Сила добра пьеса

пьеса

Действующие лица:
Ибрагим-абзый – служитель мечети, после гипертонического криза.
Ислам – внук Ибрагима-абзый.
Хасан – отец Ислама, после операции.
Рафаэль Ильдарович – бизнесмен, полноватый мужчина средних лет, после сердечного приступа.
Фарид Хусаинович – школьный учитель, молодой мужчина с ногой в гипсе.
Айгуль - молодая медсестра.
Карима – жена Ибрагима-абзый.
Дмитрий – помощник Рафаэля Ильдаровича.
Тимур, Артур – сыновья Фарида Хусаиновича. Тимуру тринадцать лет, Артуру восемь.
Зулейха – жительница села.
Седобородый старец.
 
ДЕЙСТВИЕ 1
  СЦЕНА 1

ВЕСЕННЕЕ АПРЕЛЬСКОЕ УТРО. БОЛЬНИЦА. ПАЛАТА НА ЧЕТЫРЕ КОЙКИ. СЛЕВА У ДВЕРИ ИБРАГИМ-АБЗЫЙ. ОКОЛО НЕГО У ОКНА - ФАРИД ХУСАИНОВИЧ. НАПРОТИВ НЕГО ХАСАН. РЯДОМ С ХАСАНОМ У ДВЕРИ РАФАЭЛЬ ИЛЬДАРОВИЧ.
К ИБРАГИМУ-АБЗЫЙ ПРИШЁЛ ВНУК ИСЛАМ. ОН СИДИТ СПИНОЙ К ДВЕРИ.

Ислам: Дау ати, хяллар ничек?
Ибрагим-абзый: (с трудом приподнимаясь на кровати) яйбят.
Ислам: Ты лежи. Тебе отдыхать велено. Лечиться. Врачей слушаться надо.
Ибрагим-абзый: (слабым голосом) Мечеть надобно отремонтировать.
Ислам: Дау ати, лучше отдыхай, выздоравливай! Зачем думать об этом сейчас? О себе подумай! Напугал же ты меня вчера вечером.
Ибрагим-абзый: (пытаясь как-то улыбнуться) Мне умирать нельзя! Рано ещё. Дел много. Анладынма?

Ислам понимающе кивает. Дверь отворяется, и входит невысокая молоденькая медсестра Айгуль. Она подходит к Рафаэлю Ильдаровичу и тихонько дотрагивается до его руки.

Айгуль: Рафаэль Ильдарович! Как ваши дела?
Рафаэль Ильдарович: (недовольным тоном) А ты! Что укол опять? Ну сколько же можно! Ты и так меня всего исколола.

Бизнесмен нехотя поворачивается на живот. Айгуль молча наполняет шприц и делает укол.
Рафаэль Ильдарович: (поворачиваясь на спину) (недовольным тоном). Как же ты больно делаешь! Где вас так учат? Ещё и давление мерить будешь? Нормальное оно у меня.

Медсестра быстро измеряет давление, заносит данные в тетрадь и подходит к Хасану.

Айгуль: Хасан-абы, как ваше самочувствие? Давайте я вас посмотрю! Потерпите немного!

Хасан лежит на спине, отвернувшись к окну. Айгуль приподнимает ему рубашку и обрабатывает рану на животе. После подходит к Фариду Хусаиновичу.

Фарид Хусаинович: Зачем нам все эти болезни!
Айгуль: (с приятной улыбкой). А вы как себя чувствуете? Как ваша нога?
Фарид Хусаинович: (шутливо) Ой Айгуль! Как я себя чувствую! Танцевать хочется! С тобой сейчас в пляс пустился бы! А нога – что ей будет? (смеётся) Срастётся! 
Айгуль: С вашим оптимизмом вы быстро пойдёте на поправку. И потанцуете ещё.

Медсестра делает ему необходимые процедуры.

Фарид Хусаинович: Айгуль, ты замужем?

Девушка слегка краснеет и смущённо отворачивает голову.

Фарид Хусаинович: Ничего, ничего.  И на твоей свадьбе погуляем! (кивает в сторону Хасана) Тяжко Хасану. Стонет иногда ночами. Словно давит что-то. 
Рафаэль Ильдарович: (неожиданно, грубоватым тоном) Совесть замучила. Накосячил по молодости. Вот и мается теперь.
Айгуль: А Хасан-абы. Операцию ему сделали. Всем бывает тяжело после операции. Ничего, поправится скоро. 

Айгуль подходит к Ибрагиму-абзый. Она боится поднять взгляд на молодого парня. Ислам, улыбаясь, смотрит на девушку.

Айгуль: Ибрагим-абзый, как ваше самочувствие?
Ибрагим-абзый: (слегка усаживаясь на кровати) Ряхмат, матурым. Ещё жить хочется!

Ислам наблюдает, как Айгуль измеряет его деду давление. Ему вдруг становится жарко, и он вытирает со лба испарину.
 
Ибрагим-абзый: (ласково) Айгуль-матурым, молодец! Обо всех заботишься, никого не забываешь. Руки твои такие нежные. Дай Бог тебе счастья и здоровья! Всё в твоей жизни сложится! Анладынма?

Айгуль благодарит Ибрагима-абзый и покидает палату. 

УТРО СЛЕДУЮЩЕГО ДНЯ. Ислам идёт по коридору к палате и встречает по дороге Айгуль.  Они останавливаются. Девушка едва доходит до плеч высокого молодого человека. Айгуль робко поднимает взгляд на Ислама.

Ислам: Здравствуй, Айгуль!
Айгуль: Здравствуй, Ислам!
Ислам: Я к дау ати иду. Как он?
Айгуль: С ним всё в порядке. Только беспокоиться ему нельзя. Беречься надо.

Мимо них проходит невысокий мужчина с пакетом в руках. Он оглядывает их, затем заходит в палату к Рафаэлю Ильдаровичу.   

Ислам: Айгуль, ты сегодня вечером свободна? Может, встретимся? Погуляем, пообщаемся.

