Пэдди дома, 3 глава, окончание

Вчера утром в восемь часов я выехал из Дублина, чтобы начать свое путешествие по ирландским графствам. Отель "Шелбурн" ощущает на себе последствия проходящих событий, потому что он почти пуст. Мне говорили, что раньше, в это время года, они не могли бы предоставить мне комнату—во всяком случае, оставить ее для меня заранее,—потому что это было время, когда все высшие классы ирландских женщин собирались в столице, чтобы засвидетельствовать свое почтение вице-королю и получить от него поцелуй. существенный момент в приемах вице-короля. Наместник должен поцеловать каждую даму представили ему, и когда дуэли были по-прежнему модный в Ирландии, это было бы самое неосмотрительно для вице-короля, чтобы показать безразличие, в то время как поцелуи любым из красавицы, кто прошел перед ним, отец, брат, муж, или брачующиеся бы, конечно, поинтересовался его причиной столь неоправданные прохлада. И, более того—я привожу этот факт в пользу любого путешественника[Стр. 80] кто может пожелать поучиться в этом деле— искусство целования англичанок чрезвычайно тонко, и включает в себя ряд важных деталей. Едва ли нужно говорить, что, как правило, благоразумнее воздерживаться даже от поцелуя руки, который наш обычай признает, но который по ту сторону Ла-Манша считается полным умственных оговорок. Но при определенных обстоятельствах эта сдержанность является непростительным проступком. Например, если вас пригласят провести Рождество в английской семье, будьте осторожны когда вы входите, чтобы взглянуть на люстру. Вы можете поспорить, что там будет висеть большая ветка омелы. В том случае, если вы не хотите сойти за самого невежественного или вульгарного из мужчин, вы обязаны немедленно и без колебаний поцеловать каждую женщину в доме, от бабушки до самой маленькой девочки. Обычай настоятельно требует этого внимания, и англичане обоего пола так дорожат им , что в колонии, где омела не растет, ее привозят на кораблях к этому праздничному времени.

Но тогда нам достаточно обратиться к английской истории, чтобы увидеть, какую важную роль часто играли поцелуи, как в военных , так и в политических делах. Говорят, что в прошлом веке герцогиня Мальборо, узнав, что полк ее мужа понес тяжелые потери и что рекрутские сержанты с трудом пополняют ряды, однажды сопровождала одного из них на рынок, держа в зубах шиллинг, который она предлагала каждому рекруту, который хотел взять его с собой; и рассказчик галантно добавляет , что через час общая численностьполка будет увеличена.] полк был полностью укомплектован, и они могли бы таким же образом набрать целую бригаду, если бы пожелали.

В настоящее время поцелуй все еще может иметь большое политическое влияние. Чтобы противостоять Земельной лиге, леди Рэндольф Черчилль основала контр-лигу, состоящую исключительно из женщин, которая была удивительно успешной. Каждый член Лиги Примроуз обязуется во время выборов не пренебрегать средствами привлечения избирателей к консервативной партии, и утверждается, что некоторые из самых красивых женщин без колебаний принимают тот же метод, который герцогиня Мальборо нашла столь успешным. Но несмотря на все эти прецеденты мы должны посоветуйте туристическим новичкам быть очень осторожными. Им лучше грешить бездействием, чем поручением, ибо преувеличенное рвение или теплота могут быть неправильно поняты. На эти серьезные вопросы можно было бы написать руководство.

Неужели лорд Абердин, покойный вице-король, беспристрастно целовал всех дам ирландской знати и дворянства, страдавших от Земельной лиги, или они хотели наказать его за его гладстонские наклонности, не дав ему даже шанса? Я не знаю. Но в любом случае в этом году нет сезона, и Шелбурн почти пуст. Владельцы стараются утешиться с помощью нескольких богатых американских туристов, и я должен признать, что, когда проходящий мимо француз попадает к ним в руки, они обращаются с ним точно так же, как с американцами. Испытав это, я доверил свой чемодан и его владельца нежной милости шофера, чтобы он отвез меня на Кингсбриджский вокзал. Но так как вчера было воскресенье, я объяснил ему, что[Стр. 82] Сначала я хотел, чтобы меня отвезли в католическую церковь послушать мессу, -инструкции, которые могли бы унизить меня в глазах французского кучера, но которые в Дублине снискали мне самые недвусмысленные знаки внимания со стороны этого сына зеленого Эрина.

Сначала он отвез меня в часовню, построенную на берегу реки, в одном из самых бедных и несчастных районов, недалеко от пивоварни Гиннесса. Я был чрезвычайно поражен всем, что увидел.

Когда я вошел, месса уже начиналась; пятьсот или шестьсот человек стояли на коленях на скамьях или на земле. Я не думаю, чтобы среди всего этого числа был хоть один, чей вид не свидетельствовал бы о глубочайшем страдании. Рядом со мной пять или шесть человек перебирали четки. Это были почти колоссы, с головами бульдогов, очень коротко остриженными волосами и небритыми подбородками. Они были в залатанных шерстяных рубашках и походили на портовых носильщиков. Чуть поодаль стояла группа из двенадцати или пятнадцати женщин, страшно худых, с голодными измученными лицами. посмотрите, сколько здесь лиц. Все эти несчастные , очевидно, пытались привести себя в порядок к воскресенью. Большинство из них носили обувь. Мне сказали, что эти туфли регулярно сдаются в ломбард по понедельникам и выкупаются в субботу вечером для воскресной мессы. Платья потеряли весь свой цвет, и их тонкие складки показывают , что под ними нет ничего изношенного, но все бедные владельцы молятся с удивительным усердием. Я никогда не видел ни в одной церкви той поразительной и искренней веры, которая тогда была видна среди этих несчастных ирландцев, которых Кажется, Провидение обрекло его на такую тяжелую жизнь.

На станции я получил кое-какие сведения, которые заставилименя немного встревожиться. Оказывается, по воскресеньям поезда ходят очень нерегулярно. Поэтому они могли дать мне только билет до Лимерик-Джанкшн, милях в двадцати-тридцати от города; но чиновники сказали мне, что экскурсионные поезда часто ходят по воскресеньям из Корка в Лимерик, может быть, я успею на один из них; так что я сел в поезд на этот довольно сомнительный шанс.

