Завтрак на двоих

    
  Пьеса
Действующие лица:
Муж Евгений – заслуженный учитель школы, мужчина в возрасте.
Жена Ариадна – артистка театра, симпатичная женщина среднего возраста.

ДЕЙСТВИЕ 1
  Сцена 1

КУХНЯ. НА ОКНАХ ЗАНАВЕСКИ. НА ПОДОКОННИКЕ ГОРШОК С ГЕРАНЬЮ. С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ ПЛИТА, НЕБОЛЬШОЙ СТОЛ, НАСТЕННЫЙ ШКАФ С ПОСУДОЙ.  В УГЛУ РАКОВИНА. РЯДОМ ХОЛОДИЛЬНИК.
С ПРАВОЙ СТОРОНЫ СТОЛ, ДВА СТУЛА. РЯДОМ ТУМБОЧКА С ТЕЛЕФОННЫМ АППАРАТОМ. НА СТЕНЕ ЧАСЫ ПОКАЗЫВАЮТ ВОСЕМЬ УТРА.

Евгений: (прохаживается по кухне) Вот и снова суббота. Надо же! А недавно был понедельник! (равнодушно) Так и живём от понедельника до субботы. И ничего не меняется. Работа – дом, дом – работа. Всё одно и то же.

Евгений подходит к окну, смотрит на улицу. Оборачивается.

Евгений: (смотрит на часы) Уже восемь утра. Не успеешь обернуться – восемь вечера. И так каждый день. (вздыхает) Как скучно живём. Никакого разнообразия. (задумывается) А есть ли оно?

Евгений подходит к столу, усаживается на стул.

Евгений: Интересно, а как там поживает моя жена Ариадна? Позвоню, узнаю, как она после гастролей.
 
Евгений берёт трубку и набирает номер.
 
Евгений: Ариадна! Доброе утро! Проснулась, дорогая? (через минуту) Как всегда. А твоя всё поёт и пляшет? (через пару минут) Ты не исправима. (ещё через минуту) Завтрак буду готовить. Мне тебя ждать? (спустя несколько секунд) Твои вкусовые привычки мне давным-давно известны. (кладёт трубку) Надо же! Обещалась прийти. (посматривает на часы) Надеюсь, до её прихода успею приготовить завтрак.

Он подходит к холодильнику, достаёт продукты и начинает готовить завтрак. Моет руки, вытирает полотенцем и вешает его на спинку стула. Варит кофе. Смотрит на часы.  Без четверти девять. В прихожей звенит звонок.
 
Евгений: Вот и Ариадна пришла. Пойду, встречу.
Ариадна: (восклицает) Здравствуй, дорогой мой! Я так давно тебя не видела! Евгений, пожалуйста, шляпа. (она эффектно подаёт мужу шляпку)

Евгений помогает жене снять пальто, берёт из её руки сумочку и вешает рядом. Достаёт домашние тапочки. Ариадна снимает полусапожки на каблуках и одевает тапочки.

Ариадна: (поворачивает голову в сторону кухни) Ах! Какой аромат! Кофе! Мой любимый кофе!

Евгений проходит на кухню. Ждёт, пока Ариадна выйдет из ванны. Ариадна заходит на кухню. Удобно устраивается на стуле. Евгений накладывает жене тарелочку каши.

Ариадна: (пробует) Какой завтрак!

Муж накладывает себе тарелку. Садится рядом с женой.

Евгений: (смотрит на жену) Приятного аппетита!
Ариадна: (улыбается) Спасибо! И тебе, дорогой мой!

Муж с женой завтракают. Евгений разливает горячий кофе по чашкам. Добавляет жене немного молока и две чайные ложки сахара.

Ариадна: Какой завтрак! С этими бесконечными гастролями я забыла вкус домашней еды. (делает глоток кофе) Ах! Какой вкусный кофе! (обращается к мужу) Кстати, как у тебя дела в школе? Как твои ученики?

Евгений отмахивается, намазывает себе очередной бутерброд.

Ариадна: (ставит чашку на стол) Сколько можно работать! Ты и так уже почти полвека в школе. Тебе давно пора на пенсию. И как долго ты ещё собираешься работать?
Евгений: (спокойно) Моя работа меня вполне устраивает. Обучаю подрастающее поколение литературе, стараюсь привить ученикам любовь к своему предмету. Ведь сейчас дети так мало читают. Некоторые и вовсе не читают. Вот и приходится им объяснять, что чтение книг расширяет кругозор. Развивает память и мышление.

Евгений доедает бутерброд, запивает чаем.

Евгений: (удивляется) В какое время мы живём! Гаджеты вытесняют мир книг. В наше время было наоборот. Книги много читали. А что сейчас?! Читают единицы, пишут многие. А что пишут? Одна фантастика на уме. Или детективы. Читать нечего стало. Классику никто и не воспринимает. А жаль! Кто виноват в этом? (задумывается) Хотя…

Евгений делает глоток чая и ставит на стол чашку.

Евгений: Хотя в настоящее время новые имена появляются. На днях по дороге домой посетил книжный магазин и приобрёл книгу стихов.

Он протягивает жене книгу. Ариадна перелистывает несколько страниц и закрывает.

Ариадна: Спасибо. Возможно, прочитаю попозже. (откладывает в сторону)

Ариадна поднимается с места, прохаживается по кухне. Евгений встаёт, убирает посуду в раковину, вытирает стол. Моет грязную посуду и расставляет по местам. Ариадна подходит к окну. Оборачивается.

Ариадна: (удивлённо) Какой у тебя красивый цветок! Как он называется?
Евгений: (поворачивая голову) Герань. Обычная герань.

Евгений заканчивает мыть посуду, выключает воду, берёт полотенце, вытирает руки и вновь вешает его на спинку стула.

Ариадна: (смотрит на мужа) Милый, мой! Ты себя совсем не бережёшь. Ты выглядишь таким уставшим. Только о работе всё и думаешь. Неужели тебе не надоела эти бесконечные проверки, отчёты, подготовка к занятиям, открытым урокам? Как скучно ты живёшь! И за своей работой ничего не замечаешь А жизнь…

Ариадна отодвигает герань в сторону, открывает одну створку окна. Просит мужа подойти к окну.

Ариадна: (восторженно) Жизнь прекрасна! В ней столько всего удивительного, ты и не замечаешь! Стоит только захотеть обернуться и увидеть всё то, что нас окружает. Выгляни в окно!

