Эссе на роман А. С. Грина Джесси и Моргиана

Произведение Александра Степановича Грина «Джесси и Моргиана» написано 20 апреля 1928 года. Некоторые источники указывают 1929 год. Но не в этом суть. Роман я прочитал. И те отзывы, что негативно характеризуют данное творение, я считаю, не имеют под собой доказательной основы. К тому же написаны людьми, не знакомыми с биографией выдающегося писателя своей эпохи.
Роман, скажу честно, мне понравился. Понравилась прямота и ясность изложения мысли автора, без каких-либо прикрас, преувеличений и создающихся на их фоне фальши, лжи, обмана. Учитывая, что это было непростое время, а именно время идеологического противостояния писателя и советской власти и цензуры, запустившей свои «длинные руки» во все тогда ведущие литературные издательства, Грину всё-таки удалось пусть и с большим трудом познакомить читателя со своим непростым с точки зрения «обыденного» показа низших моральных качеств человека произведением. Все мы прекрасно знаем, как относилась официальная власть Советского Союза к подобного рода высказываниям и суждениям. Не одобряла, мягко говоря. Масло в огонь подливала ещё бунтарская, воинственная, не согласившаяся с привычным общественным строем и порядком того времени - советского, Сталинского, НКВД-ешного времени - молодость сорокасемилетнего писателя. Вечные скитания, голодное и нищенское существование, непрекращающиеся столкновения внутреннего нравственного видения мира и внешней действительности, последующие аресты и заключения, а с ними и ссылки, в конце концов, вечный поиск себя не оставили Грина равнодушным и безучастным к себе, к окружающим, не смогли заглушить крики и стенания его израненной души, не смогли заставить его закрыть глаза на главного героя всех своих творческих работ - человека. С его неотъемлемыми особенностями, качествами и чувствами, причём не самыми лучшими. Отсюда и тяжёлая, наполненная глубокими переживаниями и душевными трагедиями, судьба писателя, непосредственно и напрямую повлиявшая на написание в том числе и произведения «Джесси и Моргиана». 
В этом творении автор чётко и ясно показал, и показал на очень ощутимом примере – родных сёстрах, как бывает, когда зло пытается повлиять на доброту, а доброта на зло. Влияние настолько сильно, что оно практически неразделимо. Даже не то, что эти два понятия можно разделить. Нет. Их нужно рассматривать как одно целое, как «одно не существующее без другого». Другими словами, сама сущность доброты порождает зло и, наоборот, зло появляется всегда, когда есть доброта. Они вытекают друг из друга и также втекают друг в друга, исключая какую-либо границу между собой. Очень ярко Грину удалось это изобразить в диалоге двух сестёр:

– Зачем ты меня так ненавидишь? – вскричала Джесси…
– Я ненавижу тебя, – тихо ответила Моргиана, с ревностью изучая взволнованное лицо сестры, которому игра чувств придала еще большую прелесть. – Я тебя очень люблю, Джесси…

Любовь переплетается с ненавистью. Но характерно это только для нашего приземистого мира. Всё-таки писатель был «одним из блестящих критических реалистов», как сказал о нём поэт Леонид Мартынов.
В заключении хочу отметить следующее: несмотря на тяжёлый и тернистый путь, несмотря на то, что сам Грин считал себя «не нужным» своей эпохе, «не нужным» именно таким, какой он был на самом деле, великому мастеру удалось  сохранить в себе самые светлые и чистые чувства к миру, к жизни, к людям. Писатель смог противостоять окружающему злу, несправедливости и лжи, что окружали его постоянно. Из этой борьбы он вышел победителем, что и доказал нам, своим читателям, в своём прекрасном достойном высшей похвалы произведении.


2019


Рецензии