Айгуль слегка смущается, но согласно кивает головой.

СЦЕНА 2

В ПАЛАТЕ. ИБРАГИМ-АБЗЫЙ СИДИТ НА КРОВАТИ. ФАРИД ХУСАИНОВИЧ ЧИТАЕТ ПОЛУЛЁЖА ГАЗЕТУ. У РАФАЭЛЯ ИЛЬДАРОВИЧА НАХОДИТСЯ ПОМОЩНИК ДМИТРИЙ.

Рафаэль Ильдарович: (взволнованно) Сможете что ли без меня? Справитесь? Когда меня нет, никто не работает. Только когда я на месте, за работу принимаетесь. Глаз да глаз за всеми нужен.
Дмитрий: (успокаивает) Не волнуйтесь вы так. У нас ОК. Вы лучше сердце своё берегите. Я с юристами уже связался. Документы наши смотрели, всё в порядке. А конкурентов, сами знаете, досконально проверяют. Там сейчас такое творится… всю их фирму вверх дном перевернули. Деньги отмывали, в офшоры переводили, начальство тамошнее в карман свой складывало. И не в первый раз.  По ним тюрьма плачет. Ворюги! Да что я всё о работе-то! На днях мне ваша жена звонила. Приехать хотела. За вас переживает…
Рафаэль Ильдарович: (прерывает собеседника) А что беспокоится-то?  Здоров я! Уколы только прописали. (через минуту, резко) Зачем они мне нужны?
Дмитрий: Не кипятитесь вы так! Лечиться-то всё равно надо. Вот гостинцы от жены. На тумбочку поставил.   
Рафаэль Ильдарович: (раздражённо) Что она тут принесла? Да и уколы мне зачем? Всего уже искололи. Устал я от них.

Дверь открывается, и заходят Айгуль и Ислам. Ислам подходит к Ибрагиму-абзый. Дмитрий оглядывает Айгуль.
Дмитрий: (шутливо) Вот и уколы пришли. (обращается к Рафаэлю Ильдаровичу) Ладно, я пойду. Выздоравливайте!

Дмитрий уходит. Ислам замечает, что Айгуль собирается делать укол Рафаэлю Ильдаровичу.

Рафаэль Ильдарович: (обращается к Айгуль) (гневно) Опять твои уколы! Когда же они наконец закончатся? Всё равно делать толком не умеешь. 

Айгуль прячет слёзы и быстро делает укол. Ислам наблюдает, как Айгуль осматривает других пациентов.

Ибрагим-абзый: (обращается к Исламу) Как дела у дау ани?  Как её самочувствие?
Ислам: В порядке. Прийти хотела, навестить. Тебе гостинцы передала. Вот они.
Ибрагим-абзый: За гостинцы спасибо. Передай ей, что у меня всё хорошо. Пусть не беспокоится.
Ислам: Скажу.

Медсестра заканчивает осмотр и покидает палату.

Ибрагим-абзый: Как дела там с ремонтом мечети? Всё ли в порядке?
Ислам: Да. Средства потихоньку собираем. Материал нужно будет купить. Там много чего для ремонта надо. Ты сейчас об этом не думай. Отдыхай, лечись. Я уж сам послежу за этим. Дау ани тоже просила тебя за здоровьем следить. Переживает. Ладно, пойду я. Помочь ей обещал.

Ислам уходит.

Ибрагим-абзый: (обращается к Рафаэлю Ильдаровичу) Зачем же вы так?  После вас Айгуль всегда плачет.
Рафаэль Ильдарович: (выходит из себя) Везде одни проблемы. Ещё и она со своими уколами. Настроения никакого.
Ибрагим-абзый: (спокойно) Бог терпел – и нам велел. Анладынма?
Рафаэль Ильдарович: (удивлённо) Чего?
Ибрагим-абзый: Терпение надобно иметь. Как вы будете относиться к людям, так и они к вам.

Рафаэль Ильдарович пристально смотрит на старика.

Ибрагим-абзый: Вы сами кто по профессии будете?
Рафаэль Ильдарович: (слегка опомнившись) А! Фирма у меня. Продажами занимаемся.
Фарид Хусаинович: (приподнимаясь на кровати) Интересно, интересно. А поподробнее?
Рафаэль Ильдарович: Фирма в городе у меня есть. По поставке материалов на строительство домов, коттеджей. Много чего ещё делаем. (сглотнув слюну) Конкуренты, черти их дери, в этот раз обошли нас, тендер на закупку материала выиграли. Нечестным путём. Ещё и бракованный оказался. Вот сейчас проверяют. А у нас свой, качественный, со склада. Я тут в командировку ездил в другой город. И там не обошлось без скандала. Вот, прихватило по дороге. 
Фарид Хусаинович: Жена? Семья?
Рафаэль Ильдарович: Жена есть. Ребёнка хочет. (раздражённо) Не до этого мне сейчас. Везде нервотрёпка. Поругались перед отъездом. Хлопнул я со злости дверью и уехал.  А она в слёзы. Женщины!
Ибрагим-абзый: (спокойным тоном) Женщин обижать нельзя. Мы их должны любить и уважать. Они наши матери, жёны, сёстры. В одном из хадисов говорится: «Если одновременно вас позовут и мать, и отец, то прежде подойдите к матери». А;лады;ма?

Рафаэль Ильдарович недоумённо смотрит на него.

Ибрагим-абзый: Все мы люди. Каждый из нас уважения к себе требует.
Фарид Хусаинович: Ибрагим-абзый, чувствуется, вы очень образованный человек. Жизнь прожили, многое видели, многое знаете. Расскажите, из какой вы семьи сами?

Ибрагим-абзый согласно кивает.