Вид страны, через которую мы проезжаем, очень странный. Теперь я понимаю названия “Зеленый Эрин” и “Изумрудный остров”, которые так часто встречаются в ирландской поэзии. Зеленеет едва волнистая равнина, простирающаяся по обе стороны железной дороги; зеленеют также слегка возвышенные холмы, окаймляющие горизонт. Можно сказать, что сельского хозяйства нет. Только время от времени мы замечаем поля картофеля и овса. Ни одного дерева. Ограды представляют собой лишь кучи земли—те самые ограды, которые в Бретани называются окаменелостями.- только здесь редко бывает какая-нибудь живая изгородь. Мои попутчики объяснили мне , что когда землевладелец хочет сделать плантацию, то все сразу вырубается арендаторами, или же они пускают своих лошадей кормиться молодыми деревьями, потому что, по их словам, никто не имеет права лишать людей земли, на которой они живут.

По качеству все это пастбище очень безразлично. Почва ничего не стоит, но я ожидал хотя бы увидеть ухоженные поля. Но на самом деле это далеко не так. Нет ни одного из пятидесяти, который явно не нуждался бы в дренаже, потому что все они заросли камышом. Причудливый земледелец, с которым я путешествовал , серьезно заверил меня, что эти камыши очень ценятся, потому что зимой скот умеет их выдергивать и есть белую часть , которая спрятана вкамышах.] Земля. Я был слишком вежлив, чтобы рассмеяться ему в лицо.; Я удовольствовался тем, что указал ему на то, что интеллектуальные усилия и интеллект, которые скот должен развить, чтобы добыть эту пищу, по-видимому, мешают ему толстеть; лезвие изнашивает ножны; это объясняет, почему все те, мимо которых мы проходим, находятся в таком плохом состоянии. Кроме того, не хватает как количества, так и качества. Пастбище кормило бы больше животных, чем сейчас пасется на нем, потому что трава недостаточно подстрижена. Все это указывает на недостаток капитала.

Сэр Томас Эсмонд вчера сказал нам, что нигде больше мы не найдем земли , сравнимой с Ирландией. Полагаю, он едва ли имел в виду этот район. Тем не менее, я прочитал в книге статистики—и этот факт подтверждается моими попутчиками-что графство Килдэр и Куинс Графство, через которое мы сейчас проезжаем, входит в число самых плодородных районов Ирландии. Во всяком случае, теперь в них меньше горя , чем в других графствах. Всякий раз, когда в Дублине говорили о бедности населения, мне всегда говорили, что я должен поехать на юг и запад, чтобы по-настоящему оценить ее.

Это заставляет меня сделать сравнение, которое снова, кажется, противоречит утверждениям оратора в Ратмайне. Сэр Томас говорил нам, что эмиграция была одной из главных причин разорения Ирландии. Так вот, графство Куинз, сильно пострадавшее от голода в 1847 году, является именно тем графством, где наблюдается наиболее заметное сокращение населения. В графстве Куинз в 1847 году проживало около 160 000 человек; 153 000 в 1841 году. Его поверхностная площадь составляет 425 000 акров, из которых 55 000 акров абсолютно непродуктивны. Поэтому было необходимо, чтобы 370 000 акров земли кормили 150000 [стр.] жители. Это составляет почти одного жителя на каждые два с половиной акра, что является очень тяжелым средним показателем для скотоводческой страны. У нас она не так высока, и для страны, очевидно, была слишком велика, так как многие люди умерли от голода.

Население уменьшилось более чем наполовину; теперь здесь только 75 000 жителей, и если кажется доказанным, что оно страдает от нынешнего кризиса меньше, чем другие графства, то как они могут объявить эмиграцию источником разорения?

Торфяные ямы заметны в каждой части земли. Большинство людей знают , как образуется это любопытное горючее. Летом некоторые холодные влажные страны покрываются обильной растительностью из мха и трав, образующей очень плотный и густой подлесок. Эти растения умирают каждую осень. В течение зимы их разложение производит слой листовой плесени, в котором снова появляется новая растительность растений того же вида , и ее богатый рост, смешиваясь в своем разложении с предыдущим годом, ежегодно поднимается, таким образом, почва последовательными слои. Иногда она достигает двенадцати-пятнадцати футов в высоту. Во время копания в этой массе растительного вещества часто обнаруживаются огромные дубы, после того, как они были похоронены в течение тысяч лет, и древесина , ставшая очень близкой и совершенно черной, Очень нужна для изготовления шкафов и т. Д. Их называют болотными дубами. Найдено также множество оленьих и лосиных рогов, которые доказывают, что прежде Ирландия была богаче крупной дичью, чем теперь, ибо, за исключением нескольких рогов, найденных в Килларни, олень совершенно исчез. Образуется торф по этим скоплениям корней. Нижние слои, которые были сжатыбольше всего ценятся другие. Их выкапывают лопатой из черных кирпичей, которые затем сушат небольшими кучками. Это единственное топливо, которым пользуются ирландские крестьяне, потому что леса давно уже уничтожены, а во всей стране нет ни одной угольной шахты. В очаге хорошо высушенный торф дает довольно хороший огонь, но его чрезвычайная легкость делает его почти бесполезным для любых промышленных целей. Малейшая тяга втягивает в высокий дымоход все топливо, которое находится между прутьями. Тем не менее, немного используется на нескольких заводах в Германии.

Поэтому торф в качестве топлива-весьма безразличный ресурс. Это очень прискорбно для Ирландии, так как у нее их очень много. Она образует подпочву по меньшей мере половины пастбищ, через которые мы проходим. Каждую минуту мы видим большую черную траншею в углу поля. Здесь фермер выкапывает свое топливо.

Мне говорят, что это безразличное, плохо ухоженное пастбище обычно сдается как 2л., 3л.и 4л. акра. Ирландский акр больше английского. Он почти такой же большой , как один из наших арпентов, то есть акр с четвертью. Гектар, почти два с половиной акра, поэтому сдается поцене от 4до 10 л. Нормандский фермер не стал бы платить такую цену. В Кальвадосе пастбище, похожее на то , что я видел здесь, не будет стоить больше 3л. 10с., или 4л. гектар. И тогда фермер будет в лучшем положении для обработки его, так как сначала он получит некоторую прибыль от своих яблок; и кроме того, он будет обладать достаточным капиталом, чтобы купить необходимое стадо животных, капиталом, которым, по-видимому, никто из этих людей не обладает.

