Уильям Бейтс. Как переносить скорби

КАК ПЕРЕНОСИТЬ СКОРБИ
Уильям Бейтс (1699)
Bates W. Works. L.,1700. P.704-709

Сын мой, не презирай наказания Господня и не унывай, когда тебя упрекают
Евр.12.5

Я продолжу доказывать, что лучшая мудрость - не презирать Божьи наказания и не падать под ними в обморок. Я не буду настаивать на том, что это совет высшей мудрости для нас, или что это избегание порочных крайностей, что является главным пунктом морального благоразумия, но это единственный способ предотвратить величайшие беды, которые иначе постигнут нас. Говорят, что мудрый приносит пользу самому себе, то есть либо в приобретении добра, либо в предотвращении зла. Теперь будет видно, насколько пагубны эти крайности, если рассмотреть Иова 22.21.
1. Пренебрежение наказаниями лишает нас всех тех благ, которые они предполагали. Божья цель в них состоит в том, чтобы насытить грехом наш вкус и заставить нас отвращаться от этого смертельного яда, ибо как, согласно законам медицины, противоположности излечиваются противоположностями, так и грех, который преобладает от удовольствия, от чего-то приятного для плотской части, умерщвляется от того, что вредно для чувств. Покаяние - это долг, которому лучше всего соответствует страдание: ибо когда дух становится печальным и приходит к трезвому пониманию, он легче размышляет об истинных причинах своих бед; когда источники переполняются, это лишь направляет поток в правильное русло, изменяя предмет нашего горя, а именно скорбя о грехе вместо того, чтобы скорбеть о внешней беде, мы стоим на пути к счастью. Разумная печаль ведет к благочестивой печали. Сначала естественное, затем духовное. Теперь скажем, что презирающие руку Божию, не затронутые судом, не способны на это благо. Ибо если они не чувствуют удара, то как они заметят руку, которая наносит удар? Если они не смягчены скорбями, то как они получат благочестивые впечатления? Если они не чувствуют Его неудовольствия, как они могут бояться оскорбить Его в будущем? Если лекарство не действует, как оно может изгонять вредные испарения?
2. Пренебрежение наказаниями не только делает их бесполезными, но и подвергает нас еще большему злу.
(1) Это побуждает Бога на время отменить Свои суды. Этого грешник желает и считает себя счастливым оттого, что ему легко: жалкое заблуждение! Эта передышка - предвестие его окончательной гибели. Это было отчаянное состояние Иуды, как выразился Бог: "Почему вы должны быть поражены еще больше? Вы будете бунтовать все больше и больше" (Ис. 1:5 KJV). Это слова встревоженного отца, который испробовал все способы, советы, доброту, исправления, чтобы вернуть мятежного упрямого сына, и не найдя никакого ответа и результата, дает ему возможность следовать пагубным колебаниям своих порочных желаний. Никакая суровость не сравнится со страданиями его в распутных поступках. Таким образом, когда Бог использовал много милостивых способов исправить грешника Своим словом, Духом и судами, но грешник непреклонен к призывам слова, непроницаем для движений Духа и нечувствителен к сокрушительным делам провидения; когда после битвы с жезлом грех выходит невредимым, и жезл отступает - это спокойствие страшнее самой свирепой бури; ничто не может быть более гибельным для грешника, ибо этим Божественным оставлением он предается нечестивому уму и гнусным чувствам.; он пребывает безмятежным в своих грехах и с каждым днем усиливает свою вражду против Бога и провоцирует вражду Бога против него. Нельзя допустить, чтобы тот, кто не поддается благодати Божьей через скорби, подчинился, когда он находится в приятных обстоятельствах и расположен наслаждаться чувственными удовольствиями. Если кнут и шпоры не могут сломить и укротить непокорного зверя, то, конечно, богатое пастбище никогда не сделает его послушным. Таким образом, то, что Бог перестает наказывать грешника в настоящее время, настолько далеко от того, чтобы быть милостью, что это результат Его глубочайшего неудовольствия; ибо это способствует ожесточению. Это был случай фараона, когда любая из язв была удалена: потворство вызывало его негодование. Как вода, взятая из огня, замерзает раньше и сильнее, чем если бы часть ее никогда не испарялась от прежнего жара; так и люди, взятые из огня скорби, более укрепляются в своих порочных поступках, чем если бы они никогда не страдали.