Ибрагим-абзый: Родители мои верующие были. Отец учил меня грамоте, арабскому языку, намаз читать. До сих пор помню, как он говорил: «Знай, улым, наш организм нуждается в пище, тело - в одежде, а душа - в выполнении благочестивых дел».
В нашей деревне мечеть стояла, мой дед там муллой служил. Отец рассказывал мне, что тогда времена другие были, революция, многих раскулачивали, выселяли. Дед боялся, что их семью тоже выселят. Мечеть ту закрыли, превратили то ли в склад, то ли ещё во что-то такое. Вот сердце деда не выдержало. Может, его смерть и спасла семью от высылки. Живы остались. А война началась, все мужчины ушли на фронт. И отец мой тоже. В колхозе дети и женщины остались.  Мне тогда одиннадцать было. Все работали, и я вместе с ними. На отца похоронка пришла. Царство ему небесное!   

Фарид Хусаинович слегка поворачивается к нему. Рафаэль Ильдарович сидит, облокотившись о спинку кровати. Только Хасан лежит и всё время смотрит в окно.

Ибрагим-абзый: Всю жизнь я в колхозе проработал. Бригаду из умельцев собрал. Помогали всем. То печку переложить, то крышу починить, дрова нарубить. Люди сами обращались, никому никогда не отказывали.

Ибрагим-абзый поудобнее устраивается на кровати.

Ибрагим-абзый: Пока жив – помогать всем буду. Мечеть восстановить бы при жизни своей! Ремонт хороший нужен, средства собираем, да не хватает. Мечеть – это ведь дом Аллаха. Хочется думать, мир не без добрых людей! 
Фарид Хусаинович: Да. Мечеть отремонтировать – великое дело. А Ислам – это внук ваш?
Ибрагим-абзый: Да. Внук. Духовную семинарию окончил. Помогает.
Рафаэль Ильдарович: А кто его родители?  Мать, отец?

Хасан отворачивается к окну. Ни на кого не смотрит.

Ибрагим-абзый: Дочь у меня была - Марьям. Красавица, умница, рукодельница. Замуж вышла. Муж человек неплохой оказался. Только вот… 

Ибрагим-абзый на минуту умолкает.

Ибрагим-абзый: Кто ж знал, что такое случиться может?! В город на машине с мужем осенью поехали. А на обратном пути дождь начался, в аварию попали. Марьям ребёнка тогда ждала. Через два месяца только должна была родить. Муж-то живым остался. Руки, ноги переломал, а она…

Ибрагим-абзый вытирает влажные глаза рукавом.
 
Ибрагим-абзый: Потеряли мы её при родах. Ислам теперь взрослый. Мы с женой его вырастили, а его отец испугался, уехал.
Фарид Хусаинович: И что, он ни разу даже не приехал к вам?
Ибрагим-абзый: Бог ему судья! Все мы под Богом ходим!
Рафаэль Ильдарович: (раздражённо) Что-то Он мне не помогает.
Ибрагим-абзый: (поворачивается к бизнесмену) Бог есть. Только верить надо, молиться. Кто добро творит, тому Бог помогает! Анладынма?

Рафаэль Ильдарович вновь недоумённо смотрит на него.

Фарид Хусаинович: Ибрагим-абзый, наверное, в вашей жизни что-то такое необычное было, раз так говорите?
Ибрагим-абзый: (немного подумав) Да. (через секунду) С того света вернулся. В молодости несчастный случай был, клиническую смерть перенёс.

Рафаэль Ильдарович и Фарид Хусаинович удивлённо смотрят на Ибрагима-абзый.


СЦЕНА 3

СМЕНА ДЕКОРАЦИИ. МОЛОДОЙ МУЖЧИНА ПОПАДАЕТ В СВЕТЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И ВИДИТ ОТЦА, ДЕДА В КРАСИВЫХ ОДЕЯНИЯХ. ВСЕ УДИВЛЁННО СМОТРЯТ НА НЕГО. ОН ДВИЖЕТСЯ ДАЛЬШЕ. НА НЕБОЛЬШОМ ВОЗВЫШЕНИИ СИДИТ СЕДОБОРОДЫЙ СТАРЕЦ.

Седобородый старец: (глубоким проникновенным голосом) Сын мой! Ты рано сюда пришёл. Не место тебе среди нас.
Ибрагим: Мне здесь так хорошо!
Старец: Тебе ещё жить и жить. Дел много на земле у тебя. Многое ещё пережить придётся.
 
Старец вытягивает вперёд указательный палец правой руки.

 Старец: Возвращайся к людям! И помни слова отца! Он говорил тебе: «Знай, улым, наш организм нуждается в пище, тело - в одежде, а душа - в выполнении благочестивых дел». Мы с тобой ещё встретимся!

Тревожная музыка. Конец действия. Занавес.


ДЕЙСТВИЕ 2
         СЦЕНА 4

СМЕНА ДЕКОРАЦИИ. УТРО. БОЛЬНИЦА. МЕДСЕСТРА ИДЁТ ПО КОРИДОРУ. НАВСТРЕЧУ ЕЙ ИСЛАМ. ОН ИДЁТ К ДЕДУ.

Ислам: Айгуль, здравствуй! Рад тебя видеть.
Айгуль: Здравствуй, Ислам! (улыбается) И я рада.
Ислам: Спасибо, что ты так заботишься о моём дау ати.
Айгуль: Я только что у него была. Давление в норме. Ибрагим-абзый сам молодец. Врачи разрешили ему по коридору прогуливаться. Но всё равно ему полежать ещё в больнице надо.
Ислам: Переживает он, как бы мечеть быстрее отремонтировать. А я хочу, чтобы он сначала выздоровел.
Айгуль: Дай Бог ему здоровья! Здоровье будет – всё сделает.
 
Девушка снова приятно улыбается. Смотрит на Ислама.

Ислам: Айгуль, сегодня в клубе фильм интересный. Давай сходим! Думаю, тебе понравится.
Айгуль: Хорошо.
Ислам: Ты такая красивая! (слегка приобнимает)
Айгуль: (смущённо) Ислам. (освобождается из объятий) Мне пора.
Ислам: Увидимся вечером! Удачи тебе!
Айгуль: Увидимся!
   

СЦЕНА 5.

