Все смешалось в доме Виолетты Валери Травиата, опе

 Все смешалось в доме Виолетты Валери
"Травиата" , опера Верди, новая сцена Мариинского театра, 4 июня 2021 года

"Травиата" - любимая опера! Слышанная переслышанная, но все равно каждый раз вызывающая желание сходить на нее еще раз, особенно, когда состав певцов располагает и можно попасть на незабываемого Жоржа Жермона в исполнении любимого баритона Владислава Сулимского. И постановка проверенная, виденная перевиденная. Ну, не без современных странностей, но вполне удобоваримая. Второе действие, для меня самое притягательное, в усадьбе Виолетты, так вообще - сплошное удовольствие! Поют в основном главные персонажи, две большие сцены с Владиславом Сулимским (Жоржем Жермоном) - с Виолеттой (Наталья Павлова) и с Альфредом (Сергей Скороходов). Красивые декорации - цветущий сад, лужайка, очаровательная терраса, пруд и лодка. Мелодии одна лучше другой, голоса, радующие слух! Чего еще желать? Чего опасаться? Ну, что может быть безопасней "Травиаты"? Детям с 12 лет рекомендовано! Все обещает гарантированное удовольствие!
А вот, оказывается, и не все! Когда-то давно я пошутила, что Верди ничем нельзя испортить, слушая "Застольную" под аккомпанемент разбитого и вконец расстроенного рояля. Но опыт показывает, что все-таки испортить можно. И не Верди и его музыку, а ощущение от нее. Надуманными сценическими решениями, ненужными деталями, дикими манерами героев. Все это создает на сцене враждебную музыке и самой опере среду, а в недружественном окружении наслаждаться оперой очень трудно, почти невозможно. Я это давно знаю. И вчера в этом еще раз убедилась.
"Травиату" в Мариинке не давали давно, почти год. После такого перерыва многое в спектакле надо его участникам вспоминать заново, особенно мимансу и хору. Возможно, во вчерашнем спектакле сценография первого действия была сделана точно по режиссерскому замыслу (режиссер Клаудиа Шолти), который в предыдущих представлениях слегка смягчился, но такого жесткого наркотического прессинга и разгула я не помню ни в одном из предыдущих полутора десятков спектаклей, которые мне довелось видеть в Мариинском театре с момента его премьеры в 2015 году.
В первом действии на вечеринке в доме Виолетты ВСЕ ее гости, кроме главных героев и поющих персонажей, вдохновенно, как-то картинно-нарочито, нюхают кокаин, доктор Гранвиль (Владимир Феляуэр, это, на минуточку, лечащий врач Виолетты, у которой туберкулез) бросает что-то в бокалы с вином, потом многие гости засыпают где попало, в самых причудливых позах и местах. И безудержно курят сигареты, ВЕЗДЕ (!!!). Вчера появилась новая деталь и персонаж в необычном имидже. Маркиз д'Обиньи, с позволения сказать, (Дмитрий Горбовский) - бритоголовый качок (во фраке!), по повадкам, ну, чистый браток из 1990-х, с надутым шариком, который он всем предлагал, чтобы вдохнуть из него. И еще был один, полубритый, с модным нынче кукишем на макушке. Тоже во фраке. Все смешалось в доме Виолетты! Я полагаю, кто-то решил внести "новую струю" - "веселящий газ" добавить в эту наркоманскую феерию до кучи!
Раньше акцент в спектакле делался на выпивке. Альфред отхлебывал из горлышка перед "Застольной", видно для храбрости, Виолетта забиралась на стол с бутылкой шампанского в руке и так пела одну из своих арий. Вся массовка вдохновенно налегала на спиртное. Вчера же этого почти не было, почему-то педалировались наркотики. А это уже, как минимум, возрастное ограничение спектакля 18+ ! Кстати, на балу у Флоры тоже было что-то подобное с курением и странное с передачей бокалов друг другу.
От всего этого я расстроилась, и опера уже не доставляла обычного удовольствия. Возникающий внутренний спор мешал радоваться прекрасной музыке. Мучил вопрос: "Зачем в опере о любви все эти детали, которых нет в либретто у Пьаве (у него в доме Виолетты Валери чинно едят и пьют за столом, а потом танцуют) и в опере Верди?" Почему дом дамы полусвета середины XIX века режиссер превратила в наркопритон? Ведь ничего подобного тогда просто быть не могло! Только из вечной ненависти англичан (режиссер - англичанка) к французам? А ведь именно из Англии пришли в Европу эти наркотические пороки, из притонов Сохо, где пропадал, тайно предаваясь запретным удовольствиям, не только вымышленный Дориан Грей, но и вполне реальные благородные англичане. А к ним привычка курить опиум приехала из Китая, фактической британской колонии.
В середине ХIХ века, когда, по либретто, происходят события оперы, никакого кокаин в виде порошка еще не существовало, значит, нюхать ничего не могли. Был только морфий, опиум и гашиш. И спиртовая настойка опиума - лаунданум (вспомним роман Уилки Коллинза "Лунный камень"). Это можно было либо есть, либо пить, но не вдыхать. Кокаин был получен в 1880-х годах. На рубеже веков и начале ХХ века он получил массовое распространение в Европе, прежде всего в Англии, как обезболивающее средство и безакцизный заменитель алкоголя. Ну и богема потом уж его практически легализовала.