Ариадна наблюдает за мужем. Евгений стоит, облокотившись о подоконник, и смотрит вниз.

Ариадна: Что ты видишь, глядя в окно? Лужи, грязь, слякоть. Ничего более. А ты подними голову! Смотри, как ярко светит солнце, тает снег, текут ручьи. Всё в природе пробуждается к жизни. Это же так прекрасно! Нужно радоваться каждому дню, каждому её мгновению. И чувствовать себя счастливым от того, что ты живёшь!

Евгений медленно выпрямляется, отходит от окна. Ариадна поворачивается к мужу вполоборота.

Ариадна: Да, милый, да! Мы живём, чтобы понять, насколько она разнообразна.
Евгений: (равнодушно) Видимо, твоя жизнь ежедневно бьёт ключом. Или я не прав?

Евгений разглядывает наряд жены и останавливает взгляд на красивых серьгах в виде месяца.

Ариадна: (смотрит на мужа) Да. И что из этого? Я же актриса! (слегка поворачивает голову, дотрагивается до правой серьги) Неужели ты думаешь, что я должна сидеть дома? Я хочу петь и танцевать.
Евгений: Никогда не сомневался в твоих талантах. 
Ариадна: Их у меня предостаточно. (наблюдая за мужем) Что у меня завтра? (интригуя) Ах! Завтра! Встреча с режиссёром. В три часа. Думаю, ты меня не будешь ревновать?
Евгений: (как бы интересуясь) Будет очередной спектакль? 
Ариадна: Этот вопрос решится завтра.

Евгений садится на стул и берёт полотенце. Вытирает лоб, лицо.

Евгений: (скручивая полотенце в жгут) Вся жизнь твоя – сцена. А что в реальной жизни творится, знаешь ли? Обернись вокруг себя! Ты даже и не представляешь, какова она настоящая! Ведь за всей праздностью своей жизни ты её настоящую и не замечаешь вовсе. (порывисто) Что театр?! Это всего лишь сцена, за кулисами которой одна хорошая игра. (бросает полотенце на стол)
Ариадна: (эмоционально) Сцена! Это для тебя всего лишь сцена.  А для меня – это всё. Ты думаешь, играть на сцене легко? Милый мой, если бы ты знал, что чувствует каждый артист перед выходом! Играть перед зрителями куда гораздо сложнее, чем просто сниматься в каком-нибудь фильме. (прохаживается по кухне) В кино можно сделать несколько кадров одного и того же действия. На сцене всё должно быть идеально сразу. Зрителя ведь не обманешь. Он всё видит, слушает, чувствует, понимает. (немного успокоившись) Идеальный зритель – это тот, кто сопереживает актёру. (через минуту) Театр –  это «искусство отражать жизнь». (К. Станиславский)
Евгений: Но жизнь – это не театр.
Ариадна: (в гневе) Знаешь, что милый! Ты живи, как знаешь. Это твоя жизнь. А моя…  Что ты от меня хочешь? Чтобы я сидела дома и варила щи да кашу? Евгений, не смеши меня! Всё. Я лучше пойду. До свидания!

Ариадна покидает кухню. Голос Ариадны из коридора.

Ариадна: (громко) Где моя шляпа?
Евгений: (слабым голосом) Одни шляпы на уме.

Евгений резко поднимается. Вдруг чувствует сильное головокружение. Покачнувшись, Евгений падает на пол. Ариадна прибегает на шум.

Ариадна: Господи! Евгений, что с тобой? Очнись! Очнись же!

Она приседает, наклоняет ухо, слушает.

Ариадна: Евгений, ты слышишь меня? Милый мой, я сейчас.

Она встаёт, достаёт с полки чашку, наливает немного воды, берёт со стола полотенце, наклоняется и протирает мужу лицо, виски, шею.

Ариадна: Неужели, обморок? Евгений, милый мой! Как же мне привести тебя в чувство?

Она берёт левую руку мужа, затем правую, трёт ладони, дышит на них, затем снова трёт.

Ариадна: (крестится) Господи, помилуй и сохрани! Не дай умереть ему! (вспоминая слова молитвы) «Господи Вседержителю Небесный и Земной! Не отринь, услышь слова молитвы раба Ариадны Твоей! Прошу Тебя о здравии раба мужа моего Евгения. Ниспошли же милость Свою, отведи болести и горести от раба Твоего! Даруй рабу твоему Евгению здравие крепкое. Ныне и вовек во славу Твою. Аминь!»

Евгений слабо дышит. Открывает глаза и пытается приподняться.

Ариадна: Слава Богу! Любимый мой! Как же ты меня напугал!
Евгений: (слабым голосом) Ариадна!
Ариадна: С тобой я, с тобой.

Она помогает мужу подняться, пододвигает стул и усаживает мужа.

Евгений: (тихо) Что со мной было? Неужели обморок?
Ариадна: Я тебя еле-еле в чувство привела. И услышал Всевышний слова мои!
Евгений: (удивлённо) Ты молилась! Никогда не думал, что ты на такое способна.
Ариадна: Вдруг вспомнилось сразу.
Евгений: Вот и славно.

Они оба встают. Смотрят друг на друга. Евгений приобнимает Ариадну, она не сопротивляется и прижимается к нему. Звучит негромкая музыка.


;
Сцена 2

КУХНЯ. ЕВГЕНИЙ И АРИАДНА СИДЯТ НАПРОТИВ ДРУГ ДРУГА. НА СТОЛЕ ДВЕ ЧАШКИ ЧАЯ, САХАРНИЦА, ПЕЧЕНЬЕ, БЛЮДЦЕ С КАРАМЕЛЬКАМИ. ЧАСЫ НА СТЕНЕ ПОКАЗЫВАЮТ ОДИННАДЦАТЬ.    

Ариадна: (спокойным тоном) Так быстро время летит! Евгений, а ты меня ещё любишь?

Ариадна поднимается, подходит к мужу, обнимает его, целует в макушку.

Евгений: (уклоняется от жены) Прости!
Ариадна: (равнодушно) Поцеловать нельзя. (отходит в сторону) Господи! Никакого разнообразия, никакой заинтересованности в жизни. Конечно, ты устал. Однообразие всегда утомляет. (обращается к мужу) Евгений, а что ты думаешь делать в отпуске? Может, вместе куда-нибудь съездим? (мило улыбается)
Евгений: (удивляется) В отпуске?