(2) Пренебрежение более легкими ударами провоцирует Бога иногда навлечь на грешников более страшные суды в этой жизни. Ни один человек не может вынести, чтобы его любовь или гнев были презираемы. Навуходоносор приказал разогреть печь в семь раз горячее для тех, кто презирал его угрозы. Бог говорит израильтянам: "Если вы не будете исправлены этим, но будете ходить против Меня, то и Я буду против вас и накажу вас еще семь раз за ваши грехи" (Лев.26.23,24). Он превратит жезлы в скорпионов и будет бичевать грешников за продолжающиеся мятежи. Именно в этом и заключается смысл этого обличения: "Неужели кто-то возьмет с земли и ничего не возьмет?" (Ам. 3.5 KJV). Должен ли Бог отменить Свои суды, в то время как грешники беспечны и дерзки, как будто они могут быть окончательными победителями над ними? Нет, Он умножит и возвеличит их. Может быть, сначала Бог губит часть имущества, и грешник не боится его руки; затем он подходит ближе и выхватывает дорогого родственника: если грешник все еще незатронут, он поражает его тело затяжной или острой болезнью; если он все еще не заботится о Божьем неудовольствии, Он ранит его дух, делает его больным в чувствах и совести одновременно, наполняет его ужасом размышлений о своих злых путях и предвидением того ужасного суда, перед которым он должен предстать; так что, хотя он не может жить, он не смеет умереть.; хотя его земная скиния готова обрушиться на него, он боится выйти и встретиться с Верховным Судьей; и если это не произведет искреннего полного изменения, Бог бросит его в ад к сообществу дерзких мятежников, которые боролись против Бога. Короче говоря, как по закону неисправимый сын, пренебрегший обличениями своего отца, должен был умереть без пощады; так и неисправимый грешник, который отвергает уколы и отказывается подчиниться Божьим исправлениям, будет отсечен в своем упрямстве; правосудие перейдет к его отсечению и возмездию против него.
(3) Отчаяние под наказаниями пагубно для страдающих, ибо оно делает их совершенно неспособными к исполнению долга и неспособными также к получению утешений, свойственных страдающему состоянию.
Во-первых, это делает их совершенно неспособными к исполнению своего долга. Надежда пробуждает все деятельные силы души; она является великим побуждением к трудолюбию и орудием исполнения долга. Отчаяние, подобно крайнему холоду, который сдерживает весну и сковывает землю так, что ее плоды не могут появиться, препятствует свободному проявлению разума и благодати и режет сухожилия послушания. Тот, кто не надеется на хороший исход из беды, не будет ни каяться, ни молиться, ни исправляться, но потворствует бесплодным слезам вместо настоящего исполнения своих обязанностей.
Кроме того, часто оказывается, что та же скорбь, что послана от Божьего неудовольствия на Его народ за Его грехи, является также следствием гнева людей на святых за то, что они исповедуют Его имя. Такова мудрость и благость Божия, что тем же огненным испытанием Он может очистить своих слуг от их скверны и нечистот и сделать славу Евангелия более явной. Ненависть к религии и слепая ярость могут привести людей к жестоким действиям против святых.; но это по разрешению Царя вселенной, Который держит в своих руках сердца всех и терпит их гнев ради святых целей. Враг замышляет против их веры, но цель Бога - заставить их изменить свою жизнь.