Я сравниваю эту страну с Нормандией по двум причинам. Во-первых, у них одни и те же производства; во-вторых, один и тот же рынок. Лондонские цены регулируют цены обеих стран. И мы должны также помнить , что Нормандия ближе к Лондону, чем Ирландия. С другой стороны, бремя, лежащее на плечах французского фермера, гораздо тяжелее. Земельные налоги у нас дороже, чем в Англии. Расходов на регистрацию, столь обременительных в нашей стране, по эту сторону канала не существует . Я видел акт купли-продажи имущества стоимостью 4000л.; единственной пошлиной была плата в 30с. Во Франции регистрация поглотила бы около 400л. Военная служба также очень тяжело давит на наших земледельцев. И, очевидно, все это надо принимать во внимание. Однако, когда члены Земельной лиги говорят, что арендная плата слишком высока, я думаю, что они правы. Но тогда почему арендаторы берут землю по такой цене?

В деревне мы редко встречаем группу домов; кажется, здесь нет ничего похожего на наши деревни. Только на большом расстоянии видны три или четыре домика , сгрудившиеся вокруг пруда; как правило, они стоят особняком. Внешне дома выглядят не такими убогими, какими я их себе представлял. Они, конечно, невелики и низки, но все тщательно побелены, и соломенные крыши у них, как правило, в хорошем состоянии; но сады, кажется, очень плохо содержатся.

Я могу похвастаться удивительной удачей. Может быть, это мое знакомство с Господа Биггар и Шеклтон, что привело его ко мне? Когда я добрался На Лимерикском перекрестке я увидел паровоз, поднимающий пар в углу станции. Это один из экскурсионных поездов, что мне было сказано высматривать; я поспешила в карету и прибыл в Лимерик только в время, чтобы поймать другого, который передал Лимерик людей, которые любили природы,[стр. 88] из города, чтобы скоротать вечер в Атлоне; о в пять часов она сдала меня на вокзал замок Коннелл, примерно в миле от моего пункта назначения.

Но по дороге я не нашел ничего съестного; все закусочные закрыты по воскресеньям. К счастью, в замке Коннелл часто бывает много англичан, которые ловят лосося, и для них была устроена одна из тех хороших маленьких гостиниц, где никогда не найдешь ничего, кроме огромного куска ростбифа, но где этот ростбиф, ростбиф Старой Англии, всегда восхитителен. Следовательно, через пять минут после моего прибытия я сидел перед одним из тех превосходных продуктов английской цивилизации, из которых я вырезал огромные ломтики, которые только что коснулись моей тарелки. Пока я был занят этим занятием, хозяйка, женщина почтенной наружности, называвшая меня “сэр” через каждые три слова, послала за каретой, чтобы отвезти меня в Баллинакурти, дом полковника М. Через несколько минут я увидел , как в комнату вошел оборванный человек с очень красным носом и щеками, обрамленными великолепной бородой, подстриженной, как у русского великого князя. Удивительно, как волосаты ирландцы! Вероятно, именно влажный воздух страны вызывает такое сильное развитие капилляров. система. Этот человек-водитель, которому я должен довериться.

- И это к полковнику я должен отвезти вашу честь? - спросил этот модерн. Исав с тончайшим акцентом, который только можно услышать.

- Да, именно к полковнику вы должны отнести мою честь. В миле отсюда! Ты знаешь дорогу?”

- Знаю ли я свою собственную мать? Ах, ваша честь, как будто ваша честь спросила, знаю ли я полковника. Ваша честь! да будут благословенны святые, и он настоящий джентльмен! Каждый раз, когда он видит меня, ваша честь, он предлагает мне дхринк.”

- А сколько вы хотите за поездку?”

- Как далеко, ваша честь, отсюда до Баллинакурти?”

“В миле. Я видел его на карте.”

“Целую милю!”

Мысль о том, что от замка Коннелл до Баллинакурти всего одна миля , показалась ему такой забавной, что он подозвал официанта и от души рассмеялся .

“Слышишь, Тим? - спросил он. - Вот его честь говорит, что до полковничьего всего верста!”

Тиму эта мысль тоже показалась настолько нелепой, что он хохотал до тех пор, пока его старое пальто не лопнуло, но, чувствуя, что его достоинство подорвано этим взрывом веселья, он вытер лицо грязной салфеткой и вежливо извинился:

“Прошу прощения, сударь, - сказал он, - но, пресвятая Богородица, здесь по меньшей мере четыре мили, и дорога очень плохая.”

“Нет, Тим, нет, - ответил возница с благородным видом, - дорога починена, и это не четыре мили, а чуть больше трех, но там мы скажем только три. Ты ведь знаешь, что этот джентльмен собирается к полковнику, человек, который никогда не забывает предложить дринк, не так ли, Тим?”

“Никогда!” сказал Тим с убежденным видом. “он предложил мне его позавчера.”

Но так как было очевидно, что кучер уже встречался с некоторыми фойскими джентльменами , которые дали ему гораздо больше дринков, чем было ему полезно, я решил не понимать его намеков. В конце концов, отчаявшись , что я ничего не соображаю, он решил положить мой чемодан к себе в машину. Мы сели спина к спине, и, несмотря на неудобства этого положения с точки зрения разговора, вскоре стали хорошими друзьями. Он даже считал своим долгом почитать местные диковинки.

