Мой сосед что жил на третьем

 Хорошая ныне, или плохая жизнь, зависит от соотношения добра и зла в душах людей
заботящихся об этой жизни.
Эту не хитрую истину я постиг сидя,на балконе. Выходя туда регулярно каждый день. Дабы подышать свежим воздухом. Под дуваемым с Ангары, находящейся в пятистах метрах от моего дома. Да, чтобы послушать записи песен Владимира Высоцкого. Записанных соседом с верху. Сидящим также на балконе, но уже третьего этажа. Разделяющим таким образом своё. А за одно и мое одиночество. Стихийно возникаю щее каждое утро:у соседа,в связи с временным отсутствием жены,госпитализированной в связи обострения язвы. А у меня родителей, не приходящих на обед в рабочий полдень.

                "Протопи, ты мне баньку - хозяюшка!
                Распалю я, себя, распалю!
                И на полоки, у самого краюшка.
                Я сомненья в себе истреблю"...

Что, в этом напеве было хорошего? Или плохого? Я, не мог себе объяснить. Равно как и того что, я, восьмилетний пацан мог найти успокоительного в этих хрипящих звуках? Но,почему то, именно это, в сочетании с шагающими школьниками пинающими жёлто-оранжевые листья. Вызывало в моей душе расслабление,подогреваемое осенним солнышком.
"Чтобы чувствовать себя счастливым, нужно выдумать какую-нибудь традицию".
Эта мысль возникла в моей голове после просмотра фильма "Ирония судьбы или с легким паром". Но как эту формулу применить в жизнь? Если многое из того что допускалось одноклассниками, мне было запрещено моим "внутренним". Которого я уважал и слушался на много больше. Чем, "Буратино", своего сверчка. Что тут поделать?!
Вот и выдумал я для себя некую сказочку, о неком патронажном,- шефстве над дядей Толей, превращая свой выход на балкон в обязанность. становящуюся с каждым днём всё торжественней и необходимей. Нам, друг для друга! Но,в отличии от соседской; для моей души, дядя Толя был не просто соседом с верху. Но и великой заботой! О которой думала моя голова и успокаивалось сознание. От того что, эта забота у меня появилась. И что я,ныне стал, ответственен за нее!
И если в какой нибудь день мои уши не слышали соседского покряхтывания.
Весьма характерного, для дяди толиного ста тридцати килограммового веса. Или скрипа стула, на котором тот восседал, потягивая свой любимый (Портвейн - три семёрочки).
Душа, начинала волноваться, и я говорил отцу, чтобы тот поднялся к "большому человеку" да узнал, всё ли хорошо с его сердцем, весьма часто пошаливающим, у казалось бы такого мощного "здоровяка", порой высиживающего за столом не один час с пунцовым лицом, Во время задушевного разговора под те же любимые "топорики",  горячившие его, от на первый взгляд не значительного волнения. Успокаивающегося лишь от степенных разговоров, с моим отцом, имеющим дар успокаивать терзания соседа добрым словом. Ох и нравилось же мне ходить в гости, на третий этаж! Приходить и любоваться на этого человека, чем то напоминающий своим обликом, моего любимого артиста; Николая Озерова! Игравшего в те времена, в спектакле "Принцессе Турандот" "Тарталью". Самого доброго, как казалось мне, персонажа сказки Карло Гоцци. Когда папа звонил в его дверь, дядя Толя шел в прихожую предупреждая гостей: - Иду! Иду! Сейчас открою! А когда открывал, приговаривал, искренне радуясь соседям снизу заглянувшим к нему в гости:
- Да что вы ей-Богу беспокоитесь за меня!
Чего со мной сделается?!
Ведь я же пожарник, на пенсии!..
И если случиться пожар, я его за всегда потушить с могу!!! Ха-ха-ха-ха!
