Пэдди дома, 5 глава

ГЛАВА V.

УТРО АГЕНТА—КАК ОСНОВАНА МОЛОЧНАЯ ФАБРИКА—УТРО МИСТЕРА О'ЛИРИ КЕЙС—МИНИСТР И АРХИДИАКОН—КАТОЛИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В ИРЛАНДИИ—БЕДСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В КЕНМАРЕ—ВОЗМУЩЕНИЕ ВСТРЕЧА—ИРЛАНДСКАЯ ПОЛИЦИЯ.

8 июля.—Когда я сегодня утром спустился по лестнице, гостиная представляла собой весьма оживленную сцену. Пол библиотеки исчез под грудой бумаг и полуоткрытых ящиков с документами; мистер Тренч стоял перед своим бюро, опустошая голубятни, где за время его отсутствия скопилась вся его корреспонденция. Два его секретаря, сидевшие в углу, рассортировали все письма, как только он их просмотрел, делая записи в больших регистрах инструкций, данных им их начальником.

Мне даже иногда казалось, что он занимает третью должность: врача—врача-любителя, конечно, но тем более ценного, что его советы и лекарства давались даром. Время от времени дверь открывалась и появлялся сверток тряпья, из которого доносился жалобный голос. Это была старуха, пришедшая за рецептом. Чтобы практиковать медицину в этой стране, требуются особые способности.] ибо оказывается, что, как правило, в каждой деревне есть старуха, которая за небольшое жалованье берется отправиться на поиски врача, давая как бы для себя точный отчет о болезни, от которой страдает настоящий больной, не показывающийся на глаза, но которому она добросовестно доставляет данное ей лекарство. Эта система имеет то преимущество, что позволяет избежать поездок и расходов на счет пациента, так как старуха, которая всегда самая несчастная в округе, получает лекарства и советы бесплатно из округа. Но эти обычаи ставят диагноз странно запутанная.

Сегодня утром к мистеру Тренчу стекаются не только инвалиды. Есть также очень много фермеров. Человек двадцать пять или тридцать стоят , сгрудившись перед дверью. Это высокие худощавые парни в коротких бриджах и надвинутых на глаза шляпах с высокой тульей, каждый держит под мышкой терновую шилалу. Продолжая курить свои короткие трубки, они жестикулируют, разговаривают и смеются с таким оживлением, что время от времени кто-нибудь из секретарей прерывает их: “Тише, тише!” Каждый человек, будучи допущен в свою очередь, начинает с осторожно потушив трубку, он положил ее в карман жилета.; потом, сняв шляпу, вся его физиономия вдруг меняет выражение. Человек, оживленный минутой раньше, принимает убитую горем позу, переступая порог кабинета, и начинает скорбным голосом литанию, теперь так хорошо известную каждому помещику в стране: “Год очень плохой. Скот не продадут!”

Тем не менее, очень многие приносят что-то в счет, и нетрудно заметить, что отношения здесь гораздо менее напряженные, чем во многих других частях. Мистер Тренч сказал мне вчера , что обычно в это время года он получает 400л в неделю, но в этом году он получает не более 40л. Это , конечно, не блестяще; но, однако, они не должны жаловаться. Священник в Кенмаре, президент Земельной лиги, - человек мягкий, миролюбивый ; он в лучших отношениях с мистером Тренчем, и каждый из них, стараясь изо всех сил, до сих пор не допустил полного разрыва.

Зная, что мистер Тренч будет очень занят сегодня утром, один из наших гостей накануне вечером вызвался заехать за мной, чтобы оказать честь Кенмару. Мистер К.- самый крупный купец в городе; он прекрасно знает местность и всегда умудрялся со всеми дружить. В настоящее время не так много ирландцев, которые могли бы сказать то же самое.

Некоторое время мы стояли у дверей и разговаривали с фермерами. Я познакомился с одним из них, директором молочного завода, основанного в поместье мистером Тренчем,—молочного завода, который дал такие хорошие результаты, что теперь начинается второй.

Это творение заслуживает некоторого внимания. Земельная лига заявляет, что землевладельцы и их агенты-это пиявки, которые истощают Ирландию, и что они никогда не пытаются развивать ее ресурсы. Это правда? Мне кажется, что вот один случай, доказывающий обратное. Судите сами.

Производство сливочного масла - это великая промышленность страны. Мы можем почти сказать, что это единственный. Сейчас эта отрасль работает в самых плачевных условиях. Как правило, у очень бедных фермеров есть только четыре или пять дойных коров. Поэтому они[Стр. 163] обязан держать свои сливки некоторое время, прежде чем взбивать их. Кроме того, мы можем себе представить , что такое молочные заводы в стране, где люди живут так, как живут здесь,—обычно молочницы стоят в углу единственной комнаты, где спит вся семья. При таких обстоятельствах масло может быть только очень низкого качества, и оно настолько низкое, что в Лондоне его всегда продают на семь-восемь пенсов за фунт дешевле , чем наши нормандские масла. Некоторые качества настолько плохи, что их никогда не продают больше чем за десять пенсов за фунт, и ирландский член, майор Сондерсон, недавно заявивший в Палате общин, что торговцы могли использовать его только для смешивания с маргарином: годится только для фальсификации баттерина.

Именно это неудовлетворительное положение вещей мистер Тренч и хотел улучшить, создав центральный завод, куда ежедневно привозят молоко и где масло можно производить при самых благоприятных условиях. Мистер К-рассказал мне, как было устроено дело. Это еще один любопытный образец социальных обычаев.

Прежде всего, необходимо было заручиться поддержкой крестьян. Поэтому Тренч собрал жителей двух или трех деревень, чтобы объяснить им предложенную схему. Ирландцы пройдут десять миль, чтобы присутствовать на собрании, поэтому в названный день мистер Тренч, прибыв в назначенное место, оказался в присутствии толпы в две или три тысячи человек.

“Мальчики, - сказал он, - я хотел поговорить с вами в классной комнате, но это невозможно: вас слишком много. Принеси мне стол, поставь его у ствола этого дерева; он подойдет для помоста.”

[Стр. 164]

Через секунду стол был готов. Он взобрался на нее и объяснил свою идею. Толпа, поначалу безразличная, стала явно враждебной. Присутствовало несколько агентов Сухопутной лиги, и подавляющее большинство собравшихся было явно враждебно настроено. К счастью, мистер Тренч заметил священника, который пришел вместе с остальными.

“Мальчики, - сказал он в конце своей речи, - вы, кажется, не в восторге от моих предложений. Вы знаете, что я не могу обсуждать это отдельно с каждым из вас. Но есть отец Икс ... Пусть он сядет на стол рядом со мной; он скажет вам, что он обо всем этом думает.”

Сильно удивленный, отец Икс взобрался на стол и начал говорить. Он высказал несколько возражений, но внимательно выслушал доводы мистера Тренча и в конце концов заявил, что идея кажется ему превосходной.

Этого было вполне достаточно, чтобы произвести полное изменение. Дело было выиграно; со всех сторон раздались аплодисменты; те, кто стоял ближе всех к столу, уже с триумфом предлагали нести мистера Тренча. Он продолжил свою речь. Как только принцип был объявлен хорошим, стало необходимо определиться с местом для первой молочной. Тогда все было испорчено. Эти люди , еще минуту назад не желавшие даже слышать о молочном хозяйстве, теперь спорили о том, какой деревне оно должно принадлежать. Поначалу они только ругали друг друга, но по мере того, как их гнев разгорался, шиллалы начинали играть. A началась страшная суматоха, стол был опрокинут, мистер Тренч и викарий бросились друг другу в объятия и только поднялись, чтобы убежать как можно быстрее, опасаясь , что в драке им проломят черепа.несчастье, которое случилось с двумя или тремя десятками присутствующих. Эта встреча все еще обсуждается на дачной стороне. Это было то, что они называют “нелогичным фойтом".”

Наконец молочный завод был основан и работал к общему удовлетворению. Каждый приносит свое молоко и получает соответствующую плату. Результаты весьма удовлетворительны в том смысле, что масло, будучи хорошо изготовленным, продается на два—три пенса дороже, чем другие сорта, хотя до соперничества с нормандским маслом еще далеко-решительное доказательство неполноценности пастбищ в этой стране.

Я только что сказал, что ситуация здесь менее напряженная, чем во многих других частях. Но это не значит, что она очень блестящая. Поговорив с управляющим молочным заводом, я зашел в контору попрощаться с мистером Тренчем, с которым мне не суждено было встретиться до обеда. Он читал только что принесенное письмо. “Вот, - сказал он, протягивая ее мне, - вы как раз вовремя. Посмотрите, что произошло за время моего отсутствия.”

