Христос интровертный

При рассмотрении библейских текстов нового завета бросается в глаза обилие притч и иносказаний, которые приводит Иисус Христос, излагая свое учение (Марк 4.33, 4.34). В зависимости от того, как будут истолкованы эти притчи, появляются разные варианты учения. В этом разделе основной акцент будет сделан на интровертном подходе к толкованию библейских текстов. Чтобы пояснить особенности предлагаемого подхода, отметим следующее. В этой работе термин «интровертный» употребляется по отношению к процессам, происходящим в психике человека, а термин «экстравертный» употребляется по отношению к процессам во внешнем мире, по отношению к человеку. При интровертном подходе рассматриваемые процедуры и действия относятся к работе человека со своей психикой, а при экстравертном подходе они определяют его нормы поведения во внешнем мире.

Во время написания канонических библейских текстов психология еще не была развитой наукой и соответствующие понятия, выражающие взаимосвязь психических процессов, просто отсутствовали. Поэтому для описания техник работы с психикой подбирался пример из мира внешних вещей, который можно было использовать для иллюстрации основных положений. Такой прием использовался не только Иисусом Христом, он очень широко распространен в древнекитайской философии, где очень часто использовалось сравнение психики с устройством государства. В древнеиндийской философии, наоборот, развита огромная система понятий для описания психических состояний, и поэтому она тяжело воспринималась европейскими исследователями, которые не могли подобрать адекватных терминов для передачи содержания древних трактатов из Индии.

В текстах Евангелий можно условно выделить две части: первая – где сам Иисус Христос дал разъяснение рассказанным притчам, вторая – притчи без комментариев. Вторая часть значительно больше первой. К первой части можно, например, отнести притчу о сеятеле Матф. 13.1-13.9. Примечательно окончание этой притчи: «Кто имеет уши слышать, да слышит!». Этот словесный оборот очень часто встречается в Евангелиях, и он может служить прямым указанием на то, что соответствующий текст надо понимать иносказательно. В пунктах  Матф. 13.19 - 13.23 дается интровертное толкование притчи о сеятеле. Здесь зерна сравниваются со словами, вошедшими в сердце. Корни с усердием в выполнении и т.д. Типичный прием привязки слов из внешнего обыденного обихода к процессам, происходящим во внутреннем мире человека.

Разбираемая глава содержит прямое указание на необходимость интроверсии для понимания текста. Иисус говорит притчами потому, что слыша, люди не слышат и не разумеют (Матф.13.13). При неправильном толковании происходит эффект уменьшения понимания у человека, а правильная трактовка ведет к увеличению знания. «Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. (Матф.13.12)». Дано будет некоторое понимание тайны Царства Небесного, которое внутри нас есть (Лук. 17.20 - 17.21).

Коль скоро основная задача Христа – это проповедование Царства Небесного (Матф. 4.17), то и учение, которое он преподносит, также работает внутри психики. На это также указывают выражения типа «будет выброшен во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8.12 и др.). К экстравертным методам, которые внес Иисус Христос в дополнение к уже существовавшим обрядам, можно отнести обмывание ног своим ученикам (Ин.13.1 – 13.5). К сожалению, этот обряд не привился в христианских Церквях.

Отношение Иисуса Христа к существующей в то время религии можно охарактеризовать словами «…не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф.5.17), таким образом, Он радикально не собирался менять религию. Претензии его относились к фарисеям и книжникам, которые имели ключи от Царства Небесного, но сами не вошли и другим не дали (Матф.23.13). Его предупреждения имели вид «не берите закваски фарисейской» (Матф. 16.6), т.е. не перенимайте фарисейское отношение к учению.

В Евангелии от Иоанна встречаются такие слова: «…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родиться свыше, не может увидеть Царствия Божия» (3.3), «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Сына Человеческого, то не будете иметь в себе жизни;» (6.53). Представляется очевидным, что эти высказывания требуется трактовать именно в интровертном смысле.

Основная причина непонимания учения Иисуса Христа его учениками, на мой взгляд, заключается в глубоко интровертном подходе самого Христа. Это видно, например, из следующего: Иоанн 8.23 «…вы от мира сего, Я не от сего мира». Этим высказыванием Иисус показывает замкнутость людей на предметность внешнего мира, и именно она является основным тормозом на пути их духовного развития.

Чтобы показать различие в подходах, возьмем, например, следующее высказывание: «…благословляйте, проклинающих вас;» (Матф. 5.44). При экстравертном подходе человек, который столкнулся с проклятьем, посланным ему другим человеком, сдерживает внутри себя нахлынувшие чувства обиды, гнева и произносит благословение своему обидчику. При интровертном подходе в этой ситуации человек направляет благословение на психический образ обидчика, а его внешние действия являются проявлением внутреннего состояния, которое он в себе переживает.
С внешней точки зрения, первый подход дает немедленный и ощутимый результат: человек сдержался и не ответил на обиду, а совершил «добрый» поступок, т.е. благословение обидчика. При втором подходе «добрый» поступок может не состоятся вообще, если обида была сильная. Но при втором подходе оказывается влияние на самого переживающего человека и развивается его способность работать с собой, со своим Эго. При первом подходе этого вовсе не происходит, происходит просто силовое блокирование внутренних переживаний, которое уходит в подсознательную область в форме нерешенной проблемы. При случае эта проблема вырвется наружу из глубин психики и доставит много неприятностей самому человеку.

С моей точки зрения, традиционные подходы к трактовке библейских сюжетов основаны в большей степени на экстравертных принципах, которые привели к созданию и развитию христианской морали. Это можно объяснить тем, что экстравертных типов личности примерно 75 процентов и они составляют явное большинство. Поэтому экстравертные подходы получили широкое распространение. Однако сказать о том, что они неправильные, было бы неправомерно. Разные психологические типы людей идут разными путями духовного развития. Поэтому для одних предпочтительнее одна трактовка, а для других другая.

В этой ситуации кажется наиболее плодотворным такой подход к трактовке библейских сюжетов, при котором сам человек за счет своего внутреннего переживания находит верный для себя способ интерпретации текста. То есть упор надо сделать на внутреннюю работу, а не на внешние формы. И это в наибольшей степени соответствует интровертному характеру самого учения.


Рецензии
- "таким образом, Он радикально не собирался менять религию".

По большому счёту, это вовсе не вопрос об изменении религии, или не изменении таковой.
Дело в том, что Иисус принёс Учение, которое было обращено только к очень немногим и, к тому же, кто должны были жить лишь в далёком будущем - в эпоху Второго Пришествия.
Он, совершенно не скрывая этого обстоятельства, сокрыл его завесой притч, чтобы массы тех, кто не могли иметь никакого прямого отношения к Учению, не вводились в искушение, но, взамен, могли спокойно выполнять их должную функцию - обеспечить к эпохе Второго Пришествия широчайшее распространение будущей Библии в переводах на все языки. Это нужно было для того, чтобы те очень немногие, кто имели бы необходимые для этого способности и внутренние потребности, смогли, будучи ведомыми Святым Духом, получить к Библии лёгкий доступ.

Все религии - одного поля ягоды. В том смысле, что они обращены к массам. С этой точки зрения иудаизм ничем принципиально не отличается от христианства.
Да, христианство должно было получиться, как отдельная религия, на фундаменте иудаизма. Но это вовсе не значит, что "фарисеи" иудаизма чем-либо хуже, или лучше, чем "фарисеи" христианства. Одно можно сказать: ни те, ни другие не могут иметь отношения к Учению.



Воробей Воробей   08.11.2022 09:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.