Сказка о храбром зайце


   Пьеса для детей

Действующие герои:
Зайчик
Зайчиха
Медвежонок
Медведица
Сова
Ёжик
Белочка
Лесные звери – барсук, лиса, волк

Песенка Зайчика – автор Алсу Валеева
Песенка Ёжика – автор Алсу Валеева
Песенка Лисёнка – автор Алсу Валеева
Песенка Волчонка – автор Алсу Валеева

Песенки Зайчихи, Медвежонка, Медведицы, Совы, Белочки, Барсука, песни «О дружбе», «Как хорошо в лесу весной» - Гульнары Тагировой.


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
     Сцена 1
 
Зима. Ночь. Лес. Заячья нора. Зайчиха-мать укладывает спать детёныша.

Зайчиха: Спи, засыпай!
Зайчик: (удивлённо) (приподняв левое ухо) Мама, скажи, почему ночь на улице? А почему зимой так холодно? А почему ветер дует? А весна скоро придёт?
Зайчиха: (зевая) Спи давай, завтра тебе расскажу.
Зайчик: А тепло когда будет?
Зайчиха: Какой ты любопытный! Будет, сынок, будет. И весна наступит, и лето придёт.
Зайчик: И мы побежим на поляну? Там тоже всё расцветёт?
Зайчиха: Конечно, расцветёт. (строго) Спи уже! (поёт колыбельную песенку)
Песенка Зайчихи
Спи, мой зайчик махонький,
Спи, мой зайчик, лапонька!
Все в лесу зверушки ночью спят.
А весна наступит,
Солнце лес разбудит,
На поляне соберёт зверят.
Спи, мой зайчик махонький,
Спи, мой зайчик, лапонька!
Зайчик засыпает. Прилетает сова. Садится на ветку дерева.

Сова: Ух! Ух! Ух! Как холодно зимой! И все спят. Мне одной лес ночью караулить приходится. Ух! Ух! Ух!

Песенка совы
Сколько птиц и зверей,
Мне сове известно.
Кто ночами не спит,
Также интересно.
Я за всеми смотрю,
Сверху наблюдаю.
За сто лет что живу
Многое я знаю.

Сова вертит головой по сторонам.

Зайчик: (обращается к матери) Когда снег растает? Когда нам можно будет вылезти?
Зайчиха: Скоро уже, скоро.
Зайчик: (приподняв уши) А что там шумит? (вздрагивает) Ой, боюсь!
Зайчиха: Не бойся! Ветер это.

Зайчиха поглаживает детёныша лапой по спинке.
         
Зайчик: Мама, почему все считают, нас, зайцев, трусами? Неужели в лесу надо всего бояться?
Зайчиха: Всем в лесу нужно быть очень осторожным. Особенно нам. В лесу хищники есть. А нас легко напугать. Поэтому необходимо быть всегда начеку. И уши у нас большие, чтобы всё слышать. В случае опасности надо очень быстро прыгать, чтобы никто не догнал. Понимаешь?
Зайчик: Получается, нас легко напугать, и мы должны от всех убегать. Да?
Зайчиха: Если что-то страшное, то да. Но далеко в лес одному нельзя. После поляны овраг начинается. Там лес очень густой. Заблудиться можно.

Зайчик смотрит на мать и, тяжело вздохнув, грустно опускает уши.


Сцена 2

Лес. Темно. Невдалеке пролетает сова. Маленький заяц осторожно вылезает наружу.

Зайчик: (тихо) Мама говорила, в лесу надо быть осторожным. (пугается) Ой! Кто-то здесь есть? (прислушивается) Нет. Вроде никого. Попрыгаю дальше.


Песенка Зайчика
Я весёлый Зайчик,
Зайчик-попрыгайчик!
Вовсе не трусливый
И не боязливый!
Прыг-скок, прыг-скок,
Я весёлый Зайчик,
Я весёлый Зайчик,
Зайчик-попрыгайчик!

Сова: Кто там? (насторожившись) Ух! Ух! Ух! (удивлённо) Неужели заяц вылез? И чего это он? Полечу, посмотрю. 

Сова бесшумно снимается с ветки. Зайчик достигает поляны. Пробегает ёжик и задевает колючками лапу зайца.

Зайчик: (от боли отпрыгивает в сторону) Ой! Кто здесь?
Ёжик: (пыхтя) Уф! Уф! Уф! Я ёж лесной.

Песенка Ёжика
Ёжик я, ёжик я,
Вся спина в иголках
Подойди ко мне, не трусь,
Я почти что ёлка!
Ёжик я, ёжик я,
Маленький Ежонок,
Будем мы с тобой друзья,
Не страшись иголок!

Ёжик: А ты как здесь очутился?
Зайчик: (немного дрожит) Я, я, я… из норы вылез. Вот до сюда и доскакал. Я хочу (задумывается) побороть свой страх. Поможешь?
Ёжик: Как?
Зайчик: Скажи, до оврага далеко ещё?
Ёжик: (удивляется) А зачем тебе?
Зайчик: Какой ты непонятливый! Все думают, что мы зайцы - трусы. Но мне хочется доказать, что я ни такой. Понял?
Ёжик: А! Ну тогда понятно. После этой поляны начинается. Покажу. Уф! Уф! Уф!