Это письмо лежит у меня на столе, пока я пишу эти строки. Я желаю Я мог бы скопировать его in extenso. К сожалению, это слишком долго. Поэтому я должен ограничиться кратким изложением его содержания. Это еще одно исследование из жизни.

Прежде всего мы должны упомянуть, что баронство, в котором мы сейчас находимся, называется Килгаван, и что на нем есть ферма под названием Баллинаконига. Какие имена, о боги! Долгое время это хозяйство занимал некий О'Лири, который отдал свою душу Богу два года назад, оставив двух сыновей, Тима и Джеймса. Старец, взявший на себя хозяйство, вскоре умер , задолжав несколько кварталов в[Pg 166] арест. Вдова и дочери Тима хотели продолжить его дело, но агент, который не нашел покойного подходящим арендатором, не согласился на это соглашение и настоял, чтобы ферма была передана младшему брату, Джеймсу О'Лири. Они согласились с этим довольно любезно, но через некоторое время передумали и написали жалобу в Земельную лигу, и ее агенты, только обрадовавшись возможности воспользоваться властью, заверили их, что они правы, и сообщили Джеймсу О'Лири, что он должен немедленно покинуть ферму. Он отказалась и в результате была бойкотирована.

Эти события произошли несколько месяцев назад. С тех пор он обнаружил , что ничего не может продать на рынке. Его жена и дочери появились в церкви в воскресенье после объявления, поданного священником. Лигу, но были так суетливы и сбиты с ног, что их одежда была разорвана в клочья, и они не осмеливались идти снова. Его маленький сын пошел в школу; неделю назад, когда он вошел в комнату, все остальные дети встали и вышли. То же самое происходило три дня подряд, так что школа была закрыта.

Такое положение вещей продолжалось большую часть зимы. С приходом весны они изобрели что-то новое. Каждое воскресенье после обеда сто или сто пятьдесят человек собираются перед его дверью во главе с его невесткой и племянницами. Вся компания идет на большое овсяное поле, которое находится перед домом, и там начинается игра в футбол. Когда наступает ночь, они расходятся, крича ему, что вернутся в следующее воскресенье. В то время как его овес был еще слишком мал, чтобы пострадать, несчастный О'Лири терпеливо переносил это раздражение, но когда они[Pg 167] он начал расти и больше не мог этого выносить. В прошлое воскресенье, увидев, что игра устроена, он открыл окно и предупредил агрессоров, что откроет по ним огонь, если они не уйдут. Они ответили улюлюканьем (в деревне это называется “улюлюканьем” ), а затем залпом камней и грязи. Он выстрелил в толпу из обоих стволов своего ружья, заряженного мелкой дробью. Раненые мужчина и две женщины упали. Беднягу тут же арестовали и посадили в тюрьму. Вчера его отпустили под залог, но он должен явиться на суд присяжных, а так как присяжные, вероятно, будут сформированы из представителей Сухопутной лиги., он наверняка будет осужден.

Это одна из величайших трудностей ситуации. Во Франции присяжные часто выносят довольно странные вердикты. Но как эта система может дать удовлетворительные результаты в такой глубоко нарушенной стране , где три четверти присяжных сочувствуют Земле? Лига, а последние четвертые присоединятся к ним через страх? Правительство сводится к тому, что его политические оппоненты осуждаются за чисто политические преступления людьми, открыто исповедующими те же взгляды, что и обвиняемые. Я не буду сравнивать ирландцев с нашими коммунистами 1871 года, но если бы мы попробовали петро-лез присяжные , составленные из петро-леев, могли бы поспорить, что они были бы оправданы, в то время как, с другой стороны, если бы те же самые присяжные были привлечены к суду над одним из тех редких членов национальной гвардии, которые вступили в армию в Версале, он был бы осужден за малейший проступок. Пока присяжные заседают в Ирландии, никто не осмелится сплотиться вокруг правительства, и все его враги уверены, что им удастся уйти безнаказанно. Английское правительство показало, что оно совершенно неспособно защитить собственность, или] даже об обеспечении личной безопасности своих партизан. Было бы очень странно, если бы их было много. Из всех доводов, которые я слышал в пользу Гомруля, этот кажется мне наиболее убедительным.

Я воспользовался свободным утром, чтобы навестить приходского священника Кенмэра, или, вернее, дать ему титул и имя, под которым он известен, “Достопочтенный архидьякон О ... ” Харрингтон, секретарь Земельной лиги, был ему представлен; хотя я не говорю, что обязан сердечным приемом , оказанным ему, ибо иностранец, особенно француз, всегда уверен , что ирландский католический священник примет его хорошо; но письмо мистера Харрингтона не причинило мне вреда, так как отец О. комитет Земельной лиги, который действует в этом баронстве. Это я услышал без удивления, но теперь с некоторым удивлением узнал, что вице-президент-не кто иной, как англиканский министр, господин X., ибо в городе Кенмаре есть англиканский министр.

Когда Государственная Церковь была подавлена—была “упразднена”, выражаясь обычным языком,—то есть когда десятина, которая поддерживала ее, была отменена, было решено, что все приобретенные купленные должности должны быть соблюдены, и что держатели должны продолжать выплачиваться из специального фонда, созданного для этой цели и называемого Церковным фондом. Случай преподобного мистера Икс был одним из таких, и он будет продолжать получать в течение своей жизни жалованье в размере 370фунтов. при условии обеспечения духовной пищей протестантского населения баронства , которое насчитывало снаружи двадцать семей и которое даже не кажется мне одушевленным какой-либо исключительной верой, ибо четверо из их числа посылают своих детей в католическую школу при монастыре.

При таких обстоятельствах он не перегружен работой. Он ведет жизнь сельского джентльмена. В тот момент, когда я имел честь быть познакомил он появился гораздо заинтересованы в обучении очень тонкая пони, который, казалось, давало ему некоторые неприятности; для жениха, очень хорошо оказалось, сопровождавший его, получил там от собаки-колесницу, чтобы отправиться к голове животного. Его манеры, однако, очаровательны, и так как он никогда не пытался привлечь кого-либо из овец отца О в свое стадо, оба пастора живут в очень хороших отношениях. Наконец он признается: мнения, которые настолько благоприятны для Земельной лиги, что было сочтено , что члены не могли сделать ничего лучшего, как назначить его вице-президентом, как Я уже говорил.

Интересно видеть протестантского священника, занимающего такую позицию. Я уверен, что он не единственный, и что довольно много его коллег явно объявили себя сторонниками Гомруля. Следует помнить, что противники этого института всегда подчеркивали опасность, которой подверглись бы ирландские протестанты , если бы они были переданы национальному правительству без надлежащих средств самозащиты. Кажется, что эта опасность не очень реальна, если это правда, что те, кто наиболее глубоко заинтересован, показывают это мало боялся этого. Во всяком случае, католикам весьма похвально , что люди, представляющие партию, на которую у них было столько причин жаловаться, выказывают такую полную уверенность в своей терпимости и чувстве справедливости, что своим голосованием они содействуют тому положению дел, в котором находятся католики.[Pg 170], очевидно, будет иметь все возможности для мести. Я уже слышал в Ратмайнсе, как мистер Шеклтон высказывал этот тезис. Я признаю , что вид протестантского священника, вице-президента Земли Лига заставила меня задуматься об этом гораздо серьезнее , чем раньше.

Отец О'это ... не говорил мне много о романе О'Лири, но он меня сильно заинтересовал, четко объяснял, при каких условиях католическая организация работает, и что позволило Церковь в Ирландии, чтобы сохранить все ее социального и политического влияния, в то время как в любой другой части Европы она ежедневно находит больше трудностей в выполнении своих апостольских функций.

