Нищета медицины

Генеральный директор ООО РНД Медицина и его единоличный владелец Ракитов Никита Дмитриевич не торопясь ехал по тихим улочкам города на работу. Также неторопливо плыли его мысли. Ровно в 9-00 он должен быть в своем рабочем кабинете. Поездка на работу занимала не более десяти минут. Это очень хорошее время. Многие жители большого города стараются найти работу ближе к дому. Мне же пришлось выкупить здание для поликлиники ближе к дому. Аренда большого помещения обходится недешево, хороший ремонт тоже стоит больших денег, но нет никакой гарантии, что арендодатель не превратит твою контору в постоянный источник роста своих доходов. Все-таки собственное здание выгоднее, чем аренда, и надежное вложение капитала.

Выручка от реализации услуг за прошлый год составила около двух миллиардов рублей. Здание полностью выкуплено, кредитов нет, работа организована, фирма имеет высокий рейтинг, работники исполнительные и высококвалифицированные. Ежегодный прирост доходов составляет не менее тридцати процентов. Люди любят болеть, но еще больше любят лечиться. ООО входит в большой раскрученный медицинский холдинг. За весомую марку приходится отдавать 5 процентов доходов. ООО пользуется всеми наработками холдинга, имеются у них хорошие методики и стандарты лечения, бесплатные для участников холдинга, иногда через него перепадают и деньги бюджета.

В ходе размышлений Мерседес, городской кроссовер среднего класса, подъехал к охраняемой служебной стоянке поликлиники. У Никиты Дмитриевича в разное время было много машин, но ни одна из них не нравилась ему, так как это комфортное и мощное относительно небольшое авто. Иногда его партнеры по бизнесу и друзья по загородному коттеджу посмеивались над размерами среднего кроссовера, похваляясь своими огромными рамными внедорожниками, но Никита Дмитриевич беззлобно отшучивался, называя мощные «мордастые» джипы городскими маршрутками.

Директор приготовил пульт для открытия автоматического шлагбаума парковки, но охранник успел предусмотрительно открыть проезд своим пультом. Никита Дмитриевич подумал, что должность охранника служебной парковки пора сократить. Экономия составит около миллиона рублей в год. Изображение с камер парковки можно вывести на общий дисплей службы безопасности, у всех работников имеются пульты для безопасного въезда на стоянку, а за миллион рублей можно купить новое оборудование для диагностики, что принесет хорошие деньги.
Никита Дмитриевич включил заднюю передачу для постановки авто на свое руководящее место, привычно взглянул на камеру заднего вида и увидел черный квадрат, вместо обычной картинка вида парковочного места с разметкой линии парковки. Водитель дорогого авто выругался про себя – машине три года, камера стоит более 100 тысяч рублей с заменой. Водители называют этот дефект «квадрат Малевича». Ремонтировать не хочется, сдам по трейд-ин, возьму новый автомобиль точно такой же. Это будет обновленная модель, там более совершенная камера. Придется доплатить примерно миллион рублей, но деньги уже нашлись, сейчас же дам указание об увольнении охранника за нарушение производственной дисциплины. На прошлой недели начальник службы безопасности застал охранника спящим на посту, есть служебная записка, заодно не нужно будет платить выходное пособие по сокращению работника. Сегодня же переговорю с начальником службы безопасности, он бывший работник полиции, у него везде связи, которые оперативно помогут решить все вопросы. Оставлю за новым авто свой регистрационный номер, пусть закажет тот же цвет «дипломат». Никто и не заметит, что машина у шефа новая.
 
