Курсы повышения квалификации и соперничество профи

      
       Словосочетание «Курсы повышения квалификации» (в дальнейшем КПК) мне знакомо с детства. Время от времени папа уезжал на 2-3 недели или месяц, а то и два не в командировку, а на эти самые курсы. Для меня данное словосочетание означало что-то нереальное. После командировок папа всегда рассказывал, в каких местах бывал, что видел, делился забавными эпизодами. А вернувшись с КПК на мой вопрос: «Что ты там делал?» - следовал краткий ответ. – «Учился!»
       Ребенок (сам уже школьник) недоумевал: как так, папа такой взрослый, столько лет работает, все знает, зачем ему еще учиться?

       Но вот я сама делаю первые шаги на рабочем поприще, и меня, к моему великому изумлению, через месяц после приема на работу отправляют на столь загадочные когда-то КПК.
       Эти самые первые в моей жизни курсы промелькнули яркой вспышкой. Помню, как меня удивило, сколько вопросов задают преподавателю люди с опытом работы (а у меня ни одного не возникло, подтверждая мудрую мысль: "Вопросов нет у того, кто либо не знает ничего, либо знает все. Но поскольку знать все невозможно, то... выводы делайте сами").
       Да, опытных производственников было немало, но и молодежи возрастом до 25 лет хватало, поэтому неудивительно, что быстро сложилась компания, благодаря которой 2 месяца пролетели очень скоро.
       Там же, на самых первых курсах довелось мне познакомиться с «профессиональной слушательницей». Ей было около 40 лет, а удостоверений всяких и разных она успела получить больше полусотни. Она, не скрывая, с улыбкой рассказывала, что еще ни разу не провела на рабочем месте больше месяца – руководство постоянно ее отправляло то на одни курсы, то на другие, то на третьи. И у меня, у совсем еще непросвещенной в житейском смысле, ощущавшей какую-то неправильность в таком подходе, крутился в мозгу вопрос, который я не решилась озвучить: "Разве так можно?" И мозг долго не мог смириться, что можно, невзирая на то, что милая приятная женщина улыбалась мне, рассказывая в каких городах довелось побывать на учебе.
       Впоследствии я еще не раз повышала квалификацию, но звания «профессиональный слушатель» так и не достигла.
       Кстати, некоторые удостоверения имели силу от 3-х до 5-и лет, некоторые были бессрочными. Как-то я поинтересовалась, почему так. Ответ: «Так принято!» - меня не устроил, и впоследствии я сама догадалась, что срок действия бессрочных истекает при замене оборудования на более современное.

       Особо запомнившимися оказались курсы "Настройка блока защиты XYZ".
       Сначала, как водится, теоретическая часть, потом практическая. Разделили всю группу на тройки, каждой тройке дали по блоку. Проверяйте его работоспособность, настраивайте на режим, заданный преподавателем.
       Выданные блоки оказались очень неравноценными. Кому-то - практически идеальные, проверка и настройка этих блоков шла без сучка и задоринки, кому-то - от идеала весьма далекие. Нашей тройке достался вот такой разболтанный и раздолбанный, в котором с первого же дня выявилось, что часть элементов просто-напросто не соответствует указанным в тех.паспорте, их пришлось заменить. Кроме не соответствующих, были вышедшие из строя. И ладно бы, если пробитый транзистор выявлялся сразу. Не-ет, из-за обилия дублирующих цепей замеры приходилось вести чуть ли не поэлементно. Кроме того, блок вовсю капризничал при настройке и на закрепление стабильности характеристик уходила уйма времени.

       Маленькое отступление. Конечно же, с годами я забыла многое, но различие между боковой и зеркальной частотой я до сих растолкую любому в каком бы состоянии ни была, хоть с температурой под 40С, хоть с глубокого похмелья (я еще ни разу не упивалась до невменяемого состояния, но зарекаться не следует).

       Было в нашей группе 2 уже не молодых друга-соперника (по профессионализму) - Сергей Петрович (в дальнейшем С.П.) и Карим Каримыч, очень приятный в общении дядечка (я с ним попала в одну тройку, кто был третьим совершенно не помню). Тройке С.П. достался нормальный блок, больших проблем с ним не возникало, проверка и настройка шли как по маслу, поэтому С.П. в течение дня нередко подходил и подкалывал Карим Каримыча. В один из последних дней занятий, С.П. с гордостью оповестил всю аудиторию, что в их блоке выявлен дефект и озвучил, что именно пришлось исправлять (дефект легко выявляемый, это даже я - совсем еще зеленый специалист - поняла). К тому же работу по настройке блока тройка С.П. закончила, и теперь С.П с сотоварищи были свободны, последние два-три дня они могли в лаборатории не показываться. Однако же, С.П. пришел понаблюдать за менее успешными (или менее везучими).
       С.П. снова подходит к Карим Каримычу, снова рассказывает о выявленном дефекте, о том, что его тройка первая справилась с заданием, а кое-кто, считающийся непревзойденным авторитетом, все еще копошится... Карим Каримыч с притворной усталостью ему отвечает:
       - Сережа, ты своим единственным дефектом так гордишься, будто золотое яйцо снес. Мы свои дефекты оприходывать не успеваем, у нас целая корзина "золотых яиц", а подсчет, сам знаешь, времени требует.
       Точный ответ С.П. не помню, что-то типа «специалист высшей пробы любой дефект с пол-пинка исправляет, а не копошится неделями». И снова Карим Каримыч не остался в долгу:
       - Сережа, тебе дали на проверку работу отличника, который где-то пропустил запятую, а нам достался рецепт, написанный врачом. Ты молодец, что нашел запятую, иди празднуй и не мешай нам расшифровывать рецепт. Обещаю, что в отведенное время наша тройка уложится.

       (Справедливости ради отмечу, что мы свой блок сдали если не предпоследними, то ближе к концу, чем к середине. И если бы в нашей тройке оказался не Карим Каримыч, а кто-нибудь менее опытный, то не исключено, что блок до ума так и не довели бы).

       Позже, на прощальном банкете, услышала я продолжение. Карим Каримыч с мягкой улыбкой говорил С.П.:
       - ...Я сохранил копию протокола проверки своего блока. Вот приедешь ты к нам на ГРЭС, я тебе подсуну точно такой же. Не поленюсь, специально приведу один в один с тем, что попал в мои руки. И засеку время, за которое ты с ним справишься. Готов?!

       ***
       Спустя несколько лет мне довелось побывать на стажировке на А-ской ГРЭС, и руководил моей стажировкой Карим Каримыч.
       Я напомнила ему о споре с С.П., поинтересовалась, устроил ли Карим Каримыч обещанное испытание? Карим Каримыч засиял:
       - Конечно, устроил! Для сохранения чистоты эксперимента, прикрепил к Сереже 2-х не самых опытных ребят. Так вот С.П. уложился тютелька в тютельку по времени, а у нас, если помнишь, в запасе оставалось аж полдня. Как только я на этот факт указал «великому профи, с пол-пинка находящему дефект», так он сразу завопил, что прикрепленные к нему ребята ему только мешали и не будь их, он с настройкой справился бы в 2 раза быстрее. Что поделаешь, Сережа действительно профи, каких поискать, но самому признать, что и у него не всегда с пол-пинка получается – ни за что!


Рецензии