Челтер-Коба и Челтер-Мармара. Найти пять отличий

Итак, я стою на обочине дороги, ведущей в Соколиное. Расхлябанный автобус, набитый доброжелательными пассажирами, выплюнул меня не у Малого Садового, как вещает интернет, а у Большого Садового. Так посоветовали мне добрые люди. И не случайно, потому что жизненный опыт подсказывает, что как ты ни строй планы, а реальность вносит свои коррективы. Ещё вчера я собиралась на Мангуп-Кале, а сегодня стою у таблички «Бельбекская долина» и плохо понимаю, что мне надо делать.

Случилось то, что и происходит со мной обычно, когда я ищу себе компаньонов для похода в крымские горы. Я их не нашла. Ни единого. Ну, что тут поделаешь? Мои подруги стали тяжелы на подъём в буквальном смысле этого слова. А «бывалые» отмахиваются от меня, как от мошкары, дескать, незачем нам, продвинутым путешественникам, тратить своё драгоценное время на непонятно что. Поэтому мне остаётся надеяться только на себя, что я с успехом и делаю всю свою сознательную жизнь.
 
Передо мной – скальные громады, за спиной – неизвестность. Сворачиваю на дорогу, по обе стороны которой раскинулись степные просторы. Посреди поля в позе сфинкса сидит верблюд.  Его челюсти в отсутствие верблюжьей колючки бездействуют. Благо, люди, хоть и не часто, встречаются. Шагая по асфальту, встречаю двоих – парня и девушку. Барышня вполне доходчиво объяснила, как пройти к пещерной обители имени святого Феодора Стратилата. Она указала реперные точки – Шрека и крест. От такого сочетания, сознание моё насторожилось (и не напрасно). О святом месте я заблаговременно почитала и посмотрела видос. Там же я надеялась обнаружить мужской монастырь с более полусотен келий, четыре пещерных храма, проходы, смотровые площадки и многое другое. Посчитав себя проинформированной (и напрасно), я двинулась в путь. Миновала мост над речкой Бельбек, которая, как и все речки в Крыму, больше похожа на ручей. Завернула вправо и вошла в безлюдное село.

Малый вредоносный орган, который в Библии характеризуется, как враг человека, в путешествии просто незаменим. Ведь он, как известно, до Киева доведёт. Мужчина, попавший в моё поле зрения, ткнул пальцем вверх, на дорогу, ведущую к храму. Моему удивлению не было предела, когда по пути к священным скалам я нашла не только Шрека с ослом, но и несколько шалманов, разлёгшихся по обеим сторонам тропы и подстерегающих клиентов.

Миновав злачный форт-пост, я уверенно углубилась в лес, но у развилки остановилась в растерянности. Указателем для меня стал мешок с мусором. Было логично идти в сторону вещественного доказательства паломников.
Крест нашёлся по тому же принципу. Хотя, тропинок было достаточно, чтобы заблудиться, мои ноги направлялись туда, где сильней протоптано. Добротная деревянная лавочка с удобной спинкой посреди дороги очень удивила. Для кого она? Всё время поднимаясь вверх то по камням, то по земляным ступенькам, я подошла к подножию плато. Оно возвышалось надо мной сплошным каменным массивом. В нём высоко над головой зияют две пещеры. Интересно, как монахи в них попадали. Продолжаю восхождение уже по деревянной лестнице с перилами, в конце которой установлена табличка с надписью «Мужской монастырь святого мученика Феодора Стратилата».
 
Феодор – один из приверженцев раннего христианства – был воином, народным героем, поразившем змея-людоеда, получившем от римского императора Ликиния должность военачальника (стратилата). Позднее он был обезглавлен императором за активную христианскую деятельность. Надо сказать, что и военачальник был не промах. Хитростью убедил императора привезти в христианский город римских идолов, чтобы принести им щедрые жертвоприношения. Ликиний купился, как мальчик. Золотые и серебряные тотемы колоссальных размеров были свезены в одно место. А ночью Феодор их разбил и раздал драгоценный металл нищим. Примечательно, что Феодор был родом из турецкого города Евхаита. Был ли он турком?
 
Поднявшись, оказываюсь на небольшой площадке. Прямо передо мной настоятель монастыря седовласый, милейшего вида и плотного телосложения отец Даниил и юная влюблённая парочка. Тут же два дощатых закутка. Один, по всему видать, – жилище святого лица, а второй – часовенка с маленьким металлическим куполом и крестом. Я здороваюсь и спрашиваю разрешение у настоятеля – отца Даниила – осмотреть исторический памятник. Он милостиво соизволяет и тут же скрывается в своём закутке. Мы, трое проходим через второй фанерный закуток, выполняющий роль часовенки, и оказываемся на протяжённой площадке, вырубленной в скале. По зализанным камням с большой осторожностью направляемся в пещерный храм, который находится тут же, при выходе из часовенки. У входа находятся прямоугольные углубления сантиметров 50. Когда-то это были захоронения. Я обратила внимание, что монахи, судя по параметрам могил, были низкорослы и тщедушны, чего не скажешь об отце Данииле.
 