Размышляя над этими вопросами внутренней организации, мы замечаем, прежде всего, важное различие, существующее между Католицизм и большинство других сект. Среди последних единством является приход, и часто даже узы, связывающие приходы вместе, так слабы, что мы можем почти назвать их несуществующими. В нашем Церковь, напротив, приход, безусловно, имеет большое значение; но все же можно сказать, что во многих отношениях именно епархия является единством в организации. Это настолько верно, что, пока епархия везде устроена совершенно одинаково, мы находим большое разнообразие в устройстве прихода. По этому вопросу в Церкви возникли очень различные течения идей , хотя как тело она еще так однородна. Сначала мы можем определить их в странах миссии. Некоторые братства, например иезуиты, кажется, почти цепляются за епархию как за единство; они , кажется, никогда не спешат увеличить разделение на[Стр. 171] формирование приходов. Группы христиан, вверенные духовному руководству катехизаторов, часто посещают священники, которые часто остаются среди них, но обычно не проживают там определенным образом. Это посетители, посланные епископом, к которым они возвращаются после каждой поездки, чтобы дать отчет о своей миссии и укрепить себя в религиозной жизни; но это не викарии. Напротив, другие, например иностранные миссии , вдохновляются совершенно иными принципами. Как только Христианская община образуется, к ней присоединяется священник, который вместе с ней поселяется и, так сказать, больше никуда не переезжает. Небольшая деревня в Конангси, или в Юн-нань, таким образом, оказывается сформированной в приход так же эффективно, как любая небольшая французская коммуна. В первой системе епископ постоянно информируется обо всем, что происходит, по докладам священников, которые постоянно возвращаются к нему из всех мест епархии, в то время как сам он путешествует очень мало. Во втором, наоборот, он постоянно путешествует, чтобы навестить своих священников. Это разделение, едва ли нужно говорить, не имеет ничего абсолютно определенного. Правило допускает многочисленные исключения. Но когда какое-то время живешь среди миссионеров, эти тенденции быстро замечаются. Я могу добавить, что результаты первой из этих двух систем, по-видимому , превосходят результаты второй. Эти расходящиеся взгляды также слегка ощущаются среди духовенства в разных странах Европы. Одни предпочитают концентрацию усилий, другие-их рассеивание. Во Франции, очевидно, существует тенденция к разделению приходов как можно больше. И епископы, и народ в этом сходятся. Все , кажется, хотят, чтобы каждая коллекция домов, какой бы маленькой она ни была, стала[Стр. 172] приход, если он уже не один, и остается приходом даже тогда, когда население уменьшилось. Когда священников мало , они предпочитают подавлять должность викария, а не объединять несколько приходов в один. Я знаю, что в одном департаменте я мог бы назвать три деревни, насчитывающие от одной до двухсот жителей; все они расположены на одной дороге. Между первым и третьим - расстояние не более трех верст; все три-приходы, и чтобы заменить одного из пропавших священников, нужно было выведите викария из большой коммуны, насчитывающей от полутора тысяч до двух тысяч душ.

Некоторые епископы считают, что эта система может быть изменена с пользой. Я знаю это, потому что один из них сказал мне об этом. Потребности слишком большого стада могут превзойти силы пастыря, в то время как если стада слишком мало, его способности не полностью заняты. С другой стороны, часто возникают серьезные трудности , когда молодой священник, еще не нашедший своего призвания и едва окончивший колледж, попадает в среду народа, часто равнодушного и часто враждебного, не найдя рядом с собой проводника и наставника. советник, чтобы направлять его. Когда мы видим, в каких обстоятельствах находятся эти молодые люди в некоторых районах, мы не можем не испытывать к ним глубокой жалости, ибо их жизнь проходит в интеллектуальной изоляции, которую, должно быть, очень трудно вынести и которая не встречается в такой же степени ни в какой другой карьере. Прелат, о котором я только что упоминал, сожалел об этом положении вещей и сказал мне, что, если бы он мог, он подавил бы несколько наименее важных викариев в каждом округе, при условии, что он мог бы дать два или три викария тем священникам, которых он сохранил до сих пор.[Pg 173] служите для тех, у кого больше не будет постоянных священников.

Практический эксперимент с этой системой невозможен во Франции, во всяком случае на данный момент, и по нескольким причинам. Прежде всего , существуют денежные соображения, которые имеют первостепенное значение. Правительство не только требует, чтобы религиозная служба проводилась, но и чтобы резиденция была эффективной, и если эти условия не выполняются, зарплата прекращается. И тогда возможно, даже вероятно, что у нас эта новая организация не была бы принята духовенством и народом без некоторая трудность, ибо это совершенно противоречит всем нашим традициям.

В Ирландии все по-другому. Именно эта организация, по-видимому, позволила духовенству в моей стране приобрести и сохранить то огромное влияние, которое оно теперь оказывает на население. Приходов очень мало. Немногие имеют менее трех тысяч душ, а большинство -восемь или десять тысяч. Я говорю, конечно, о сельских приходах. Население широко разбросано, гораздо больше, чем в большинстве наших провинций. Но пока никаких попыток создать новые приходы не предпринимается. Это не из-за недостатка священников. Духовенство набирается с помощью самое большое средство, списки полны, и каждый год священники уезжают в Колонии. Но никто, кажется, не думает, что любое увеличение числа приходов было бы желательным.

В самом деле, в каждом из них религиозные обязанности исполняют несколько молодых священников, которые помогают викарию и ездят туда, куда их зовут, верхом или в экипажах, как правило, потому что расстояния часто очень велики. Очень простые здания, без каких-либо архитектурных притязаний, были возведены, чтобы служить часовнями, чтобы никто не должен был слишком далеко ходить, чтобы присутствовать на воскресных службах. Кроме того, число отслуженных месс значительно, так как обычай священника совершать две мессы в один и тот же день очень распространен.

В целом священники выполняют почти всю приходскую работу; катехизация, исповедь, посещение больных и т. д. Викарии - это епископы небольшого масштаба, которые могут сосредоточить свое внимание почти исключительно на проповеди, на надзоре за работой и школами, а также на мирском и духовном управлении приходом.

В Ирландии, как мы знаем, духовенство не получает никаких дотаций от Правительство. Чтобы быть строго корректными, мы должны, однако, упомянуть, что в течение нескольких лет администрация субсидировала колледж Мэйнут, но ее вмешательство было полностью ограничено этим. Поэтому мы можем сказать, что для всех нужд, а также для строительства и содержания зданий, используемых для богослужения, Церковь может полагаться только на пожертвования верующих. Похоже, у нее никогда не было причин сожалеть об этом положении. Пятьдесят или шестьдесят лет когда-то в Ирландии не было, можно сказать, католических церквей, самые старые и важные были конфискованы протестантами; остальные лежали в руинах; религиозные службы совершались в зданиях, которые на самом деле представляли собой едва приспособленные амбары. Теперь едва ли найдется, так сказать, хоть один приход, который не мог бы похвастаться великолепной церковью. Тот, что в Кенмаре, - это готическое здание прекрасного дизайна. То, что в замке Коннелл, который я видел на днях, еще важнее; каждый говорит мне, что их размеры и красота их строительства очень важны.[Стр. 175] ничего необычного в том, что она почти везде одинакова. Ирландцы, которые эмигрировали, внесли большой вклад в этот результат. В течение нескольких поколений все они остаются в переписке с теми ветвями семьи, которые остались в “ старой стране”, как называют ее канадцы, и горячо интересуются всем , что там происходит; так что, когда церковь должна быть восстановлена посреди кладбища, где покоятся их родственники, они проявляют самое восхитительное великодушие. Самое замечательное в этих пожертвованиях—я сейчас говорю о тех, которые были предоставлены жители—это не только их значимость, но и их регулярность. Стипендии викариев и священников обеспечиваются двумя ежегодными сборами. Как правило, они почти не различаются. Общее бедствие заметно не уменьшило их за последние несколько лет, хотя они и высоки. Викарий обычно получает 250л. до 400л.; священник 120л или 160л; плата за мессу-три шиллинга.

Нравственная чистота ирландского народа вошла в поговорку. Я не верю , что какая-либо нация в мире может сравниться с ними в этом отношении. Когда расспрашивают об этом предмете, то слышат факты, которые в другом месте показались бы баснословными, но которые, однако, подтверждаются официальными документами. Есть много баронств с населением в десять-двенадцать тысяч душ, где в течение двадцати лет не было ни одного незаконнорожденного.

В Дублине, где имеется многочисленный гарнизон и значительное плавучее население, нравственность, естественно, несколько распущена; но везде, даже в городах с тридцатитысячным населением, как и во многих других городах, нравственность не так велика. Лимерик, мы можем почти сказать, что проституции не существует.] Мне приводились цифры, которые, к несчастью, кажутся французу настолько необычными , что я стремился подтвердить их, запрашивая сведения по этому вопросу у людей самых разных профессий и мнений. Я советовался со священниками, протестантскими священниками, землевладельцами, полицейскими чиновниками, полковыми врачами—все говорили мне одно и то же. Давайте спросим у себя дома и спросим себя, какое французское население жило бы в таком же состоянии нищеты и тесноты.

Совершенно бесполезно указывать на нравственную чистоту, характеризующую духовенство, когда оно набирается из такого населения. Даже их самые закоренелые политические враги, те, кто был бы наиболее заинтересован в уничтожении их политического влияния, никогда не осмеливались даже намекнуть на этот предмет.

