Едим плоть и пьём кровь Христову

Одно из самых загадочных понятий Христианства связано с причастием. В этой статье к анализу этого явления будет применен интровертный подход, который основной упор делает на применении учения к внутренним психическим процессам. Наиболее явно это выражено в Евангелии от
Иоанна гл.6:
47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
48 Я есмь хлеб жизни.
49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

В этом отрывке сразу несколько понятий, имеющих далеко не простое содержание. Попробуем провести некоторый анализ этих понятий.
Во-первых, категория Сын Человеческий. Бог дал славу Ему и возлюбил его еще до бытия мира  (Иоан. 17.5 и 17.24). Более того, Сам Иисус Христос есть «от начала Сущий» 8.25. Таким образом, Сын Человеческий может трактоваться как общечеловеческий прообраз, некий человеческий шаблон, который был у Бога еще до сотворения мира. Отличительная черта этого шаблона от других шаблонов проявляется в людях как человечность. И в свете этого учение Иисуса Христа можно рассматривать как учение о человечности.

Теперь рассмотрим понятие вечной жизни:
Иоанн гл.17.
2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

Из этого отрывка можно судить о том, что вечная жизнь напрямую связана с познанием единого Бога и посланного им Сына Человеческого. Мне кажется, что ключевым в этом определении является слово «единого». Постижение единого Бога, пребывающего в каждом существе, это мощное и глубокое переживание, которое в корне меняет человека. Оно дает ему связь со всем мирозданием и выводит за рамки существования, ограниченного телом.

Познание единого Бога возможно только через его Сына Человеческого (человечность). Проявления Сына в людях не зависит от действий материального мира, оно дано от духа и является «живым хлебом, сшедшим с небес».
Что бы значило словосочетание «есть плоть Его»? Рассмотрим следующий отрывок
Иоан. 4.34:
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

Эти слова наводят на мысль, что выражение «есть Мою плоть» равнозначно «исполняйте Мою волю». Этот вариант трактовки можно подтвердить и другими местами:
из 14 гл. Иоан.
15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. А также гл. 15:
10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

Любовь приводит к единению между Иисусом и Богом, с одной стороны, и Иисусом и его последователями, с другой. Именно это единение и приводит к  жизни вечной, и оно требует соблюдения учения, данного Иисусом Христом.

«Пейте кровь мою» – еще одно понятие, которое следует обсудить. Как уже отмечено, при интровертном подходе Сын Человеческий может быть идентифицирован с проявлениями человечности. В таком случае, выражение «пейте Мою кровь» означает - просто наполняйтесь энергией человечности. Проявляйте ее в каждом своем поступке.
Из всех качеств, которыми обладает человек, человечность является самым презираемым свойством. Люди мечтают о красоте, силе, таланте, магических и профессиональных способностях, разбивать кулаками стены и поражать взглядами сердца и т.д. А что с человечностью? Ей вынесен приговор: «Хороший парень - не профессия!!!!!!!». Она ничего не стоит, развивать ее в себе никто не собирается.
 А вот мнение Христа:
Иоан. Гл.8:
28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.

При нашем походе это означает, что подняв и возвысив человечность в себе, человек начнет осознавать, что именно она есть от Бога и только через нее можно Его познать и стать с Ним единым. Легко заметить, что внешнее почитание Иисуса Христа, т.е. экстравертный подход, совсем не требует развития в себе человечности, а вполне уживается с религиозным фанатизмом и сектантством.
Наискорейшее духовное развитие достигается в том случае, когда человек может полностью погрузить и мысли и сердце в размышления о своем пути. Как этого можно достичь в обычной мирской жизни, переполненной разнообразными заботами? Вот техника, предложенная самим Христом на последней вечере с его учениками.
Матф. Гл.26:
26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

Стоит немного обсудить, что значило причастие в древних культурах. Например, в культурах  средиземноморья существовало учение о первоэлементах Земля, Вода, Огонь и Воздух. Преобладание какой-нибудь стихии в человеке служило основанием для определения его характера. На равновесии стихий в организме строилась медицина. Ритуальное употребление пищи, соответствующей первоэлементам, использовалось в религиозных обрядах и называлось причастием. Злаковые растения служили для причастия к первоэлементу Земли, рыбная пища – Воды, птица – Воздуха, вино – Огня. Можно высказать это следующей формулой: «Ты есть то, что ты ешь».
В приведенном выше отрывке из Евангелия от Луки Иисус Христос принципиально меняет смысл использовавшихся ранее процедур причастия. Во-первых, Он указывает своим ученикам, что повседневная жизнь, включая процессы приема пищи, может служить непрерывным причастием. Во-вторых, изменилась направленность самого причастия. Вместо стихий Земли (хлеб) и Огня (вино) причастие идет к возвышению Сына Человеческого (человечности). Поэтому свой завет Он называет Новым.
С понятием вечной жизни связано еще несколько интересных отрывков в библии.
Иоанн гл. 4:
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
А также глава 7 в том же Евангелии:
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