Довольно обширное помещение, вырытое в скале, почему-то сплошь закрыто мутными листами чего-то, напоминающего плексиглас. Внутри всё слишком вычурно, чтобы называться пещерным храмом. Апсида 3-4-го века, характеризующая культовое сооружение как раннехристианский греческий храм, наглым образом заслонена. Я была во многих древних христианских храмах и подобного нигде не видела. Молодой человек был невнимателен и выразил удовлетворение, что свечи не продаются, а лежат сами по себе, и каждый может опустить в коробочку пожертвование по своему желанию. Он взял свечу и положил 100 рублей. Однако, я увидела цены на свечах и заплатила по таксе. Постояла у алтаря, подумала.

Выйдя наружу, медленно движемся по скользким камням вдоль каменной террасы. Если у тебя не треккинговые ботинки с подошвой вибрам по цене 20 тысяч рублей, а всего-навсего китайские кеды за 6 сотен, то ты должен быть предельно осторожен. Справа сплошной обрыв, огороженный кривыми тонкими брёвнами. Слева над нами под углом буквально нависает плато Челтер-Кая. В нём на высоте два и пять метров чернеют несколько закопченных маленьких келий как доказательство того, что монахи здесь жили на постоянной основе и зимой отапливаясь кострами. Одно из углублений закрыто розоватой заслонкой в точности, как на видео в интернете. Ко второй приставлена старая, грубо сколоченная бревенчатая лестница. Барышня изъявляет желание влезть в келью. Я держу лестницу и помогаю ей взобраться. Юноша ведёт съёмку. Благодаря ему у меня есть фотография моего экстерьера на фоне монастыря.

Молодые люди отправляются на поиски Сюйреньской крепости, а я иду искать монастырь и ещё 3 пещерные церкви, которые по моему представлению должны находиться в противоположной стороне. Навстречу мне – настоятель, молодой монах, парни и девушка совсем не монашеского вида. Молодёжь вытаскивает из скальной кладовки какие-то пожитки, возможно туристическое снаряжение. Я задаю вопрос об остальных трёх пещерных церквях настоятелю. Он отвечает, что у них такого нету, и у меня происходит замыкание. Я, наконец, понимаю, что попала не туда. Что Челтер-Коба и Челтер-Мармара – это понятия разные, два разных мужских монастыря, носящие имена разных святых.
 
Ну, да ладно. Иду в обход, надеясь попасть на плато. Слева от меня – святой источник в виде сочащейся трубы под четырёхугольной крышей с маковкой. Тут же – купель. Оба объекта соединены одним шлангом. Рядом надпись «вода течёт не из купели». Это меня слегка покоробило.  Я запечатлеваю на кадр предбанник с ширмочкой, дощатые аналои в количестве двух, некий потусторонний хлам, железный витиеватый мостик над оврагом, заплесневевшую лужу с растениями, зачумленные казаны, дрова, предметы быта, какие-то мешки, доски, примитивные орудия труда, признаки строительства.

Особое любопытство у меня вызывают туалеты. Захожу в один из них, и глаза мои вылезают на лоб почти, как у рака-отшельника. Дыра в полу уходит не в грунт, как это положено по законам санэпидемстарции, а в воздух. Вернее, в ручей, который едва-едва сочится по дну оврага, туда же, куда течёт водица из святого источника. От дыры под углом к ручью воткнута фанерная доска. Ну, это чтобы говно валилось не в пышные кусты вниз, а скатывалось прямиком в водный источник.
Наконец, я отдаляюсь от святой обители и нахожу в скалистых зарослях местечко, где, подобно ящерице, могу пролезть вверх. Цепляясь за кусты и коренья, взбираюсь на плато. Ура! Я наверху! Чувствую себя Демиургом. Под силиконом моей обувки прощупываются бугры и впадины. Внизу залитая солнцем Бельбекская долина с яркими пятнами крыш. Напротив – скалы, поросшие, как мхом, низкорослым крымским лесом. Над головой бескрайняя и безукоризненная голубизна.
 
Поверхность плато – это застывшие миллионы лет назад вулканические бурления. Они до сих пор остаются девственными, потому как кроме меня никто в эти места не забирался. Незачем. Зализанные камни монастырей и курортов завидуют своим собратьям. Местами прямо из горной породы тянутся травинки.  В них – микроскопические ящерицы, жучки и паучки. Одного такого, ярко-жёлтого, я сфоткала. Красавчик! В пяти метрах от обрыва начинается лес. Ещё одна из загадок природы – деревья, растущие на камнях.

Времени оставалось ещё достаточно много. Поразмыслив, я решила сходить на Сюйреньскую крепость. Спустившись, отправилась обратно к кресту, откуда идёт тропа к крепости. Проходя мимо монастыря, увидела преподобного Даниила, без тени стеснения окунающего в купели свои белые, холёные, совершенно нагие телеса. Да, однозначно, я попала не туда…

27.05.2021


Рецензии