В ПАЛАТЕ. ФАРИД ХУСАИНОВИЧ РАЗГАДЫВАЕТ КРОССВОРД В ГАЗЕТЕ. РАФАЭЛЬ ИЛЬДАРОВИЧ ЧИТАЕТ КНИГУ. У ИБРАГИМА-АБЗЫЙ ВНУК ИСЛАМ.

Ибрагим-абзый: (обращается к внуку) Смотрю на тебя и вижу, приглянулась тебе Айгуль. Молодая, симпатичная.

Ислам слабо улыбается.

Ибрагим-абзый: (похлопывает по руке внука) Ничего, ничего. Взойдёт солнце и к нам во двор! Анладынма?

Ислам молча кивает головой. Вдруг дверь открывается, и вбегают два мальчика.

Тимур, Артур: (вместе) Папа, папа! (бросаются на шею Фариду).
Фарид Хусаинович: (откладывает в сторону кроссворд) Дорогие мои! Я так рад вас видеть! (обращается ко всем в палате) Это мои сыновья. Тимур – старший, Артур – младший.
 
Оба мальчика здороваются.

Тимур: Папа, как у тебя дела? Как твоя нога?
Фарид Хусаинович: (улыбается) Всё хорошо. Скоро ходить смогу. И бегать тоже.
Тимур: Тебе мама гостинцы передавала. Вот, мы принесли. (передаёт отцу пакет).
Артур: Папа, возвращайся домой, пожалуйста! Нам без тебя плохо. Мама часто плачет. Тебя вспоминает.
Тимур: Да. Вечерами плачет, когда спать ложится. 
 
Фарид Хусаинович обнимает сыновей.

Фарид Хусаинович: Я вас очень люблю.
Тимур: (слегка отстраняясь от отца, вздыхает) А маму? Маму не любишь, да?
Фарид Хусаинович: Что ты говоришь! Конечно, люблю.
Тимур: Зачем тогда от нас в деревню уехал? Мама очень переживала. Ты думаешь, ты правильно поступил? Да?
Фарид Хусаинович: Тимур, ты же взрослый парень. Бабушке тяжело одной, помощь по хозяйству требуется. А мама не согласилась поехать. Ну, ничего! Вот, выпишусь и приеду.
Артур: Приедешь? Да?
Тимур: (смотрит отцу прямо в глаза) Обещаешь?
Фарид Хусаинович: (кивает) Обязательно приеду. Вот увидите!
Тимур: (слегка обиженным голосом) У меня компьютер сломался. Новый нужен. А у мамы денег нет. В классе у всех есть. А чем я хуже других?
Артур: А я велосипед хочу, пап. На чём я буду ездить летом?
Тимур: (серьёзно) Папа, скажи, что нам делать? А маме что делать?
Фарид Хусаинович: Всё будет хорошо. Я обязательно к вам приеду. А вы маму успокойте.
Артур: Выздоравливай скорее! Пожалуйста! Мы будем тебя ждать.

Фарид Хусаинович на прощание обнимает сыновей. Мальчики поднимаются. Ибрагим-абзый подзывает их к себе и даёт по яблоку.

Ибрагим-абзый: (тихо, с улыбкой) Не переживайте, ребята. Медсестра вашему отцу такой укол сделала! Он вас никогда не оставит. И маму вашу будет любить сильнее.

 Мальчики довольные уходят.

Ислам: Хорошие у вас дети, Фарид Хусаинович: Любят.
Фарид Хусаинович: И я их тоже.
Ибрагим-абзый: (обращается к Исламу) Женишься, и у тебя дети будут. Анладынма?

Ислам кивает. Он прощается с дедом и уходит.

Ибрагим-абзый: (обращается к Фариду) Погрустнели, вижу. Что-то случилось?
Фарид Хусаинович: Виноват я перед ними. Раскаиваюсь теперь.
Рафаэль Ибрагимович: (закрывает книгу и убирает на тумбочку) Что? В семье не лады?
Фарид Хусаинович: Тяжело им. Да и мне тоже.
Ибрагим-абзый: Сказывать надобно. Умей грешить – умей и каяться. Анладынма?
 
Фарид Хусаинович вначале смотрит на свою загипсованную ногу, затем на Рафаэля Ибрагимовича, а после на Ибрагима-абзый.

Фарид Хусаинович: Родился я здесь, вырос. После школы в город поехал учиться. В институт на инженерный факультет поступил, подрабатывал. После на завод устроился конструктором. В прошлом году отца не стало. Да и мать себя плохо чувствовала. Пришлось мне приехать к ней, по хозяйству помогать. Жена отказалась. Приехал сюда…

Фарид Хусаинович ненадолго умолкает.

Рафаэль Ильдарович: И что же?

Фарид Хусаинович: И остался. Устроился в местную школу учителем рисования. Я же рисую хорошо, с детства художником мечтал стать. Ещё мероприятия организую. Массовик-затейник вроде. Да вот беда, гардину в коридоре вешал, оступился, ногу сломал.

Фарид Хусаинович пытается пошевелить пальцами сломанной ноги.

Рафаэль Ибрагимович: А в чём виноват-то перед семьёй?
Фарид Хусаинович: (машет рукой) Да… Познакомился тут с одной женщиной. Ходил к ней.
Рафаэль Ильдарович: (ухмыльнувшись) Любовницу заиметь – много ума не надо.
Фарид Хусаинович: (с горечью вздыхает) Я так виноват. Что делать – ума не приложу.  Одному компьютер надо, другому велосипед.
Ибрагим-абзый: На всё своя правда. Это хорошо, что понимаешь, что ты не прав. 
Жить в согласии надобно. Если виноват – первым извиняйся. Анладынма?

В палате воцарилась тишина.

Ибрагим-абзый: Случай со мной в молодости был. Пошли мы с женой моей Каримой на базар. Ей там платье приглянулось. Красивое с большими цветами. Купить хотела. Я видел, как оно ей понравилось. Так глаза её загорелись! Но денег у меня не хватило. Виноватым чувствовал перед ней. А через месяц на день рождения я всё же купил ей это платье. Ох, как она тогда радовалась! И так долго носила! А сейчас всякой одежды полно. Но те счастливые глаза жены я помню до сих пор. И ты, Фарид, купи подарки жене, детям, они и обрадуются. На добрый привет – добрый и ответ!