Теперь, если либо из-за сильных страхов, либо из-за жгучего чувства беспокойства из-за религии наше мужество терпит неудачу, мы в такое время находимся в опасности отпасть и отречься от своего Учителя. Малодушный человек обыкновенно бывает лжесердечным и за неимением решимости, испугавшись решений своей совести и долга, выбирает грех вместо страдания и тем самым справедливо лишает себя "венца жизни", обещанного только "верным до смерти"." Кроме того, не только потеря рая, но и муки ада угрожают тем, кто уклоняется от служения Богу, чтобы избежать земных зол. "Боязливые и неверующие находятся впереди тех, что будут иметь долю в озере огненном и серном, которое есть вторая смерть" (KJV). Что же это за глупость, когда предлагается два зла: выбрать величайшее, то есть вечную смерть, а не временную, и из двух благ предпочесть меньшее: короткую жизнь с ее утешениями на земле, тому, что вечно славно на небесах? Из этого видно, насколько важно для нас укреплять наши умы и сосредотачиваться в непоколебимой вере в Божье поддерживающее присутствие с нами во всех бедах и в Его милостивое обетование, что в свое время мы пожнем, если не ослабеем в добрых делах.
Во-вторых. они не способны к утешению, свойственному страдающему состоянию. Таковое возникает из веры, "что Бог любит того, кого Он наказывает" (Откр.3). Ибо малейший грех есть большее зло, чем самая большая беда; и Божий замысел состоит в том, чтобы устранить его, а также оставить нас в ожидании счастливого исхода. Надежда - это якорь, который посреди бурь и самых бурных морей спасает от кораблекрушения. Характер христиан таков, что они "радуются в надежде" (Рим. 12. 12), но когда страждущие находятся под страшным впечатлением, что Бог их непримиримый враг, и с печалью заключают, что их страдания уже не исправить, те божественные утешения, которые способны подсластить самые горькие страдания верующих, не имеют для них силы. Их глубокая скорбь подобна не мукам страдающей женщины, которые заканчиваются радостным рождением, а убийственным мучениям мочевого камня, бесплодным для больного. Упорная скорбь и отвержение утешений Божиих "есть начало скорбей", первая расплата с того печального долга скорби, который будет взыскан в ином мире.
 Цель состоит в том, чтобы побудить нас к выполнению тех обязанностей, которые прямо противоречат запрещенным крайностям, а именно: смиряться под наказаниями Господа с глубоким благоговением и смиренным страхом перед Его неудовольствием и с твердой надеждой и упованием на Него в благословенном исходе, если мы подчинимся его святой воле.
Я со смиренным почтением протягиваю ему руку. Этот нрав абсолютно необходим и наиболее важен по отношению к Богу, по причине Его владычества, справедливости и благости, провозглашенных в его наказаниях; и по отношению к нашей слабости, нашей зависимости от Него, нашей непримиримости к Его закону и нашим обязательствам перед Ним, если Он пожелает огорчить нас для нашего блага.
Вот причина этого упрека: "Будет ли лев рычать в лесу, когда у него нет добычи?" (Ам.3:4). Неужели Божьи угрозы и суды не возымеют действия? Кто ожесточился против Него и преуспел? Провоцируем ли мы Господа на ревность,- самое разумное и суровое свойство, когда он разгневан? - Разве мы сильнее Его? Можем ли мы столкнуться с оскорбленным всемогуществом? Можем ли мы с армией похотей противостоять мириадам могущественных ангелов? Это не мужество, а такая невероятная степень безумия и ярости, что можно было бы подумать, будто разумное существо не способно на это. И все же всякий грешник, не исправленный скорбями, находится в таком отчаянии: "он простирает руку свою на Бога и укрепляется против Всемогущего; он бежит на Него, даже на шею Его, на толстые Его щиты" (Иов 15.25-26). Таким яростным мятежником был царь Ахаз, который "во время бедствия своего еще более согрешил пред Господом. Но Бог торжественно провозгласил, что Он победит, наконец, самых свирепых и непреклонных врагов. Пока Я жив, говорит Господь, всякое колено преклонится предо Мною. Сила Его бесконечна, и гнев делает Его силу еще более ужасной. Если наше подчинение не является добровольным, оно должно быть подневольным. Наша мудрость заключается в том, чтобы предотвратить Его возмездие смиренным подчинением. Долг страждущих превосходно выражен Елиуем: "Истинно, подобает сказать Богу: я понес наказание, я больше не буду обижать. Тому, чего я не знаю, научи меня: если Я сделал беззаконие, то больше не буду делать" (Иов).