Преданность ирландского духовенства не менее примечательна, чем его нравственность. Еще совсем недавно ирландская церковь страдала от настоящих гонений. В начале этого столетия великое множество священников пожертвовали жизнью за свою веру, точно так же, как римские мученики в первые дни христианства. Во время войны против Во Франции, и особенно в то время, когда опасались вторжения, английское правительство создало в каждом графстве королевства полки иррегулярной кавалерии, известные как йомены. Английское йоменство было что-то вроде национальной гвардии, которая доставляла много удовольствия остроумию карикатуристов того времени, но которая никогда никому не причиняла вреда. В В Ирландии все происходило совсем по-другому. Все католики были тщательно исключены из йоменства, и это было вполне естественно, так как они открыто заявляли о своих симпатиях к Франции. Но в результате этого исключения йоменский корпус был только составлено мелких землевладельцах или мелких английских крестьянах-протестантах, которые, раздраженные реальной или мнимой опасностью, в которой, как они воображали, находились, окруженные возбужденным населением, стали виновны в мерзостях, от которых волосы встают дыбом, когда читаешь о них. Лорд Клонкарри, в своем Личном 39, рассказывает следующий анекдот, который дает некоторое представление о том, что происходило в то время.

Случилось так, что баронство Карбери в графстве Килдэр было провозглашено Законом о восстании, и в нем был разбит лагерь, который заняли Фрезеровские фехтовальщики. Однажды вечером командир, капитан Фрейзер, возвращаясь в лагерь из Мейнута, где он обедал и пил свободно, прошел через район, принадлежавший моему отцу, который был очень мирным и не был включен в прокламацию. Когда капитан Фрейзер проезжал через деревню Клонкарри в сопровождении ординарца-драгуна, как раз когда садилось летнее солнце, он заметил, что его спутник-капитан Фрейзер. увидел на обочине старика по имени Кристофер Диксон, который чинил свою повозку. Капитан бросил ему вызов за то, что он вышел после захода солнца в нарушение условий прокламации. Диксон ответил , что он не находится в объявленном районе и что он занят своим законным делом, готовя свою повозку, чтобы отвезти груз в Дублин на следующий день. Капитан немедленно взял его в плен и посадил на коня позади своего денщика. Отряд проехал таким образом около полумили до заставы, где офицер поссорился. с привратником и произошла некоторая задержка, из которой Диксон воспользовался, чтобы попросить человека с заставы объяснить, что район, в котором он был взят[Стр. 178] что, следовательно, не было справедливого основания для его ареста. Во время ссоры бедный старик (ему было около восьмидесяти лет) соскочил с лошади драгуна и направился домой, когда офицер и солдат последовали за ним и, убив его шестнадцатью ранами от кинжала и сабли, из которых девять были смертельны, ускакали в лагерь. Было проведено коронерское дознание по поводу тела, и вердикт об умышленном убийстве вернулся, после чего мистер Томас Райан, судья и непосредственный хозяин Диксона под началом моего отца отправился в лагерь с ордером на арест капитана Фрейзера, которого, однако, охраняли его люди, а мистер Райан был изгнан. Райан обратился к моему отцу, и тот послал меня с ним к лорду Кархемптону, тогдашнему главнокомандующему в Ирландии. Нас сопровождал полковник (впоследствии генерал сэр Джордж) Кокберн; и мистер Райан предъявил ордер, а полковник Кокберн указал на положение Закона о мятеже, имеющее отношение к делу, и мы официально потребовали тело Фрейзера, от которого его светлость отказался отказаться. На следующих судебных заседаниях Капитан Фрейзер вошел в Ати вместе с оркестром и предстал перед судом. Факты были ясно доказаны, но сидящий судья, мистер Толер[1] (впоследствии лорд Норбери) заявил присяжным, что " Фрейзер был доблестным офицером, который только ошибся; что если Диксон был таким хорошим человеком, каким его изображали, то ему было хорошо уйти из этого злого мира; но если он был таким же плохим, как и многие другие в округе (глядя на меня, сидевшего рядом с ним на скамье), то стране было хорошо избавиться от него". ”

Так обращались с простыми крестьянами. Что же касается жрецов, то они были объявлены вне закона, и за их головы была назначена цена. Поэтому йомены преследовали их с несравненной энергией. Один из их самых знаменитых вождей публично сказал однажды:

—Есть две очень забавные охоты-охота на лис и охота на священников. Но для меня самое забавное-охота на священников.”

Когда их забрали, они были преданы смерти с изощренной жестокостью что бы не дискредитировали перевозчика, мясник из Нанта; за это следует отметить, что если мы католики имеют право говорить о таких поступки в тех условиях, которые они заслужили, это правильно, что французские республиканцы не буду притворяться, что, хотя в своих газетах они охотно декламируют на угнетение Ирландии. Карриер, хороший республиканец, придумал республиканские браки и нойады де Нант Лорд Икс (я предпочитаю не упоминать его имени—оно хорошо известно в Париже) наполнил смолой шляпу своей жертвы; затем ее придавили к голове, а затем сорвали, прихватив с собой кожу и волосы. Скальп сиу более гуманен.

В некоторых частях Ирландии такое положение вещей продолжалось десять или двенадцать лет. Все это время жрецы жили, как дикие звери, постоянно блуждая, чтобы уклониться от исследований доносчиков, живя среди болот, в абсолютных берлогах, из которых они выползали только ночью, чтобы нести религиозное утешение умирающим, живя только на милостыню несчастных людей, которые неимели [Pg 180] всегда кусок хлеба для себя. Требовались сильно закаленные характеры , чтобы долго выдерживать такую жизнь. Но они нашли необходимую поддержку в своей вере, ибо ни один из них не потерпел неудачи. Они могли бы эмигрировать, но не захотели, предпочитая до конца оставаться среди своего народа , и нашли, что их собственная стойкость и преданность отвечают стойкостью и преданностью не менее достойными восхищения. У них не было ни епископа, ни колледжа. И все же пустые места, образовавшиеся со временем в рядах духовенства, были сразу же заполнены; их никогда не было. отсутствие священников. Те молодые люди, которые намеревались вступить в священство , отправлялись на Континент и заканчивали обучение, а затем возвращались после посвящения, чтобы занять это место и продолжить труды тех, кто исчез.

Англичане часто жалуются на то, что ирландские католики проявляют какое -то страстное чувство в своих притязаниях. Но они должны помнить , что со времени этих событий прошло не более восьмидесяти лет . На днях в Дублине мне предложили познакомить меня с одной пожилой дамой, почти столетней, которая видела, как йомены лорда Х ... надели черную шляпу на священника, ее дядю, которого арестовали у постели ее умирающей матери.

Этот героический век прошел. Но за последние тридцать или сорок лет несчастная Ирландия прошла через множество бедствий. Случались эпидемии, случался голод, и при любых обстоятельствах духовенство вело себя превосходно. Когда вы видите ирландского священника среди его прихожан, вас прежде всего поражает общность идей, впечатлений и вкусов, которая существует среди них. У нас молодой крестьянин, ставший священником, уже не крестьянин. Его[Pg 181] за те десять или двенадцать лет, что он провел в колледже, природа настолько изменилась, что он превратился в новое существо. Здесь молодой викарий, приходской священник, сын мелкого фермера, удивительно мало отличается от своих прежних товарищей. Он превосходит их в обучении, но сохранил все их вкусы, все их идеи и, я хотел добавить, некоторые их недостатки. Я часто вижу французов cur;s Сыновья земледельцев , которые едва ли могут отличить свеклу от репы; они больше не интересуются сельским хозяйством. Здесь очень многие приходские священники имеют небольшое хозяйство. На днях я видел договор аренды, подписанный одним из них. Сегодняшняя утренняя газета сообщает , что на ярмарке в Каирми, которая скоро состоится, первый приз на выставке, вероятно, будет вручен кобылке, выращенной и введенной священником, который уже добился такого успеха.

Здесь, очевидно, должна быть проведена черта; но я признаю, что эти земледельческие жрецы—хотя, строго говоря, немного склонные к лошадиному труду-доставляют мне большое удовольствие. Я знаю, что мало кто разделит мое мнение, но я считаю, что священник должен быть как можно ближе к своему народу. Если это не так, если он изолирует себя, если у него больше нет общих с ними интересов или вкусов, он скоро становится чужим и, каким бы святым он ни был, теряет всякое влияние на них. Обычаи, которые шокируют нас, когда мы встречаемся с ними в чужой стране. земли, часто бывают полезны, потому что они влекут за собой это более тесное общение. Я помню, как однажды сделал то же самое в Маниле. В этой стране существует мания петушиных боев. Однажды, несколько лет назад, я гулял с аббат фрегата. Мы увидели крепкого местного кюре степенно шел по улице перед нами, неся под мышкой великолепный член. Через несколько минут он встретил одного из своих прихожан, который тоже нежно обнимал одну из этих птиц. Они начали разговаривать друг с другом. По их жестам мы догадались, что они сравнивают своих петухов и что каждый превозносит достоинства своего собственного животного. Затем спор стал теплее; оба хозяина заняли свои места и заставили своих петухов драться. Аббат был раздражен этим недостатком достоинства. Кто был прав? Я действительно не могу сказать.