Евгений поднимается с места. Оборачивается к жене.

Евгений: Дорогая моя, ты в своём уме? У меня отпуск ещё в июле. Ты сама веришь, что летом будешь отдыхать? Как же твои спектакли, гастроли? Я ли тебя не знаю!
Ариадна: (смеётся) Какой же ты всё-таки! Даже шуток не понимаешь.
Евгений: (смотрит на жену) Понимать твои шутки нужно иметь особый талант. У такой, как ты, особые шутки.   

Ариадна смеётся ещё громче.

Ариадна: (успокаивается) Евгений! Ты как всегда в своём репертуаре!
Евгений: (равнодушно) Зато твой никогда не меняется. (немного заинтересованно) А как у тебя дела в театре? Как спектакль? Ты снова играла в главной роли?
Ариадна: (оживлённо) Да. Представь себе! Играла жену в спектакле одного талантливого сценариста. «Женщина и её мужчины». Как тебе название?

Ариадна наблюдает за реакцией мужа.

Евгений: Интригующе.
Ариадна: (восклицает) О! Это был аншлаг!
Евгений: (с иронией) Если ты в главной роли, то это неудивительно.

Ариадна встаёт с места, выходит на середину кухни. Её тёмно-рыжие кудри касаются плеч. Она демонстративно раскидывает руки в стороны, словно входит в роль своей героини. Евгений смотрит на неё исподлобья.

Евгений: Что ты великолепна, знают все. Думаю, будет лишним изображать здесь свою героиню. Кухня не место для спектакля.
Ариадна: (не обращает внимания на слова мужа) Это был ошеломляющий успех. Моя героиня в этом спектакле – замужняя женщина.
Евгений: (согласно кивает) Совсем как в жизни.
Ариадна: Ты можешь не перебивать?
Евгений: А муж кто?
Ариадна: Евгений, я же просила. И муж был. Один замечательный актёр. Ты бы видел его! Настоящий мужчина. Я была так счастлива играть с ним. И он также, представь себе!
Евгений: (с издёвкой) С такой женщиной, как ты, любой будет счастлив сыграть. И что же вы там играли?
Ариадна: Евгений, позволь же мне рассказать! Ты постоянно меня перебиваешь. По сюжету у моей героини есть муж Сергей и сын Игорь. Муж крупный предприниматель. Сын взрослый, живёт отдельно. Так вот. Моя героиня знакомится с молодым человеком, которого зовут Давид. Этот Давид начинает ухаживать за Ариадной, (улыбаясь) т.е. за мной. В спектакле мою героиню зовут также – Ариадна.
Евгений: (наблюдает за женой) Видимо, сценарист писал для тебя. 
Ариадна: (вспыхивает) Ты ревнуешь? 
Евгений: Он, наверное, также в тебя влюблён, как и этот Давид. (внимательно смотрит на жену)
Ариадна: (поправляя волосы) Не знаю, не спрашивала. А Давид… Ах! Моя героиня была в него так влюблена! Она была на седьмом небе от счастья….
Евгений: (снова перебивает) Как ты в молодости, когда влюбилась в меня.
Ариадна: (эмоционально) Евгений! Тебе ничего нельзя рассказывать. Ты всё время меня подкалываешь. Что ты за человек!
Евгений: (спокойно) Я твой муж!
Ариадна: Спасибо. Я помню. Так вот. Слушай дальше. Этот Давид хотел, чтобы Ариадна была с ним. Но он был себе на уме. Правда, это выяснилось в самом конце спектакля. Его любовь была только на показ, не более. А моя героиня любила его до безумия.
Евгений: Ты думала, он любил бы твою героиню до гроба? Ариадна, такой любви не бывает. Он просто альфонс.
Ариадна: (соглашаясь) Да, да. Она так страдала, когда узнала всю правду о нём. Даже покончить с собой хотела.
Евгений: Словно как Анна.

Ариадна смотрит на мужа. Евгений поднимается, подходит к жене.

Евгений: Судя по сюжетной линии, здесь должен быть кто-то ещё. Не правда ли? (подходит ближе к жене) Твой сценарист начитался Л. Толстого? (смотрит на жену в упор) Да?
Ариадна: Евгений, не смотри на меня так! Ты не представляешь, какой финал! Так вот. На помощь моей героине приходит сын Игорь. Он узнаёт, что любовник Давид альфонс. И всегда охотился за богатыми дамами. Сын рассказывает всю правду матери. Она, узнав обо всём, хочет покончить с собой. (отходит от мужа) Но от гибели спасает её немец, бизнесмен Микаэль. И она ему за это обязана. Он влюбляется в неё. Представляешь!
Евгений: Представляю! (вновь приближается к жене) В такую как она, или как ты, трудно не влюбиться.
Ариадна: (вспыхивает) Евгений! (снова отходит от него) Так вот. Микаэль уговаривает её развестись с мужем и уехать с ним в Германию. У него там бизнес, вилла, яхта.  Ариадна совсем запуталась. С одной стороны, муж Сергей. С другой стороны, Микаэль. Моя героиня в замешательстве. Она должна сказать всю правду мужу. Ей очень тяжело. Но она решается. И за завтраком всё ему и рассказывает. Оказывается, муж знал обо всём от частного детектива, которого нанял, и тот ему всё докладывал. А этот бизнесмен Микаэль является соучредителем фирмы, которой владеет её муж. И дочерняя компания этой фирмы находится в Германии. Муж понимает, если он разведётся с женой и отпустит с этим Микаэлем, он может лишиться своей фирмы. Ведь частью акций владеет жена Ариадна. И она может помочь Микаэлю завладеть всем бизнесом. Поэтому муж прощает её со словами всё тайное становится явью.
 
Евгений приближается к Ариадне.   
   
Евгений: Интересный спектакль получается. Не правда ли!
Ариадна: Милый, погоди! Сейчас закончу. Сын узнаёт от отца обо всём. Он любит мать и считает своим долгом снова ей помочь. Ариадна же не знает, как поступить. И решается на отчаянный шаг. 

Евгений прижимает жену к холодильнику.