Прибавим далее, что благоговение к наказаниям Божиим должно быть действительно благоговением, ибо когда любовь побуждает человека давать нам совет, хотя бы он и был смешан с обличениями, и благоразумие его не велико, то все же уважение должно быть благоговением. Но Бог, Который единственно мудр, наказывает людей от желания сделать их лучше и счастливее; Он намеревается прежде всего облагородить, а не поглотить их скорбями, так что серьезное отношение к Его руке есть самый справедливый и необходимый долг творения. Короче говоря, каждое наказание должно оставлять на нас глубокие и постоянные впечатления; чувство Божьего неудовольствия должно сделать наши сердца скорбными и умиротворенными, смиренными и сокрушенными, чтобы Его воля могла быть исполнена нами на земле, как и на небе.
2. Будем всегда хранить смиренную зависимость и твердую надежду на Бога, ибо Он дарует благословенный исход из всех наших бед: отсюда возникает поддержка и спокойствие души. Христианское терпение переносит все так же, как и милосердие, побуждаемое постоянным ожиданием от Него добра. Терпение подтверждает все другие милости и является для всех доспехов Божиих тем же, чем смазка для материальных орудий, которая удерживает их от разрушения в бою.
Теперь, чтобы поддерживать постоянную надежду в скорби, необходимо рассмотреть причину увещания, как она замечательно объясняется апостолом.
(1) Отношения, которые Бог поддерживает, когда он поражает верующих. Он судья, наделенный качествами отца. Завет благодати между Богом и Иисусом Христом, нашим истинным Давидом, содержит следующее наблюдаемое положение: "Если дети твои оставят закон Мой и не будут ходить по судам Моим, если они нарушают уставы Мои и не соблюдают заповедей Моих, то Я накажу жезлом грехи их и ранами беззаконие их" (Пс. 89:30-32).
Любовь, возникающая из этого отношения, хотя и не может ненавидеть, все же может быть недовольна и наказывать людей за их безрассудство. Моисей говорит израильтянам: "Подумайте в сердце своем, что как человек наказывает сына своего, так и Господь, Бог ваш, наказывает вас". У детей рассудок не раскрывается полностью, они не способны управлять собой и учатся только с чувственным удовольствием или болью, так что отец обязан соединять исправление с наставлением, чтобы воспитывать их к добродетели. Это не только совместимо с отцовской привязанностью, но неотделимо от нее. Для родителя терпеть, чтобы ребенок продолжал  грешить с удовольствием без должного наказания, - это чистая жестокость, замаскированная под маской жалости, ибо пренебрежение дисциплиной укрепляет его в его порочных поступках и подвергает погибели. Поэтому апостол добавляет: "кого любит Господь, того он наказывает": как от самого сильного гнева Он иногда терпит, чтобы ударить, так и от самой дорогой любви Он поражает. Смиренные верующие сквозь облако слез могут видеть свет Божьего лика: ибо, избрав их особой любовью к славному наследию свыше, Он распределяет здесь все, чтобы подготовить их к нему; и все временные бедствия, как средства, превращаются в природу цели, которой они подчинены. Так что самые острые страдания действительно от милости Божией, так как они полезны для нашего обретения истинного счастья. Диавол обыкновенно искушает людей в раю наслаждений, чтобы низвергнуть их в ад; Бог испытывает их в горниле скорбей, чтобы очистить и приготовить их для рая.