В наши дни все народы Европы, один за другим, прошли через кризис. Этот кризис вызван социальной трансформацией , которая является результатом новых экономических условий жизни людей. Но нет ни одного случая, чтобы народные классы сначала тревожили себя. Во Франции революция, подготовленная частью дворянства, была осуществлена tiers ;tat В России суверенная власть сделала первый шаг. В Италии и других странах это была прежде всего аристократия, затем средний класс. Почти везде эти нововведения смущают духовенство, и оно остается в стороне даже тогда, когда не проявляет к ним решительной враждебности. Кроме того, эти изменения привели к тому, что они потеряли большую часть своего политического влияния.

В Ирландии ситуация совершенно исключительная. Ни один из классов , возглавлявших движение в других странах, не оказался готовым занять аналогичную позицию в этой. За последние четыреста или пятьсот лет не было никакой национальной аристократии. Иностранная аристократия, пришедшая ей на смену, вызывает отвращение именно потому, что она не является национальной. Хотя выборщиков было немного, а голоса подавались открыто, она могла избирать своих членов; но с тех пор, как голосование стало тайным, она так полно осознает, что ее политическое влияние в странеослабевает.] кончилось тем, что в большинстве уездов он даже не выдвигает кандидатов. Мы можем сказать, как ни странно это утверждение, что в большинстве наших французских провинций, несмотря на враждебность, проявляемую правительством, крупный землевладелец имеет бесконечно большее политическое влияние в своем округе, чем ирландский землевладелец в своем собственном баронстве.

В очень бедной стране, где сельское хозяйство никогда не приносило прибыли и где не существовало промышленности, ни один средний класс не смог сформироваться. То, что мы называем буржуазией совершенно не существует в деревнях; в городах она представлена немногими купцами, занятыми своим делом, мало образованными, не имеющими влияния и не ищущими его. Таким образом, только духовенство оказалось в состоянии руководить общественными и политическими движениями. Тем не менее, за последние несколько лет сформировался класс политиков , состоящий из ирландцев-американцев и журналистов, которые часто демонстрировали независимые идеи. Одно из доказательств этому было дано во времена Фенийского заговора, против которого выступало духовенство самая решительная враждебность с самого начала, повинуясь приказам , посланным из Рима, и принципам Католической церкви, осуждающей тайные общества. Политические деятели потерпели неудачу в борьбе, но она была так нерешительна, что духовенство сочло благоразумным использовать свою победу с крайней умеренностью, так что обе партии, испытав свои силы, с тех пор всегда делали взаимные уступки, как мы видели со времени создания Земельной лиги .

В целом, политики набирают силу. Это совершенно очевидно, и лучшим доказательством является тот факт, что они смогли навязать Земельную лигу[Pg 184] на духовенство. Но последние по-прежнему бесспорно являются хозяевами положения. Для того, чтобы понять политическое состояние страны, поэтому необходимо, как по возможности точное представление о том, что ирландского духовенства, такие разные из наших, на самом деле; и это является причиной, почему я так много увеличиваются на эту тему, потому что я хочу собрать в это глава не только впечатления, которые я получил во время моего визита в Кенмар, но и те, которые я собрал из книг у меня консультации и беседы, которые я провел в течение всего моего пребывания в Ирландия.

Теперь, чтобы составить правильное представление о политическом органе, необходимо знать не только то, что думают о нем его друзья, но и то , что говорят о нем его противники. Как я уже говорил, легенды о бродяге, рассеянном священнике, столь дорогой французским республиканцам, здесь не существует. Атаки направлены на другие точки. Ирландское духовенство упрекают, во-первых, в том, что оно очень авторитетно, а во-вторых, в неразумной любви к деньгам.

Иностранцу очень трудно решить, какое значение следует придавать этим обвинениям. Однако я не удивлюсь, если для них найдется определенное основание истины. Я уже упоминалось, что мораль молодого ирландского жителей выше всяких похвал; но мне сказали, что в редких случаях из скандал возникает, приходской священник не стесняется привод обижать овцу из его стада, чтобы использовать “ударную” доводы, линии поведения, которая даже по сей день, находит полное одобрение со стороны населения, но которое, так или иначе, может повлечь за собой катастрофические последствия.

Эти обычаи, которые кажутся нам столь странными, несомненно,имеют свое происхождение в очень примитивном обществе, очень однородном, и чьи нравы были абсолютно патриархальными. Но мне кажется совершенно невозможным , чтобы они могли сохраняться долго, и, возможно, было бы разумнее , если бы ирландское духовенство взяло на себя инициативу в реформе, которая в конечном счете будет навязана им.

Второе обвинение—в чрезмерной любви к деньгам—также заслуживает некоторого внимания. Но, прежде всего, она должна быть определена. Скупость не является национальным недостатком Ирландии. Когда священнослужителей обвиняют в жадности к деньгам, не следует понимать, что они их накапливают. Никто никогда не слышал, чтобы священники становились богатыми. Деньги, которые они получают, они щедро раздают в виде милостыни.

Живя, как они живут, среди населения, страдание которого чрезвычайно велико, можно понять, что они, возможно, немного неразумно ищут средства для облегчения страданий вокруг них. Обвинение, следовательно, скорее по форме, чем по существу, и чтобы оценить его ценность, мы должны вспомнить, что англичане относятся к денежным вопросам с грубостью, которая часто шокирует нас, но которую они считают вполне естественной. Мне кажется, я уже делал это замечание в одной из предыдущих глав. из морских офицеров в этой стране, которые получают настоящие гонорары от капитанов на торговой службе, прежде чем они позволят им делать сравнения со своими хронометрами. Поэтому мы должны принимать во внимание, и это в значительной мере, привычки, которые, по-видимому, присущи этой расе. Правда ли, что ирландские священники слишком пристально стригут своих прихожан? Некоторые анекдоты, которые связаны на эту тему, в частности[Pg 186] в Англии, но также и немного в Ирландии, кажется, доказывают это. Эти истории во всех случаях имеют то достоинство, что каждая из них более забавна , чем другая, и они имеют тенденцию демонстрировать, что духовенство более искусно, чем правительство, в своей манере поведения. Даже признавая, что они ощипывают птиц, они не только находят средства не дать им кричать, что само по себе великое искусство, но даже умудряются угодить им, тогда как Правительство, которое вовсе не ощипывает, а скорее позволяет ощипывать себя, только раздражает их.

Дважды в год в каждом приходе священник назначает воскресенье, посвященное сбору податей, то есть подписке , дающей ему жалованье. Кажется, нет ничего более забавного , чем сцены, происходящие в эти дни. Надо признать , что прихожане великодушны, а пастырь совершенно бескорыстен; но ведь человеческая природа, как известно, слаба и никогда не теряет своего господства; каждый прихожанин разделен между желанием затмить ближних и все же дать как можно больше. как можно меньше. Пастор, со своей стороны, не жалеет размышлять об этих противоречивых чувствах, а так как оба они ирландцы, то есть настолько остроумны, насколько это возможно, то буря, которая бушует у них под черепом, как сказал бы г—н Виктор Гюго, производит самые странные происшествия .

Мне рекомендовали почитать книгу, которая показалась мне очаровательной и которая Я уверен, что это очень верно. Она называется "Картинки из Ирландии". Автор, мистер Теренс Макграт, не одобряет Земельную лигу. Он посвятил одну главу своей книги описанию одного из этих сборников сборов. Я заимствую у него этот отрывок:—

[Стр. 187]

“После мессы приносят стол и ставят его перед алтарем; отец Моррисси стоит рядом с ним и, когда перед ним проходят старейшины прихода, громко объявляет сумму, положенную каждым на тарелку.:—

“‘Майкл Иган—один фунт".

“Мартин Фруэн—один фунт. Мартин Фруэн, с сотней акров земли, один фунт. Всего два пенса за акр!

‘Уильям Слэттери, десять акров—десять шиллингов".

“Мэри Финнеган, вдова с восемью детьми и пятью акрами земли—шесть шиллингов. Истинно говорю вам, что эта бедная вдова бросила больше, чем все те, которые бросали в тарелку".

“Джон Суини (злейший враг Фруэна) " семьдесят акров—три фунта. Я рад, что Джон Суини более либеральен, чем некоторые из тех , кто без колебаний лишил бы Святую Церковь ее взносов и оставил бы своего священника в нужде.

Мартин Фруэн возвращается к алтарю и говорит: "Прошу прощения, отец Питер, но я забыл сказать, что у меня есть акр луга для вашего преподобия".