Ариадна: Так вот. Моя героиня стоит ночью у моста и смотрит вниз. Она уже решилась. Но сын успевает. И как только она отпускает одну руку, сын хватает её за другую. И вот они стоят, обнявшись вдвоём, и смотрят на небо. А там загораются яркие звёзды.
Евгений: (медленно выдыхает) Да. Интересный спектакль.
Ариадна: (всё ещё в роли) О! Если бы ты знал, какой актёр в спектакле мне в мужья достался! Мы с ним кого только не играли вместе. Мы были вместе. Мы любили друг друга. (спохватившись) Ах! (зажимает ладонью рот)
Евгений: (громко) Ты мне изменяла? Говори!

Они стоят у холодильника. Муж заносит руку, словно хочет ударить жену. Ариадна испуганно смотрит на мужа. Евгений молча и медленно отпускает руку и отходит в сторону. Он стоит, опустив голову. Ариадна опускается на колени. Звучит тревожная музыка.


;
Сцена 3

КУХНЯ.ЧАС ДНЯ.
АРИАДНА ВСЁ ЕЩЁ СИДИТ НА КОРТОЧКАХ, СХВАТИВШИСЬ ЗА ГОЛОВУ. ЕВГЕНИЙ МОЛЧА СТОИТ, СКЛОНИВШИСЬ НАД СТОЛОМ. АРИАДНА МЕДЛЕННО ПОДНИМАЕТСЯ. ПОПРАВЛЯЕТ ЯРКУЮ КОФТОЧКУ, ЗАТЕМ ПОПРАВЛЯЕТ РУКАМИ ПРИЧЁСКУ. НЕЧАЯННО ЗАДЕВАТЕ СЕРЬГУ. НЕ ЗАМЕЧАЕТ, КАК ОНА ПАДАЕТ. БРОСАЕТ БЕГЛЫЙ ВЗГЛЯД НА МУЖА И БЫСТРО ПОКИДАЕТ КУХНЮ.
ЕВГЕНИЙ МЕДЛЕННО САДИТСЯ НА СТУЛ. НА ЛБУ ИСПАРИНА. ОН БЕРЁТ СО СТОЛА КУХОННЕО ПОЛОТЕНЦЕ, ВЫТИРАЕТ ЛОБ И ВЕШАЕТ НА СПИНКУ СТУЛА. ЗАТЕМ ПОВОРАЧИВАЕТ ГОЛОВУ И ВДРУГ ЗАМЕЧАЕТ УПАВШУБ СЕРЬГУ ОКОЛО ХОЛОДИЛЬНИКА И ПОДНИМАЕТ ЕЁ. РАССМАТРИВАЕТ И КЛАДЁТ НА ТУМБОЧКУ РЯДОМ С ТЕЛЕФОНОМ. СЛЫШИТСЯ ГОЛОС АРИАДНЫ.

Ариадна: Я потеряла серьгу.

Евгений вздрагивает. Снова слышится голос Ариадны.

Ариадна: Где моя серьга?   

Ариадна появляется на кухне с ярко накрашенными губами, с сумочкой под мышкой, в длинном пальто и шляпе. На ногах полусапожки на каблуках.

Ариадна: (порывисто) Где же моя серьга? (обращается к мужу) Евгений, ты случайно не видел?

Евгений сидит глубоко задумавшись. Его лицо красное от волнения. Он молча встаёт, подходит к раковине, умывается, вытирается полотенцем и небрежно бросает его на стол около раковины. Ни слова не говоря, он проходит мимо жены и выходит из кухни. Ариадна оборачивается.

Ариадна: Что это значит? Евгений, ты куда? (идёт вслед за ним)

Слышится голос Евгения.

Евгений: Уходи! Сейчас же уходи!
Ариадна: Нет, не уйду, пока не найду свою серьгу. Где она?

Ариадна вбегает на кухню. Вслед за ней появляется взволнованный Евгений с расстёгнутой верхней пуговицей на рубашке.

Евгений: Забирай свою серьгу и уходи! (показывает на тумбочку). Там она. Забирай и уходи! Оставь меня в покое! (кричит) Ариадна, оставь меня в покое!

Ариадна забирает серьгу и покидает кухню. Через пару минут снова появляется всё также одетая.

Ариадна: Я уйду. Но знай, я без тебя как-нибудь справлюсь. А твоя жизнь мне безразлична. Живи, как знаешь!
Евгений: (со злостью) Уходи!

Ариадна покидает кухню.

Евгений: (садится на стул) Слава Богу, ушла! Сразу дышать легче стало. Как же тяжело бывает понимать женщин! Чем они живут? Что у них внутри? Сцена, романы, интриги… сыграть любовь им ничего не стоит. Все они одинаковые. Артисты! Только и умеют демонстрировать свои таланты. Петь, танцевать, играть. Это они на сцене такие. А в жизни… на близких никакого внимания. О себе только и думают. Себя больше любят. На большее не способны. (через минуту) А ещё о культуре говорят. Горько –то как! Горько.   
 
В дверях кухни вдруг появляется Ариадна.

Евгений: Ты что-то забыла? (внимательно смотрит на жену) Или хочешь мне что-то сказать?

Ариадна демонстративно снимает пальто, шляпу, бросает на тумбочку. Сумочку кладёт также у телефона. Прохаживается по кухне взад-вперёд. Затем подходит к окну, открывает, смотрит на улицу, снова закрывает. Поворачивается к мужу.

Евгений: Не разыгрывай снова передо мной спектакль. Я тебя знаю, как свои пять пальцев.
Ариадна: (ухмыляется) Спектакль! Я и не собираюсь. 
Евгений: (обращается к жене) С тобой всё в порядке? (через минуту) Я намного старше тебя и жизнь знаю лучше, чем ты. Поэтому хочу сказать тебе одно: правда – она и есть правда, какая бы ни была. Всё тайное когда-нибудь становится явью. Неужели ты забыла эту простую истину? Лучше один раз сказать, чем потом всю жизнь мучиться. Ты всё-таки скажи, у тебя кто-то есть? Или был?
Ариадна: Господи, какое это имеет значение? Был, есть. Это было так давно. 

Ариадна подходит и садится рядом.

Евгений: Молчишь? (смотрит на жену уставшим взглядом) Думаешь, не знаю. Догадывался. (выждав паузу) Как зовут того актёра, с которым ты играла в спектакле? Не Владимир Н. ли?

Ариадна хочет подняться со стула.