(2) Это сильное сердечное средство против обморока, чтобы учесть, что в силу отцовского отношения Он "бичует каждого сына, которого Он принимает", ибо нет бед более мучительных и жалящих, чем те, которые неожиданны. Теперь, когда мы уверены, что нет сына, которого не наказал бы Отец Небесный, мы меньше удивляемся, когда встречаемся с крестами. В самом деле, едва ли существует какое-либо несчастье, которое могло бы постигнуть нас, но мы имеем в Писании некоторые примеры святых, страдающих так же. Разве мы бедны и ничтожны в этом мире? надо считать, что нищета со святости - это Божественный дар. Иисусу Христу, святому и возлюбленному Сыну Божию, было негде преклонить голову. Находимся ли мы под влиянием телесных недугов? добрый Езекия был поражен мучительной болезнью, и Гай имел цветущую душу в изнуренном теле. Неужели у нас отняли наших дорогих родственников? Аарон и Давид потеряли некоторых из своих сыновей от страшных ударов. Уязвлен ли наш дух чувством Божьего неудовольствия? Иов и Еман пребывали в сильном страхе, но были любимцами неба. Короче говоря, сколько самых дорогих Богу людей были призваны на крайние и кровавые испытания для защиты истины? Сколько смертей они вынесли за одно мучение? Сколько мук в одной смерти? И все же они были так далеки от отчаяния, что чем сильнее были их страдания, тем больше их мужество и радость сияли и бросались в глаза, так как лицо небес никогда не бывает более безмятежным и ясным, чем когда дует самый резкий северный ветер. Это вывод апостола: "Видя, что мы окружены таким облаком свидетелей, будем терпеливо проходить предстоявший нам путь".
Это подтверждается далее следующими словами: "если вы без наказания, которому все причастны, то вы незаконнорожденные, а не сыновья" (ст. 8). Если Бог не дарует нам милости Своего жезла, то очевидно, что мы не являемся частью его отеческой заботы. Ежевикой пренебрегают, а виноградную лозу режут до крови. Это жалкая привилегия - быть освобожденным от Божественной дисциплины, а благодаря легкости и процветанию быть развращенным и сделанным пригодным для сокрушения. Святой Августин олицетворяет того, кто обличает Бога: O Deus, ista est justitia tua, ut mali floreant и boni lahorent! в Пс. 25. О Боже, праведно для Тебя, чтобы нечестивые преуспевали, а добрые страдали! Dicis Deo, ista est justitia tua? & Deus tibi, ista est fides tua? h;c enim tibi promisi? ad hoc christianus factus es, ut in seculo isto floreres, & in inferno postea torquereris? Бог отвечает ему: это твоя вера? Разве Я обещал тебе временное процветание? Разве ты был христианином для того, чтобы процветать в этом мире и мучиться в аду?
Апостол представляет особую прерогативу Бога "как Отца духов", ст. 9, и поэтому имеющего более близкие права на нас, чем отцы нашей плоти, так что Он не подвержен тем несовершенствам, которые сопровождают земные отношения. "Они недолго наказывали нас для своего удовлетворения". Человеческая любовь - это беспокойная нерегулярная страсть, смешанная с невежеством и склонная к ошибкам в избытке или недостатке. Иногда родители снисходительны и жестоким состраданием щадят своих детей, когда они ошибаются; иногда они пытаются исправлять без причины, иногда, когда причина справедлива, все же они ошибаются в способе или мере исправления, так что их дети бывают обескуражены. Но в Боге есть совершенное соединение мудрости и любви, благоразумия и нежности; Его любовь не имеет ни малейшего несовершенства. Его воля всегда руководствуется бесконечной мудростью. Если дети его оскорбят, он накажет их жезлом человеческим (2 Цар. 7.14), то есть умеренно; ибо как в Писании вещи возвеличиваются эпитетом "божественные" или "от Бога", так и они уменьшаются эпитетом "человеческие". Поэтому апостол говорит коринфянам, что "не постигло их никакое искушение, кроме обыкновенного для людей; но верен Бог, который не попустит вам искушаться сверх того, что вы можете; но и в искушении даст путь к спасению, чтобы вы могли перенести его" (1 Кор. 10.13 KJV). Как благоразумный врач сообразуется как с силой больного, так и с качеством болезни и соразмеряет с ними свое лекарство; таким образом, все горькие вещи, их смесь и мера распределяются по мудрому предписанию Бога в соответствии со степенью силы, которая есть в Его народе.