Замок Коннел сейчас только небольшой деревне, часто посещаемых рыбаками, кто привлекает желание дразнить лосося в Шеннон, но его прошлое славные, ибо он был когда-то столицей одной из тех, бесчисленные цари, которые оказали современные ирландцы услугу они сейчас кажется, ценят очень высоко, позволяя им все, чтобы претендовать на королевский спуск. В замке жили О'Брайены, короли Мюнстера. Коннелл. Они построили на берегу Шеннона замок, руины которого мы до сих пор видим неподалеку от того места, где сейчас стоит отель. Позаимствовав стих из знаменитой баллады царя Фараона, эти монархи , хотя и законные, были полны извращений, и это привело их к совершению многих преступлений, благодаря которым они стали очень богатыми и очень могущественными; но, к несчастью для них, у них была одна добродетель, и этого было достаточно, чтобы погубить их. Они были чрезвычайно гостеприимны. Но это обычная добродетель в Ирландии, и она разорила многие семьи со времен О'Брайенов до настоящего времени. Ирландское дворянство всегда доводило гостеприимство до такой степени, что оно становилось самым дорогим из всех роскошь. Стол всегда был накрыт, все, кто хотел, были желанными гостями, а самое лучшее в доме предназначалось для посторонних, пока не вмешался офицер шерифа. Теперь ирландские лендлорды больше не обедают друг с другом, потому что не смеют выходить вечером из-за страха быть застреленными. Если эта мудрая реформа сейчас обусловлена благожелательной бдительностью Земли Если бы Лига состоялась на пятьдесят или шестьдесят лет раньше, многие ирландские джентльмены избежали бы разорения. Но мистер Парнелл и его агенты тоже приступили к работе.[Стр. 91] поздно, когда большинство помещиков уже совсем разорилось, и потому они не чувствуют никакой благодарности к новым порядкам. Поэтому именно вкус к гостеприимству погубил династию замка Коннелл. В один прекрасный день правящий О'Брайен пригласил на обед одного из своих друзей. Последний воспользовался этим приглашением , чтобы ввести некоторых из своих последователей в замок, и захватил слишком гостеприимное жилище. Затем он выколол глаза своему хозяину и правил вместо него. В аналогичных обстоятельствах Самсон без колебаний принес себя в жертву его жизнь-его месть. Он разрушил свой собственный дом и сокрушил три тысячи филистимлян, которые были в нем под развалинами. Очевидно , последний из О'Брайенов не стремился отомстить столь же героически. Во-первых, он был убит вскоре после рокового обеда. Другое дело, что, может быть, он был не так крепко сложен, как жертва прекрасной Далилы; а также, может быть, ирландцы были лучшими строителями, чем евреи: осмотр развалин сильно склоняет меня к этой последней гипотезе. Они состоят из двух или трех скорее разобранные башни, ибо старая крепость, которая оставалась нетронутой до 1688 года, была взята в это время у сторонников короля Якова, защищавших ее, ганноверцами, которые подорвали ее и взорвали.

Мой Автомедон сделал все, что было в его силах, чтобы пробудить во мне сочувствие к семейным несчастьям; я также думаю, что он претендовал на какое-то отношение к ним, но Я не совсем уверен, потому что ирландские объяснения довольно расплывчаты и трудны для понимания. В курсах элементарной математики учащимся часто дают очень сложные формулы, чтобы извлечь из них неизвестную величину : разговоры ирландцев напоминают мне об этих исследованиях моих[Pg 92] молодежь. Они настолько смущены случайными фразами, благочестивыми восклицаниями или просто вежливыми выражениями, такими как “Пожалуйста, ваша честь”, что неизвестное, то есть истинное значение, трудно извлечь. Более того, у них мания отвечать на один вопрос другим. Например, когда я спросил своего кучера, знает ли он дорогу, он вместо того, чтобы просто ответить “Да”, спросил меня, не думаю ли я, что он не знает своей матери.

Кроме того, протяженность его речи и его стремление поделиться со мной всеми историческими воспоминаниями, которые я добросовестно записал, явно имели целью ввести меня в заблуждение относительно расстояния, разделяющего нас. Замок Коннелл из Баллинакурти. На самом деле это всего лишь миля, и, несмотря на все его усилия, менее чем через полчаса мы подъехали к дому полковника М.

Мой хозяин все еще жертва Земельной лиги. Это его история. Любопытно именно потому, что он похож на сотни других помещиков. Все арендаторы в его поместье в графстве Клэр имели договоры аренды на тридцать один год, что, в скобках, является формальным противоречием мистеру Парнеллу, когда он заявляет о постоянстве владения то есть безопасность для арендаторов , и объявляет, что одна из главных причин, препятствующих улучшениям, состоит в том, что землевладельцы отказываются давать им аренду и хотят сохранить за собой право отсылать их, когда им заблагорассудится. Я могу даже добавить, что видел несколько таких договоров, и мои арендаторы могут быть уверены, что я никогда не подпишу ничего подобного . Мне кажется, что существенным моментом договора аренды является то, что он должен быть двусторонним—что обе стороны должны быть связаны в течение одного и того же времени. Каждый из них рискует. Если годы хорошие, то землевладелец этого неделает [Стр. 93] польза от подъема, но если они плохие, он не страдает от падения.

Так вот, ирландские договоры аренды—по крайней мере те, которые я видел, и я уверен, что до последних нескольких лет все они были составлены в одной и той же форме—содержат пункт, который абсолютно разрушает этот принцип. Всегда оговаривается, что арендатор должен иметь право отказаться в любое время, уведомив об этом за шесть месяцев заранее, без каких-либо взаимных полномочий, зарезервированных за арендодателем. Поэтому я не понимаю, почему последний должен связывать себе руки на тридцать один год, и если это правда, что многие землевладельцы отказываются давать в аренду свои земли. однако мне кажется, что их отказ был явно оправдан этой необычной оговоркой.

Но в любом случае вотчины полковника всегда были управляются таким образом, и, следовательно, в то время как его соседи кто отказался быть связанным по аренде наживались лет изобилия что следовали голод, повышая арендную плату, 25, 50, 100 и часто процентов., ренты на его имущество оставалось неподвижным, или, по крайней мере были повышены только в очень нерегулярно, поскольку увеличение арендной платы может быть заряжен, когда договоры аренды должны были быть продлен.

