О богатстве

Христианство принято считать религией, доступной для бедных, и, более того, осуждающей богатство. С нашей точки зрения, это не так. Проанализируем подробнее соответствующие места Нового Завета, высказанные непосредственно Иисусом Христом.
Одним из наиболее показательных мест является следующий отрывок.

Матф. 19.16. И вот, некто подошед сказал Ему: Учитель Благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? 19.17. Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. 19.18. Говорит Ему какие? Иисус же сказал: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй; 19.19. Почитай отца и мать, и люби ближнего твоего, как самого себя. 19.20. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; что еще недостает мне? 19.21. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

Вроде все понятно. Заповеди, которые Иисус перечислил в пунктах 19.18 и 19.19, вполне может выполнять и человек, обладающий достаточным состоянием, но юноша хочет более быстрого попадания в Царство небесное и получения жизни вечной. Иисус предлагает ему самый мощный способ развития: резкий уход от мира сего путем продажи имения и раздачи денег нищим, а также следование за ним. Присутствие самого Иисуса Христа как живого учителя – один из решающих факторов быстрого духовного роста. Многие мечтали иметь такого наставника, но далеко не всем так повезло в жизни.

Посмотрим, что происходит дальше.
 19.22. Услышав сие юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. 19.23. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 19.24. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. 19.25. Услышавши это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же сможет спастись? 19.26. А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

Здесь надо дать некоторые комментарии. В древних религиях, как правило, низшие слои населения не допускались до религиозных знаний. Считалось, что они могут злоупотребить ими в своих корыстных целях. Поэтому в головах учеников Христа, наверное, была следующая схема развития событий. Пройдя ученичество, они разбогатеют и, как все состоятельные члены общества, будут вести безбедную праведную жизнь по заветам 19.18 и 19.19. Поэтому высказывание Иисуса их шокировало. Надо отметить, что большинство из учеников Христа были из низших слоев общества. Иисус начал проповедовать им потому, что они не были допущены ранее к религиозным знаниям и в силу этого могли (по его мнению) адекватно воспринять новое учение. Это видно из
Лука 5.
39: И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше.

Фраза 19.26 полностью снимает вопрос о преимуществе бедности. Что ты раздал богатство, что нет – это дела человеческие. Тем более раздача богатства с целью попадания в Царство Небесное – явно корыстный акт. Человекам это невозможно! Богу же все возможно. Указание о раздаче богатства относилось к очень конкретной ситуации, когда человек мог следовать лично за Иисусом Христом. Раздача богатства ради получения большей выгоды в форме жизни вечной – это классическая коммерческая сделка, здесь нет никакого духовного подвига. Духовным развитием является непривязанность к богатству и равное отношение к условиям жизни.
Разберем еще несколько эпизодов с понятием богатства.
 
Матф. 13.44. Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет и покупает поле то. 13.45. Еще подробно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, 13.45. Который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.

Основной смысл, который заложен здесь, состоит в том, что когда человек находит Царство Небесное, то он понимает, что это самое главное в его жизни. И он перестает цепляться за все свои прежние привязанности и полностью концентрируется на сохранении в себе Царства Божия. Обратное утверждение просто неверно. Раздав все свое имущество, он не имеет Царства Небесного, а имеет просто нищету.
Еще одна история про богача и нищего Лазаря.

Лука 16.19. Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 16.20. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 16.21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы приходя лизали струпья его. 16.22. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово; умер богач и похоронили его; 16.23. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, 16.24 И возопив сказал: Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего и прохладил язык мой, ибо мучаюсь я в пламене сем. 16.25. Авраам сказал: чадо! Вспомни, что ты получил доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 16.26. И сверх того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 16.27. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего. 16.28 Ибо есть у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтоб  и они не пришли в это место мучения.16.29. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.16.30. Он же сказал: нет, отче Аврааме! Но если кто из мертвых придет к ним покаются. 16.31. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Итак, в этой притче также явно видно, что привязанность к богатству и наслаждению служит причиной страданий. Не само богатство и обладание им, а именно привязанность. Следует добиваться отрешенности от предметов и добиваться освобождения от этих уз.

Хорошо об этом сказано в Бхагавадгите (см. гл.2 и гл. 5 и гл. 12). Но этот отрывок интересен еще и тем, что здесь упомянута непроходимая пропасть между разного рода людьми. Аналогичное понятие есть и в Бхагавадгите (гл. 16), а также Иоанн 3.20 Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились его дела, потому что они злы. 3.21. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Еще раз пропасть описана Иисусом Христом в следующем высказывании, Иоанн 8.23. Он сказал им: вы от нижних, Я от высших, вы от мира сего, Я не от сего мира. Здесь явно проведена граница по отношению к миру сему. Если человек видит интерес только в предметах мира сего, то он никогда не поймет учение Христа, который учит вещам не от мира сего. И никто не восходит на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Иоанн 3.13). Здесь ясно видно, что вхождение в Царство небесное не зависит от величины богатства, а зависит от того, вошел ли в человека Сын Человеческий, т.е. та его часть, которая изначально существует на небесах.

Процесс нисхождения Сына Человеческого в индивида Иисус Христос называет рождением в духе: «…если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» Иоанн 3.3. и « … должно вам родится свыше» (3.7). Процесс рождения свыше Иисус Христос уподобляет возвращению хозяина в свой дом, при этом Эго выступает как слуга, но это уже другая тема.


Рецензии
Я бы всё же исходил их интровертного принципа при трактовании концепции Иисуса о необходимости для "богатого раздать своё богатство бедным для того, чтобы войти в Царство Небесное".
То есть, речь тут идёт о том, чтобы работать над изменением своего внутреннего состояния из такового с доминирующей богатой Ложной Личностью и практически уснувшей, или как бы мёртвой, исходной Сущностью,в новое - где царит доминирующая Сущность и рядом находится сильно похудевшая Личность.
Это же относится и к увещеванию "возлюбить ближнего". Ближний - это Сущность!



Воробей Воробей   08.11.2022 08:23     Заявить о нарушении