На 10-00 была назначена служебная планерка. Вопрос был один в повестке дня – о приобретении нового аппарата для проведения компьютерной томографии. Но мудрый руководитель сделал с этого главного вопроса еще два-три более важных вопроса, которые были в одном ключе с первым – тратим большие деньги, как получить отдачу! Никита Дмитриевич никогда не говорил врачам клиники, да и вообще всем работникам, что нужно просто брать больше денег с клиентов. Этот вопрос проходил у него под лозунгом «Врач обязан сделать все, чтобы обеспечить качественное, комплексное и безопасное лечение любого пациента»! По мнению руководителя, доктор обязан уйти от общепринятого подхода в бесплатной медицине, основанной, к нашему величайшему сожалению, на симптоматическом лечении. К примеру, у больного наблюдается жжение и зуд в веках глаз. Можно назначить капли, которые просто снимут раздражение. Но ведь причины недомогания кроются зачастую гораздо глубже. Это может быть связано с проблемами пищеварения, аллергией, расстройством иммунной системы. Необходимо назначить анализ крови, общий и биохимию, консультацию гастроэнтеролога, иммунолога, аллерголога, невропатолога, назначить массаж век и прочие лечебные и диагностические процедуры. Это увеличивает средний размер чека по посещению клиники, что является одним из основных показателей эффективности деятельности каждого врача. Не лишним будет дополнить, что ведущий доктор тоже получит 20% доплаты к основному счету от платежа за лечение больного каждого последующего реализованного назначения. Это относится ко всем врачам любого профиля, везде уходим от пресловутого симптоматического лечения, комплексно проводим широкую диагностику организма больного, работаем на конечный результат, проводя максимально возможный объем медицинских исследований. Этот принцип соответствует интересам и больного, клинике и всего медицинского персонала. В первую очередь это интерес каждого врача.
Никита Дмитриевич как мантру повторял лозунг «Всеобщий рост чека посетителя клиника – задача всех и каждого работника»! Не забывая добавлять – все это в интересах укрепления и сохранения здоровья клиента.
Особое внимание к назначению операций. Оперативное вмешательство почти всегда связано с радикальным улучшением здоровья пациента. Но это и увеличение загрузки дорогостоящего оборудования операционных и процедурных кабинетов, выручка от обязательного дооперационного обследования больного, оплата нахождения больного в стационаре, питания в кафе, в том числе заказного. Для стимулирования расширения обследования необходимо широко применять скидки на комплекс процедур, проводимых до операции, а эффект мы получим за счет увеличения количества необходимых обследований, назначаемых по внутренним стандартам, как холдинга, так и нашей клиники. Причем, в погоне за постоянной и безопасной подготовкой операций, лучше назначать более сложные и качественные процедуры. В частности, вместо рентгена грудной клетки применять исследование при помощи аппарата компьютерной томографии, вместо простой кардиограммы, назначить УЗИ сердца. Не нужно говорить, что эти процедуры стоят почти в четыре раза дороже и приносят дополнительный доход клинике и обеспечивают более полную загрузку дорогостоящего оборудования, но, самое главное, что все это в интересах больного, для обеспечения эффективного и безопасного лечения.

Значимое место в предоперационной подготовке занимает итоговая плановая консультация анестезиолога. Всем возрастным больным и пациентам с хроническими осложнениями требуется дополнительное обследование кардиолога, назначение УЗИ сердца. Поскольку большая часть операций выполняется под общим наркозом, необходимо проводить контрольные обследования сосудов шеи и нижних конечностей и затем повторную консультацию анестезиолога. Да, это удорожает, и довольно-таки существенно, дооперационную подготовку, но это в интересах обеспечения безопасности оперируемого пациента. Кроме того, следует учитывать ответственность клиники за жизнь и здоровье больного, как моральную, так и материальную.

Все эти вопросы были подробно освещены директором на планерке по поводу приобретения нового дорогостоящего оборудования. Участники планерки, руководители основных и вспомогательных подразделений, четко определились, что основной проблемой коллектива является не приобретение и установка томографа, а задача обеспечения возврата потраченных ресурсов.