Когда вернулись плохие времена года, правительство взяло на себя инициативу по закону , известному как Земельный билль, который учредил комитеты, ответственные за регулирование арендной платы, но эти комитеты проигнорировали все предыдущие контракты. Они начали с того, что снизили арендную плату в среднем на 15-20 %. Затем вмешалась Земельная лига и методами, которые, хотя и были незаконными, но не менее эффективными, добилась новых сокращений, которые обычно удваивали первые. В некоторых поместьях, тех, на которые ссылаются, когда желательно процитировать[Pg 94] например, вещи были восстановлены почти до их первоначального состояния. Когда это произошло , землевладельцы немного запротестовали, но только для проформы, потому что даже если бы комитет не ввел понижения, они были бы рады получать арендную плату по той же ставке, что и до повышения .

Но многочисленный класс тех, кто не повышал своей ренты , естественно, считал, что в высшей степени несправедливо принуждать их к понижениям, когда они не извлекли выгоды из хороших лет. И действительно, у них были основания для недовольства. Возьмем случай двух землевладельцев, владеющих поместьями одинакового качества, примыкающими друг к другу. В 1855 году, например, оба они сдавали землю по 4л за акр; в 1870 году первый из них поднял арендную плату до 8л. Второй, сдерживаемый арендой или просто моральными соображениями, не изменил цены. Правительство и Земельная лига только уменьшили первый до его первоначальной суммы в 4л., в то время как последний увидел , что его рента упала до 2л., и оказался обнищавшим наполовину только потому, что он не разорил своего арендатора, как это сделал его сосед.

Многие сопротивлялись, в том числе и полковник. Он заявил, что в сложившихся обстоятельствах предпочел бы забрать свою землю и возделывать ее сам, но тем самым нарушил основное правило Лиги. Здесь я не могу удержаться от вставки круглой скобки.

Идея о том, что собственность на землю является такой же собственностью, как и любая другая , безусловно, является современной идеей. Старое понятие землевладения, результат феодальных законов, значительно ограничивало права землевладельца, создавая, среди прочего, между ним и арендатором взаимные обязательства, такие как личная или военная служба.] они более совместимы с современными идеями, но мы все еще находим устойчивые следы их в каждой стране Европы, и особенно во Франции. Так , например, на многих землях Сотерра до недавнего времени действовал или действовал закон, согласно которому землевладелец не мог отослать арендатора, не заменив его одним из своих родственников или не возделав ферму сам. Конечно, этот закон уже очень давно не вписан ни в один кодекс. Утверждают, что она восходит к крестовым походам, но она так глубоко укоренилась в национальных обычаях что здесь подвластная ему земля всегда сдается дешевле, чем любая другая, потому что хозяева хорошо знают, что если у них есть основания жаловаться на арендатора и что никто из его семьи не расположен брать ферму, то это вообще бывает—они не найдут никого, кто бы его заменил. Таким образом, владельцы земли, подпадающие под действие этих законов, в значительной мере находятся во власти своих арендаторов. Часто предпринимались попытки уклониться от него, но за ними всегда следовало раскаяние, ибо они неизменно наказывались либо поджогами, либо увечьями. скота. Но всего этого можно избежать, если собственник сам возделывает землю. Это единственная процедура, которая, согласно обычаю, позволит ему действовать против арендатора.

Эти факты хорошо известны. Я вспоминаю их потому, что они проливают новый свет на события, происходящие сейчас в Ирландии. Земельный Лиги отказывая право арендодателю об освобождении его клиента, усилия, возможно, немного чересчур, чтобы возродить в силу старые обычаи, которые, очевидно, феодального происхождения, и что, если реанимировали бы полностью подорвать все современные понятия собственность, хотя весьма любопытно, что Лига рекомендуется в эти попытки [стр. 96]революционеры всего мира. Но, по крайней мере , старый закон признавал право собственника обрабатывать землю самостоятельно, а Земельная лига отказывается это делать.

Едва полковник объявил о своем решении, как по всем углам поместья были развешаны плакаты с предупреждением, что поля бойкотируются. Мясник из Лимерика арендовал луг, и у него были причины сожалеть об этом; ночью ему отрезали хвосты у всех волов. Потом стало еще хуже: полковник ушел со службы, чтобы самому распоряжаться имуществом. Вскоре после своего первого возвращения он захотел подать пример и отослал двух арендаторов, которых ему указали как зачинщиков злодеяний. Он тут же получил несколько писем за подписью капитана Лунного Света. Письмо , изложенное в самых вежливых выражениях, но в котором ему советовали как можно скорее снять мерку для его гроба . Через несколько дней он обедал у соседа и возвращался домой около одиннадцати вечера. Было довольно светло; выйдя из парка, дорога поднималась по довольно крутому склону, справа было овсяное поле, отделенное от дороги невысокой стеной.

Когда они въезжали в ворота, кучер, который, вероятно , слишком щедро пользовался гостеприимством слуг, вдруг хлестнул лошадь. Полковник, сидевший на втором сиденье прогулочного вагона, обернулся, чтобы сказать ему, чтобы он ехал помедленнее; в то же время он услышал выстрел; его шляпа была пробита, и при свете выстрела он отчетливо увидел человека, стрелявшего с другой стороны изгороди. Он схватил ружье, которое всегда было в карете, и спрыгнул вниз; к несчастью, лошадь все еще ехала так быстро. быстро, что он скатился в канаву. Когда он снова поднялся, мужчина был уже в каком-то состоянии.[Pg 97] вдалеке, бежит по овсу. Он выстрелил дважды , но не смог достать его. Через несколько недель он, в свою очередь , пригласил на ужин друзей. Десерт был подан, и, по английскому обычаю, дамы поднялись, чтобы вернуться в гостиную; полковник отодвинулся к стене, чтобы пропустить своего соседа, когда снаружи раздался выстрел через окно столовой; на этот раз пуля прошла сквозь его сюртук.

Два года спустя ирландский священник, обосновавшийся в Америке, написал ему , что автор двух покушений только что скончался в больнице и что, прежде чем получить отпущение грехов, он попросил своего духовника написать полковнику, чтобы тот попросил у него прощения и рассказал ему все подробности преступления. За эти попытки он получил 100 гиней -результат пожертвования от всех арендаторов поместья.