Заливаясь мягким только ему присущим смехом, указывал он, на содержимое бутылки! Приглашая гостей в свою квартиру:
- Проходите, проходите гости дорогие!
Садитесь на диван,сейчас мы чайку сообразим. И ишо, кое-шо! Пожимая руки мне и папе, искренне радовался человек "большой живот" провожая друзей, в залу.
Где на большущей тумбе,установленной близ подоконника у балконной двери,(стоял преогромнейший, трёхмоторный магнитофон "Тембр-2")!Во чреве которого и рождались те легендарные звуки, превращающиеся в песни...
Разглядывая громадный магнитофон! Я, невольно сравнивал его со своей "Нотой-303" казавшийся маленькой лодочкой растворяющейся в тени надвигающегося трёхпалубного лайнера.
- Ну что Витёк, нравится тебе моя машина? На меня похожа, правда?
- А можно, я немного послушаю - песни?
- Ну, давай! Садись только по удобнее, вот сюда, поправляя уютные подушечки огромными руками, пествовал мальца сосед, нажимая клавишу "пуск". От чего
в магнитофоне что-то хрюкало! И начинался концерт! "Разделяя слух на два канала".
                "В тот вечер я не пил, не ел.
                Я на неё вовсю глядел...
                Как смотрют дети"...

Неслось с "левого", сквозь изрядный шип, заезженной дорожки...
- Ой Лёша, чует моё сердце, скоро помрёт моя Маша. Разбавляя горечь слов
бульканьем в стаканы, заканчивал дядя Толя, "стереоэффект" в правом.
Пустив фоном песню, я невольно прислушивался к разговору старших. Не из-за
любопытства. А из-за печали, которая гнездилась и в моей душе.
А разговоры эти, были за место лекарства - что ли!?.
- Вот видишь говорила "она", не только у тебя болит, но и у взрослых побаливает!  ...
- А может всё обойдётся? предполагал батя!                - Нет Алёша, не обойдётся! Эта болезнь, так просто не уходит! Ведь посмотри,
как она исхудала вся, за последнее время.
А как её рвёт по ночам?!
Эх-хе-хех!
Как же мы с Юркой жить-то будем?
Про то что люблю я её, сильнее всего на свете, можно и не говорить! Об этом
ты и без того знаешь.
За другое моё сердце болит! Сыну нашему, ещё мать - ох как нужна!
Ему нынче только семнадцать исполнилось, а ведь он, мальчишка ещё!..
Совсем мальчишка!..
Закусывая очередные полстаканчика ПЕЧАЛИ,тихоокеанской селёдочкой с луком, сетовал сосед.
Всем своим естеством откликаясь на дяди Толины слова, мне до боли в сердце становилось жаль его, с Юрой. Долговязым рослым пареньком, склонным ко всякого рода приключениям. Из-за чего не совсем хорошо учившимся в ПТУ.
Под высокочастотный стон магнитофона, я чуть не плакал; представляя соседа с сыном, плетущихся за гробом жены и матери. Совершенно не представляющих как, им жить дальше?..
- Что с тобой Витя? Обращая внимания на угнетённый мой вид спрашивал сосед.
- Да, песня очень жалостная. Врал я,кивая на "баньку" которую просил про топить, Владимир Семёнович. Отвлекая тем самым взрослых от себя,чтоб те не поняли моих мальчуковых подлинных чувств.
- Да!
Высоцкий это тебе не современные ВИА!..
По поводу его стихов и всплакнуть не грех, слышал я, уже где то слышимое, от любителей барда.
Включив магнитофон погромче и укрывая меня пледом дядя Толя, оставлял мою душу наедине с доверительными откровениями в стихах. Где-то в глубине сердечной кричащими стаей ворон, поднимающейся на крыло.
- А ведь ты один НА ЭТОМ СВЕТЕ! И до скончания дней своих будешь окружен
одиночеством, в круге коего никто!!! Слышишь, никто! Не будет понимать тебя, кричали птицы.
