4 Иван Осипович Шураев Вспоминания о Льве Толстом

Фото Ивана Осипович Шураев и его супруга Аксинья Петровна урожденная Зябрева

Публикую рукопись своего прадеда
Орфография подлинника сохранена.


Моя трудовая работ начилас 1903 году в доме Льва Николаевича Толстого. Когда пришел в дом мне козалос все нетак как у нас в избе нет скамее в дом стены, а тут стулья при при отдш мне родители внушили при утреней встречи кланятся Льву Николаевичу и называй его Ваше Сиятельство, как продолалось три утра, перед прогулкой. Лев Николаевич спустился с лестницы подошел ко мне  обнял меня и вспрашивает тебя как зовут я ответил Вагя а меня зовут Лев Николаевич так давай зваться я тебя Ваня а ты меня Лев Николаевич с этого дня у нас стала дружба. Лев Николаевич помогал в труде утром он вставал в 7 утра соберет мыльную воду из умывальников вынесет выльет в указанное место Этим временем я наношу дров к печи в зимнее время а их было 4 пеки возв[ращается]ариепили с утренней прогулки растопить печи после садился за свой литературный труд который продолжался до одного часа дня после кушал свое любимое кушанье геркулес овсяный, и пару яиц всмятку, после шол изосят или ехал вечером на своем любимой лошади по названию Делир. Лев Николаевич любил физически труд принимал участие в работе с крестьянами в сенокосе на Калиновом лугу да и поречке воронки. Лев Николаевичникакого участия в своем личном хозяйстве не принимал все хозяйство, вела его жена Софья Андреевна его тяготила барская обстановка, часто  он говаривал мы сидим за столом здоровые люди нас обслуживаю когда мы можем сами это делать. Лева Николаевич не оставляла забота дать образовани детям крестьян он пытался открыть школы вокруг  Яснойполяны но Царские Слуги испугалис и не резрешили открывать. лев Николаевич заботился о бедных помогал платил им ежемесячно и вдовы запомнили числа месяца не пропускали,  и так проработал до самой его смерти не смотря на свои восемьдесят два года не беспокоил Маковицкого Душан Петровича.

У Льва Николаевича большо друг последователь его идей Чертков Владимир Григорьевич которого царское правительство преследовало за распространение запрещоны царской цензурой литературы,
Лев Николаевич написал завещательное письмо на имя дочери Александры, где мое сочинение не храните в рукописях или в издания пренадлежить моей дочери Александры Львовны, а ей сказал издать  продать а на эти деньги купит землю для  крестьян где они пожелают

Примечания А.В. Миронова

Не смотря на практически полное отсутствие знаков препинания и грамматические ошибки, текст написан аккуратным почерком Ивана Осиповича Шураева, бывшего слугой лакеем и кучером в имении Льва Толстого. Имя прадеда неоднократно упоминается как в 90-тт собрании сочинений, так и в 20 томном.

Первые страницы романа "Анна Каренина" сохраняют фамилию "Шураев" для потомков Ивана Осиповича.      


Рецензии