‘Спасибо, Мартин, я думал, ты забыл”—и так далее.

Не могу поклясться, что сцена эта не слишком красочна, но она очень эффектна и, главное, очень характерна для ирландского юмора. Однако я более склонен полагать, что в этих упреках может быть основание истины, исходя из факта, который я часто отмечал в Америка. На дальнем западе единственные католики-ирландцы или канадцы. Священники неизменно принадлежат к одной из этих двух национальностей. Теперь я часто замечал, что[Pg 188] в то время как канадские священники всегда очень нравятся своим прихожанам, канадцам, а также ирландцам, ирландские священники, напротив, постоянно испытывают трудности с канадцами, которые обвиняют их в излишней требовательности. Но, в конце концов, это не имеет большого значения в Ирландии, так как наиболее заинтересованные лица, которые, безусловно, являются прихожанами, заявляют, что они вполне удовлетворены своим духовенством. Кроме того, последние уже дали так много доказательств своих политических талантов, что мы можем быть совершенно уверены, что они знали бы, как изменить свои требования, если возникнет необходимость, и как сохранить в неприкосновенности восхитительный дух союза и общность стремлений, которые так тесно связывают их с населением и которые дают им столько сил.

Сегодня мне довелось познакомиться с тем, какое доверие внушает духовенство и насколько ирландский народ привык видеть в лице своих священников естественных истолкователей своих притязаний.

Добрый город Кенмар, хотя обычно очень тихий, в настоящее время чрезвычайно возбужден. Но по крайней мере любой был бы таким же, ибо жители только что узнали, что в этом году им, вероятно, придется платить налоги дважды, и так как они уже находят эти налоги очень тяжелыми, когда платят их только один раз, то легко представить себе их состояние раздражения. Положение очень любопытное, но, чтобы оно было вполне понятно, я должен сказать несколько слов о политическом и административном состоянии Ирландии. Этот организация бесконечно менее сложна, чем наша, но все же это не гарантирует, что она лучше. Графство и баронство почти соответствуют нашемудепартамент и округ, но округа не существует; и мы можем сказать, что административное деление не продвинулось дальше баронства. Баронства включают в себя определенное количество приходов. Но приход не имеет определенного существования. В таком крупном районе, как Кенмар, нет ни муниципального, ни местного бюджета. Только большие города снабжены “корпорацией”, если использовать правильное слово. В одном из наших департаментов государственными фондами управляют три различных собрания: генеральный совет, советы округов и, наконец, муниципальные советы. В Ирландии все они заменены одним собранием, большим жюри, и это собрание даже не является выборным. Шериф выбирает членов из списка важных персон. Закон только требует, чтобы каждый барон был представлен.

Однако это любопытно сформированное собрание обладает очень обширной властью. Фактически она заполняет в графстве почти столько же должностей, сколько назначает Мольер к мэтру Жаку в дом Гарпагона. Большое жюри одновременно выполняет все судебные и административные функции. Во-первых, он служит в окружном суде и решает, следует ли посылать обвиняемого в суд присяжных; он взимает налоги с округа и приказывает выполнять общественные работы. Он также, при содействии шерифа, назначает всех должностных лиц, которые являются единственными представителями штата в каждом округе это лорд-лейтенант, чьи обязанности являются чисто почетными, шериф, заместители лейтенантов и магистраты, которые делятся на два класса, хотя все они назначаются лордом-канцлером. Некоторые из них-просто землевладельцы, наделенные полномочиями мировых судей, которые выполняют свои обязанности[Стр. 190] безвозмездно: остальные, стипендиальные магистраты, получают жалованье и обязаны проживать на месте.

Теперь, когда читатель достаточно осведомлен об общих принципах, которые управляют административной организацией Зеленого Эрина, Я перейду к тем конкретным событиям, которые взволновали жителей баронства Килгаван. Около полутора лет назад должность сборщика налогов была вакантной. В обычное время недостатка в кандидатах нет . Это должностное лицо имеет право на комиссию в размере 5 процентов. на все деньги, которые он собирает; так что если налоги составляют 2000л., это дает сумму около 100л., который ежегодно попадает в карман удачливого чиновника, который, кроме того, обыкновенно прибавляет эти функции к обязанностям какого-нибудь мелкого бизнеса; но должность гораздо в последнее время они стали менее востребованы, так как налогоплательщики приобрели прискорбную привычку отвечать на их призывы ружейными выстрелами. Однако в конце концов они нашли кандидата-любителя. Он был еще молодым человеком, бодрым, энергичным и лучшим стрелком в округе после мистера Тренча bien entendu Кроме того, он мог предоставить две ценные бумаги, требуемые законом . Поэтому Он, казалось, объединил все необходимые качества; и ему не пришлось долго ждать своего назначения.

Он приступил к своим обязанностям около года назад, и некоторое время все шло хорошо. Налоги были уплачены превосходно, учитывая суровые времена, и все согласились, что в нем баронство нашло образцового чиновника. Поэтому удивление было велико, когда несколько дней назад обнаружилось, что он исчез, как исчезают все кассиры, т. е. со своими денежными ящиками. По странному стечению обстоятельств его ценные бумаги, два торговца в этом месте, приостановили[Pg 191] их выплаты с интервалом в несколько дней. Некоторое время после этого события общественное мнение колебалось. Некоторые были в восторге и хвалили патриота, который, вместо того чтобы заплатить правительству угнетателя средства, которые пойдут на оплату его наемных убийц, просто присвоил их для своих нужд.; но более политически настроенные покачали головами и указали, что если часть средств предназначалась для правительства, то остальная часть предназначалась для местных расходов, в то время как они спрашивали себя, как все колеса баронства могут работать в течение следующего года.

Хелас! Патриотические опасения этих мудрецов были слишком обоснованны. Мистер Тренч посоветовался с адвокатом. Ответ пришел сегодня утром. Это ужасно. Сборщик является должностным лицом баронства, но баронство берет на себя обязательство собирать через него государственные налоги одновременно со своими собственными. Таким образом, с одной стороны, поскольку деньги не были выплачены правительству, баронство все еще несло ответственность, а с другой стороны, был понесен ряд необходимых расходов , и они должны были выполнить свои обязательства. Теперь 2000л. получив, только представляя точную сумму этих двух дефицитов, стало необходимо собрать еще две суммы по 1000л. каждая, т. е. Спор ясен, как вода со скалы, но неприятен.

Теперь большое жюри должно собраться завтра в Трали, и именно поэтому было решено созвать собрание негодования, чтобы г-н Тренч, исполняя свои обязанности в большом жюри, мог бы донести до своих коллег выражение слишком обоснованных жалоб несчастных жителей Кенмара.

[Стр. 192]

Мистер Си ... и я через несколько минут после завтрака отправился в Город. Зал, где должна была состояться встреча. Зал, который обычно используется для музыкальных вечеров и благотворительных организаций, имеет хорошие размеры. Однако, когда мы прибыли, там уже было полно народу, но когда нас узнали, присутствующие так любезно освободили для нас место, что в конце концов мы добрались до платформы, где мистер Тренч и отец О. Представленные типы предлагали самое интересное исследование. Крестьяне и крестьяне толпились вместе на задняя часть зала: скамьи, ближайшие к помосту, заполнены жителями Кенмара, мелкими торговцами и рабочими. Я заметил рядом с собой одного человека, уже пожилого, худощавого, с очень смуглой кожей, белыми, коротко остриженными волосами, энергичным, очень выразительным лицом, головой испанского священника. Он только недавно вышел из тюрьмы. Напротив меня небольшая толпа теснится вокруг невысокого человека, прислонившегося к стене. У него есть воротник густой белой бороды обрамляет бледное лицо, украшенное красным носом, к которому он с достоинством прикладывает табак в те редкие минуты, когда молчит. Под сюртуком у него длинный коричневый жилет, он держит левую руку в одном из карманов , а правой жестикулирует, все время громко разговаривая. Он портной. Он выступает на каждом собрании, является одним из самых активных членов Земельной лиги и пользуется большим влиянием. В первых рядах его слушателей расположилась дюжина достойных граждан с толстыми, застенчивые лица, которые, кажется, пьют его слова и которые берут на себя[Стр. 193] повторите их, с их собственными комментариями, толпе, которая давит за ними, пытаясь поймать его слова. Глядя то на одного, то на другого, освобожденного фениана и портняжку, я невольно вспоминал басню “Бертран и Ратон".” Мне казалось , что портняжка никогда не сядет в тюрьму, хотя, вероятно, он мог бы быть средством для других, идущих туда; конечно, он съел бы каштаны, если бы другие могли найти способ вытащить их из огня.

