Морские... Григоровича
Большой любитель авиации – Сергей Сергеевич Щетинин, сам нередко поднимавшийся в небо и часто посещавший Комендантский аэродром в пригороде Петербурга, однажды, залюбовался полётом незнакомого пилота на аэроплане оригинальной конструкции. К тому времени Щетинин уже являлся основателем и совладельцем первого в России предприятия по выпуску аэропланов, носившего название «Первое Российское Товарищество Воздухоплавания». Узнав фамилию лётчика у других зрителей, наблюдавших за этим полётом, он поспешил к летательному аппарату, заходившему на посадку. Вскоре из приземлившегося аэроплана легко спрыгнул человек атлетического сложения, настоящий богатырь с приятной улыбкой на лице:
«Вы, я вижу, решили встретить меня», - обратился он к подошедшему Щетинину.
«Я внимательно наблюдал с земли за всеми Вашими эволюциями и. признаюсь, что Вы, товарищ, Григорович – прекрасный пилот. А это, как я понимаю, воздушное средство Вашей собственной конструкции», - словно приветствуя пилота, произнёс С. Щетинин.
«Насчёт конструкции Вы действительно не ошиблись, а вот пилот из меня, я бы сказал посредственный, просто любитель. Простите, а с кем, собственно, имею честь?»
«Сергей Сергеевич Щетинин – тоже любитель, будем знакомы».
«Дмитрий Павлович Григорович – авиатор – конструктор из Киева и одновременно корреспондент журнала < Вестник воздухоплавания>».
Позднее эта встреча стала решающей в жизни и практической деятельности Д. Григоровича – создателя целой серии замечательных летающих лодок и не только их.
После окончания механического отделения Киевского реального училища авиация окончательно завладела помыслами Дмитрия Григоровича, занимавшимся в воздухоплавательном кружке. Вскоре осуществилось желание – построен летательный аппарат, биплан из бамбука Г – 1, который сам же и испытал на Куренёвском лётном поле.
Однако, у Дмитрия Павловича оставалась мечта - построить летающую лодку, так в то время называли гидросамолёт. Он и приехал специально в Петербург, поближе к морю, чтобы на морских просторах испытать когда – нибудь будущее детище. Встретив на Комендантском аэродроме С. Щетинина, Д. Григорович никак не ожидал такого заманчивого предложения – поступить к нему на завод одновременно управляющим и техническим директором, конечно, с радостью согласился.
Проектирование и создание летающих лодок оказалось делом совершенно новым, возникавшие при этом задачи, надо было решать по ходу разработок. Так накапливался необходимый опыт, и вот уже собрана первая летающая лодка, получившая наименование М – 1 («Морской» - первый), совершившая полёт летом 1914 года.
За несколько лет до революции Д. Григоровичем создавались и успешно летали – М – 2, М – 5, М – 9, М – 11. Особенно богатым по выпуску новых машин стал 1916 год: М – 15 и М – 16 – морские разведчики, МК – 1 – морской крейсер, по своим размерам уступающий только знаменитому «Илье Муромцу». Появляется первый в мире торпедоносец ГАСН - двух-поплавковый биплан с торпедой, закреплённой между поплавками.
Благодаря хорошим организаторским способностям Д. Григоровича росли производительность завода и количество занятых рабочих на производстве. Ширились и производственные мощности: летом 1917 года возник собственный исследовательский завод Д. Григоровича. Созданы всё новые и новые летающие лодки – М – 17, М – 18, М – 19, скоростной истребитель – перехватчик М – 20 и самолёт – амфибия М – 21, взлетавший с побережья, после сброса шасси, перехватывал врага над морем и садился на воду. К сожалению, в 1918 году завод национализировали и перевели на выпуск сельскохозяйственной техники.
Дмитрий Павлович, не смотря на многочисленные приглашения работать за границей, остался на родине. Сначала трудился на реорганизованном авиазаводе «Красный лётчик», затем в Киеве, Одессе и Таганроге. Создал морской истребитель МК – 1 «Рыбка», летающую лодку М – 24, разведчики МР – 1, МР – 2, МР – 3, учебные МУ – 1, МУ – 2, дальние разведчики открытого моря РОМ – 1, РОМ – 2, РОМ – 2 бис, морской миноносец ММ – 1 и морской торпедоносец МТ – 1. Большинство из этих машин до серийного производства так и не дошли.
Талантливый конструктор, создатель многочисленных морских летательных аппаратов в сотрудничестве с Поликарповым стал творцом истребителя ВТ – 5 ( И – 5 ). Не избежал он и периода преследований и арестов, так называемых «вредителей и врагов народа», оказавшись в Бутырской тюрьме, где продолжал работать. Его жизнь прервала запущенная болезнь, он умер от лейкемии в 1938 году.
ВКЛАД, КОТОРЫЙ ВНЁС Д. П. ГРИГОРОВИЧ В РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ МОРСКОЙ АВИАЦИИ, НЕОЦЕНИМ. ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПЫТ УСПЕШНО ИСПОЛЬЗУЮТ СОВРЕМЕННЫЕ СОЗДАТЕЛИ ГИДРОАВИАЦИИ.
6 июня 2021 года Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №221060701349