После завершения планерки Никита Дмитриевич задержал финансового директора Валерия Петровича, молодого специалиста с высшим экономическим образованием, который ранее окончил медицинский институт, но работал в области финансов, по своему второму профилю учебы. Валера оказался ценным приобретением для клиники. Он легко и изящно решал все оперативные вопросы с банками, налоговой инспекцией, кредитными организациями, знал подоплеку регулирования финансовых потоков, Особенно легко и красиво Валера решал вопросы с финансовыми контрагентами лицами противоположного пола. Пользуясь своей привлекательностью, изысканными манерами, Валерий устанавливал необходимый уровень взаимоотношений с руководителями налоговой службы, муниципальных и государственных органов власти.

Никита Дмитриевич долго устанавливал правильные отношения с главным бухгалтером. Она слишком хорошо знала правовую и нормативную базу ведения бухгалтерского учета и отчетности, была полной перфекционисткой, старалась следовать строго всем нормам, духу и букве закона. Долго воевала с генеральным директором по поводу полного перехода на «белую» форму оплаты труда врачей и ведущих специалистов и достигла в этом вопросе существенных успехов. Практически остался один шаг до чистоты и прозрачности в полном закрытии оплаты труда в «конвертах».

В связи с пандемией появилась реальная возможность получения безвозвратной бюджетной субсидии от государства в размере 40-50 миллионов рублей. Но одним из важных условий получения бюджетных средств было наличие 100 процентной «белой» оплаты труда медперсонала. Никита Дмитриевич в очередной раз убедился в правильности поведения настырной ученой «главбушки» со степенью кандидата наук.
Валера получил задание совместно с главным бухгалтером подготовить заявку на выделение субсидии в максимально возможном объеме и разработать стратегию и тактику успешного продвижения заявки. Никита Дмитриевич в узком кругу сподвижников проповедовал принцип «от государства нужно брать все, что возможно, а отдавать, что написано в Налоговом кодексе и правильно рассчитано экономным бухгалтером»

По требованию положения о Корпоративной этике холдинга в ООО была введена должность аудитора клиники. Никита Дмитриевич по возможности долго сопротивлялся появлению аудитора в своей клинике, но был вынужден уступить под давлением Совета директоров холдинга. На должность аудитора была рекомендована молодой энергичный специалист Елена Сергеевна, ранее занимавшая пост врача методиста в крупной сети муниципальных поликлиник. Энергичный работник прошла стажировку в холдинге и приступила к своим многочисленным и многосложным обязанностям. В ее списке, прямо скажем проблем, а не задач, были: управление бюджетами, контроль отчетности, маркетинг, управление персоналом, контроль основной и вспомогательной медицинской деятельности, оценка рисков и страхование работы клиники.

Елена Сергеевна, казалось, была везде: от раздевалки и контроля на входе в клинику до организации обратной связи с клиентами, которые получили медицинские услуги. В анкетах, которые получали излеченные, было пунктирно выделены основные позиции получения качественных медицинских услуг – от «попал ли медработник в вену иглой при заборе венозной крови с первой попытки, не осталась ли гематома на месте укола» до сложного вопроса «информировал ли вас доктор о стоимости услуги до момента ее оказания».
Обычно приходит больной, допустим к дерматологу, подписывает документы о согласии на проведение исследований, далее дело техники. Провели осмотр, консультацию, врач информирует: «Вам необходимо провести анализ ваших кожных новообразований при помощи электронного дермоскопа». Осматривает 5-6 точек проблемной кожи. Пациент подписывает документ о получении рекомендации, получает направление на консультацию к гастроэнтерологу, аллергологу, приглашается на удаление 3-4 папиллом и получает счет на 6-7 тысяч рублей, в том числе, 1800 рублей прием врача, остальное услуги по осмотру с использованием мудрого прибора и иллюстрацией проблемных зон на экране компьютера. Пациент уходит несколько озадаченный, так как он рассчитывал на оплату только приема и консультацию врача, то есть сумму в 1800 рублей, Но, в общем-то, претензию выставлять не за что, согласие на проведение процедур подписано, а что цена не была озвучена, как правило, никто и не вспоминает. И, конечно, в назначенное время он придет на рекомендованное удаление папиллом и консультацию смежных специалистов. Средняя стоимость чека весьма приличная, а дерматолог получит неплохую прибавку к основной оплате визита больного. Елена Сергеевна боролась безуспешно за обязательное озвучение стоимости предлагаемых процедур. Выгода от дополнительных процедур слишком затягивала большую часть врачей.