Таково положение дел в стране, и положение становится особенно серьезным из-за того, что преступники очень редко арестовываются; их тайна слишком хорошо хранится. К тому же, когда их арестовывают, толку от этого мало; присяжные знают, чего ожидать, если они вынесут отрицательный вердикт, и поэтому те немногие виновные, которые предстают перед ними, почти всегда оправдываются. На днях был очень забавный случай такого рода.

У одного из соседей полковника, тоже бывшего офицера, майора Ф., возникли некоторые трудности с погонщиком скота, который занимал очень маленькую ферму. Он предупредил его об увольнении. Этот человек пожаловался в Земельную лигу, и президент написал майору, что получил жалобу на него и просит его дать некоторые объяснения о мотивах, которые заставили его действовать так резко. Майор рассматривает[Стр. 98] на этот призыв простой наглец, естественно, не обратил никакого внимания . Но он страдал за свое пренебрежение. Несколько дней спустя, закончив завтракать, он заметил пять или шесть коров, пасущихся на клеверном поле перед его окнами. Он вышел, так как не мог понять, как они вошли. Когда он добрался до поля, то обнаружил, что они прошли через брешь в стене, которая, очевидно, была сделана специально.

Он гнал их перед собой, намереваясь заставить их выйти через ту же щель, как вдруг увидел, не более чем в десяти шагах от себя, человека по ту сторону стены, намеренно целившегося в него из длинной кобуры пистолета. Он сразу узнал своего погонщика. Последовал выстрел; он понял, что не ранен, но повернулся на каблуках и побежал обратно в дом, чтобы найти оружие. Когда через десять минут он вернулся в поле, то сделал любопытное открытие—пистолет разорвался; этот несчастный случай спас ему жизнь. Осколки оружия лежали на полу. земля. Погонщик исчез, но был тяжело ранен.; большой палец его правой руки был оторван и лежал в луже крови.

Пять или шесть дней спустя убийца был арестован в больнице, куда он отправился, чтобы осмотреть свои раны. Его отправили на суд присяжных; но накануне суда каждый присяжный получил письмо с подписью “Капитан Лунный Свет”, сообщив ему, что этот человек только повиновался приказу и что, если его осудят, найдутся другие, готовые отомстить за него и подвергнуть их той же участи, от которой так чудом избежал майор.

Мужчина все отрицал и был оправдан. Когда он спустился со скамьи подсудимых, когда судья сообщил ему, что он свободен, он имел наглость обернуться и сказать::

- Простите, ваша светлость, но разве они не вернут мне мой большой палец? Я хотел бы похоронить его!”

Полковник рассказал мне эту историю, когда мы прогуливались по берегу реки. "Шеннон" не судоходен выше Лимерика. В том месте, где мы сейчас находимся, это прекрасный ручей шириной от двухсот до трехсот ярдов. Вода прозрачна, как кристалл, за исключением тех мест, где она пенится вокруг многочисленных скалистых валунов, по которым она спускается от каскада к каскаду , пока не достигает своего рода озера, образованного изгибом реки, которая там внезапно поворачивает на запад.

Оба берега покрыты прекрасными деревьями, которые достигают края воды , образуя прекрасную картину, которая точно напоминала бы ручей в Скалистых горах, если бы не было видно красивых деревенских домов во всех направлениях, так близко друг к другу, что парки соединяются друг с другом. Из сада лорда Масси, где мы стоим, видно пять или шесть. Ловля лосося-величайшая достопримечательность; никто и представить себе не мог , на какие безумства пойдут англичане ради этого удовольствия. Наш собственный обычай повторяется здесь, владельцы речных берегов утверждают, что рыбалка середина ручья. Мне показали границы одного из этих участков, длина которого составляет всего около четырехсот сорока ярдов. Пускают в сезон на 200и арендатор должен также нанять двух сторожей, лодку и двух лодочников. В целом, не считая других расходов на смену места жительства, все расходы между 280л. и 320л. Довольно длинный участок, расположенный немного выше по течению, был сдан за 400 фунтов стерлингов. Я спросил, ловят ли эти либеральные рыбаки много лосося, и был сразу[Pg 100] донесли, что я воспользовался очень страшным варварством. Нужно говорить не “поймай лосося”, а “убей лосося".” Решив этот важный вопрос, я узнал, что сезон выдался довольно скверный, но когда поток поднимается хорошо, удачливые и умелые рыбаки могут убить до восьми лососей в день.

Сегодня утром я попросил у полковника разрешения прогуляться по окрестностям в одиночестве. После событий, о которых он рассказал мне вчера, он запер свой дом в графстве Клэр и поселился на другом берегу реки, в маленьком домике в Баллинакорти, который он снял у друга и который находится в графстве Лимерик. Поэтому он не имеет никакого интереса к этому району, и до определенного момента это выводит его из категории помещиков и помещает его среди чужеземцев. Поэтому Земельная лига оставляет его в полном одиночестве, а его родные-в полном одиночестве. с деревенскими людьми все сравнительно хорошо. Вчера мы вышли на короткое время с соседним помещиком, и я заметил, что , пока он был с нами, ни один из встреченных нами крестьян не приветствовал нас, но когда мы остались одни, все они поклонились нам, а некоторые даже поздоровались с нами несколькими дружескими словами.

Несмотря на явную личную симпатию к нему, полковник М.- все-таки помещик, друг и сосед каждого помещика в деревне. Поэтому он наверняка вызовет некоторое недоверие, и я думаю , что люди будут говорить более свободно со мной наедине, чем если бы они видели меня в его обществе. Погуляв некоторое время в деревне, я под разными предлогами зашел в несколько домов подряд и должен сразу признаться, что меня очень хорошо приняли. Через мгновение, когда я сказал, что По-французски мое приветствие стало даже восторженным. Вся семья, а часто и соседи, толпились вокруг.вокруг меня, спрашивая меня о Франции, одно название, казалось, содержало в себе удивительную привлекательность для них.

Мне говорили, что эта симпатия к Франции существует по всей Ирландии, но особенно заметна она на юге, потому что в прошлом столетии большинство солдат блестящей ирландской бригады, заполнившей такие славные страницы в анналах нашей военной истории, были родом из этого района. Вербовщиков французских королей, естественно , преследовали английские власти, и поэтому они испытывали очень большие трудности, но это обстоятельство было неоценимо для ирландских романистов, чьи произведения обычно основаны на приключениях , героями которых являются эти люди.