До, конца!..
Ха-р-р! х-а-р-р! х-а-р-р!
Орали вороны, разгоняемые с земли бабусей, держащей огроменный шест с раз
вивающимся садком, с барахтающимся на самом дне его, майским жуком.
Попав лапками в сети, пленник жужжал силясь освободиться. Но,поняв что не в силах этого сделать в сей час. Через некоторое время он покорно замер.
Сложив крылья, под жесткую спинку. Он, стал не вольно наблюдать за тем что же там происходит, на земле?
Как в замедленной киносъёмке запечатлевающей полёт качели. Я, переселяясь в крылатое насекомое, вдруг начал видеть внизу то, что когда-то бывало на этом месте, в прошлом.
Как будто в старом, с потрескавшейся лентой фильме, я видел, старый прабабушкин
дом.
Притулившийся в конце, в меру обширного дворика. Окружённого другими домами. Домиками и домищами. Из парадной двери одного из которых, двухэтажного; с четырёх ступенчатой лесенкой, выходил в своём воспоминании дядя Толя, со своим братом Павлом Яковлевичем. С берёзовыми вениками шагая в баню. Прикупив по случаю, за полчаса до этого события, трёхлитровую баночку пива. Они были очень довольны собой! И я, это отчётливо "чувствовал".
Проходя мимо дома своей родственницы, дядя Толя остановился, тормозя за
локоть брата и обращаясь к вдове своего дядьки, радушно заговорил с ней. Ловко
ввинчивая в русскую речь хохляцкие оборотцы:
- Здравствуйте, Екатерина Мефодиевна!
Як ваше драгоценное здоровье на сегодняшний день?
- Здоровеньки булы и Вы люды добри! Отзывалась та.
Слави Богу и здоровье мое на радость Вам хорошее на сэй дэнь! А щё к вичиру
будэ побачимо?!
- А ще такэ Екатэрына Мехфодиевна?
Щё ви на мэнэ так.., нэ лыцеприятно?..
- Та от того ж доргий ты мий, щё яка я тоби Екатэрынна?! серчала бабушка в конец
уже теряя терпение.
- Скильки ж я Вас просыты буду? Щёб Вы звалы мэнэ бабусэю!
Га?!
- Ладно, ладно бабусенька, нэ сэрчайтэ рады бога! Прижимая до сердца моложавого вида старушку, говорили братья, задерживаясь с нею на полчаса для сердечной беседы. Договариваясь до тех пор пока бабуся не забывала ихнее сегодняшнее обращение к ней.
- Да, хорошая была старушка, бабуся наша.
Давай помянем её Лёня добрым словом, да глотком вина, чуть громче положенного восклицал дядя Толя. Смахивая с меня сон, как покрывало с дивана, на котором я уснул. Совершенно не разумея как же мое тело, тут очутилось?
Выпив очередные полстаканчика чайного цвета жидкости, друзей опять потянуло
в прошлое, от чего у меня радовалось сердце. От неизъяснимой любви к событиям,
в которых Я, не участвовал но мог себе представить со слов собеседников. Устроив шись поудобнее я снова, в полудреме начинал слушать.
- А ты помнишь Лёнь, какая шёлковая трава росла у нас во дворах! Продолжал дядя Толя.
Эх-х!
Да, никогда я не забуду этот духмяный запах!
Будто и впрямь вдыхая воздух прошлого, втягивая в себя ароматный дух горбушки натёртой с чесноком, поддерживал разговор отец.
Вот куда в сей час подевалась та ромашка, а? Возбуждался дядя Толя.
Сколько не ищи.
Сколько не кричи.
А н-нету её!
И не от того что её вытоптали! Нет!
Она друг ты мой потому исчезла! Что мы, от земли от неё - на этажи взобрались!
изменив тем самым душевно-экологический фон вокруг себя!
Ведь раньше как, всё через улицу делалось:
Погулять идёшь? На улицу!