Молодой специалист Кристина Алексеевна как-то заметила, выходя из зала заседаний, что главным для врачей клиники является не лечение, а размер среднего чека за визит. Директор случайно услышал реплику врача, и хотел было избавиться от говорливого лор врача, но заведующий отделением отстоял Кристину, предъявив полностью заполненный график посещение данного специалиста и добрые отзывы благодарных больных. Но, когда доброхоты доложили директору, что Кристина в разговоре расшифровала название клиники РНД, как «развод на деньги», то ее уже было спасти невозможно. Вызвали в отдел кадров и показали докладную, где были отмечены неоднократные нарушения регламента работы, в частности: в течение недели два раза начинала прием больных на 15 минут раньше установленного времени, несколько раз принимала больных дольше, чем определено режимом. Никита Дмитриевич не хотел иметь сугубо отрицательных эмоций строптивой работницы, поэтому разрешил инспектору отдела кадров предложить увольнение не по статье «неоднократное нарушение трудовой дисциплины», а по собственному желанию.

Елена Сергеевна, на основании собственного опыта работы и исследований рынка медицинских услуг, выявила основные преимущества частной клиники – оперативность, качество и прямая адресность обращения.
К примеру, чтобы больному с новообразованием на коже, прикрепленному к муниципальной поликлинике, попасть к онкологу, нужно записаться сначала к терапевту, который откроет запись к районному онкологу, пройти все необходимые анализы, потом получить направление в онкологическую больницу, пройти консультацию, записаться на операцию и дождаться ее проведения. Горизонт записи практически ко всем врачам дней 10. Таким образом, от точки записи на прием к терапевту до операции (даже самой простой) может пройти и 20 и 30 и более дней. Поэтому в частной клинике реализуется преимущество в оперативности – все анализы в день обращения, результаты в течение суток (в основном), операция – через день после обращения. Все консультации по операции бесплатно. Широкая адресная реклама увеличила поток пациентов. Свои плоды принесла и работа Елены Сергеевны, которая организовала прямую рекламу через свою систему обратной связи с пациентами клиники.

Выбор широких масс граждан нашей страны очень простой: нет денег – не болей!

В заключение необходимо отметить один важный момент, содержание этой статьи никоим образом не направлено в укор всем работникам государственных бюджетных учреждений здравоохранения. Тем более во время работы в условиях пандемии. Я снимаю шляпу и низко кланяюсь всем врачам в знак благодарности за их самоотверженный труд. Они сами, как и больные люди, все работники поликлиник, больниц и прочих учреждений являются заложниками устроенной системы здравоохранения с ее 12 минутным лимитом времени на прием одного больного, штрафной системой оплаты труда, перегрузкой и бесконечной писаниной непонятной отчетности и прочими каверзами.


Рецензии
Представим, что название статьи изменено с памфлетного на истинное.
Тогда можно было бы спокойно не читать эту статью.
Завтра лучше ещё раз перечитаю "Самоэксплуатацию".

С уважением к автору, но не к теме.

Юрий Анников 2   03.05.2022 18:11     Заявить о нарушении
Да,это истинное название. Имеется в виду "духовная нищета".
Написал по личному общению с медициной.Может быть лучше не читать!⁶
Спасибо вам, мне важен ваш интерес.
С уважением и признательностью в

Николай Игнатущенко   03.05.2022 18:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.