Вы от Мира сего
или «…не мир пришел принести Я, но меч».
В библейских текстах «Нового Завета» неоднократно встречается указание на два типа людей. Одни способны воспринять учение и идти к истине, другие нет. Типичный пример – следующее высказывание:
Ев. От Иоанн гл. 3.
«20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны».
Или Откровения Иоанна Богослова гл. 8:
«Он сказал им: вы от низших, я от высших; вы от мира сего, Я не от мира сего»
Здесь мы попробуем разобрать это положение поподробнее, опираясь на концепции современной науки о психологии личности и мотивах поведения. В основе анализа лежат результаты, представленные А. Г. Маслоу в его книге «Мотивация и личность».
Один из основных тезисов книги гласит, что поведение подавляющего большинства людей основано на стремлении в удовлетворении базисных потребностей, которые имеют иерархическую структуру и явно выраженную социальную обусловленность. Это мотивация основана на дефиците в удовлетворении некоторого набора потребностей и поэтому называется дефицитной мотивацией. Дефицитная мотивация порождает невротический тип поведения и проявляется как психологическое нездоровье.
По поводу гонки за благами прекрасно сказано в
Ев. от Матф.:
6.33. «Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится к вам».
С точки зрения Маслоу, психологически здоровые люди имеют не дефицитную мотивацию, а мотивацию к самореализации. Под самореализацией им понимается развитие человеческого ядра, заложенного в человеке с самого рождения. Причем это ядро уже с самого начала имеет индивидуальный характер. Природа этого ядра такова, что оно заведомо не является злом. Деструктивно-разрушительное поведение люди демонстрируют тогда, когда они испытывают угрозу реальную или мнимую для удовлетворения своих базовых потребностей.
Таким образом, можно сказать, что одни люди ищут Царство Божие внутри себя и идут путем самореализации и самораскрытия, а другие мечутся в поиске удовлетворения все более нарастающей жажды, порожденной дефицитной мотивацией. И чем более сильна эта жажда, тем более разрушительным и злым является их поведение.
Основная причина приверженности людей к дефицитной мотивации поведения состоит в рубрифицированности восприятия (гл.13) реальной жизни в контексте созданной индивидуумом «картины мира» и страстном желании идентифицировать эту картину с собственным «Я» и истиной в последней инстанции. Рубрификация восприятия неразрывно связана со способностью человека к абстрактному мышлению и является одним из важнейших инструментов в научении и развитии познавательной способности.
Рубрификация проявляется в следующих аспектах.
Внимание. Наше внимание направлено имеющейся картиной мира. Мы стараемся во всем увидеть уже знакомые объекты и явления и именно так смотрим на мир. Восприятие. Выражено явное стремление подогнать воспринимаемый объект в уже знакомые очертания. Обучение построено таким образом, что мы стремимся ограничить наше развитие применением привычных методов решения проблем и жизненных ситуаций. Т.е. мы отвергаем возможность и полезность нового и творческого подхода.
Рубрифицированное мышление характеризуется использованием стереотипных умозаключений и техник. Этот набор понятий, взглядов, приемов мышления и оценочных суждений, которые человек выработал в процессе жизни, и составляет его «картину мира». Он отождествляет ее с собой и яростно защищает. Любое покушение на эту картину мира воспринимается как покушение на самого человека. Явление, которое не находит себе места в картине мира, отвергается и не признается.
Истинными представляются только те высказывания, которые можно обосновать в уже сложившейся картине мира. Таким образом, человек становится рабом своей картины мира, или «от мира сего». Он реально не признает жизни и законов вне рамок своей картины мира, и поэтому не способен принять и понять учение «не от мира сего».
Преобразование и преображение человека происходит в процессе перепросмотра своей жизни и стирания личной истории. Оба процесса основаны на анализе событий текущей жизни и глубоком и чутком анализе своего поведения и своих эмоций. В результате этого человек приходит к состоянию озарения, прозрения, инсайта, в котором он видит глубинные корни своего поведения. В такие моменты его сознание пробудилось. Когда такой стиль жизни становится не эпизодическим, а постоянным, человек достигает состояния пробуждения, освобождения от оков «картины мира».
Вопрос о том, как люди «от мира сего» могут представлять учение «не от мира сего», является традиционно трудным для толкователей христианства. Решение, которое ими предложено, опирается на следующее высказывание.
Ев. от Иоанна гл. 17:
14 Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
15 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
16 Они не от мира, как и Я не от мира.
Но передача слова, так же как и передача силы для исцеления больных и чудеса, которые могут произойти с человеком по силе Духа, не освобождают его от тисков «картины мира», а, наоборот, могут только укрепить эти оковы. Как признано в психотерапии, наиболее сильные и глубинные корни связаны с ранним детством и семейными отношениями. Поэтому в процессе перепросмотра эти отношения и воспоминания с болью отделяются от Я. И именно в таком контексте лучше всего трактовать слова Христа.
Ев. от Луки гл.12:
51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
52 ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:
53 отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей
Ев. от Матф. Гл.10:
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку - домашние его.
Ев. от Луки гл. 14:
«25 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:
26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».
Внешне выглядит это достаточно сурово и кровожадно. Однако следует учитывать, что большинство наставлений Христа имеет интровертный характер, т.е. относится к работе со своим сознанием. Во всех этих отрывках говорится о внутренней интровертной работе, а не о внешних экстравертных проявлениях. Здесь подразумевается постоянная работа со своей картиной мира, поиск истины и отказ от социальной обусловленности. Бросание семьи и отказ от решения социальных проблем путем ухода в леса, пещеры или монастыри ничего не дает для преобразования картины мира. Скорее всего, это жест отчаяния и полного непонимания сути проблемы.
Свидетельство о публикации №221060701093