Евгений: (хватает жену за руку, она снова садится) Владимир. Да, да. Видел я его, помню. Талантливый однако ж! Ты с ним смотришься великолепно! Видимо, я что-то упустил в своё время? Так ты мне скажи! На твоём лице всё написано.
Ариадна высвобождает руку, поднимается, подходит к раковине, смачивает раскрасневшееся лицо. Возвращается, снова садится. Берёт салфетку со стола и промокает лицо.

Евгений: (наблюдает за женой) Молчишь! Что бы сейчас сказал наш сын!

Ариадна в замешательстве.

Ариадна: Прости! (слабым голосом) Я так виновата перед тобой. (через пару минут) Евгений! Прости! Да, я виновата. Не думала, что так произойдёт. Тот мимолётный роман. (тихо) Владимир!
Евгений: (жестоко) Все эти ваши закулисные романы ни к чему хорошему не приводят.

Ариадна, плача, падает на колени перед мужем. Он отталкивает жену, встаёт и молча выходит из кухни. Ариадна держится за стул, плачет. Через некоторое время поднимается. Садится снова. Возвращается Евгений. Рукава рубашки засучены по локоть, верхние две пуговицы расстёгнуты, лицо и руки влажные. Он берёт полотенце, вытирается и вешает на спинку стула. Садится.

Ариадна: (обращается к мужу) Если можешь, прости!
Евгений: (негромко) Пусть Бог тебя простит!
Ариадна: (немного успокоившись) (вздыхает) Сколько же лет мы с тобой вместе прожили!
Евгений: (не глядя на жену) Двадцать пять.
Ариадна: Знаю, ты на меня сердишься. Неужели ты думаешь, нам было бы легче, если бы я призналась сразу?  Да, это моя ошибка. (спустя паузу) Ты спрашиваешь, что бы сказал Костя? Он уже сам взрослый, у него своя семья. Думаю, он нас понял бы. Евгений, мы с тобой столько лет прожили! Ты же знаешь, я любила тебя. (через минуту) Я всегда хотела быть твоей законной женой и чтобы у нас с тобой был настоящий брак! Сколько раз я об этом тебе говорила!
Евгений: (поднимая голову) (удивлённо) Разве ты не была счастлива со мной? Ты могла себе позволить многое. Неужели для тебя было главное иметь штамп в паспорте? Тем более, ты стала часто ездить на гастроли, тебя предлагали главные роли. Ты стала более востребованной. За всю нашу жизнь даже времени на это и не оказалось.

Муж смотрит на жену, она на него. 

Ариадна: (соглашаясь) Да. Ты прав, конечно. Если бы повторить жизнь заново…
Евгений: (перебивает жену) Ты думаешь, у тебя на всё хватило бы времени?

Ариадна с нежностью смотрит на мужа. Евгений поднимается и подходит к окну. Ариадна сидит на стуле, закинув ногу на ногу.

Ариадна: Разве мы не можем сейчас пожениться? Как ты на это смотришь?
Евгений: (оборачивается к жене) Отрицательно.

Ариадна поправляет юбку, поднимается и подходит к мужу. Слегка дотрагивается до руки. Евгений отворачивается от неё.

Ариадна: Господи! Тебе ничего нельзя сказать. Что с тобой, Евгений? Я тебя не узнаю. (подходит к мужу ближе) Евгений, ты выглядишь таким уставшим. Может, чаю попьём! Ты не против?

Евгений молча наблюдает за женой Ариадна наливает воды в чайник и ставит на плиту. Достаёт чашки, ложки, блюдца. Накрывает стол. Чайник вскипает. Ариадна разливает свежий чай. Евгений садится, Ариадна садится рядом. 

Ариадна: (смотрит на мужа улыбаясь) А ты помнишь, как мы с тобой познакомились?
Евгений: (делает глоток чая) Конечно помню. Я часто ходил на спектакли, где играла твоя мама Владлена Семёновна. А когда увидел тебя…
Ариадна: (перебивает мужа) А помнишь букет цветов, который подарил мне после окончания спектакля? Ведь с того вечера всё и началось. О как ты за мной ухаживал! Мне казалось, такой любви, как у нас, ни у кого не бывает. Я была ещё студенткой. А ты уже работал учителем в школе. (ставит чашку на стол) Это была любовь с первого взгляда. (через минуту) Неужели не может влюбиться молоденькая девушка в такого интеллигентного мужчину? Мои родители, узнав о наших с тобой отношениях, вначале не могли поверить. Но потом всё-таки смирились. Моя мама видела, как мы любим друг друга и хотела нам большего счастья.
Евгений: Возможно. Твоя мама была знаменитой актрисой.
Ариадна: (соглашается) Да. И я пошла по её стопам. Она мне часто говорила, что всё побеждает только упорный труд. Ведь сперва ты работаешь на имя. А уже потом имя работает на тебя. И в своей жизни я достигла всего сама.
Евгений: Как она была права! Вершины достигаются не сразу. И всё побеждает упорный труд. С твоим характером ты могла бы и горы свернуть. (через минуту) Да и не влюбиться в тебя было нельзя.

Евгений допивает чай и ставит чашку на стол.

Ариадна: (смеётся) И ты влюбился!
Евгений: (с горькой усмешкой) На свою голову.

Ариадна удивлённо смотрит на мужа.

Евгений: (вздыхая) Если бы ты знала, чего мне стоило любить тебя! (через минуту) Ты свела меня с ума. (хватается за голову) Как я мог! В глаза родным смотреть стыдно было.

Ариадна вскакивает с места.

Ариадна: Жена! Да. Я знала, ты был тогда женат. (в шоке) Неужели! Я была твоей любовницей? Да? Ты говорил, что ты меня любишь. А сам-то? Сам? (качает головой) А я тебе верила. (порывисто встаёт) Я поняла, теперь всё поняла. Вот почему мы с тобой так и не зарегистрировались. (бросает гневный взгляд на мужа) Ты думал, если бы я выгнала тебя, ты бы вернулся к своей жене? Зачем ты ей нужен после такого?

Ариадна со злостью хватает со стола пустую чашку и кидает на пол. Она разбивается вдребезги.  Затем Ариадна быстро собирает вещи, разбросанные на тумбочке, и поворачивается к Евгению.

Ариадна: (кричит) Да. Я всё поняла. Вот почему мои родители были так напуганы, когда узнали о нашем романе. Они были против нашего союза. Ты, ты виноват во всём. Какая я была дура! Столько лет прожила с тобой под одной крышей! И ради чего?

Евгений вскакивает с места.