СЦЕНА 6

ПОСЛЕ ОБЕДА. ИБРАГИМ-АБЗЫЙ ПРОХАЖИВАЕТСЯ ПО ПАЛАТЕ. ВХОДИТ АЙГУЛЬ.

Айгуль: Добрый день! Как вы все себя чувствуете!
Ибрагим-абзый: Айгуль, матурым! Спасибо за заботу. Всё в порядке.

Вначале Айгуль подходит к Рафаэлю Ильдаровичу, делает укол, а затем подходит к Хасану.

Рафаэль Ильдарович: (ворчит) Когда ж эти уколы наконец закончатся? Надоели!
Айгуль: (обращается к Хасану) Давайте я вас посмотрю!
 
Хасан приподнимается.  Ибрагим-абзый стоит у своей кровати. Он поворачивает голову, видит Хасана, и на его лице появляется крайнее удивление. Хасан смотрит на него. Ибрагиму-абзый становится плохо, и он хватается за сердце. В это время дверь в палату открывается, входит Ислам.

Ислам: (замечает деда) Дау ати, дау ати, тебе плохо? (он усаживает деда на кровать)
Ибрагим-абзый: (отдышавшись) Даст Бог здоровья, дней впереди будет много! Анладынма?
 
Тревожная музыка. Конец действия. Занавес.
    
                ДЕЙСТВИЕ 3
                СЦЕНА 7

В ПАЛАТЕ. ИБРАГИМ-АБЗЫЙ СИДИТ ОКОЛО ХАСАНА.

Хасан: Простите, я так виноват перед вами.  Я ведь сразу узнал вас. Только боялся заговорить. Думал, осуждать будете.
Ибрагим-абзый: А ты изменился. Не сразу тебя признал.
Хасан: Жизнь помотала.
Фарид Хусаинович: Каждого из нас жизнь помотала. У каждого своё.
Рафаэль Ильдарович: (поворачивается к Хасану) Чем же она тебя помотала?
Ибрагим-абзый: Сказывать надобно. Признание – половина исправления. Анладынма?

Хасан осторожно усаживается на кровати. Под спину подкладывает подушку.

Хасан: Не думал, что всё так выйдет. Марьям вспомнил давеча. Как её сын?
Ибрагим-абзый: Он и твой также. Мы с женой Ислама вырастили. А ты так и не вспомнил о нём. Сейчас он взрослый. Духовную семинарию окончил. Мне помогает.
Хасан: (как бы опомнившись) Как?! Он же раньше срока родился. Да ещё авария та. Думал, ничего сам не сможет делать. инвалидом будет.
Фарид Хусаинович: О детях нельзя так говорить. Каждый ребёнок имеет право на жизнь. Дети – это наше будущее. Их любить надо. Каждый из них – уникален.
Рафаэль Ильдарович: Вот у меня их пока нет.
Хасан: (махнув рукой) Эх, жизнь моя! (сокрушённо) Не уберёг я Марьям. Дождь сильный начался, когда обратно из города на машине в деревню возвращались. В аварию и попали. Теперь каждый раз или авария снится, или Марьям. Что мне делать? Как жить дальше?

Через минуту.

Хасан: После аварии в больнице пролежал с переломами руки и ноги. Вылечился, в город к приятелю уехал. У него жил недолго, подрабатывал, где придётся. Жить-то на что-то надо было. Потом снова уехал, мотался по разным городам, работал во многих местах, но так ничего и не нажил. Были, конечно, женщины, да семейная жизнь не удалась. Обратно сюда вернулся.

 Хасан не на долго умолк.

Хасан: Да вот беда. Плохо стало. В больницу попал. Операцию сделали. Аппендицит.  Почему со мной всё так?
Ибрагим-абзый: Бросать детей – это грех. Вот поэтому и жизнь твоя такая, ни семьи, ни детей. Пусть теперь Бог простит тебя! Анлады;ма?

Хасан задумчиво смотрит на Ибрагима-абзый.
Ибрагим-абзый: Ислам завтра придёт. Хочешь поговорить с ним?
Хасан: Хорошо бы.

СЦЕНА 8.

УТРО СЛЕДУЮЩЕГО ДНЯ. ПАЛАТА. У ИБРАГИМА-АБЗЫЙ ВНУК ИСЛАМ. ХАСАН СТОИТ У ОКНА.
 
Ислам: Как ты себя чувствуешь?
Ибрагим-абзый: Слава Богу! Айгуль спасибо. (тихо) Мне сказать тебе кое-что надо.
Ислам: (удивлённо) Что?!
Ибрагим-абзый: Ислам, ты взрослый парень и должен это знать.  Хасан… отец твой.
Ислам: (нахмурив брови) Что? Это он?
Ибрагим-абзый: Да, это он. Мы с Каримой тебя вырастили, на ноги поставили. Марьям гордилась бы тобой. А Хасан даже не поинтересовался, как ты. Выписался из больницы после той аварии, уехал, не зашёл к нам. Вот, вернулся через столько лет. Не думал, что мы с ним так встретимся. Я-то его не сразу признал. А он меня узнал, посмотреть стыдно было. Ислам, теперь ты уже всё понимаешь. Не держи обиду на него, не суди. Если ты первым простишь его – на тебе греха не будет. А;лады;ма? А Хасан сам выбрал свой путь.
Ислам: (задумчиво) Подумаю.

Ислам медленно поднимается и видит Хасана. Тот поворачивается. Ислам нерешительно делает шаг навстречу.