Апостол указывает на непосредственную цель Божию в Его наказаниях: "Но Он - для пользы, чтобы мы были причастниками святости Его". Таково высшее превосходство Божественной природы, и наше соответствие ей настолько ценно, что делает страдания не только терпимыми, но и желательными, поскольку они способствуют этому. В теперешнем состоянии наши милости несовершенны, и наше соответствие Божественной чистоте подобно отражению солнца в мутной воде, очень уступая совершенству и сиянию этого великого света. Теперь Богу угодно сотворить нас по образу Своему скорбями, как вырезает статую мастер, чтобы придать ей прекрасную форму.
Ему угодно ввести нас в различные испытания, чтобы испытать нашу веру, явить в нас терпение, воспламенить наши молитвы, умертвить наши плотские желания, разорвать те добровольные узы, которыми мы прикованы к земле, чтобы мы могли жить с теми привязанностями, с которыми другие умирают. И конечно, если мы выносим верное суждение о вещах, у нас нет ни малейшего повода подозревать любовь Бога, когда Он наказывает нас, отнимать у греха единственный отвратительный объект его глубокой ненависти и делать нас причастниками Божественной природы. "И теперь мирный плод праведности есть продукт в тех, кто должным образом упражняется в своих бедах". Это намек на награду победителей на Олимпийских играх, у которых был оливковый венец, эмблема и сень мира. Но истинный мир, Божественный покой в совести, будет воздаянием всем, кто проявляет образ смирения, подобающий страдающему состоянию. Короче говоря, апостол уверяет верующих, что они "наказаны Господом, чтобы предотвратить их осуждение с миром" (1 Кор. 11.32). Исправляющий жезл выводит их из ада. Это соображение превращает шипы в розы и извлекает мед из полыни: если путь, ведущий к блаженству, каменист или суров, христианин должен охотно идти по нему. Итак, из рассмотрения того, что Писание возвещает о временном зле, давайте "поднимем руки, которые висят, и укрепим слабые колени; и сделаем прямыми пути для ног наших, чтобы не сбилось с пути то, что хромает; но пусть лучше будет исцелено" (KJV). В нашей скорби давайте черпать мужество и решимость из обетований и жить в святом согласии с Божьей волей, чтобы слабые или немощные могли быть восстановлены.
Первый и последний урок языческой философии состоял в том, чтобы поддержать людей под бурями, которым они подвержены в этом незащищенном состоянии, сделать душу velut pelagi rupes immota, как скалу, непоколебимую волнами. Но все  наставления философов были безуспешны и потому не могли уберечь их от нетерпения или отчаяния. Ибо только Евангелие, заверяющее нас в любви Божией, посылающей скорби для нашего духовного и вечного блага, может успокоить ум. И всякий раз, когда мы ослабеваем в скорбях, это происходит или от неверия, или от невнимания; невозможно, чтобы человек был христианином и не мог утешиться в самом скорбном состоянии, ибо мы действительно имеем Духа Святого, Который есть Утешитель. Когда мы говорим иногда с теми, кого мы считаем немощными,  говорим с неверующии, которые получают от времени только то, что они должны получить от веры; они имеют имя Божье только в устах, но мир не пребывает в их сердцах. Их страсти сильны и упрямы, не подвластны освященному разуму. Трудность, с которой они испытывают утешение, обнаруживает необходимость их страданий. Они нуждаются в обращении больше, чем в утешении. Другие, которые искренни в вере, все же склонны мучиться из-за ошибки, подобной той, что была допущена апостолами.; когда их Господь вышел на воды в темную бурную ночь, чтобы помочь им, они подумали, что Он дух. Поэтому они смотрят на Бога как на врага, когда он приходит, чтобы освятить и спасти их. Его суверенное средство от наших скорбей -это исправить суждение чувств серьезной верой в Божье обетование. Так мы примирим строгость Его руки со сладостью его голоса: Он взывает к нам с небес в самую темную ночь: "Это Я, не бойтесь." Он исправляет нас сердцем и рукой Отца.
Должное рассмотрение этих вещей произведет славную радость среди наших страданий. "Все, что было написано прежде, было написано для нашего научения, чтобы мы через терпение и утешение из Писаний могли иметь надежду" (Рим. 15.4 KJV).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии