Из книги Горький мёд, глава 4, Возвращение

1945 год, 9 мая. День Победы! Как же ждали все это событие! Сколько всего произошло - невозможно всё охватить. Сколько горя, жертв! Но ведь ПОБЕДИЛИ!!!
В нашем небольшом городе Сатке, в каждом доме есть потери, Кто-то ждёт своих родных с фронта, кто-то вспоминает тех, кто никогда не вернётся домой. Ни парада, ни салютов в Сатке не было, не было даже громких гуляний. Каждый праздновал как мог. В нашей семье сразу же зашевелились те, кто намерен был вернуться на родину при первой возможности. Это тётя Берта с малыми детьми - шестилетней  Лилей и чнрытёхлетним Леней. Её муж возвращался с фронта. Сыну тёти Гени - Васе было всего 15 лет. но он настаивал на том что поедет. не дожидаясь никого. Мама не собиралась менять что-либо в жизни, тётя Геня была лежачей больной, а я поступила в медицинский институт в Свердловске и за два года привязалась к новой жизни.


Семья, сплоченная войной и трудностями, распалась. Когда спустя много времени  я вспоминаю о прошлом, то испытываю грусть. Мы никогда не были так близки как в саткинском периоде. Теперь ветки одного дерева разрастались в разных направлениях Несмотря на то, что была война , недостатки, болезни и трудности - три сестры были вместе. У нас со временем был теплый, уютный, чистый дом, который я любила не разумением, а всем существом. У мамы была достойная работа, я впервые срослась с коллективом и ничего лучшего мне не было нужно. Никто никого не удерживал. Первой уехала Берта с детьми. Её муж вернулся с фронта, но оставил больную жену. Она жила со свекровью, братом мужа и двумя детьми в полуподвале, где комната была с одним окном на уровне земли. В 37 лет тётя Берта умерла, оставив 11летнюю дочь и 9-летнего сына.

Вася осуществил своё намерение и уехал один в никуда. Тогда он был ещё ребенком- субтильным, но целеустремлённым и ответственным, как показала жизнь. Между нами была неосознанная братская любовь, но жизнь развела настолько что появилось отчуждение, больше с моей стороны и я теперь раскаиваюсь и глотаю непролитые слёзы. У Васи жизнь была сложной с самого начала - это его папу Ивана Степина расстреляли когда ребенку был год и он рос безотцовщиной, сыном врага народа. А мама Геня заболела во время эвакуации и навсегда осталась инвалидом первой группы
Вася сделал себя сам, работал на заводе. потом стал летчиком. потом получил высшее образование, остался на научной работе, защитил кандидатскую и растил двух сыновей. Но и он умер рано - в 52 года.


Спустя 2 года после окончания войны, мой отец предложил нам с мамой вернуться в Киев. Он женился и проживает с женой, а свою жилпдощадь предлагает нам. Ему, как фронтовику, возвратили довоенную площадь. Понадобился вызов. Маме прислал вызов директор второго Киевского мед института, в котором до войны мама училась и работала. Она решила ехать. Меня эта новость не обрадовала.


Я закончила второй курс, жила в общежитии. У меня была интересная, наполненная жизнь - подруги, театры, Учеба давалась легко. На каникулы я приезжала в Сатку. К этому времени Сатка для меня опустела - умерла Людочка Мельникова, сменила место жительства семья Шакировых, разлучив меня с Надей, ребята одноклассники ещё в войну после 9-го класса поступили в лётное училище, желая уйти на фронт. Слава богу, не понадобилось. И важно что я очень любила Сатку в которой впервые в жизни ощутила дом и семью, школу и коллектив и, несмотря ни на что - на войну и недостатки, стала как все- как все. Мне нравился один замечательный мальчик,но когда однажды он провожал меня домой и попытался поцеловать, я запищала 'мама"
и он, испугавшись,  удрал. Это была моя тайна.Я так и не забыла его. Он стал лётчиком и служил в Севастополе. Какими же мы были детьми. Вспоминаю и улыбаюсь.


На Украину меня не влекло. Более того, было тягостно. Мы уже знали о Бабьем яре, об участи евреев Киева, знали об истреблении евреев села Скураты среди которых были убиты мои бабушка с дедушкой. Кстати сказать, немцы в нашей захудалой деревне не были. Мы с Васей в то время  были на каникулах в деревне и нас ожидала та же участь, если б в последний момент нас не выхватила мама. Когда узнала о возвращении , о своих чувствах не обмолвилась.


На нашем пути была пересадка в Харькове. Ожидание около суток и мама сообщила просьбу остановиться у доктора Макотченко, которая, как и мы, в войну оказалась в Сатке и работала под маминым началом. Я напомнила маме о том что когда освободили Харьков, муж Макотченко вызывал её с дочерью домой. В войну он - украинец оставался в городе, а жену-еврейку отправил с дочкой в эвакуацию и теперь прислал вызов. Мама задержала Макотченко на время чтоб найти ей замену. Не знаю как они договорились, но я чётко высказала сомнение по поводу просьбы принять нас на одну ночь. Мама мне ответила -причём тут то, что связано с работой. Я оказалась прозорливее мамы. Нас приняли холодно, мы не увидели ни хозяина ни дочки,  не помню чтоб предложили чай. Отвели для сна в рабочий кабинет мужа- венеролога, где была кушетка.  Мы с мамой спали на полу.


В Киев приехали днём. Нас встречал отец и сразу привёз на квартиру. До войны я была у него несколько раз. Он показывал мне выращеное им дерево со спелыми лимонами. Он с этим деревом даже был сфотографирован в местной газете. Сейчас в комнате стояла лишь голая кровать , пружина не была прикрыта. Ещё в комнате с паркетом во время войны жильцы поставили печку. Папа сразу меня повел к себе и всю дорогу говорил о своей жене, что у неё имя как у мамы - Полина Григорьевна, что она тоже врач --гинеколог , муж её погиб на фронте и есть сын на 9 лет младше меня. По- моему он испытывал неловкость, а я ничего против жены не имела. Приняли меня хорошо. накормили вкусностями и жена подарила шелк на плапье. Наше "родство' продолжалось 40 лет до конца жизни папы. Но кроме одинакового имени, между первой и второй женой не было ничего общего. Скорее это были антиподы. Но и конфликтов также не было. Все удивлялись тому что за столом папе с женой предоставлялось главное место, а мама скромно сидела в противоположном углу, не выпячиваясь.

Киев пострадал в войну не так уж сильно, но правая сторона Крещатика была в руинах. Потом её застроили очень красивыми домами и Хрущеву попало за излишества. Мама сразу принялась искать работу - надо было жить самим и помогать сестрам. Она очень стремилась к лечебной работе, но ей в этом отказали и послали создать поликлинику на Куренёвке -  окраине города, Она окунулась в работу, уезжала рано, возвращалась поздно. А меня на третий курс приняли не сразу, прежде вынудили снова сдавать экзамены за второй курс и лето пропало.
Тётя Геня была лежачей больной,так что хозяйничала я. Много и плюсов и минусов имела жизнь в коммунальной квартире, но об этом я уже писала прежде.
С началом учебного года у меня появились знакомые и друзья, среди них и главный человек в моей жизни. Мы поженились на пятом курсе, а по окончании учебы спустя два года у нас родился сын. О том как начинался наш путь в медицине сказано в первой части книги "Горький мед" Она так и называеттся "Жизнь в профессии".
А в этой части я сокращенно вспомнила о возвращении на Родину - Украину, в город в котором я родилась.


Киев прекрасен в любое время года. Я знаю его в трёх временах: до войны , после войны и теперь, уже издалека. Он меняется как и всё живое и по- своему прекрасен во все времена. И если разница между до и после войны была не так уж значительна, то сейчас он неузнаваем. Он разросся и умножился. Появился целый город на левом берегу. Ещё раньше, в советские времена появились огромные новые районы Русановка, Березняки, Воскресенка,Троещина и другие районы. Он постоянно благоустраивается. Самое замечательное в нем -парки и зелёные насаждения, город по которому можно гулять до бесконечности, находя всё новые места. Чувствется что для благоустройства города средств не жалеют. Я приезжала в Киев после эмиграции дважды - в 2003 и 2008 годах и всякий раз находила его обновлённым. Перемены не только в превращении его в город- сад с современной архитектурой. Сами  люди внешне изменились. Я могла бы много говорить о Киеве, но сознательно сокращаюсь.


Мне важно чем является Киев для меня теперь. Да это моя Родина. Родине я отдала всё что была должна. Домом стала для меня Сатка - маленький город на Урале, который помог мне выжить в годы войны. Это не забывается. Как-то на экране показали  Сатку и у меня защемило сердце, мне хотелось задержать картинку. Теперь мой дом в Америке, в Нью Йорке. Я не выбирала. Это каверзы судьбы. Но я от всей души благодарна стране, которая дала мне то. без чего человеку не жить, хотя ей, кроме уважения и благодарности, мне дать нечего. Признаюсь, что происходящее с Америкой сегодня воспринимаю с сожалением и сочувствием.
Как же хочется мирного сосуществования, как хочется Миру мира. Я слежу, слышу и вижу что происходит. Идет война Зла и Добра. Ничего в этом нового, но средства и методы доселе невиданные. Я не оратор, но хочется сказать чтоб услышали везде - В России, на Украине, в Америке, во всех уголках земли - ну поймите же. наконец, что каждый на своём месте может делать что-то в пользу добра. Простых людей так много, а решает за них кучка. Возможно это наивно с моей стороны, но я закончу словами: Вид щирого сэрця, От всего сердца, From all my heart.

Леся Каплун

2019 - 2021 год

 
 



      


Рецензии