Ёжик бежит впереди. Заяц за ним.

Ёжик: (вдруг останавливается и оборачивается) Стой! Овраг, говоришь? Я там клад по осени спрятал. А куда, не помню. Поможешь найти?
Зайчик: Конечно.
Ёжик: Уф! Вот и добежали. Но я туда не пойду. Снег пока лежит. Удачи тебе!
Ёжик убегает. На ветке дерева сидит сова. Смотрит вокруг себя.

Сова: Надо же! Заяц вылез. Сам махонький, беленький. Чего он доказать хочет? Ух! Ух! Ух!

Заяц пытается спуститься вниз с оврага. Спотыкается, падает. Снова поднимается.

Сова: Ох-хо-хо! Куда ж его понесло-то! Ветер же начинается.

Начинается ветер. Заяц прыгает из стороны в стороны. Ветер шумит, издавая страшный звук. Заяц замирает. Прижимает уши. Ветер усиливается. Заяц дрожит от испуга. Он прыгает влево, затем вправо и снова оказывается на поляне. Быстро убегает от этого страшного места. В лесу всё также ухает сова.

Сцена 3
Ночь. Заячья нора. Маленький зайчик сидит, прижав уши. Мать зайчиха спит. Снаружи дует сильный ветер.
 
Зайчик: (грустно размышляет) Подумаешь, в лесу был. Я там ёжика встретил. Он мне помог. А мне (ещё больше прижимает уши к телу) уши надрали. Ничего, ничего. Я ещё докажу, что храбрый.

Зайчик медленно вылезает из норы, встряхивается. Шубка у него местами белая, местами серая. Он осматривается, прислушивается. Знакомой тропинкой прыгает по направлению к оврагу. Сова летит за ним. У оврага зайчик останавливается.
Резкий звук сверху привлекает внимание зайца. Он поднимает голову. Видит на дереве белочку.

Зайчик: Привет!
Белочка: Привет!

Песня Белочки
Я белочка, я белочка,
Ласковая белочка.
И с веточки на веточку
Прыгаю вот так.
Я собираю жёлуди
И собираю шишечки.
Ведь скоро день Рожденья.
И это не пустяк.

Белочка: Как ты здесь очутился?
Зайчик: Как, как? Прыгал, прыгал и попал. Вот.
Белочка: Здесь же овраг. Там, внизу медведи спят. Иногда я слышу, как они храпят. Страшно.
Зайчик: Пусть храпят. Мне какое до них дело! А я хочу спуститься в овраг.
Белочка: (удивлённо) В овраг? Зачем?
Зайчик: Все думают, что зайцы - трусы. Но я хочу доказать всем, что и мы храбрые бываем. Ты мне поможешь? Какой тропинкой легче спуститься?
Белочка: Конечно, покажу.

Белочка видит узкую тропинку, ведущую вниз в овраг. И показывает зайцу.

Белочка: (останавливается, вспоминает) Ой! У меня там клад. Осенью спрятала. Куда не помню. Ты мне поможешь его найти?
Зайчик: Ты мне помогла – и я тебе помогу.
Белочка: Спасибо. Только ты будь осторожен! Пока.

Белочка убегает. Сова сидит на ветке дерева.

Сова: (удивлённо) Ох-хо-хо! Что заяц затеял? Дождь ведь начинается.   

Заяц по тропинке спускается в овраг. Дождь становится сильнее. Заяц трёт передними лапами мордочку, потом макушку. Прыгает в сторону. Дождь участился. Заяц снова прыгает. Прыгает ещё раз. Дождь льёт как из ведра. Заяц от испуга вновь прыгает. Смотрит по сторонам – вокруг та же поляна. Быстро убегает домой. 

   
Музыка.
       Конец первого действия.

;
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
    Сцена 4

Ночь. Лес. Поляна. Маленький заяц на краю оврага. На ветке дерева сидит сова.

Сова: Ух! Ух! Ух! Что он там надумал? (удивляется) Надо же! Заяц шубку поменял, весь серый стал.

Зайчик кубарем катится в овраг по знакомой тропинке и ударяется о дерево. Впереди берлога. Оттуда раздаются непонятные звуки. Заяц делает несколько прыжков назад и прячется за другое дерево. Из берлоги вылезает медведица. За ней медвежонок.

Медведица: (принюхивается) Как хорошо! Снег растаял. Солнышко греет. Скоро совсем тепло будет. 

Песня Медведицы
Запахло в воздухе весной.
Я вышла из берлоги.
Как долго я спала зимой.
Мои устали ноги.
И нету сил мне больше спать.
И сын уже подрос.
Пойду я в лес еду искать.
Ох! Какой больной вопрос!