Евгений: (повышенным тоном) А где же наша трёхкомнатная? Кто решил разменять её? Кто захотел жить своей жизнью? Ариадна, вспомни…
Ариадна: (перебивает мужа) Это была моя квартира, мной заработанная. И я вправе была поступить с ней так, как хотелось мне. Да. Я разменяла её. Себе двухкомнатную, и тебе вот эту. Однокомнатную. Скажи спасибо, что ты не остался на улице.
Евгений: Вот как! А кому от родителей досталась ещё одна квартира? Они ведь заработали на неё своим трудом. С ней что стало?
Ариадна: (порывисто) Я хотела продать эту квартиру.
Евгений: Для чего? Или кому?
Ариадна: (громко) Хватит! (с вещами в руках идёт к двери) 
Евгений: (в спину) Вспомнила? Не Владимиру Н. ли? И за что? За мнимую любовь, лесть, подарки. А он! Воспользовался тобой, твоим богатством, положением. Кто он тебе? (кричит) Альфонс!

Евгений хватается за сердце и медленно садится на стул. Ариадна останавливается у двери. Поворачивается.

Ариадна: Моя жизнь – это моя. Я хочу жить так, как хочу. А твоя… (замечает склонившегося над столом мужа) Господи! Евгений, что с тобой? Голова? Сердце? Я когда-нибудь с тобой сойду с ума!

Ариадна кидает свои вещи. Ищет на полке лекарство. Берёт одно, смотрит, роняет на пол, берёт другое, третье. Читает название. Наконец находит валокордин.

Ариадна: (приобнимает мужа) Вот, выпей!. (даёт мужу лекарство)
Евгений: (слабым голосом) Спасибо.

Ариадна садится.

Ариадна: Легче?

Евгений кивает головой.
Ариадна: Слава Богу! Евгений, ты меня так напугал. Тебе на пенсию надо. Лечиться надо, серьёзно лечиться.  У тебя больное сердце. Евгений, подумай о себе.
Евгений: (поднимает голову) Я-то думаю о себе. А ты обо мне думаешь?
 
Ариадна слабо вздыхает. Евгений смотрит на жену.

Евгений: Скажи, зачем ты всё-таки разменяла нашу трёхкомнатную? И продала родительскую квартиру? Я хотел бы знать. Зачем же ты так поступила?
Ариадна: Дело не в этом. (обращается к мужу) Прости, Евгений! Я должна была пойти на этот шаг.

Ариадна тихонько дотрагивается до руки мужа. Он отдёргивает её.

Ариадна: (умоляюще смотрит на мужа) Ты злишься на меня, знаю. Но я не смогла поступить иначе. Поверь, прошу тебя. Я должна была помочь одному человеку. Мне пришлось продать квартиру родителей, чтобы (через несколько секунд) заплатить адвокату.

Евгений вопросительно смотрит на жену.

Евгений: Адвокату? Заплатить? За что?
Ариадна: (как бы извиняясь) Должна была. Помочь. Это было моё решение.
Евгений: (удивляется) Помочь?! Не Владимиру Н. ли? В чём же он провинился?
Ариадна: (слегка отводит взгляд) Евгений, прости! Его подставили. Но он ни в чём не виноват. Какие-то друзья Владимира ограбили какой-то там офис. Я их не знаю. Они позвонили ему и сделали так, чтобы он оказался на месте преступления. А сами убежали. Владимира тогда задержали. Было несколько судебных заседаний. Длились они долго. Адвокату удалось доказать его невиновность. Но за это он попросил крупную сумму. У меня тогда не было. И пришлось срочно продать родительскую квартиру. Её купил некий бизнесмен.
Евгений: Продать квартиру. Как ты могла, Ариадна?
 
В комнате тишина. Евгений сидит на стуле без движения. Ариадна - напротив. Её глаза увлажнены, и она вытирает их кончиком салфетки, взятой на столе.

Евгений: (негромко) Не думал, что ты так сможешь. Всё сделала сама, даже со мной не посоветовалась. Даже не знаю, что тебе ответить. Как был прав Михаил Афанасьевич! (через минуту) Теперь я понимаю, зачем ты так поступила. Ты разменяла нашу трёхкомнатную, чтобы…
Ариадна: (перебивает мужа) Владимир оказался не виноват. Его спасло алиби.

Ариадна падает на колени перед мужем со слезами на глазах.

Ариадна: Прости! Прости! В тот вечер мы были вместе.
Евгений: (жестоко) Любовники!

Евгений отталкивает её и поднимается. Ариадна также поднимается, поправляет юбку, быстро собирает свои вещи и покидает кухню. Звучит тревожная музыка.
;
СЦЕНА 4

КУХНЯ. НА ПОЛУ ВАЛЯЮТСЯ РАЗБИТЫЙ БОКАЛ И МЯТАЯ САЛФЕТКА. ЧАСЫ НА СТЕНЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПОЧТИ ЧЕТЫРЕ. РЕЗКИЙ ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК. ЕВГЕНИЙ ПОДХОДИТ К ТЕЛЕФОНУ.

Евгений: (глуховатым голосом) Да, слушаю. Кто это? (через минуту) Кого вам надо? (удивляется) Кого? (ещё через минуту) Здесь такая не проживает.

Евгений вешает трубку. Затем он берёт веник, подметает осколки разбитого бокала, собирает мусор и выкидывает в ведро. Слышны шаги Ариадны. Она появляется на кухне одетая, со шляпкой в руке, с сумочкой в подмышке.

Ариадна: (слегка напуганным голосом) Кто звонил?
Евгений: (вздрагивает) Ты разве не ушла? Я думал, тебя уже нет. Или ты опять что-то позабыла?
Ариадна: (рассерженно) В этот раз я взяла всё. Не переживай!
Евгений: Тебя проводить? Или ты знаешь, где дверь?
Ариадна: Ещё помню.
Евгений: Вот и славно! До свидания!
Ариадна: До свидания!

Ариадна делает два шага к двери, останавливается, резко поворачивается к мужу.

Ариадна: А кто звонил?
Евгений: Тебе это интересно? (секунду спустя) Какой-то мужской тип. Спрашивал Ариадну. Видимо, номером ошибся.

Вновь резкий телефонный звонок. Ариадна вздрагивает. Евгений подходит к телефону, снимает трубку.

