Морские... Григоровича

                «МОРСКИЕ» … ГРИГОРОВИЧА

Большой  любитель  авиации – Сергей  Сергеевич  Щетинин, сам  нередко  поднимавшийся  в  небо  и  часто  посещавший  Комендантский  аэродром  в  пригороде  Петербурга, однажды, залюбовался  полётом  незнакомого  пилота  на  аэроплане  оригинальной  конструкции. К  тому  времени  Щетинин  уже  являлся  основателем  и  совладельцем  первого  в  России  предприятия  по  выпуску  аэропланов, носившего  название  «Первое  Российское  Товарищество  Воздухоплавания». Узнав  фамилию  лётчика  у  других  зрителей, наблюдавших  за  этим  полётом, он  поспешил  к  летательному  аппарату, заходившему  на  посадку. Вскоре  из  приземлившегося  аэроплана  легко  спрыгнул  человек  атлетического  сложения, настоящий  богатырь  с  приятной  улыбкой  на  лице:

«Вы, я  вижу, решили  встретить  меня», - обратился  он  к  подошедшему  Щетинину.

«Я  внимательно  наблюдал  с  земли  за  всеми  Вашими  эволюциями  и. признаюсь, что  Вы, товарищ, Григорович – прекрасный  пилот. А  это, как  я  понимаю, воздушное  средство  Вашей  собственной  конструкции», - словно  приветствуя  пилота, произнёс  С. Щетинин.

«Насчёт  конструкции  Вы  действительно  не  ошиблись, а  вот  пилот  из  меня, я  бы  сказал  посредственный, просто  любитель. Простите, а  с  кем, собственно, имею  честь?»

«Сергей  Сергеевич  Щетинин – тоже  любитель, будем  знакомы».

«Дмитрий  Павлович  Григорович – авиатор – конструктор  из  Киева  и  одновременно  корреспондент  журнала  < Вестник  воздухоплавания>».


Позднее  эта  встреча  стала  решающей  в  жизни  и  практической  деятельности  Д. Григоровича – создателя  целой  серии  замечательных  летающих  лодок  и  не  только  их.


После  окончания  механического  отделения  Киевского  реального  училища  авиация  окончательно  завладела  помыслами  Дмитрия  Григоровича, занимавшимся  в  воздухоплавательном  кружке. Вскоре  осуществилось  желание – построен  летательный  аппарат, биплан  из  бамбука  Г – 1, который  сам  же  и  испытал  на  Куренёвском  лётном  поле.

Однако, у  Дмитрия  Павловича  оставалась  мечта  - построить  летающую  лодку, так  в  то  время  называли  гидросамолёт. Он  и  приехал  специально  в  Петербург, поближе  к  морю, чтобы  на  морских  просторах  испытать  когда – нибудь  будущее  детище. Встретив  на  Комендантском  аэродроме  С. Щетинина, Д. Григорович  никак  не  ожидал  такого  заманчивого  предложения – поступить  к  нему  на  завод  одновременно  управляющим  и  техническим  директором, конечно, с  радостью  согласился.


Проектирование  и  создание  летающих  лодок  оказалось  делом  совершенно  новым, возникавшие  при  этом  задачи, надо  было  решать  по  ходу  разработок. Так  накапливался  необходимый  опыт, и  вот  уже  собрана  первая  летающая  лодка, получившая  наименование  М – 1  («Морской» - первый), совершившая  полёт  летом  1914  года.
За  несколько  лет  до  революции  Д. Григоровичем  создавались  и  успешно  летали – М – 2, М – 5, М – 9, М – 11. Особенно  богатым  по  выпуску  новых  машин  стал  1916  год: М – 15  и  М – 16 – морские  разведчики, МК – 1 – морской  крейсер, по  своим  размерам  уступающий  только  знаменитому  «Илье  Муромцу». Появляется  первый  в  мире  торпедоносец  ГАСН -  двух-поплавковый  биплан  с  торпедой, закреплённой  между  поплавками.

Благодаря  хорошим  организаторским  способностям  Д. Григоровича  росли  производительность  завода  и  количество  занятых  рабочих  на  производстве. Ширились  и  производственные  мощности: летом  1917  года  возник  собственный  исследовательский  завод  Д. Григоровича. Созданы  всё  новые  и  новые  летающие  лодки – М – 17, М – 18, М – 19, скоростной  истребитель – перехватчик  М – 20  и  самолёт – амфибия  М – 21, взлетавший  с  побережья, после  сброса  шасси, перехватывал  врага  над  морем  и  садился  на  воду. К  сожалению, в  1918  году  завод  национализировали  и  перевели  на  выпуск  сельскохозяйственной  техники.

Дмитрий  Павлович, не  смотря  на  многочисленные  приглашения  работать  за  границей, остался  на  родине. Сначала  трудился  на  реорганизованном  авиазаводе  «Красный  лётчик», затем  в  Киеве, Одессе  и  Таганроге. Создал  морской  истребитель  МК – 1  «Рыбка», летающую  лодку  М – 24,    разведчики  МР – 1, МР – 2, МР – 3, учебные  МУ – 1, МУ – 2, дальние  разведчики  открытого  моря  РОМ – 1, РОМ – 2, РОМ – 2  бис, морской  миноносец   ММ – 1  и  морской  торпедоносец  МТ – 1. Большинство  из  этих  машин  до  серийного  производства  так  и  не  дошли.


Талантливый  конструктор, создатель  многочисленных  морских  летательных  аппаратов  в  сотрудничестве  с  Поликарповым  стал  творцом  истребителя  ВТ – 5 ( И – 5 ). Не  избежал  он  и  периода  преследований  и  арестов, так  называемых  «вредителей  и  врагов  народа», оказавшись  в  Бутырской  тюрьме, где  продолжал  работать. Его  жизнь  прервала  запущенная  болезнь, он  умер  от  лейкемии  в  1938  году.

ВКЛАД, КОТОРЫЙ  ВНЁС  Д. П. ГРИГОРОВИЧ  В  РАЗВИТИЕ  РОССИЙСКОЙ  МОРСКОЙ  АВИАЦИИ, НЕОЦЕНИМ. ЕГО  ИССЛЕДОВАНИЯ  И  ОПЫТ  УСПЕШНО  ИСПОЛЬЗУЮТ  СОВРЕМЕННЫЕ  СОЗДАТЕЛИ  ГИДРОАВИАЦИИ.

6  июня  2021  года                Вячеслав  Прытков
 


Рецензии