Каин и Авель

В христианской морали история Каина и его брата Авеля часто используется в назидательных целях. Причем оценки действующих лиц, как всегда, даны однозначно и категорично. Каин плохой, Авель - невинная жертва братоубийства. Целью данной заметки, как и всех других, является обращение к первоисточнику и попытка дать характеристику, независимую от дежурной морали. Итак, текст библии, в котором говорится о Каине и Авеле, выглядит следующим образом.

Бытие. 4.
1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
6 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
8 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
9 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;
14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

Из этого повествования видно, что Каин был земледельцем, а Авель скотоводом. Каин воздал хвалу Господу, пожертвовав Ему плоды земли. А Авель принес жертву животными. И Бог больше среагировал на жертву Авеля, чем на жертву Каина. Вот это отторжение Богом и повергло Каина в горе.

Здесь встает сразу вопрос о духовной стороне жертвоприношения. Какая жертва более духовна? Из истории известно, что для жертвоприношений использовали даже людей. Скорей всего, практика жертвоприношения человеческих жизней существовала и у древнееврейских племен. Потому, когда Бог потребовал у Авраама принести в жертву своего сына, тот нисколько не удивился и стал готовить жертвоприношение.
Принесение в жертву людей и животных в наше время практикуют сатанисты. Именно так и следует рассматривать поступок Авеля. Характеризуя нравы ранних еврейских племен, Бог на горе Синай говоря с Моисем, назвал их жестоковыйным племенем. Христос подчеркивал, что они убили всех пророков, посланных Богом.

Для сравнения можно рассмотреть ранний Буддизм. Царь Ашока, который внес огромный вклад в распространение этого учения, во всех подведомственных областях назначал религиозного «комиссара», который следил за практикой отправления религиозных культов другими вероучениями. Иноверцы не преследовались, но смертной казнью карали тех, кто приносил в жертву людей или животных.

Таким образом, Авель совершил поступок, вполне заслуживающий смертного наказания. Подтверждения этому мы находим в пунктах 6, 7, 15. Отметим, что Бог не запретил Каину убивать Авеля. А Он может давать прямые запреты как Он сделал запрет Адаму и Еве есть плоды древа Познания.

Далее в Библии говорится о других потомках Каина одним из которых был Ламех. Про него написано

23. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;
24. если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.
Итак в христианстве, где есть заповедь «Не убий», можно убить и брата и отца и сына. При этом Бог даёт защиту. Но вот вопрос, который у меня возник. Если за убийство Каина бог покарает всемеро, то что будет с человеком, который его ругает?


Рецензии