В туалет захочешь? Опять таки через неё надо!
А уж в баню понадобится или к соседям за солью,спичками,табачком - али словом добрым утешения. Без улицы - не обойдёшься.
И, всё как ты помнишь по землице.
Всё по траве.
По приятному, сердцу.
По природному духу!
Отчего у нас с природой происходил взаимовыгодный энергетический обмен. Полезными для здоровья токами.
А как же.
Ты, значит, травичку прижмёшь! У неё появляется стимул подняться. Она тебя одарит свежескошенным запахом!
Соответственно и у тебя, просыпается желание ещё раз выйти и пойти к соседу на
брудершафт! Обозреть земной ландшафт!
А сейчас что?!
Один бетон и изоляция от живой природы!
В гости, и то по лестницам ходим.
Скоро бани отменят!
Вон, первый шаг к тому, ванны установили.
А что с этой ванны?..
Вот ты мне скажи Леонид, для чего человеку баня дана?!
Ведь не для того чтобы он чистым из неё выходил.
А для того, чтобы, другого человека без одежд увидел да порадовался за его здоро
вье! Ну или, огорчился худобе сотоварища своего. Пожелав ему прибытка за кружечь
кой пива!
Это ж какая благодать происходит в общении-то?!
Сердце же радуется!
Не то что в этой бетонке с чугункой, после которой даже пиво в мочу превращается!
Ну, и где ж я тебя спрашиваю у нас будет хорошее здоровье после этого?!
Эх, короче - дело к ночи.
Давай Лёня выпьем на посошок да по квартирам.
А то вон уже Люба твоя по трубе звякает. Не иначе как вам с Витькой сигналит.
Хе, малый!..
Да он заснул опять.
Во как мы заболтались то с тобой.
Разбудив меня, дядя Толя повёл нас с папой в коридор.
-Ну вот Витька! Суетился он, открывая дверь в "тёщину комнату" (или вертикальный шкаф встроенный в конце хрущёвских квартир где находились вся ко-разно положенные туда нужные и не нужные вещи).
Вот!..
Добродушно улыбаясь произнёс сосед. Вылазя из забегаловки. Обнимая большими ручищами в меру упитанную коробку с красочной наклейкой на фронтоне (эпизодом, из мультфильма "Шайбу! Шайбу!")
- Я вчера вечером у нас в кладовке был, где обнаружил почти новую настольную
хоккеину! Юрка то наш уже вырос из всего этого. А вот тебе Витюх, в самый раз
будет.
Владей дружок! Да батьку обыгрывай!
Вот и значит хорошо, заходите к нам ешо!
Открывая дверь соседям, приговаривал дядя Толя, испытывая при этом какую то
феерическую радость, от подаренной, соседу - игры.
- Никогда не забуду я этого дня!И не потому что подарок получил, о котором давно просил у папы. В тот вечер дядя Толя, меня надеждой окрылил! Той, что опровергает все дурные сны на свете. И все пророчества о том что человек, кем или чем то обречён на одиночество.
Не правда всё это!
До тех пор однако, пока на земле живут хорошие люди! Делающие подобные подарки от своей светлой души!
Случаются конечно огорчения и наступают времена когда зло одолевает на некоторое время. Но, в такие минуты, часы и даже годы никогда не надо думать, что оно, зло, останется с нами всегда.
Злые времена обязательно пройдут.
А чтобы они не наступали впредь, мы должны хранить в своих сердцах память
о хороших людях, их делах, и атмосфере в которой творилась жизнь нравящаяся
нам. Ведь если каждый из нас вспомнит что нибудь хорошее, совершённое некогда в прошлом. И сумеет перенести это в настоящее (забыв о плохом). Тогда и будет вский раз рождаться в сердцах наших Новое счастье в продолжение старому!
По моему сказано не плохо. И добавить к сему в этом рассказе мне больше нечего...


Рецензии