Давайте делать глупости?..

У одного Карабасика-Барабасика (человека, впрочем, талантливого) прочитала стихотворение с посылом «Давайте не будем умными-занудными, это скучно; давайте делать глупости, чтобы было что вспомнить на излёте жизни». Очень заманчивое предложение, индульгенция такая от ума. И вполне в духе модной ныне околопсихологической чепухи, которой забита вся сеть. Хотя доля истины в предложении и есть.

Ох уж это поколение сорокалетних (я случайно знаю, сколько автору лет). Воображающее себя знающим ещё не познанное, старшим старших, умнее мудрецов, обладающим сокровенной Истиной. «Склон жизни» на самом деле маячит перед их внутренним взором ничуть не ближе, чем у двадцатилетних, они даже не стараются представить себе, что и как тогда будет; и расспросить не пытаются, а зачем, они и так, без всяких зануд-старпёров, знают, а не знают — так и незачем, вот когда доживём... Ну вот, я уже — уже — на этом «склоне жизни», хотя взошла на него не так и давно, мне ещё идти и идти. Но в любом случае, вкус этого «склона» уже отведала. Что я могу сказать моему Карабасику?

Говоря что-то, надо, как ботают по фене, фильтровать базар. Иначе вместо милой глупости ляпнешь глупость очевидную. Глупость-то глупости рознь, разве не так? Ты хочешь, чтобы тебя вместо умного человека стали считать глупцом? Разве это не глупость? Причём не милая, а необратимая, ибо, когда общество признаёт в тебе ишака, оно своего резюме уже не меняет. Об этом очень хорошо сказал Фазиль Искандер.

Чем отличается милая невинная глупость от глупости очевидной? Она должна быть искренней, совершённой с маху, под эмоциями, от сердца, от души. Только такая глупость простительна и мила, только её мы на «склоне» вспоминаем если и не с улыбкой, то без стыда. Но ведь глупость может быть и фатальной и непоправимой. Пример: знакомая семейная пара. Захотелось лёгких денег, ввязались в торговлю наркотиками. На предупреждения не реагировали, отмахивались: всё будет путём! Глупость? Да, глупость, безоговорочная. Итог: по шесть лет колонии, одной — общего режима, другому — строгого. И это ещё по нынешнему времени неслыханно мягко. Карабасик, ты ратуешь за глупость для всех, тотальную и безоговорочную?

Да нет, я, конечно, утрирую. Просто, как и у всех сорокалетних, у Карабасика в голове отчаянная каша. Это возраст такой, самонадеянный и психологически кризисный. И у меня он был. Он проходит. Хотя каша у некоторых так и остаётся, но я не о них. Обычно каша в голове со временем приобретает структурированность, вот тогда уже и можно делать какие-то заключения об уме. Повторюсь, зерно истины в призыве Карабасика есть, бесспорно. Но как бы изложила его я? Пусть и не стихотворным размером?

«Молодые, пока вы молоды, эмоциональны и горячи, не упускайте молодости. Живите на полную катушку, любите, радуйтесь, страдайте, не бойтесь искренних порывов, пусть это и будут глупости, — словом, живите и горите!» Я подчёркиваю: так обращаться можно только к молодым. Призывать зрелых и стариков делать глупости... ну, это прерогатива мошенников. Особенно, если зрелый человек полностью отдаёт себе отчёт в том, что его призывают именно к глупости. И тем более, когда у него нет никакого желания и причин заведомые глупости совершать.

К чему я всё это? Фильтруйте базар, ребята, если вы искренни. Фильтруйте свои мысли и побуждения. И не превозносите плюсы глупости в расчёте на других. Хотите — будьте глупыми сами, это ваше неотъемлемое право. Но принуждать к отказу от ума других — это уже манипуляция. Со всеми вытекающими.


Рецензии