Побережье залива Бантри в то время было почти пустынно, и именно оттуда новобранцы отправились на поиски французских шхун, которые доставили их в Дюнкерк, где находились склады бригады. Говорят, что, чтобы не компрометировать себя, грузополучатели имели обыкновение описывать людей в своих коносаментах как диких гусей.

Мало кто из них когда-либо возвращался в страну. Подсчитано, что под французским флагом погибло более ста тысяч человек; но те, кто вернулся, оставили о себе такие яркие воспоминания, что здесь каждый, кажется, смотрит на Францию как на вторую страну и воображает , что в конце концов они вернут себе свободу через нас.

Вчера, когда с железной дороги я увидел деревенские коттеджи, мне показалось, что полученные мною описания их бедности сильно преувеличены. Но сегодня я понимаю, что эти рассказы не переступили границы истины. ] и что внешность сильно обманула меня. Внешность вполне сносная. Как и многие старые дома в Перше и в других местах, все они построены из глины, закаленной коровьей шерстью или сеном, и скреплены несколькими планками. До тех пор, пока крыша хороша и пока они стараются часто побелить наружную поверхность, эти здания очень теплые зимой, очень прохладные летом, и они прослужат долго.

Но когда кто-нибудь входит в них, впечатление совершенно меняется. Прежде всего следует отметить, что ирландцы чрезвычайно плодовиты. В большинстве семей шесть или семь детей, но, как правило, в домах есть только одна комната, десять или одиннадцать ярдов в длину и пять или шесть в ширину.

Чтобы дать возможность всей семье спать там, они прежде прибегали к весьма оригинальным приспособлениям. В одном углу была большая куча тростника; вечером они расстилали его для постели; муж и жена спали посередине; самый маленький мальчик рядом с отцом, самая младшая девочка рядом с матерью и так далее, пока не добрались до старшего, который занимал два конца рядом со свиньями, которых всегда пускают внутрь. Если они оказывали гостеприимство незнакомцу, а это случалось часто, свиней оттесняли чуть дальше. Это называлось " спящий “стрэддог.”

Оказывается, эта довольно примитивная кушетка до сих пор используется во многих домах. Но у моралистов есть основания утверждать, что роскошь проникает повсюду. Во всех коттеджах, которые мне довелось посетить, обитатели уже поднялись на одну ступеньку по лестнице комфорта. Я всегда видел одну, а иногда и две кровати, но никогда больше. Когда есть только одна кровать, отец, мать и дочери спят бок о бок на одном конце.] сыновья у другого. Когда их двое, родители и дочери занимают одно, а сыновья отдыхают на другом. Свиньи тоже извлекли выгоду из этого нововведения; они спят под кроватью, а куры обычно сидят над ней. Я никогда не видел такого устройства даже среди дикарей на африканском побережье.

Эта система, прискорбная с человеческой точки зрения, кажется, наоборот, самым счастливым образом влияет на развитие интеллектуальных и любовных качеств свиньи. Ему доверено воспитание детей, которые, почти голые, играют в грязи возле хижины. Сегодня утром я видел двоих, почти ровесников, маленького мальчика и маленькую девочку, которые спали в ярком солнечном свете, удобно положив головы на бок большой свиньи. Последняя , очевидно, вполне сознавала свою важную обязанность. Когда я приблизился, она сначала она пошевелила ушами, потом издала какое-то тихое ворчание, намереваясь возвестить о приближении незнакомца, но не двинулась с места, боясь разбудить детей. Чуть дальше трое других, четырех и пяти лет, наполняли грязной водой старый жестяной ящик, который потом с большим удовольствием выливали себе на ноги. Их опекунша, растянувшись во весь рост в бассейне, краем глаза наблюдала за этим невинным развлечением и, казалось, получала от него огромное удовольствие.

На что всем этим людям жить? И здесь я должен утверждать, что у них нет никаких признаков страдания. Раса не отличается физической красотой. Но хотя они оборваны и полуобнажены, они не выглядят голодными, как люди в Дублине. Дети очень толстые. Сейчас начинается сенокосный сезон, но все мужчины, кажется, бездельничают в хижинах. Полковник уверяет меня, что многие из них хранят деньги в банках и что не редко можно видеть, как человек, живущий подобно тем, кого я посетил, дает своим дочерям , когда они выходят замуж, приданое в 40фунтов. или по 50л. Откуда они берут все эти деньги, кроме тех сумм, которые тратят? За труд человека никогда не платят больше шиллинга в день. Тайна эта объясняется мне тем , что через несколько дней все они отправятся в Англию помогать в сборе урожая и хмеля, а остаток года живут в праздности на заработанные тогда деньги. Раньше часть его уходила на оплату аренды, но те хорошие времена давно прошли.

У меня уже был один долгий разговор с полковником. Он говорит, что земля хорошая. Я упорно считаю его, как правило, очень безразличным; кроме того, климат очень плохой. Растительность настолько отстала , что сенокос едва начался. Они никогда не собирают больше одного урожая. Плохая погода приходит слишком рано, чтобы можно было получить какие-либо последствия. Я еще не видел пшеничного поля. Когда его выращивали, урожай редко бывал удачным. У меня было любопытство посетить большой сад, который имеет некоторую репутацию в округе, так как владелец продает результат этого. Я уверен, что он отстает на целых три недели Нормандия, а еще дальше-пригороды Парижа. В моем саду на авеню Фридланд рододендроны расцвели месяц назад. Вот они как раз открываются. Сегодня 6 июля, а клубники почти нет. Садовник с гордостью показал мне вишневое дерево, на котором, благодаря прекрасному положению, уже созрели плоды! Они продаются по цене 1s. 6d. за фунт дилеру, который продает их в розницу по 2s. 1d.!

Как может процветать сельское хозяйство при таких обстоятельствах? Благодаря Гольфстриму зима не суровая, но как бедняки могут работать в таких условиях? Январь и февраль? Вчера мы сели обедать в восемь часов. Мы покинули его вскоре после девяти, и было уже совсем светло. Лампы по-прежнему не горели. Поэтому я заключаю, что через шесть месяцев будет темно до девяти часов утра, и мы находимся на юге Ирландии. Что это должно быть на Севере? А чего стоит рабочий день , если в нем всего пять-шесть рабочих часов?