Евгений: Да, слушаю. (через минуту) (грубоватым тоном) Нет. Здесь такой нет. (бросает трубку) Странно. Очень странно. Откуда-то узнали мой номер телефона! (обращается к жене) Может, это твои поклонники? Или сослуживцы? Ты случайно, мой номер никому не давала?   
Ариадна: (приподнимая брови) Скажи на милость, кому я могла дать твой номер телефона? 
Евгений: От тебя всего можно ожидать. И почему-то называют твоё имя.
Ариадна: (с удивлением) Да! И кто же это мог быть?
Евгений: Думаю, тебе лучше известно.
Ариадна: (с возмущением) (бросая сумочку у телефона) Ну знаешь! Твоя ревность не даёт мне покоя и сейчас.

Ариадна небрежно скидывает с себя пальто. Оно падает на пол.

Евгений: Точно также, как и мне твоё нахальство.
Ариадна: (вспыхивает) С тобой, милый, иногда так трудно бывает говорить. Знаешь, что мне не нравится в тебе? Так это твои колкие замечания. Ты всегда любишь меня поучать. Столько раз за этот день я выслушивала всё это! Если ты считаешь меня глупее себя, лучше скажи.
Евгений: (спокойным тоном) Человека украшают не только слова, которые он произносит, чтобы его услышали, но и поступки, которые он совершает, чтобы его уважали другие. Умный человек не укажет на недостатки другого, если он того не достоин.

Ариадна стоит не шевелясь, не в силах что-либо ответить.
 
Евгений: Не смотри на меня так! Сколько лет мы вместе прожили! С твоим вспыльчивым характером сладить было нелегко. Ты всегда была нетерпелива и очень упряма. Тебя ни в чём нельзя было убедить. Ты делала всё так, как хотелось тебе одной. А мнением других не интересовалась вовсе. Петь, играть, танцевать, веселиться – вот чем ты живёшь. Но наша жизнь не состоит только из этого. Есть много всего другого, что ты и не замечаешь. Я прав?

Евгений подходит к жене ближе, забирает шляпку из рук жены и кладёт около телефона. Поднимает пальто и вешает на спинку стула.

Евгений: Молчишь! Знаю, милая, что ты думаешь обо мне. Скажешь, что я надоел тебе своим занудством, дурацким характером. Да, я не люблю шуток. Я такой человек. Если бы ты не выводила меня из терпения, не ревновал бы вовсе.  (через минуту) Помнится, когда мы жили вместе, ты часами любила говорить со своими подругами по телефону. Не так ли? (подходит ближе к жене) И сразу бросала трубку, когда замечала меня. Что они о тебе думали?
Ариадна: Тебя это не касается, что думали мои подруги. (отходит от мужа на шаг в сторону холодильника) Может, это были сослуживцы?
Евгений: Сослуживцы по сцене?! (смеётся) Ха, ха, ха Дорогая моя! За кого ты меня принимаешь? Мне ли не знать все твои штучки! Я выучил всю тебя до кончиков твоих пальцев. А кто часами пел в ванной, когда мылся? Соседи знали весь твой богатый репертуар наизусть.   

Евгений подходит ещё ближе к жене. Прижимает её к стенке холодильника. Ариадна пытается освободиться. Лукаво смотрит на мужа.

Ариадна: (вздыхает) Какие же мы с тобой всё-таки разные! Знаю, мой характер не сахар (слегка улыбается) Ты меня до сих пор любишь?
Евгений: Любишь, не любишь – характер не изменить.
Ариадна: Ты не исправим.
Евгений: Точно также, как и ты.

Ариадна наконец освобождается из объятий мужа. Евгений наблюдает за женой вполоборота. Ариадна пододвигает стул и садится. За окном наступают вечерние сумерки. На часах начало пятого.
Ариадна: (с милой улыбкой) Может выпьем по чашке чая? Как ты на это смотришь?
Евгений: С сушками. И пряниками.
Ариадна: (радостно) С удовольствием.

Евгений наливает воды в чайник и ставит на плиту. Достаёт чашки, блюдца, ложки. Затем достаёт сушки, маленькие конфетки, пряники.

Ариадна: (восклицает) Мои любимые пряники с начинкой! Ты угадал. Я люблю именно такие.
Евгений: Твои вкусовые привычки мне давным-давно известны. Как никак я твой муж. 
Ариадна: (берёт один пряник) Я прошу тебя. Я так устала сегодня. Давай поговорим спокойно! Пожалуйста.

Чайник вскипает. Евгений разливает чай по чашкам, добавляет жене молоко и кладёт две ложки сахара. Подаёт жене. Себе также добавляет немного молока в чай. Садится рядом. Берёт сушку и ломает на мелкие кусочки.

Ариадна: Как там Костя? Как там наш внучек Серёженька? Я так давно их не видела!
Евгений: Костя звонил мне недавно. Сказал, что у него всё в порядке. Работает. А Серёжка растёт. Кстати, ты не забыла, скоро у нашего внука день рождения.
Ариадна: (удивлённо) Да!
Евгений: В конце апреля. Шесть лет. Того и глядишь, в школу пойдёт. А ты не заметишь. Ты, верно, забыла, как он выглядит? (наблюдает, как Ариадна делает глоток чая) Когда ты видела внука в последний раз?
Ариадна: (как бы вспоминая) Кажется, (вновь делает глоток чая) до Нового года. (с чашкой в руке) Да, да, да. Вспомнила. Сразу после наших гастролей. Тогда мы собрались все вместе. И я рассказывала Константину, как мы съездили. Варшава, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия… О! Это был аншлаг! Нам везде рукоплескали. Публика горячо приветствовала наш спектакль. Он имел несомненный успех. (ставит чашку на стол) Получается, что видела Серёженьку в конце декабря. (откинувшись на спинку стула) (неожиданно) Да, кстати, а где я отмечала тот Новый год?
Евгений: (отхлебнув глоток чая) Странно, что ты такой момент своей жизни упустила! (ставит чашку на стол) На моей памяти, ты всем сказала, что устала и хочешь провести Новый год дома одна.
Ариадна: (перебивает мужа) (с усмешкой) Неужели!
Евгений: То, что ты одна выпила бутылку шампанского - это явно чувствовалась ещё до наступления Нового года.
Ариадна: (громко смеётся) Да, да, точно. Вспомнила. И закусывала шоколадом с миндалём и вкусными мандаринками. Как такое я могла забыть?! (берёт второй пряник)
Евгений: Какое у тебя странное свойство памяти! Одно помнишь, другое не помнишь. Я вот помню, как утром следующего дня ты снова звонила мне. Такое долгое поздравление с наступившим Новым годом я слышал от тебя впервые в жизни.
Ариадна: (хитро улыбаясь) И что же я тебе такое говорила?
Евгений: Не мне тебе пересказывать. Что у тебя в голове – то на языке.