Но сжимаемость тела имеет предел. Вскоре стало ясно , что в зале больше никого не будет. Мистер Тренч начал говорить.

“Господа, - сказал он, - прежде чем открыть заседание, я думаю, было бы целесообразно избрать председателя.”

Последовала глубокая тишина.

Портняжке очень хотелось заговорить, потому что он лихорадочно теребил бороду , но вдруг в толпе послышался голос:—

- Предположим, мы выдвинем вон того французского джентльмена президентом.”

Естественно, я сделал решительный жест несогласия. Зал огласился взрывом смеха. Нервное напряжение немного спало. Мистер Тренч ухватился за эту возможность.

- Джентльмены, - сказал он, - мне кажется, что мы не могли бы поступить лучше , чем пригласить достопочтенного архидьякона отца О. ”

Со всех сторон раздались аплодисменты. Все было устроено так хорошо, что архидьякон уже сидел рядом с президентским креслом. Он поблагодарил собрание в двух словах, удобно уселся и откинулся назад, сложив обе руки в воздухе и положив локти на подлокотники кресла.

“Ну, мистер Тренч, - сказал он, “мы вас слушаем!”

Как хорошо мистер Тренч знал, с кем имеет дело! С первых же слов ему удалось завоевать симпатии слушателей.

“Джентльмены, - сказал он, - вы знаете, что большое жюри-это орган избранный, а не избранный.”

“Слушайте, слушайте! - закричал портняжка, жестикулируя, как дьявол в святой воде. - Он не избирается; это еще один из тех тиранических институтов, которые давят бедную Ирландию.” (Продолжительное бормотание.)

- Я согласен с вами, что это большое несчастье. Я считаю, что во всех отношениях было бы лучше, если бы представитель баронства был выбран вами. Но так как это невозможно, я не могу поступить иначе, как прийти и посоветоваться с вами, чтобы узнать ваше мнение о серьезном деле, которое сейчас занимает всех нас, обещая при этом действовать в соответствии с вашими указаниями.”

Затем он отрепетировал ситуацию; но когда он объяснил им, что , по всей вероятности, налогоплательщикам придется заменить 2000фунтов, унесенные сборщиком, шум стал настолько сильным, что архидьякон встал и начал говорить.

Это было, пожалуй, не совсем правильно для президента, но никто , казалось, не возражал. Но здесь, кажется, никто особенно не заботится о формальностях, которые так лелеются в Бридуазоне. Отец О'С-стоял прямо, засунув руки в карманы сутаны, шляпа все еще была на голове. Наши несчастные французские священники так привыкли видеть, что их самые элементарные права на гражданство оспариваются.] что, оказавшись за пределами своей церкви, они всегда выглядят смущенными и неловкими. Они никогда не говорят без тысячи колебаний, тщательно взвешивая каждое слово. Они старательно скрывают свои мысли ; инсинуации-это самое большее, на что они отваживаются . Какой контраст с позицией этого священника, какой авторитет он, очевидно, черпает из убеждения, что говорит от имени всего народа! Он не жалеет слов.

“Мистер Тренч, - сказал он, - все присутствующие отдают должное чувству, которое побудило вас сделать этот шаг. Мы все благодарим вас за это. Вы очень хорошо описали ситуацию. Нами правит собрание, члены которого избираются теми , кто является хозяевами Ирландии, но не избираются нами. Это собрание устанавливает наши налоги так, как ему нравится; назначает агентов, которым поручено собирать эти налоги, и потому, что агент, которого оно послало к нам , не посоветовавшись с нами по этому вопросу, но вооруженный всей своей властью,, теперь нам говорят, что наши квитанции не имеют никакой ценности и что несчастные обитатели этого бедного баронства будут вынуждены заплатить во второй раз. Это просто позор! Мы, ирландцы , привыкли подчиняться многим постыдным вещам, но я заявляю, что никогда не слышал ничего более постыдного, чем это!”

Но тут он был вынужден остановиться. Пока он говорил, слышно было, как постепенно нарастают восклицания слушателей. При его последних словах шум вдруг сделался неописуемым. Стоявший рядом со мной фений не мог совладать с собой. - взревел он.

Портняжка был так взволнован, что жестикулировал, как сумасшедший. В дальнем конце зала фермеры стучали своими шиллалами по полу, от чего поднимались клубы пыли.

Священнику стоило только поднять руку в воздух, как все замерло, как по волшебству. Он продолжал так же спокойно::—

-Итак, мистер Тренч, завтра должно собраться большое жюри, членом которого вы являетесь . Вы предлагаете выступить нашим переводчиком для ваших коллег. Во второй раз мы благодарим вас за это предложение и знаем, что вы выполните данное нам обещание. Скажите большому жюри——”

- Подождите! - сказал мистер Тренч. - Я запишу ваши решения.”

- Конечно! Скажите большому жюри, что жители этого баронства всеми силами протестуют против гнусной несправедливости, которую они хотят навязать нам, и которая всеми законными средствами может быть нарушена.——”

- Вовсе нет! Я протестую! Я возражаю против употребления слова "законный"! Я требую , чтобы мы поставили, во что бы то ни стало!”——

Это кричал во весь голос портняжка. И когда все посмотрели на него, он гордо выпрямился и величественно приложил к носу большую щепотку табаку.

Его вмешательство произвело большую сенсацию. Шиллалы снова двинулись в дальний конец зала. Фениан, стоявший рядом со мной, издал из глубины своей груди ура, которое заставило меня подпрыгнуть в воздух.; его глаза вылезли из орбит. Очевидно, в этот момент он отдал бы свой Райский шанс застрелить английского полицейского.; горожане, окружавшие портного, казались слегкасмущенными.; они, очевидно, считали, что дело зашло слишком далеко. Только архидиакон сохранял невозмутимый вид.

- Давайте посмотрим, мистер Икс ... Вы, очевидно, советуете нам взять ружья и мушкеты и напасть на полицию?” - сказал он.

Портняжка отвечал только жестом головы и рук, ясно говорившим: “Если бы все были похожи на меня, все кончилось бы не так”, но в то же время имевшим то большое преимущество , что не давало повода для преследования, если дело обернется плохо. Но отец O'S-вскоре восстановил тишину; резолюция, которую он предложил, была одобрена, и собрание вскоре распалось без дальнейших инцидентов.

Я, может быть, слишком долго останавливался на подробностях этой встречи, но они представляются мне во многих отношениях весьма любопытными. В размышлении над чем Я видел и слышал, я нахожу пищу для размышлений.

Во Франции вошло в моду горько жаловаться на централизацию и на великую администрацию, вытекающую из нее; г-н де Токвиль, в частности, повсюду разглагольствует о красоте английской системы, которая совершенно отличается от нашей. У нас правительство назначает чиновников, отвечающих за сбор налогов, и ссужает их коммунам или департаментам для сбора местных налогов. Здесь, напротив, коллекторы являются агентами местных властей и одалживаются правительству ими. Я признаю, что эта система имеет то преимущество , что большую часть власти, которую они отняли у государства, они оставляют местным властям, но это удовлетворение кажется мне несколько платоническим. Под[Стр. 198] во французской системе если мой коллектор забирает с касса, допуская даже, хотя это практически невозможно, что его безопасности было недостаточно, чтобы восполнить дефицит, этого дефицита делится между тридцать восемь миллионов налогоплательщиков, я должен страдать бесконечно малую долю от этой кражи, в то время как при тех же обстоятельств, бедные люди Кенмэр вынуждены платить более чем в два раза, и они должны платить, потому что в результате децентрализации, они не использовать должностное лицо государства среди них, и, таким образом, как их агент полностью независим от коллективного населения, нет никаких причин, почему соседи должны страдать от его воровства.

Существует школа людей, которые всегда теряются в восхищении всеми иностранными институтами и с величайшим презрением относятся ко всему, что происходит дома. Правильно ли это мнение? Мы познаем наши собственные институты на опыте, а другие-только в теории. Поэтому случается , что, хотя мы довольно легко видим дефектную сторону нашей собственной, мы Я полагаю, что слишком склонен преувеличивать достоинства соседей. Англичане живут в старом доме. Устройства, которые были превосходны в прежние времена, теперь часто оказываются очень неудобными. Они делают несколько реформ, но они делаются с величайшей осторожностью, потому что, когда рабочие помещаются в старое здание, всегда есть опасность , что стены рухнут. Они знают, что, если решат снести старый дом и построить новый, им придется много тратить, а также некоторое время спать на улице. Чтобы избежать этого неудобства, они предпочитают оставаться там, где они есть, до тех пор, пока это будет держаться вместе. Я думаю, что их доводы справедливы, но они не так хорошо обоснованы, как могли бы быть.