Реки живой воды, текущие из чрева. Что это может значить? Доктор Дж.У. Армстронг в своей книге «Живая вода», посвященной уринотерапии, приводит следующие выдержки из Ветхого Завета: Притч. Соломона 5.15 – 5.18: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; Пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен…». Этот отрывок он использовал для того, чтобы подчеркнуть значение методов уринотерапии, известных с древнейших времен. Применение их давало людям здоровье и долгожительство.

Если следовать этой интерпретации, то придем к выводу, что моча, выделяемая верующими, и есть та самая река воды, которая несет человека к бессмертию. Такой вывод представляется очень маловероятным. Однако есть возможность рассмотреть другой вариант трактовки этих высказываний. Проблемой достижения бессмертия очень много занимались в древнем Китае даоские школы и в древней Индии тантрические направления йоги.

Учение обоих этих направлений основано на понятии трансмутации сексуальной энергии, которая после процесса очищения и сублимации производит радикальные изменения в человеческом организме. Разработаны многочисленные подходы и приемы работы с сексуальной энергией, которые позволяют реализовать этот процесс. Если применить высказывания Иисуса Христа к семенной жидкости, вырабатываемой в человеческом организме, то общая направленность высказываний совпадет с подходами даосов и тантриков. Однако есть существенное различие. Иисус Христос утверждает, что процесс очищения и трансмутации начинается уже просто при вере в человечность как высшего принципа существования для людей и не требует никаких специальных приемов, которые при неправильном применении могут нанести огромный вред человеку.

Подведем краткое резюме изложенных взглядов. При интровертном подходе к пониманию учения Иисуса Христа понятие «Сын Человеческий» соответствует человечности в людях. Высказывания «пейте мою кровь» и «ешьте мою плоть» относятся к реализации человечности в повседневной жизни, что превращает ее в непрерывное причастие к Иисусу Христу. В результате этого происходят сублимация и очищение сексуальной энергии, которые приводят к переживанию единения с единым Богом. И это переживание и есть жизнь вечная. Прийти к познанию Бога можно только через Сына Человеческого, т.е. через признание человечности высшим началом. При экстравертном подходе происходит создание церквей, распятий и появление процедуры причастия. Все эти действия весьма незначительно влияют на внутреннее духовное развитие человека.


Рецензии
- " Таким образом, Сын Человеческий может трактоваться как общечеловеческий прообраз, некий человеческий шаблон, который был у Бога еще до сотворения мира. Отличительная черта этого шаблона от других шаблонов проявляется в людях как человечность. И в свете этого учение Иисуса Христа можно рассматривать как учение о человечности."

Возможно, под "человечностью" тут нужно понимать то состояние внутренней гармоничности, которое имеется у каждого здорового младенца при рождении.
Это то состояние, которое было у Адама до грехопадения.
И это то состояние, к которому позволяет приблизиться практика культивации праведности.
Есть основание полагать, что Цель Творения состоит в получении праведников. Это значит, что мир существует всего лишь как создаваемый Творцом оптимальный вспомогательный фон, необходимый для возможности появления праведников.
И эпоха Второго Пришествия - тот этап в истории, к которому этот фон мира уже оказался сформирован. Да, это значит, в частности, что до того таковая возможность ещё не наступила.

- " Однако есть существенное различие. Иисус Христос утверждает, что процесс очищения и трансмутации начинается уже просто при вере в человечность как высшего принципа существования для людей и не требует никаких специальных приемов, которые при неправильном применении могут нанести огромный вред человеку"

Мне видится, что автор очень верно усмотрел параллель тайного Учения Иисуса с сексуальными практиками даосов и тантриков!
И можно согласиться с тем, что даже сама осведомлённость о "человечности" уже оказывает некоторое позитивное влияние на процессы внутри индивидуума.
Но утверждение о том, что будто бы "что процесс очищения и трансмутации начинается уже просто при вере в человечность как высшего принципа существования для людей и не требует никаких специальных приемов" видится как безпочвенная фантазия.
Ну, а знания о том, как и что делать, действительно требуются. Тот, кто ведом Святым Духом, получает возможность узнать правильную методику.

Воробей Воробей   08.11.2022 09:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.