Что в имени тебе моем

Что в  имени тебе моем

Моя бабушка хотела , чтобы меня назвали Катей. В память о ее тете Гитель. Где Катя и где Гитель?! Это сложно. Нет  никакой связи, которую может объяснить филология в целом и ономастика в частности. Страна была не самая простая и с именами все  не дважды два . Хаймы становились Ефимами, Гершки Григориями , а тетя Гитель решила стать  Катей. Против тети Гитель-Кати моя мама лично ничего не имела. И имя Екатерина , в принципе, подходило к образу, в которой я должна была вписаться. Но был риск, что не вся челядь ( описка, зачеркнула) окружающие  разглядят корону и сапфировый оттенок моей крови . И по этой причине обзовут меня Катькой . Представляете ?! Корона, кровь и …Катька! Поэтому меня не назвали в честь тети  Гитель.

Мой папа всю жизнь посвятил литературе и даже его диссертация была о чём-то болдинско-осеннем. Он предложил назвать меня Наталией. Возможно , что он и имел в виду Гончарову, но у мамы были некоторые сомнения на этот счёт. Папа был очень творческим человеком. Поэтому мама категорически выступила против Наталии, Риты, Эллы, Юлии, Елены, Дины, Светланы, Ольги , Ирины,Анны  и Тамары.
И посему  я стала Викторией. Да и « Витка» , в крайнем случае, всё-таки не « Катюха».

С отчеством у меня все предельно просто. Папин дедушка Тевье умер в 18м году от «испанки» и мой папа был назван в честь него Теодором. Ну, вы ж не будете спорить , что по сравнению с Гитель- Катя в  варианте Тевье- Теодор есть какая-то логика?! !
Виктория Теодоровна. Звучит?! Сапфировый оттенок крови сверкал , переливался и голубел не по дням, а по часам.

Что касается фамилии моей, то , конечно, без помощи Антона Павловича об этом не рассказать .
Ну так вот , приехали мы 30 лет назад в кибуц. Апельсины собирать с грейпфрутами. В группе нас было 10 человек. Мы с мужем, моя троюродная сестра с мужем и шестеро ее друзей и подруг. Нас расселили по домикам и тут же «забросали» визитами. И одним из первых визитёров была наша бывшая соотечественница, которая приехала в Израиль за месяц до нас, но не на 2 месяца, а на ПМЖ.
« И шо это у вас за фамилии у обеих, и шо вы с ними у нас тут делаете?! Новикова , Зайцева? », грозно спросила бывшая соотечественница. Надо отметить, что ни одна из правнучек нашего легендарного деда Наума не вышла замуж за обладателя « подходящей»  ( с точки зрения этой дамы) фамилии и всего к ней прилагающегося.
Я ей говорю : «Вы видите эти два предмета ?» и указываю на наших мужей. «Какие ещё предметы?» , начинает пытаться спорить со мной дама.
« Здрасьте! Вот стоят два одушевлённых предмета», парирую я.
«Шо вы несете? Какие предметы?»
« Я по первому образованию - учительница начальных классов. Уж как-нибудь объяснить разницу между одушевлёнными и неодушевлёнными предметами я пока могу. Присаживайтесь. Через полчаса у Вас от зубов эта тема отскакивать будет».
«Шо за бред? Какие предметы? Это ж люди».
«Сто процентов! Поэтому они относятся к одушевлённым предметам. А Антон Павлович Чехов сказал , что  « Нет такого предмета, который не подошел бы еврею для фамилии. ...» Вы ж не будете спорить , что эти одушевлённые предметы прекрасно подходят для еврейских фамилий ?»
« Вы меня запутали ! Шо вы от меня хотите?»
« Я ? Это ж Вы пришли с претензиями к нашим фамилиям . По второму образованию я психолог. Вы хотите , чтоб я Вам объяснила откуда все Ваши вопросы и проблемы? Это не одушевлённые и неодушевлённые предметы! Тут одним уроком дело не обойдётся. Придётся нам не один десяток часов поработать! Но мы здесь на целых два месяца. Мы с Вами горы свернём!»
« Все , я пошла! Строит из себя непонятно шо !»
« Пошла одна такая ! ЩАС! Я тут от скуки умираю, а она пошла! Я Вас , дорогая, провожу!
 Разрешите представиться : Виктория Теодоровна Новикова! Итак, начнём с одушевлённых и неодушевлённых предметов ...»©Victoria Novikov


Рецензии