Над заливом тучи ходят хмуро. Мост...

 
Часть 1.


«От берега до берега рус-ская Америка...»,

оповещала весь квартал, незамысловатая мелодия, которую изрыгали, захлёбываясь

собственной мощью,100 ватные динамики, открытого всем ветрам старенького джипа,

остановившегося на перекрёстке, в ожидании зелёного сигнала светофора.

Насчёт «Русской», скажу прямо:

не хотелось бы,

а вот:

«От берега до берега» - просто так, не отмахнёшься — это полностью отвечает

географическому положению Америки.

Итак уж получилось, что на обоих берегах, есть свой, неотъемлемый, и самый

узнаваемый в мире символ Соединенных Штатов.

Символ Восточного побережья - огромная статуя, уже не молодой женщины,

c лицом усталой прокурорши, времён французской революции, созданная

скульптором Фредериком Бартольди, по образу и подобию Свободы, c

известной картины Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады»,

и ... подаренная Америке, коварными французами, то ли с намёком, то ли

с далеко идущим умыслом!

А, вот бесспорным символом западного берега, безусловно, является — мост.

Мост через залив Золотые Ворота в Сан-Франциско, которым и сегодня

восхищаются сотни тысяч туристов, посещающих наш город.

А тогда, в 1937 году, когда он был построен, это было

- Нечто!

Мир был поражён уникальностью инженерной мысли и её воплощением.

И многим, очень многим скептикам, и противникам строительства,

пришлось признать - иногда, даже самое невообразимое становится

функциональным и материальным.

Подвесной мост, протяжённостью 2727 метров, с главным пролётом - 1280 метров!

83 тыс. тонн наипрочнейшей стали!

80 тыс. миль (128 тыс. километров) стальных тросов!

Высота Башен - 230 метров над уровнем океана и 166 метров, над уровнем

проезжей части моста!

В те времена, такого, история строительства мостов, ещё не знала.

Наблюдатель, глядя на мост со стороны, не мог увидеть его концов,

т. к. общая длина моста, около трех километров.

Мост строили четыре года, его строительство обошлось в 35 млн долларов,

25 млн человеко-часов работы

и

...11 человеческих жизней.

Впервые, мысль о соединении берегов залива Golden Gate, была высказана

владельцем железной дороги, Чарльзом Крокером, который в 1872 году предложил

построить мост, именно там, где сейчас триумфально возвышается, «возможно,

самый красивый и, конечно, же, наиболее фотографируемый, мост в мире».

C тем, что самый красивый, я лично, абсолютно несогласен,

а второе — действительно так.

Но как бы там ни было, а в те времена, городские чиновники посчитали,

что строить мост через залив, абсолютно, пустая затея и об этом надолго

забыли, или делали вид, что забыли.

Прошло 44 года.

Автомобиль, бесцеремонно завоёвывал Америку, с каждым годом наращивая

скорость и грузоподъёмность, составляя реальную конкуренцию паромным

переправам.

Жителям графства Марин, чтобы добраться до Сан-Франциско на пароме

(ferryboat), нужно было затратить около 3 часов, в то время как, на

автомобиле это заняло бы, всего 30 минут.

Инженер Джеймс Вилкинс, родившийся в Сан Рафаэле, получивший диплом

инженера-конструктора, в Беркли и работавший в Сан-Франциско, острее других,

понимал назревшую проблему.

В 1916 году, он начал редакционную кампанию в газете San Francisco Bulletin,

о необходимости, возведения моста через залив или как тогда

говорили — «соединить ворота».

Компания, проводимая Джеймсом Вилкинсоном, была настолько хорошо

аргументирована, что привлекла внимание главного инженера

мэрии Сан-Франциско, M.O'Shaughnessy.

Как практикующий инженер, М.О'Шонесси сразу оценил эту идею и стал её

активным сторонником, которому по занимаемой должности, принадлежало

решающее слово, в случае принятия мэрией, решения о строительстве моста.

Практические слушания, по поводу реализации технической стороны строительства,

в большинстве своём сходились к тому, что стоимость этого проекта выливалась

в астрономическую по тем временам цифру - 100 000 000 долларов.

Естественно, такого бюджета, у мэрии не было и в помине.

Летним вечером 1917 года, на набережной Сан-Франциско, встретились

два инженера:

О'Шонесси и Джозеф Страусс.

Они остановились и долго смотрели на позолоченные солнцем воды залива.

Cтраусс был очарован увиденным, и вот здесь-то, выбрав удачный момент,

О'Шохнесси сделал Джозефу деловое предложение - перекинуть мост через залив.

Джозеф Страусс, который к тому времени возвёл свои мосты практически на всех

континентах оценил идею Джеймса Вилкинсона и через некоторое время, предложил

альтернативный проект, стоимостью 17 миллионов долларов.

Семь лет, директорат Южно-Тихоокеанской Железной дороги,

пять графств,

расположенных на север от Сан- Франциско

и Военное ведомство,

утверждающее, что мост будет помехой для навигации в случае нападения

вражеской авиации, не давали своего согласия на строительство моста.

Наконец,

20 декабря, 1924, министр обороны Джон Викс, отозвал все возражения,

подчинённого ему ведомства, на условии, что Район залива, возьмёт на себя

финансовую ответственность, за все затраты, которые понесут военные, в связи

с передислокацией и строительством новой инфраструктуры.

