Птицы Египта. Лебеди

«Да пребудет царь тут,
Пока не почернеет лебедь, пока не побелеет ворон,
Пока не встанут горы, чтобы уйти,
Пока не двинется вверх по течению вода реки…»

Гробница Яхмоса, телохранителя фараона Эхнатона

К одним из первых египетских изображений лебедя можно отнести  ряд петроглифов Курты в верховьях Нила. До сих пор лебеди охотно зимуют на могучей реке, где скрещиваются пути миграций миллионов других северных птиц, и мелькают в пёстрой толпе белыми ангелами-трубачами. И в древности найти их стаю в болотах было удачей – такую встречу не забывали. В них могли видеть химер: эта их шея, длинная, гибкая – она как священная кобра, а гордая птица ещё и шипит в гневе! В склеп венценосной особе часто ставили фигурку лебедя, иной раз покрытую чёрным лаком – это не траур, а изображение птенчика, ведь молодняк у лебедей, эти "гадкие утята" вначале тёмные, серые, и лишь со временем светлеют до ослепительной арктической белизны. Из первых таких амулетов один найден в архаичном погребении Телль-эль-Фарха среди 62-х реликвий, спрятанных в ритуальном сосуде. А самые красивые лебеди найдены в гробницах царевен эпохи Среднего царства. В некрополе Дахшур археолог Морган извлёк из кладовой склепа царской дочери Итиуэрт (XII династия) искусно вырезанного из дерева шипуна – вид легко можно было опознать по характерной горбинке в основании клюва. У лебедя царевны были глаза из горного хрусталя в оправе из медной проволоки.

Резные лебеди из гробниц фараонов XVIII династии: Тутмоса III (TT34), Тутмоса IV (TT43), Тутанхамона (TT62) и Хоремхеба (TT57) маленькие и чёрные.  В Египет прилетало три вида лебедя – кликун (Cygnus cugnus), шипун (Cygnus olor) и малый (Cygnus bewickii). Из них малый, гость из ледяной тундры, ныне под угрозой исчезновения и его больше не видят на Ниле.  Зная об их малочисленности и млея от их красоты, египтяне пытались не раз приручить лебедей, то и дело изображали в стаях других многих птиц, и не всегда ясно – лебеди это или белые гуси. И найти слово, которым египтяне при фараонах обозначали именно лебедя, было трудно. В молитве из амарнского некрополя антитеза "белое" – "чёрное" ("нехмет" – "снофру") как будто подсказывала, что элегист пел о лебеде и вороне. Во всём мире эта пара птиц – живые образы абсолютных белизны и мрака. Имя лебедя могло быть и "джан-джан" – у коптов есть слово "жэн-жэн" ("цэн-цэн"), то есть "звенеть цимбалами", и у него весьма древние корни. В стране фараонов лебедь был своего рода талисманом музыканта, его головой часто венчали арфу и лиру. А в античное время лебедь был посвящён богу Аполлону, как известно, покровителю музыки. В музее Стокгольма есть остракон с маленьким "портретом" элегантной юной арфистки, за спиной которой маячит лебедь, как будто бы это туманный прообраз Леды.

В "Иероглафике" александрийца Гораполлона (II, 39), до нас дошедшей "из вторых рук" иероглиф в виде лебедя якобы означал в древней грамоте старого музыканта, ибо к старости лебедь "поёт" особенно нежно. О песне лебедя А. Брем приводит несколько цитат в своей "Жизни животных": "Голос его, - говорит Даллас, напоминает приятный звон серебряного колокола; он издается птицей и на лету и слышится на далекое расстояние; все, что говорится о песне умирающего лебедя, вовсе не выдумка, так как последние вздохи смертельно раненого лебедя вырываются у него в виде песни". Гораздо обстоятельнее сообщает об этом Шиллинг: "Кликун восхищает наблюдателя не только красотой своих форм, своей вдумчивостью и умом, которые весьма выгодно отличают его от шипуна, но и громким, чистым голосом, который он беспрестанно подает при всяком поводе в виде призывного крика, предостерегающего оклика, а когда кликуны соберутся стаей, то, по-видимому, и в виде беседы между собой. Я по целым долгим зимним вечерам и ночам напролет просиживал, прислушиваясь к их полнозвучным жалобным голосам. Эти голоса можно было сравнить то с певучим призывным звоном колокола, то со звуками духовых инструментов. Однако они не были совершенно похожи ни на тот, ни на другие, но во многом превосходили их, так как издавались живыми существами и сильнее действовали на наше чувство, чем звуки бездушного металла. Эта своеобразная песнь как бы олицетворяет в действительности лебединую песнь, упоминаемую в поэтических сказаниях".

Не обладая сильным "трубным" голосом, как прочие лебеди, шипун так рассекает крыльями воздух в полёте, что вблизи слышится что-то вроде жужжания струн или гудения фанфары. От наскальных изображений египтяне перешли к костяным палеткам, и на одной такой, из Нехена (Иераконполис) нацарапан лебедь. Затем пришёл черёд и стенных рельефов. У визиря Птаххотепа в его мастабе лебедь "ходит" среди домашних птиц, а из надписи на стене следует, что древний министр держал на подворье 1225 кликунов! Это V-я династия, эпоха повальной доместификации всего живого. А вот сцена охоты на лебедей единственная в своём роде – её нашли в гробнице эпохи XVIII-й династия (ТТ85). В огромную сеть слуги сановника Аменемхеба захватили шестнадцать птиц из стаи, а прочие разлетаются кто куда. У них у всех кипельно-белое оперение и "змеиные" шеи, это не могут быть утки и гуси, столь обычные в "нильской" живописи всех других склепов, это именно лебеди. В уголках сонного болота, где мечутся зимние гости, в таких же снежных плюмажах застыли, как часовые, две маленькие египетские цапли-эгретты. Со временем в виде лебедей стали вырезать фигурные сосуды. У ряда фигурных ваз из ангидрита и кальцита, которые обозначили как "утиные" или "гусиные" явно не в меру длинная шея – таков сосуд для масел XVII-й династии из Восточного музея Дарема в Англии (H 2259). Лебедя быват видно и в формах точёных косметических ложечек, из которых одну хранит Лувр (Inv. AF 171), а другая осталась на родине, в Каире (J.E. 30759).

Источники:

Розен Байоль-Лесуэр, Рессман Анна Р. «Между небом и землёй. Птицы в Древнем Египте»./edited by Rozenn Bailleul-LeSuer, Anna Ressman R. Between heaven and earth. Birds in Ancient Egypt. The University of Chicago. All rights reserved. Published 2012. Printed in the United States of America. The Oriental Institute, Chicago, 2012

Статья «Лебеди в Древнем Египте»  блога “At the Mummies Ball” от 8 марта 2018 г. С обширной библиографией/ “At the Mummies Ball”. Swans in ancient Egypt. Murch 8, 2018..https://www.atthemummiesball.com/swans-ancient-egypt/

Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта. Переворот Амен-хотпа IV, Тайна Золотого гроба, Кэйе и Семнех-ке-рэ: к исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. Издательство: Наука Год : 1984

Бири Фэй. Египетские вазы в форме утки из голубого ангидрита. Biri Fay, “Egyptian DuckFlasks of Blue Anhydrite”, Metropolitan Museum Journal, 33, New York, 1998 


Рецензии