Немного о Марии Магдалине

В этом разделе постараемся разобраться с одним из самых загадочных персонажей Нового Завета – с Марией Магдалиной. Согласно бытующему мнению, это грешница – проститутка, из которой Христос изгнал демонов. И имя ее частенько ассоциируют со «жрицами любви». Замечательным является факт признания ее проституткой. Нигде в Библии об этом прямо не сказно. Это было сделано в средние века буллой папы римского Григория Великого. Для того чтобы показать силу учения Иисуса Христа, Марию Магдалину посвятили в проститутки и сказали: вот видите каково учение! Оно даже проститутку делает святой. Официальное звание Марии Магдалины в католической церкви «Апостол Апостолов», а в православной – «Равноапостольная».
 
Несколько лет назад появилась статья Рамона К. Хусино под скромным заглавием «Мария Магдалина – автор Четвертого Евангелия?» Аргументация его была столь безупречной и стройной, что публичных гонений на него не последовало. Хотя трудно поверить, что официально церковь признает такой факт, но как рабочую гипотезу при анализе текстов Нового Завета это положение можно использовать.

Известно, что Мария Магдалина имела беседу с императором Тиберием, после которой император собрался причислить Иисуса Христа к великим богам. Но соответствующий законопроект был отвергнут римским сенатом. Этот факт говорит о большой посвященности Марии в учение Христа и о ее явном авторитете при изложении этого учения. Гипотеза, к которой пришел Р. Хусино, состоит в следующем. Мария Магдалина после смерти Христа организовала Иоаннскую общину, в которую вошел молодой ученик Христа Иоан (впоследствии Иоанн Богослов). На склоне лет он записал учение Христа, переданное Марией. И это послужило основой четвертого Евангелия (Евангелие от Иоанна). Затем этот текст был отредактирован, и вместо имени Марии стал фигурировать «любимый ученик». Редакция была проведена для того, чтобы часть этой общины смогла примкнуть к набравшей силу церкви, почитавшей Петра и Павла. Другая часть этой общины осталась верной имени Марии и ее учению. Они оказали большое влияние на ранних христиан-гностиков. В трудах гностиков Мария Магдалина и «любимый ученик» – это одно и то же.

По этой причине четвертое Евангелие после редакции заканчивается сценой, в которой Иисус дает указание Петру пасти Его овец. И это указание записано от имени  «любимого ученика». Этот пассаж снимает вопрос о первенстве. Таким образом, «любимый ученик», то есть Мария Магдалина,  подтверждает первенство Петра. Хотя, согласно апокрифам, именно Марии Магдалине Христос поручил проповедовать учение после Его смерти.

Что касается самого Петра, то он, по крайней мере в первые годы после смерти Христа, безоговорочно признавал авторитет брата Христа Иакова, которого все называли праведным. И после смерти Христа  его брат Иаков был главой христианской общины в Иудеи.

Теперь о том, что Мария Магдалина – это бедная простая девушка из провинции. Тоже искажение, которое служит для умаления ее роли в истории христианства. Вы себе може представить встречу римского императора с простушкой, которая вдобавок прирабатывает на панели? И его интерес к религиозному учению этой дамы?
В работе Р. Багдасарова «Любимая ученица Христа» приведены такие характеристики Марии.

«Кто же такая Магдалина? Будучи сестрой Марфы и Лазаря, Мария жила с ними в Вифании, пригороде Иерусалима, в роскошном поместье. В доме имелся большой сад с пещерным гротом (где хоронили Лазаря). Иисус часто навещал сестер, а те устраивали в честь учителя многолюдные (и не очень) собрания. Так что Вифания была своеобразной штаб-квартирой сначала для «внутреннего», а в последние годы жизни Иисуса и для «внешнего» круга. Дружественная Христу семья принадлежала к элите. Достаточно вспомнить, что ближайшей подругой Магдалины была жена домоправителя Ирода Антипы».

«Внутренний круг Иисуса сформировался гораздо раньше <....>. Помимо Богоматери туда входила ее сестра, два влиятельнейших члена Синедриона Никодим и Иосиф Аримафейский, друг Христа, воскрешенный им, Лазарь, его сестры Марфа и Мария Магдалина (явный перебор для «просто плотника»). В отличие от апостолов, которые (опять за вычетом Иоанна) приняли мученичество, все люди внутреннего круга скончались своей смертью. Их миссия явно не сводилась к благовестию».

С большой долей уверенности можно сказать, что и сам Иисус принадлежал к элите. «По политическим причинам  Аристократия Израиля не горела желанием афишировать свое родословие прежде, чем вернет власть в стране. И чем знатнее были израильтяне, тем строже блюли тайну генеалогии. Поэтому, когда в семье Иосифа-«наггара» (что только в религиозных мультяшках переводится как «плотник», а в Талмуде значит «образованный человек», «эрудит») появился долгожданный первенец, семья сразу эмигрировала в Египет».