Хасан: Ислам! Прости меня, сын.
Ислам: (с серьёзным видом) Простить тебя?! Я много раз в детстве думал, почему у меня нет ни отца, ни матери. У всех моих друзей были и мать, и отец, и бабушка с дедушкой. А у меня только дау ати и дау ани. Да, я знаю, что родился раньше срока и что случилось с моей матерью. Только благодаря дау ати и дау ани я жив и здоров. Они меня вырастили и всему научили. В детстве я часто спрашивал у дау ати, где мой отец. Он отвечал, что отец уехал далеко. И я верил ему. Ребёнком я часто плакал по ночам. Мне так хотелось иметь отца! (более эмоционально) Простить?! Тебя! Если бы ты знал, что творилось в моей душе, когда видел друзей, как отцы берут их с собой на рыбалку или возят в Казань… (через минуту) Теперь я уже взрослый и всё понимаю. Я вижу, какой ты! (подходит ближе, смотрит прямо в глаза Хасану) (спокойным тоном) Простить?! Я простил. Пусть теперь Бог простит тебя!

Ислам быстро выходит из палаты. Ибрагим-абзый стоит около своей тумбочки. Рафаэль Ильдарович прислонился к спинке своей кровати. Фарид Хусаинович, опираясь о костыли, около своей. А Хасан, схватившись за голову, отворачивается от всех к окну.

Немая сцена.

Через какое-то время дверь в палату медленно открывается, и заходит пожилая, но очень симпатичная женщина в длинном красивом платье.

Зулейха: (удивлённо) О! Кого я вижу! Надо же! Как хорошо вы здесь устроились! Лечат вас, уколы делают, давление мерят. Кушаете вкусно, отдыхаете.  (подходит к Ибрагиму) Ибрагим! Неужели ты помирать собрался? Рано ещё. Мы все тебя ждём.  Давай, Ибрагим, выздоравливай скорее! Ремонт надо доделывать. Мечеть-то открывать придётся тебе. Вот средства потихоньку собираем. И я свою пенсию вложила. А ты!
Ибрагим-абзый: (слегка опомнившись) А что я? Я лечусь.
Зулейха: Знаю, знаю, как ты лечишься. (улыбается).

Зулейха обнимает Ибрагима-абзый.
 
Зулейха: Ислама на улице встретила. Да не одного. Хорошую невесту выбрал. Замечательный внук у тебя, Ибрагим. Помощник. Дай Бог им счастья! Дай Бог всем нам счастья! И тебе скорейшего выздоровления!

Зулейха поворачивает голову и видит Рафаэля Ильдаровича.

Зулейха: (подходит к нему) Ты, новенький, что ли? Ни разу тебя в деревне не видала. Как зовут тебя?
Рафаэль Ильдарович: (удивлённо смотрит на неё) Рафаэль я.
Зулейха: С чем сюда пожаловал, добрый человек?
Рафаэль Ильдарович: Из города ехал. Плохо стало. В больницу угодил.
Зулейха: Что? Сердечко что ли? (похлопывает его слегка) Ты, давай, береги своё здоровьице-то. Жене здоровый муж нужен. Небось заждалась тебя твоя красавица? По глазам вижу, соскучился, домой хочешь. Ничего, ничего, скоро выпишут.

Рафаэль Ильдарович садится на кровать. Зулейха замечает стоящего у окна Хасана и подходит к нему.

Зулейха: Ты ли это, Хасан? Как жизнь твоя?
Хасан: (поворачивается к ней) Зулейха! Как тебе сказать-то! Всякое было в моей жизни. Всего не перескажешь.
Зулейха: (смотрит ему прямо в глаза) Не думала, что через столько лет ты вернёшься.
Хасан: Вернулся вот.
Зулейха: Не ожидала я тебя здесь увидеть. Ох, не ожидала. А ты изменился. Пусть Бог тебе поможет!

Зулейха качает головой. Она видит стоящего на костылях Фарида.

Зулейха: Фарид! Ох, Фарид! Если бы ты знал, если бы ты знал…
Фарид Хусаинович: (озабоченно) Что знал?
Зулейха: Присядь, Фарид! Присядь!
Она помогает ему сесть на кровать.

Зулейха: (на её глазах слёзы) Если бы ты знал, что на днях произошло-то! Мать твоя в соседней палате.
Фарид Хусаинович: (испуганно) Что? Что стряслось? Пойду к ней! Хочу узнать, как она.
Зулейха: Погоди, успокойся, я тебе сейчас расскажу.  В выходные она помыться решила, баню истопила. Видимо, дров-то и не рассчитала. Перегрелась баня. (охает) Да и сгорела. А она увидала, что случилось, плохо стало. (вытирает глаза платком)
Фарид Хусаинович: (испуганно) Как? Баня, мама…
 
Он встаёт на одну ногу, опираясь на костыли, но не удерживается и падает на спину на кровать. Костыли со стуком падают на пол.

Зулейха: (вскрикивает) Фарид! Помогите же!

Рафаэль Ильдарович осторожно помогает Фариду сесть на кровать. Ибрагим-абзый поднимает костыли. Тут дверь открывается, и входит Айгуль.

Айгуль: Что-то случилось? Что упало?
Ибрагим-абзый: (ставит костыли у кровати Фарида) Всё в порядке.
Айгуль: С кем-то плохо? Сейчас, сейчас посмотрю.
Зулейха: (видит молоденькую медсестру) Какая заботливая! Да ещё и симпатичная, оказывается! (подходит к ней) Недаром Ислам тебя приметил. И я такой же красавицей была. Первой красавицей в деревне. Все мужчины на меня заглядывались. (восклицает) Где мои двадцать лет?! Эх, сплясала бы! (поправляет косынку) Ладно. Пойду лучше! А то я у вас задержалась что-то.  (у двери оборачивается) Здоровье вам всем! И мне того же!

Зулейха уходит. Фарид сидит на кровати, остальные стоят.