Ариадна снова громко смеётся. Евгений ухмыляется. Он берёт другую сушку, разламывает в руках, кладёт в чай. Ариадна немного успокаивается. Она отламывает пряник, жуёт и запивает чаем. Ставит чашку на стол. 

Ариадна: Какой же ты чудной, Евгений! Ты даже шуток не понимаешь. (снова смеётся) Конечно, я всё помню, милый. 
Евгений: (доедает сушку, затем обращается к жене) Значит, ты меня с Новым годом разыграла? Знаешь Ариадна, я тебе так скажу. Ты, действительно, хорошая актриса. (слегка улыбается) Представляешь, как-то Серёжка сказал всем в садике, что у него самая талантливая бабушка в мире. Костя мне потом передавал. Устами младенца…
Ариадна: (расплывается в улыбке) Он так и сказал! Серёжка так сказал? Надо же! Как приятно! (доедает пряник, допивает чай) Спасибо ему! Я так давно его не видела. А на кого он всё-таки похож? На отца? На мать?
Евгений: (чётким голосом) Весь в тебя. И лицом, и характером, и такой же болтун, как и ты. Не замолкает ни на минуту. Кстати, у него обнаружили хороший слух и голос. Учитель по вокалу в садике порекомендовал отдать Сергея в музыкальную школу. (берёт очередную сушку) Он даже поёт какие-то арии.  Может, тебе стоит его послушать? Он так по тебе соскучился.

Евгений допивает чай. Ставит чашку на стол. Берёт салфетку со стола, вытирает губы.

Ариадна: (с нежностью смотрит на мужа) Я так соскучилась по тебе. Твоему взгляду (дотрагивается до руки мужа), твоим сильным рукам, твоему запаху… А ты? Ты скучал по мне?
Евгений: Ариадна!
Ариадна: (поглаживает по правой руке мужа) Мы же как-никак муж и жена. Знаю, я виновата перед тобой. Давай оставим всё в прошлом. Не будем его ворошить. Лучше скажи, ты простил меня? (поднимает взгляд на мужа)
Евгений: Пусть теперь Бог простит нас! Всё, что было в твоей жизни – было. Всё, что было в моей жизни – тоже было. Прощение – половина исправления. Нужно уметь прощать даже тогда, когда это бывает трудно сделать. Думаю, ты меня тоже простила? (слабо улыбается)

Евгений закрывает ладонью левой руки кисть Ариадны. Она ластится к нему.

Ариадна: Конечно. Евгений, с тобой так хорошо! Так хорошо! Ты меня сегодня весь день чаем кормишь.
Евгений: (со слабой ухмылкой) Завтрак, медленно переходящий в ужин. Не каждый день ко мне на завтрак приходит жена. (убирает руку) Тебе ещё чай налить?
Ариадна: (встрепенувшись) Да, буду.

Ариадна убирает руки. Евгений поднимается.

Евгений: (подходит к окну и вдруг оборачивается к жене) Ариадна, может тебе стоит заняться преподавательской деятельностью?  У твоей мамы Владлены Семёновны выросла целая плеяда талантливых учеников. Из тебя также вышел бы замечательный педагог. Подумай! Твои бесконечные гастроли, разъезды, репетиции – всё нервы, головные боли, давление. Ты себя нисколько не бережёшь. А так жила бы себе преспокойно. Обучала бы будущих артистов театра, ко мне приходила бы, внука частенько видала. Как тебе моё предложение?

Ариадна сидит на стуле, перекинув одну ногу на другую.

Евгений: (продолжает) Да. Ты достигла большого успеха. Тебе предлагают хорошие роли. Твои спектакли востребованы. Ты уже заслужила любовь и признание публики. И неужели ты полагаешь, что так и будешь продолжать петь, танцевать, веселиться? Подумай о себе! Своей душе! И обо мне!

Ариадна медленно встаёт со стула и подходит к мужу. Евгений стоит у окна. На улице темно. Горят фонари. Евгений приоткрывает окно. Занавески слегка колышутся от тихого ветра.

Ариадна: (вздрагивает) Как темно на улице! (слегка выглядывает в окно) Ах, как темно!
Евгений: (показывает жене улицу) Ты даже и не представляешь, какова настоящая жизнь! Вот смотри! Видишь, огни горят. С шестого этажа всё как на ладони. Улица, дома, машины, люди. Всё движется, движется. (чуть больше открывает окно) (указывает налево) Там остановка транспорта. Рядом супермаркет, аптека, киоск. Недалеко за поворотом автостоянка и детский развлекательный центр. Дальше - моя школа. А вон там (показывает направо) кинотеатр. За ним сквер и небольшое уютное кафе. Чуть дальше техникум. И всё в этом мире не стоит на месте. Каждый на земле живёт своими заботами, проблемами и старается любым путём решать их. И вот это – наша жизнь!

Он слегка прикрывает окно.
Евгений смотрит наверх, как звёзды одна за другой загораются на небе, освещая тёмный небосвод. И ощущает, как у него возникают какие-то желания.  Ариадна смотрит вниз, где шумит улица, едут машины, спешат люди. И понимает, что жизнь не стоит на месте.

Ариадна: (поворачиваясь к мужу) Ты давно был в театре?
Евгений: (спокойно) Я давно там не был. (поворачивается к жене)
Ариадна: Ты прав, конечно. Насчёт твоего предложения я подумаю. И буду заботиться о всех нас. (мило улыбается) Может, в театр вместе сходим? 
Евгений: Может быть. (через минуту) Думаю, и ты права. Устал я. Доработаю этот учебный год. И уйду на пенсию. Буду больше отдыхать. Поеду в Крым, Сочи, Ялту. Мы ведь с тобой были на Чёрном море. Помнишь?

Ариадна вновь льнёт к мужу. Евгений обнимает жену за талию. Он осторожно касается щекой её щеки и затем целует прямо в губы.
                КОНЕЦ ПЬЕСЫ.


Рецензии