«Сопровождая Христа, Магдалина и прочие почитательницы «служили ему», т.е. попросту финансировали учительную деятельность Божьего избранника. Расходы требовались порой весьма внушительные: одна проповедь в Тивериаде собрала около          5 тысяч человек, а после вся толпа двинулась за Мессией в Капернаум. Грубо говоря, подвижничество группы мироносиц – и их мужей (ибо кто в то время пустил бы шляться по Палестине незамужних евреек?) – сравнимо с финансированием выборной кампании фаворита президентской гонки».

«По свидетельству «Золотой легенды» (католического сборника житий святых), отца Марии звали Сир, а мать— Евхария. Это персидское и греческое имена, поэтому их историчность вызывает сомнение, скорее они намекают на посвященность Магдалины в какой-то культ неиудейского происхождения».
«Магдалина была весьма образованной и начитанной дамой (на средневековых картинах ее часто можно видеть с книгой)».

О родословной Марии можно судить по  Евангелию от Луки. Если она действительно играла столь важную роль в христианстве, то ее генеалогия должна была найти свое отражение в библейских текстах. Можно предположить, что она была описана Лукой, но потом, при устранении влияния Марии, ее генеалогию сделали генеалогией Христа! Но эта версия столь сильно разнится от генеалогии, приведенной в Евангелии от Матфея, что ставит в тупик  всех читателей.

Редактирование четвертого евангелия дало возможность решить ряд серьезных теологических проблем, стоящих перед зарождающейся религией. Самая тяжелая проблема состояла в том, что Христос многократно говорил о том, что Его ученики не понимают Его Учения и основная причина непонимания состоит в том, что Иисус не от мира сего, а ученики от мира сего. Как могут люди, не постигшие суть, что-то проповедовать. И вот в четвертое Евангелие делают дополнение, в котором  Иисус говорит, что его ученики уже тоже не от мира сего и он будет хлопотать перед Богом не только за них, но и за тех, кто уверует в учение, переданное ими.
Следующее уточнение, которое добавили в четвертое Евангелие, относится к тому, что Христос косвенно признал себя «Сыном Божьим». Этим термином его назвал Петр. Сам Иисус называл себя Сыном Человеческим. И дабы не умалить значение Петра, в пунктах 16.29 -16.30 четвертого Евангелия вставили это подтверждение.

Почему этот вопрос является принципиальным? Сын Человеческий и Сын Божий – как они соотносятся друг с другом? Сыном Божьим в греко-римской традиции называли себя императоры. Император в римской империи был Сыном Бога Солнца и верховным правителем. Александр Македонский, когда захватил Египет, также провозгласил себя Сыном Бога. Поэтому ученики Христа, которые ждали от Него захвата власти в Израиле и Иудее, считали, что Он тоже должен обладать таким статусом. Или же этот термин был применен при написании текстов Нового Завета на греческом языке.
Термин «Сын Человеческий» относится к духовной сущности, которая описана в видении пророка Даниила.

«Звери были лишены власти и казнены огнем, кто же взамен их кратковременного владычества получает вечную власть? «Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями (и даже до Ветхаго денми дойде), и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7).

Поэтому отождествление этих двух понятий говорит о глубоком невежестве в духовной сфере. Само наличие глав 14-17 говорит о том, что четвертое Евангелие написано не апостолами, а другим человеком. Согласно первым трем Евангелиям, после тайной вечери, когда Иуда Искариот покинул всех, Иисус с апостолами поспешно пошел на гору Елеонскую, а затем на место, называемое Гефсимания. Там Иисус начал молиться,  а его ученики крепко спали. Поэтому они никак не могли слышать тех поучений, которые приведены в этих разделах. Не спать могла именно Мария Магдалина, как верная спутница и любимая ученица Христа.
Все перечисленные факты говорят том, что Мария была незаурядной женщиной, оказавшей огромное влияние на христианское учение.


Рецензии
Дело в том, что евангельский образ Марии Магдалины,по крайней мере на одном из уровней интерпретации, являетсяя символом Сущности, которую нужно активизировать, чтобы достичь гармоничности и просветления за счёт пассификации Ложной Личности, состоящую из многих малых-я - "бесов". Да, это всё имеет отношение только к тем, кто имеют именно Ложную Личность. У них есть нужное сочетание особых способностей и внутренних потребностей.
Именно это суть выражения «потерять душу, чтобы обрести душу».
Сущность и есть тот «ближний, кого нужно возлюбить», побеспокоившись о котором.
Потому, понятно, что ученики, которые явно изображены не имеющими понятие о сути Учении Иисуса, аллергорически представляют Церков с её антисексуальной догматикой, которая никакого исцеления «обременённым и труждающимся» принести не способна. А в некоторой тайне, слухах и недомолвленности стоит образ Марии, который определённо проассоциирован с сексуальностью, которая знает тайну Учения.

Воробей Воробей   01.09.2022 23:57     Заявить о нарушении
Пришлось поразмышлять над вашим замечанием, но в принципе согласен.

Вячеслав Кармаров   09.10.2022 09:03   Заявить о нарушении