После обеда полковник повез меня на прогулку. Сначала мы проехали десять или двенадцать миль, чтобы посетить прекрасную усадьбу сэра Крокера Баррингтона. Замок расположен посреди прекрасного парка; он современный, но с несколькими башнями, башенками и зубчатыми стенами, придающими ему вид феодальной свирепости, дополненный четырьмя или пятью старыми пушками, расположенными , как батарея, на террасе, выходящей на дорогу, по которой мы ехали . Увы! их было недостаточно, чтобы запугать местных землевладельцев, потому что однажды утром, три или четыре года назад, они пришли сюда. средь бела дня и устроили баттю в парке. Они убили всех оленей, и никто не осмелился им противостоять. С тех пор оленей заменили, и мы даже видели некоторых из них. Но что было сделано в сэре Крокер Баррингтон повторяется, более или менее, во всех направлениях, в меньшем масштабе. Во многих графствах его теперь вообще невозможно сохранить . Открыто ведется браконьерство.

“Мы сами, помещики, теперь играем, - меланхолично сказал полковник, - и для нас нет близкого времени года.”

Однако иногда игра сопротивляется. Мне был процитирован пример некоего мистера Кардена, которому в конце концов удалось получить лучшее от всего населения.

Как и у всех остальных, у него были серьезные проблемы с арендаторами, которые не хотели ни платить арендную плату, ни покидать свои фермы. В него несколько раз стреляли, но ни разу не попали. Однажды он ехал по Ненагской дороге при свете дня и вдруг услышал, как мимо его ушей просвистели два мяча. Предполагаемыми убийцами были двое мужчин , которые стреляли с соседнего поля и убежали, увидев, что промахнулись. Мистер Карден перепрыгнул через стену и бросился в погоню. Первого он оглушил ударом заряженного пистолета хлыстом, то бросаясь на второго, он успел сбить его с ног ударами кулаков. Он связал их вместе кожаными стременами и торжествующе доставил в тюрьму Нина. Удивительно, но присяжные, внезапно воодушевленные его мужеством, согласились признать их виновными, и они были повешены!

У мистера Кардена было еще одно довольно забавное приключение с жильцами. Однажды, во время восстания фениев, его предупредили, что жители соседней деревни, всерьез принявшие социалистические теории, разделили между собой его парк и собираются торжественно вступить во владение им в следующий понедельник. Мистер Карден с помощью своих слуг немедленно отнес в верхнюю комнату старую пушку, сделанную на шарнире . В названный день прибыли арендаторы с лошадьми и повозками и начали в присутствии огромного толпа, чтобы перекопать газон. В этот момент они услышали, как открылось окно, и увидели, как мистер Карден демонстративно подносит ко рту свою пушку с пачками виноградной дроби. Затем он повернулсяобернувшись, он достал часы и сообщил зрителям, что дает им десять минут на то, чтобы уйти . Им не потребовалось и пяти, и с тех пор никому и в голову не приходило вскапывать лужайку мистера Кардена.

Сэр Крокер Баррингтон был в отъезде, и это, к несчастью, помешало нам увидеть внутреннюю часть замка, но мы немного прогулялись по небольшой узкой рощице, которая тянулась вдоль холма, на вершине которого был построен замок, и которая действительно очаровательна. Сырость сельской местности делает растительность подлеска восхитительно свежей и несравненной роскошью по сравнению со всем, что есть у нас дома. И Я должен добавить, что ирландские браконьеры менее разрушительны, чем наши. Они убивают крупную дичь, но, по-видимому, презирают дроздов, черных дроздов, и лесные голуби, ибо многие из них взлетали, буквально из-под наших ног.

Дорога, которая привела нас из дома сэра Крокера Баррингтона в Баллинакурти, проходит через поместье лорда Клонкарри. Мне очень хотелось побывать в этом поместье, так как в последнее время о нем часто упоминали. На самом деле это театр, где происходили и продолжают происходить весьма необычные события, ясно демонстрирующие то состояние дезорганизации, которое сейчас царит в Ирландии.

Лорд Клонкарри-очень богатый человек, который обычно живет в другом поместье в окрестностях Дублина. Его собственностью в графстве Лимерик управляет агент.

Арендаторы платили арендную плату не лучше и не хуже своих соседей, когда после Пасхи 1884 года все вместе отправились к агенту . Они несли свои деньги в руках. Агент, полагая , что они пришли[стр. 108] чтобы расплатиться с ним, он стал хвалить их за непривычную для него пунктуальность , как вдруг священник, который был с ними, выступил вперед и, говоря от имени своих прихожан, сказал ему, что арендаторы готовы платить, при условии, что арендная плата будет немедленно снижена на десять процентов. Если это сокращение, которое должно было затронуть не только причитающиеся теперь кварталы, но и те, которые были просрочены, не будет принято, больше ничего не будет выплачено.

Агент ответил, что у него нет необходимых полномочий, чтобы принять эти предложения, которые ему кажутся очень несправедливыми. Земля была сдана в аренду очень неравным образом, так как рента не повышалась в течение долгого времени, относительная стоимость земли сильно изменилась, так что в то время как одни платили полную цену, другие платили слишком мало. Если бы они хотели, чтобы эти меры были пересмотрены на новой основе, то не только для того , чтобы все они были сокращены. Жильцы не слушали его и ушли, не заплатив ни гроша.

На следующий день они собрались на собрание, священник все еще исполнял обязанности президента. Было решено, что пять делегатов отправятся в Дублин, чтобы встретиться с лордом Клонкарри и изложить ему суть дела.

Он принял посольство не очень любезно, но ответил им теми же словами, что и агент. Он не отказывал им всем в сокращении, но не признавал, что сокращение должно быть одинаковым для всех; наконец, и прежде всего, он не позволял им навязывать ему с помощью угроз условия, которые он считал нежелательными. Если арендаторы не будут платить, он проявит снисходительность к долгам, но избавится от них всех, даже если будет обрабатывать землю сам.


Рецензии