[Стр. 199]

Мы уже не в том положении; наш старый дом рухнул, мы понесли все неудобства и расходы, связанные с переездом; нам пришлось долго спать на улице . Теперь большая работа над новым зданием закончена, крыша на своем месте; прапорщик все еще отсутствует, а также много мелких внутренних приспособлений, но все же, как бы то ни было, мы можем с уверенностью сказать, что служба там ведется лучше, чем в большинстве других заведений.

Но чтобы продолжить сравнение, слишком очевидно, что в этой стране необходимы большие реформы. Например, этот институт большого жюри, почти всемогущий и абсолютно безответственный, создан для того, чтобы раздражать народ. Это даже не феодальный институт, ибо феодальный закон предусматривал, что “никто не может быть судим иначе, как его сверстниками.” Это простое и чистое применение прав завоевания. Если бы Земельная лига ограничилась требованием отмены таких злоупотреблений, то она была бы так явно права, что каждый разумный человек сочувствовали бы им, и англичане были бы вынуждены немедленно уступить. Вместо того, чтобы делать это, они заявляют о ряде вещей, которые не могут быть предоставлены, которые, очевидно, были бы либо бесполезны , либо вредны для них, если бы они их получили, и никто не может сказать, действительно ли они исправят существующие злоупотребления или же они не будут довольствоваться их использованием против своих политических противников. Так на днях лорд-мэр Дублина сказал мне, что Ирландия страдала от слишком сильной централизации. Если такие случаи как этот то, что составляло предмет встречи, на которой я присутствовал , часто встречается, мне кажется, что это скорее избыток децентрализации, от которого она страдает.

[Стр. 200]

А кроме того, нужно ли было осложнять политическим кризисом сельскохозяйственный и экономический кризис, который и так тяжело переносится в нашей стране? И этот политический кризис, немного доброй воли со всех сторон было бы достаточно, чтобы остановить, по крайней мере в значительной мере. Мне нужны только факты, которые я вижу здесь, как доказательство того, что я говорю. В любой стране мира, где произошел бы подобный несчастный случай, население было бы очень взволновано. Каждый почувствует это. Такой инцидент-это Божий посыл для оппозиционного политика. Для этого не потребуется много таких как маленький портной или старый фениец, чтобы поднести свет к пудре. К счастью, обе конфликтующие стороны возглавляют исключительно честные люди, доброжелательные и умеренные. Мистер Тренч пришел и сказал: “Я согласен с вами, большое жюри-это не то, чем оно должно быть; это правда, что вы в нем не представлены. Я не могу изменить существующие законы, но поскольку я являюсь частью большого жюри, позвольте мне действовать так, как если бы я действительно был вашим представителем.” Отец О ... поймал его на слове, и этого было достаточно, чтобы собрание прошло спокойно. Поэтому я не могу помочь думая, что если бы действительно желающих людей было больше, мир был бы менее нарушен, и вот почему я считаю, что духовенство оказало большую услугу Ирландии, поставив себя во главе Земельной лиги. Несколько его членов, конечно, холерик мужчин, которые делают не использовать свое влияние на правильный путь; но многие другие закон как отец О'это...; и, хотя терпеть то, что они не могут помочь, они выступать в качестве посредников, и очень эффективных посредников в движение, если бы их не было, были в каждой деревне будет водить мужчин как портняжка.

Сегодня вечером мистер Тренч пригласил меня отобедать с инспектором полиции округа Килгаван. Этот молодой человек, исполняющий у нас все обязанности лейтенанта жандармерии, имеет под своим началом около тридцати констеблей (ирландских полицейских сил). Этот корпус кажется скопированным с французской жандармерии Это превосходные люди, превосходно дисциплинированные, оказывающие величайшие услуги. Однако население их презирает, хотя все они-ирландские офицеры и солдаты. Но, в то же время, это не мешает иметь десять кандидатов на одну вакансию. Одна из причин этого -слишком высокая зарплата. Этот молодой человек, обедающий у нас, получает около 240фунтов в год; больше, чем майор получает в годовом исчислении. Франция. Ему двадцать шесть лет. Простой констебль имеет от 80 до 100 л. их 12 000, католиков-7 000, католиков-5 000. Протестанты. Содержание этого корпуса - тяжелая статья ирландских финансов.

Правительство всегда должно давать своим служащим такую норму оплаты, которая соответствует уровню заработной платы в стране. Если она назначает слишком низкую сумму, то может получить только очень плохих людей; если она платит им слишком много, то на одну вакансию приходится десять кандидатов, а так как она может дать только одно назначение, то она создает девять непримиримых врагов в лице тех, кого она вынуждена была разочаровать. Однако английское правительство, как и всякое другое, находится под влиянием этого принципа; только его жалованье регулируется шкалой английских окладов, и эти оклады очень высокие. Вряд ли он может иметь особый масштаб для Ирландии. Английский констебль, получающий четыре или пять шиллингов в день, не слишком хорошо оплачивается, потому что его брат или отец, которые являются рабочими, зарабатывают примерно столько же. Но[Стр. 202] поскольку английский констебль получает пять шиллингов, необходимо дать пять шиллингов ирландскому констеблю, хотя он живет в стране, где рабочие никогда не зарабатывают больше одного шиллинга в день. Теперь, поскольку именно на этих ирландских рабочих, которые зарабатывают так мало, налоги, производящие высокое жалованье солдат, так сильно давят, они чувствуют себя раздраженными. Одни и те же события происходят при всех администрациях. Это еще одна жалоба Земельной лиги и один из ее лучших аргументов в пользу Гомруль, ибо они указывают, что если бы Ирландия была полностью отделена из Англии жалованье может быть уменьшено пропорционально общему бедствию, а этого никогда нельзя сделать, пока существует союз.

Инспектор полиции рассказал мне о положении в стране, с которым он, естественно, знаком лучше, чем кто-либо другой. В окрестностях Кенмэра относительно тихо. Однако он знает, что трибунал Сухопутной лиги работает регулярно и собирается каждый день. Воскресенье: все подчиняются его решениям.

Сегодня констебль изъял восемь или десять повесток, выписанных от имени этого трибунала. Это точное воспроизведение одного из них:—

“ФИЛИАЛ КИЛГАВАНА, ЛИГА И. Н.
24 июня 1886 года.

МИСТЕР ТОМАС МЮРРЕЙ, БАЛЛИНАКАРРИГА.

Уважаемый сэр,

Ваше присутствие требуется в лиге в 2 часа дня 27-го числа по восточному времени. От имени комитета,

Джон Годфри, Сек.”

Он считает, что будет вынужден дать Джеймсу О'Лири в качестве защиты двух человек , которые не оставят его ни днем, ни ночью. В округе уже есть несколько человек, находящихся в таком же положении. И только потому, что расходы очень большие, почти 200л в год, их больше нет. Однако правительство покрывает эти расходы, взимая специальный налог со всех жителей района.

Но, повторяю, положение этой части округа исключительно хорошее. По соседству есть еще одно баронство, где ситуация гораздо хуже. Эта собственность принадлежит Достопочтенному Роланд Уинн. Двое его агентов уже убиты, и теперь он тщетно пытается найти третьего. Последний сборщик налогов, получив пулю в ногу при исполнении своего долга, поспешил подать в отставку, и заменить его невозможно.

Это поместье за последние три года не заплатило ни копейки ни помещику, ни государству. Таким образом, фермеры фактически стали собственниками.] Во всем, что касается их, программа Земли Союз был полностью осуществлен и осуществлен самым экономным образом, так как для достижения этого результата народу нужно было только потратить сумму, необходимую для приобретения ружья и трех зарядов пороха. Я могу добавить, что жители этого счастливого баронства могут проиграть только при смене правительства, так как, как бы экономно ни было новое правительство, всегда придется платить некоторые налоги, в то время как теперь они никому ничего не платят. Поэтому это золотой век который правит на время в этом уголке Ирландии. спросите, кажется ли судьба этого населения способной к улучшению?

Мне ответили, что, поскольку земля очень плоха, бедствие ужасно; народ буквально умирает с голоду, и эта эмиграция- единственный ресурс населения! Но в таком случае кризис возник не из-за земельных законов, и они не могут излечить его, сделав крестьян землевладельцами. Я всегда сомневался в этом, но мне очень приятно , что мое мнение так убедительно доказано.

СНОСКИ:

[1] Мистер Толер был в то время (насколько мне помнится) Генеральный стряпчий, но заседающий в качестве судьи присяжных.

Со времени моего визита в Ирландию это поместье было захвачено кредиторами, которые выгнали всех фермеров. Происходили самые прискорбные сцены, о которых много писали в газетах.



ГЛАВА VI.


Рецензии