын. Впоследствии Лесовскому выдали для сына повторное метрическое свидетельство:

«По указу его императорского величества из Волынской духовной консистории выдан г-ну курскому гражданскому губернатору и кавалеру Стефану Ивановичу Лесовскому в том, что по метрической книге Житомирской соборной Преображенской церкви в архиве консистории хранящейся,

рождение и крещение сына его Аркадия записано от слова до слова тако: 1819 года октября 19 дня у бригадного генерала от кавалерии и разных орденов кавалера Стефана Ивановича сына Лесовского и жены его Амалии Иоанновой дочери родился сын, и крещён, и наречён именем Аркадий.

Крестный волынский гражданский губернатор Варановей Кастанович Гиорицкий.
 5 февраля 1830 года».

Всего у Лесовских было четверо детей: два сына и две дочери, Елизавета и Мария. До 1824 года Стефан Иванович служил сначала командиром бригады 3 гусарской дивизии, а затем - 2-й бригады 1-ой кирасирской дивизии.

После 1825 года и многочисленных арестов по делу декабристов Лесовский решил оставить военную службу. Он обратился к своему бывшему начальнику Михаилу Семёновичу Воронцову с просьбой помочь ему устроиться на гражданской службе.
 
Тот занимал тогда высокую должность Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора.

Воронцов откликнулся на просьбу и написал ходатайство царю с предложением назначить Лесовского на должность Екатеринославского гражданского губернатора, освободившуюся в связи со смертью прежнего губернатора Трофима Матвеевича Цалабана.
 
В ответ, будто гром среди ясного неба, пришла гневная записка от царя. Изумлённый Воронцов не верил своим глазам, когда читал, что «Лесовский всегда был замешан в интригах и беспорядках 3-й гусарской дивизии».

Николай I также заметил язвительно, что, по-видимому, Лесовского рекомендовали Воронцову люди, которые сами «любят беспорядок».

Оправдываться и тем самым опровергать мнение императора Воронцов, естественно, не стал, а потому, как настоящие герои, пошёл в обход. Он написал покаянное письмо своему хорошему товарищу Павлу Дмитриевичу Киселёву, который был близок к царю,  в расчёте на то, что тот донесёт до монарха содержание письма.
 
В нём Воронцов сообщал приятелю, что никогда не слышал, будто Лесовский замешан или подозревается в беспорядках. Ему было известно о натянутых отношениях Лесовского с командиром корпуса Логгином Осиповичем Ротом, но никаких стычек между двумя командирами не было.
 
Кроме того, он знал Стефана Ивановича как исполнительного и строгого по службе начальника, никогда не замеченного ни в каких интригах. Воронцов рассчитал все верно: не пострадали ни его карьера, ни Лесовского.

Стефана Ивановича уволили с военной службы «для определения к статским делам». Вслед за указом о его увольнении последовал другой высочайший указ о назначении Лесовского курским гражданским губернатором с переименованием в действительные статские советники.

Губернаторствовал он четыре года, успел за это время получить два взыскания лично от Николая I и орден св. Анны 1 степени. А какой командир не имеет взысканий? Эти взыскания он получил за плохой рекрутский набор.
 
Но для императора важнее было другое, Как бы это неправдоподобно ни звучало по отношению к российскому губернатору, Лесовский не брал взяток, а в денежных делах был исключительно честным человеком.

Эта, столь необычная для отечественного чиновника черта, впоследствии передалась по наследству и его сыну Стефану.

В 1830 году произошёл очередной крутой поворот в судьбе бывшего кавалериста. Он получил неожиданное приглашение от старого боевого товарища, Александра Христофоровича Бенкендорфа, которого царь назначил 25 июня 1826 года шефом жандармов и командующим императорской главной квартирой.

Продолжение http://proza.ru/2021/06/07/741

Портрет Михаила Семёновича Воронцова.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Владимир!

Очень приятно читать про невероятных людей!
Лесовский не брал взяток, а в денежных делах был исключительно честным человеком.(с)
А Михаил Семёнович Воронцов, если я правильно помню, продал имение, чтобы оплатить даже не свои собственные долги, образовавшиеся после пребывания во Франции армии русского царя.

Стратег и тактик Воронцов "пошел в обход"! Ну конечно, и в результате никто не пострадал, да ещё и репутацию Лесовского укрепил.

Спасибо и за город Ретель. Напомнило "подпоручик киже" ))

С признательной улыбкой,
Кира

Кира Викторова   08.06.2021 09:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Кира!
Да, Воронцов оплатил долги всех бессовестных офицеров.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   08.06.2021 14:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.