Шесть месяцев, ушло на препирательства с северными округами, по поводу

безопасности и стоимости моста.

Ещё 7 месяцев, занял анализ аргументов обеих сторон и только после этого

судья C.J. Luttrell, принял решение в пользу строительства моста.

Но, на этом мытарства Страусса, не закончились.

Надо не забывать, что все эти события, пришлись на эру индустриализации

Америки, когда Южно-Тихоокеанская Железная дорога была мощным юридическим

лицом c огромным материальным потенциалом.

Паромные переправы, которые перевозили через залив более 40 миллионов

пассажиров, во всех направлениях, негласно принадлежали той же... ЮТЖД.

Сторонники возведения моста подали в суд, обвиняя Южно-Тихоокеанскую

Железную дорогу, в организации заговора, блокирующего строительство моста.

На эту тяжбу, ушло ещё 7, бесконечно долгих лет,

и только в 1932 году,

суды вынесли положительные решения в пользу строительства.

В том же году, был принят окончательный проект в существующем виде и утверждён

цвет моста - оранжевый вермильон, великолепно гармонирующий с естественной

средой, который так удачно подобрал консультационный архитектор Ирвинг Морроу.

Кроме Ирвинга Морроу, в команду Джозефа Страусса входили:

инженер Чарльз Алтон Эллис

и

проектировщик Леон Моисеев,

который сделал сложнейший математический расчёт конструкции моста.

Жители, шести окрестных графств, под залог своего имущества, выкупили

специально выпущенные облигации и 5 января 1933 года, началось строительство.

Работы были организованы настолько чётко, что почти до самого открытия, не

было ни одного серьёзного инцидента.

Вдоль всего моста были подвешены специальные защитные сети, предохраняющие

от падения в океан, и всё же, в роковую пятницу, 13 февраля 1937 года,

не помогла и эта защита.

Платформа подъёмника, с одиннадцатью рабочими, сорвалась c направляющего

рельса и, прорвав сеть, рухнула на дно залива.

Через несколько месяцев, а именно 22 мая, мост был открыт и по нему

прошли тысячи восторженных людей.

После этого, ровно полвека, нога пешехода не ступала на проезжую часть

знаменитого моста.

Случилось это лишь в 1987 году, в воскресенье 24 мая, когда, Сан-Франциско

и вся Америка торжественно отмечали полувековой юбилей Golden Gate Bridge.

Видя, с какой помпой Нью-Йорк отметил юбилей статуи Свободы, калифорнийцы

решили не ударить лицом в грязь и закатили бал, который обошёлся городу и

штату в 22 млн долларов.

24 мая, в 6 часов утра, толпы  заполнили мост и его окрестности.

Духовые оркестры играли модные марши, сменяли друг друга, роскошно

костюмированные парады.

Под мостом, кружили по заливу тысячи яхт и катеров.

Мосту, салютовали военные суда, а поздним вечером, Сан-Франциско увидел

салют, которому мог позавидовать даже Китай, где живут самые искусные

пиротехники в мире.

Миллионы телезрителей в Америке и за её пределами, любовались праздником

в самом красивом городе США.

Всё было бы хорошо, если бы мост, выполнял роль статического памятника,

а не был бы, одним из двух действующих мостов через залив.

Когда в окрестных городах и в самом Сан-Франциско, узнали о спорном решении

местных властей закрыть автомобильное движение по мосту, на целых четыре часа,

люди пришли в ужас.

Но, на самом деле, всё оказалось гораздо хуже, чем предполагали скептики:

празднование пришлось на длинный уик-энд и десятки тысяч людей собирались

проехать по Golden Gate Bridge в нужном им направлении.

Закрытие моста, вызвало невиданный в истории США — трафик.

Люди, вырвавшиеся из «пробок», как это называлось у нас, вынуждены были

отправляться в 30-мильный объезд, через другой Сан-Франциский мост — Bay Bridge.

И всё же, многие отнеслись с пониманием к происходящему, ведь в праздничной

толпе, людей было больше, чем автомобилистов, проклинавших юбилей из-за своих

конкретных нужд.

400 тысяч человек, прошли по мосту в тот солнечный день.

Память о замечательном юбилее наверняка осталась в сердцах участников

праздника и на миллионах фотографий.

И сегодня, как и полвека, назад, Golden Gate Bridge считается чудом

инженерной мысли, хотя в мире есть, ещё два подвесных моста подобной

конструкции, которые превосходят Golden Gate Bridge по своим размерам.

Например, нью-йоркский мост Верразано (длина главного пролёта - 1298 м),

а самым крупным в мире, является Хамбер Бридж в городе Халл, Англия.

Его главный подвесной пролёт имеет длину 1410 м, и пока неслышно, чтобы

какая-нибудь страна собиралась побить этот рекорд.

Неделю назад, с друзьями, которых не видел 16 лет, я проехал сквозь

густой туман через Golden Gate Bridge и остановился на смотровой

площадке Vista Point, чтобы показать им сооружение, причисленное

к ... чудесам света, на фоне, проглядывающего из тумана центра

Сан-Франциско.

На мгновение, ослепительно-яркое солнце, пробилось сквозь висящие над

заливом, свинцовые тучи

и я увидел...,

как преобразились: «... друзей моих, прекрасные черты...»,

когда, затаив дыхание, они смотрели на оранжевую железяку,

и в тот момент, в голове прочно засела крамольная мысль:

« А может действительно, одно из чудес...»


Рецензии