А массовой производство сигарет началось в 1890-х, хотя их прообраз был известен, как экзотика, еще в 1833 году. В Испании на табачной фабрике измельчали отходы от сигар и заворачивали в бумагу. В середине XIX века курили трубки (вспомним Жорж Санд). И уж точно не на улице и не везде, где попало. Это был ритуал и особое удовольствие.
Вообще, вопрос приличий, в отличие от спектакля, во времена Виолетты Валери и ее прообраза Мари дю Плесси стоял очень серьезно. Это и в опере видно. Жорж Жермон говорил с Виолеттой об условностях, о том, что не может выдать дочь замуж за благородного человека, потому что связь сына с дамой полусвета бросает тень на семью. А уж если бы имело место регулярное посещение наркопритона, что тогда скрывалось самым тщательным образом, это стало бы вообще катастрофой и могло полностью разрушить репутацию даже самого уважаемого человека. Создание же такого притона, пусть и спонтанное, в богатом доме элегантной содержанки было бы мгновенно замечено, особенно, если бы из его дверей реально вываливались толпы обкурившихся и обнюхавшихся полуодетых людей благородного и не очень благородного звания. Это был бы грандиозный скандал, после которого хозяйке дома пришлось бы уехать, но шлейф слухов сопровождал бы ее всю жизнь. Дамы полусвета, которых содержали богатые люди, часто из очень известных фамилий, вплоть до монархов, не могли бросать тень на своих спонсоров, иначе пострадали бы обе строны. Это не были тайные связи. Статус этих возлюбленных был вполне легальный. Известен случай, когда от короля потребовали отречься от власти или от любовницы  за выходки его фаворитки из дам полусвета. Но это скорее исключение. Большинство содержанок не давали повода для таких скандалов.
Впрочем, Дюма-сын, написавший "Даму с камелиями", положенную в основу оперы, подчеркивал, что дам полусвета ("демимонд", полусвет - это его термин) надо отличать от куртизанок, от продажной любви, и тем более от проституток, поскольку это деклассированные женщины без корней в порядочном обществе, причиной падения которых стала любовь, а не влечение к роскоши и к деньгам.
Так что превращение Виолетты в дешевую падшую женщину у сегодняшних режиссеров весьма популярно, но абсолютно неверно.
Да, все первое действие мне вчера хотелось сказать, как в рассказе Чехова: "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!"
Второе действие вернуло радостное восприятие музыки Верди. Постарался прежде всего Владислав Сулимский и его благородный Жорж Жермон, а также Сергей Скороходов (Альфред) и Наталья Павлова (Виолетта). И я уже надеялась, что до финала ничто не сможет выбить меня из колеи. Но нет! Над сценографией скандала на балу у Флоры тоже изрядно поработали, придав ему новую современную брутальность и неоправданный натурализм (возможно, восстановив режиссерский замысел во всей красе). Боксерский захват несчастной больной туберкулезом Виолетты, бросок ее на пол, ее сипящее дыхание, хватание ее за руки, замахивание в угрозе удара по лицу, снова толчок и падение на пол. Ну, все это не для слабонервных! Но главное, что такое насилие было тогда просто немыслимо! А ведь по либретто Альфред просто бросил к ногам Виолетты кошелек с деньгами и сказал оскорбительное: "При всех плачу я ей!" За что и был вызван на дуэль! А, не дай Бог, он позволил бы себе публично плебейские толчки и боксерские захваты, то после этого его бы ни в один приличный дом не пустили, он был бы вечным изгоем!
Но режиссеру и этого показалось мало, в финале третьего действия был еще устроен мордобой на балу - Альфреда с (!!!) бароном! Разбитые носы, кровь течет по рукам! Полная дикость для парижских салонов дам полусвета того времени. Господи, ну, совсем что ли нет вкуса и чувства меры у создателей спектакля? Два аристократа подрались на балу? Это же не боксерский ринг? И они ж не кучера! Что может быть унизительнее для них! Хуже только струсить или предать!
Какие уж тут китайские церемонии с репутацией, честью дочери и всякими прочими нежностями, которые волновали Жоржа Жермона!
Все смешалось в этой постановке мадам Клаудии Шолти! Не думаю, что она представляет наркотическое лобби в России, но ее пристрастие к показу употребления наркотиков и их разнообразия настораживает. Мало нам реальных проблем, зачем же их множить, показывая в приличном театре все в таких подробностях? Намека мало?
В зале вчера было много молодежи. У одной знакомой друг пришел с дочерьми и ужаснулся: "Больше их никогда не приведу!" И я его понимаю, хотя мне безумно жаль, что речь идет о прекрасной и ни в чем не повинной опере "Травиата!"
Может, все-таки пора обуздать режиссеров, потерявших всякие берега?
Хотя на что надеяться, если даже на таком серьезном мероприятии, как Петербургский экономический форум Сбер выбрал молодежным лицом ПМЭФ-2021 тиктокера Даню Милохина, который олицетворяет «светлое будущее России». А намеченное до него "лицо молодежи" Моргенштерн не стал его символом из-за какого-то наркотического скандала!
Или уж пусть все идет  вразнос? И будет, как в Голландии? И гори оно все синим пламенем?


Рецензии