 Ибрагим-абзый: (опомнившись) Здоровье - самое главное. Анладыгызма?
 Рафаэль Ильдарович: (кивает головой) Что верно - то верно. (обращается к Айгуль)
Что опять укол?
Айгуль: (улыбаясь) Новость у меня хорошая. Выписывают вас завтра. Теперь уж берегите себя.
Рафаэль Ильдарович: Неужели! Наконец-то! Залежался я тут.
Айгуль: (обращается к Фариду Хусаиновичу) Вас также скоро выпишут. И вы себя берегите.
Фарид Хусаинович: (обрадовавшись) Да! Как хорошо! К маме схожу.
Айгуль: (обращается к Хасану) И вам здоровья! Дай Бог, и вас выпишут.
Хасан: (равнодушно) Есть здоровье, нет здоровья. Все равно всем помирать придётся. (через минуту, вполголоса) Лучше бы тогда я умер!


Вечер того же дня. Больничный коридор. Ибрагим-абзый сидит на скамье. К нему подходит Рафаэль Ильдарович и подсаживается.

Ибрагим-абзый: Думаю, ты человек порядочный, Рафаэль. Меня поймёшь. У тебя своя фирма. Все тебя уважают как начальника. К твоим советам прислушиваются. Но я хочу сказать тебе одно: не надо обижать людей. Мы ведь все равны. У нас у всех есть и голова, и руки, и ноги. Только кто-то из нас умнее, у кого-то денег больше, кто-то живёт богаче. Мы все должны помогать друг другу, уважать.  Я тебе сейчас об одном случае расскажу. В деревне у нас это было. В то время как раз я бригаду из умельцев наших собирал, да печника не хватало. И обратилась ко мне соседка, печку надо было у неё перебрать. Одна она жила, мужа похоронила годом ранее, а сын в городе с семьёй жил. Там с ним несчастье произошло, в инвалидной коляске оказался. Жена за ним ухаживала. К матери он никак приехать не мог. Я не знал, как поступить. Печника нет. А отказать соседке – потом как в глаза смотреть? Подумал, подумал, и сам ей сделал. Как умел, так и сделал.

Ибрагим-абзый не на долго умолк.

Рафаэль Ильдарович: А потом что?
Ибрагим-абзый: А что потом? В конце лета сын с семьёй к матери вдруг приехал. На ноги встал. Жена его не бросила, выходила. Двоих сыновей вырастили. Так один из них потом в деревне остался, своей семьёй обзавёлся. Мастером на все руки оказался. За что ни брался, всё получалось. Я его потом в свою бригаду взял. Мне также помогал. Вот так Рафаэль! За добро всегда добром отвечают. Вот сегодня Зулейха пришла. И она свои накопления в ремонт мечети вложила. Кто её просил? Никто. Ремонт ведь много трудов, средств стоит. Так и старается каждый помочь, чем может.
 
Ибрагим-абзый слегка призадумался.

Ибрагим-абзый: Знаешь, Рафаэль, жизнь - штука такая. Каждому недаром даётся. Каждого судьба испытывает. Но не более того, что человек вынести может (через минуту) Ладно, поздно уже. Спать пойду.

Ибрагим-абзый уходит в палату.
 
Рафаэль Ильдарович: (вздыхает) Да. Умный этот бабай Ибрагим-абзый. Умнее, чем я думал. Давно за ним наблюдаю. С самого первого дня, как его сюда привезли. С виду и не скажешь, что ему такое пережить пришлось. (через минуту) Видно, он человек хороший. (ещё через минуту) А может он и прав?! Зачем я так? Что мне медсестра плохого сделала? Чего мне в жизни не хватает? Работа есть, жена есть, дом есть, машина есть…

Звучит тревожная музыка.

                ДЕЙСТВИЕ 4
                СЦЕНА 9.

СЕРЕДИНА ЛЕТА. ЯРКИЙ СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. НА ПРИГОРКЕ МЕЧЕТЬ. ОНА ВЫГЛЯДИТ КАК НОВАЯ. НА САМОМ ВЕРХУ ОСТРОКОНЕЧНЫЙ КУПОЛ С ЗОЛОТИСТЫМ МЕСЯЦЕМ. МЕЧЕТЬ ОКРУЖЕНА КУСТАРНИКАМИ, ЦВЕТАМИ, НЕВЫСОКИМИ ДЕРЕВЦАМИ. ПОД ПРИГОРКОМ ПРУД И НЕСКОЛЬКО ЛАВОК. НА ОДНОЙ ИЗ НИХ СИДИТ ХАСАН.

Около мечети столпились люди. Среди них Ибрагим-абзый с женой Каримой, Ислам, Айгуль, Фарид Хусаинович с семьёй, матерью, Зулейха. Рафаэль Ильдарович с женой и сельчане. 

Ибрагим-абзый: Наконец-то настал этот день!
Ислам: Да. Всем миром ремонт делали. Все в деревне помогли. И Рафаэль Ильдарович тоже нам помог! Когда он из деревни уезжал, в нашу мечеть заглянул. Видел, в каком состоянии она была. Он и деньги на ремонт перечислил, недостающий материал купил, работников нанял. Несколько раз потом в деревню из города приезжал контролировать, как ремонт идёт.   
Ибрагим-абзый: Да, я знаю об этом. Кто добро творит, тому Бог помогает!
Карима: (согласно кивает) Пусть и в его семье мир будет!

Ислам видит Айгуль и идёт к ней. К Ибрагиму-абзый подходит Зулейха.

Зулейха: (радостно) Ибрагим, молодец! Такое великое дело сотворил!
Карима: Его мечта была мечеть эту отремонтировать. Ислам помогал, пока Ибрагим в больнице лежал. Ему тоже спасибо.
Зулейха: (обращается к Ибрагиму-абзый) Здоровья тебе на долгие годы! Дай я тебя хоть обниму, дорогой ты наш!

Она обнимает его. К ним подходит, опираясь на трость, Фарид Хусаинович. Ислам и Айгуль разговаривают в стороне.

Фарид Хусаинович: (протягивает руку Ибрагиму-абзый) Наши поздравления! Мы теперь здесь все вместе. После больницы я ведь в город поехал. Подарков всем накупил. Извинился. Жена простила, приехала. Да и мама выздоровела.
Зулейха: Молодец, Фарид! Ты правильно поступил. Дети тебя любят. И жена тоже.
Ибрагим-абзый: Хорошо, что всё хорошо кончается.

Подходят Ислам и Айгуль. Они улыбаются.

Ислам: Зулейха-апа, как поживаете, как здоровье ваше?
Зулейха: Здоровье…  а что здоровье! Его уже и нету. По молодости было, в старости растеряла. Что осталось – всё при мне. А вы, я вижу, как голубки. Счастливые! (смеётся)
Ислам: (обращается к Ибрагиму-абзый и Кариме) Дау ати, дау ани, мы вам должны кое-что сказать. Мы с Айгуль хотим… пожениться.
Карима: (всплёскивает руками) Дети мои! Я так рада, так рада!
Фарид Хусаинович: (обращается к Айгуль) Говорил же, что ещё станцуем на твоей свадьбе! Ещё как станцуем!
Зулейха: (радостно) Жить вам – не тужить! И здоровыми вам быть!

Айгуль с любовью смотрит на Ислама. Ибрагим-абзый довольный улыбается. Вдруг из толпы выходит полноватый мужчина средних лет и подходит к Ибрагиму-абзый.

Рафаэль Ильдарович: Вот и свиделись (пожимает ему руку). Не удивляйтесь, не удивляйтесь! Это ваш праздник. Это ваш день!
Ибрагим-абзый: Спасибо вам за вашу помощь! Пусть вам Бог воздаст во сто крат!

Рафаэль Ильдарович поворачивается к сельчанам.

Рафаэль Ильдарович: (громко) Дорогие друзья! Сегодня замечательное событие – открытие мечети после ремонта. Каждый из вас внёс свой вклад в это благое дело. Но мы все должны быть благодарны нашему уважаемому Ибрагиму-абзый, который возглавил такое дело. Посмотрите на мечеть! (показывает рукой) Пусть она служит вам на века! Вам и открывать, Ибрагим-абзый! 

 Рафаэль Ильдарович протягивает Ибрагиму-абзый ножницы, и он разрезает ленточку. Все сельчане радуются.

Хасан: (поворачивает голову в сторону мечети) (со слезами на глазах) Аллах, прости меня! Прости меня! Я так виноват! Так виноват! Ислам – сын мой. Зачем я так поступил?! Как мне жить дальше?

СЦЕНА 10

СМЕНА ДЕКОРАЦИИ. В ДОМЕ ИБРАГИМА-АБЗЫЙ. СВАДЬБА ИСЛАМА И АЙГУЛЬ. СОБИРАЮТСЯ ГОСТИ. КАРИМА И ИБРАГИМ-АБЗЫЙ ПРИВЕТСТВУЮТ ВСЕХ. СТОЛЫ В ДОМЕ НАКРЫТЫ. ГОСТИ ПОЗДРАВЛЯЮТ МОЛОДОЖЁНОВ. ВСЕ ПОЮТ И ПЛЯШУТ. МОЛОДОЖЁНЫ СЧАСТЛИВЫ.


СЦЕНА 11

СМЕНА ДЕКОРАЦИИ. УТРО. КУХНЯ.

Карима: Вот и чайник вскипел. (обращается к Айгуль) Матрюшка положила?
Айгуль: Да, дау ани, положила. (ставит на стол чашки, блюдца)

На кухню заходит Ислам.
Ислам: (обращается к Кариме), Дау ани, ты хорошо себя чувствуешь?
Карима: Р;хм;т, Ислам! Всё в порядке.
Айгуль: Сейчас завтракать будем.
Ислам: (обращается к Кариме). Дау ани, а где дау ати?
Карима: Намаз читает.
Ислам: (удивлённо) Разве он не закончил?
Карима: Давно должен был.
Айгуль: (взволнованно) У него же вчера давление высокое было. (обращается к Кариме) Он хорошо спал?
Карима: Долго уснуть не мог. Ворочался с боку на бок. И проснулся ни свет, ни заря.
Ислам: (слегка испугавшись) С ним всё в порядке?

Все они между собой переглядываются. Ислам и Айгуль убегают в соседнюю комнату. Айгуль вскрикивает. На её крик прибегает Карима.
На диване лежит Ибрагим-абзый. Айгуль быстро приносит нашатырь. Натирает виски Ибрагиму-абзый, он открывает глаза. Ислам сидит рядом и сжимает руку деда.

Ислам: Дау ати, слава Богу, ты пришёл в себя.
Карима: (дрожащим голосом) Ибрагим, дорогой мой!
Айгуль: Всё будет хорошо. Всё будет хорошо!
Ибрагим-абзый: (слабым голосом) Спасибо, родные мои! Спасибо за всё. Каждому свой час приходит. Видимо, моё время настало. А вам, молодым, жить и радоваться жизни. Анладыгызма? 

Глаза старика закрываются. Рука падает. Карима закрывает лицо платком. Ислам и Айгуль стоят обнявшись.

СЦЕНА 12

СМЕНА ДЕКОРАЦИИ. ИБРАГИМ-АБЗЫЙ ПОПАДАЕТ В СВЕТЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И ВИДИТ МНОГО ЛЮДЕЙ В КРАСИВЫХ ОДЕЯНИЯХ. ВСЕ ОНИ ПОЖИМАЮТ ЕМУ РУКУ. ОН ДВИЖЕТСЯ ДАЛЬШЕ. НА НЕБОЛЬШОМ ВОЗВЫШЕНИИ СИДИТ СЕДОБОРОДЫЙ СТАРЕЦ.

Седобородый старец: (глубоким проникновенным голосом) Сын мой! Вот и свиделись! Ты многое сделал на земле, многим помог. Все люди благодарны тебе. Ты и внука хорошего вырастил, на ноги поставил. Теперь Ислам в мечети имамом стал. Мечеть твоим именем назвали. Велика сила добра твоего! Теперь ты под моей защитой! А на земле у тебя правнук родился. Ибрагимом назвали.

Звучит музыка. Конец пьесы. Занавес.    


Рецензии