Медвежонок: Мама, ты мне разрешишь погулять?
Медведица: Конечно, сынок. Я пойду посмотрю, что в лесу делается. А ты убери старые ветки после зимы.

Песня Медвежонка
Я Мишка косолапый.
И лес мне дом родной.
И вместе с мамой, с папой
Зимой сосал я лапу
В берлоге под сосной.
Вот весна к нам идёт,
Солнце ярко светит.
Каждый друга найдёт.
И мы будем вместе.

Медведица уходит. Медвежонок идёт прямо к дереву, за которым прячется заяц. От неожиданности зайчик прыгает в сторону. Медвежонок пугается. Они удивлённо смотрят друг на друга.

Медвежонок: Как ты сюда попал?
Зайчик: Попал. Прыгал, прыгал и попал.
Медвежонок: Здесь же страшно.
Зайчик: Ну и пусть! Я теперь никого и ничего не боюсь. И тебя тоже. Понял?

Зайчик протягивает медвежонку лапу. Тот пожимает.

Медвежонок: Мне здесь ветки нужно убрать, чтобы чище стало. Поможешь?
Зайчик: Конечно, помогу. А мне здесь нужно кое-что найти.
Медвежонок: (удивлённо смотрит на зайца) Что найти?
Зайчик: Мне ёжик и белочка дорогу сюда показали. Они здесь по осени кое-что закопали. Я им помочь обещал.
Медвежонок: Тогда давай искать!

Зайчик и медвежонок убирают листву и мелкие ветки, сгребают их в кучу. Медвежонок оттаскивает тяжёлые упавшие ветки в сторону. Земля становится чистая. Под деревом виднеется небольшой бугорок.

Зайчик: Ой! Кажется, я что-то нашёл. Клад чей-то.
Медвежонок: И правда!

 Они разгребают лапами бугорок и достают оттуда целый гриб.

Зайчик: Это ёжика клад. Давай искать дальше! Должен быть ещё один.
Медвежонок: (с другой стороны дерева) И тут что-то есть. Смотри!

Зайчик и медвежонок разгребают второй бугорок и достают оттуда две сосновые шишки.

Зайчик: Это белочки клад. Надо их вернуть им.
Медвежонок: (смотрит вокруг) Спасибо. Ты и мне помог. Как чисто вокруг стало!
Сова: (сидит на ветке дерева) Молодец заяц! Свой страх преодолел. Ему помогли, и он помог.

Зайчик и медвежонок сидят на поляне. Рассвет. Мимо бежит ёжик.

Зайчик: Привет! Мы твой клад нашли. Вот, держи! (протягивает гриб)
Ёжик: Здорово! Спасибо! Давай дружить! (протягивает свою лапу)
 
Появляется белочка.

Медвежонок и зайчик вместе: Привет!
Белочка: Как здорово, что вы здесь!
Зайчик: Мы с медвежонком твой клад отыскали. Держи! (протягивает две шишки)
Белочка: Спасибо вам. Как здорово иметь настоящего друга!
Медвежонок: Зайчик и мне помог. Землю вместе с ним почистили.

Зайчик, медвежонок, ёжик и белочка поют весёлую песню про друзей,

Как хорошо на свете жить!
Друзей иметь, друзей любить
И помогать им часто.
Тогда и беды нипочём
В лесу большом, в лесу густом.
И всем нам будет счастье!
Как хорошо на свете жить!
Друзей иметь, друзей любить.
Мы будем дружбой дорожить!

Сцена 5   

Весна. Большая поляна. Вокруг собрались лесные обитатели. На дереве сидит сова.

Сова: Сегодня мы собрались не просто так. Я везде летаю, всё вижу, всё знаю. Среди нас оказался тот, кто не испугался ни зимы, ни темноты. Пусть все знают, кто это. Пусть он расскажет нам!
Лиса: (выходит) Да, да, кто это? Интересно бы знать!

Песенка Лисички
Я Лисичка рыжая,
Рыжая-прерыжая,
Добрая, весёлая
И немного хитрая!
Подойди ко мне, мой друг,
Будем мы с тобой играть
На полянке весной
Петь и танцевать.

Волчонок: Хотелось бы мне его увидеть. Что же он такого сделал? (выходит вперёд)

Песенка Волчонка
У Волчонка ушки,
Ушки на макушке
И большие глазки,
К вам иду из сказки
Вы не бойтесь меня
Никого из вас не съем.
Будем мы теперь друзья
Вместе насовсем.
Барсук: Он герой?! И мне было бы интересно узнать. (поёт)

Песня Барсука
Чует нос, весна пришла,
Вылез я наружу.
У меня у Барсука
Так замёрзли уши.
Мои чешутся бока.
Солнышко, согрей-ка!
И тепла для Барсука
С неба не жалей-ка!

Лиса: Хотелось бы с ним подружиться. (слегка толкает волчонка в спину) Как ты считаешь, дружище?
Волчонок: И мне бы хотелось.
Лиса: Ещё одним другом обзаведусь. (улыбается) Чем больше друзей, тем лучше.
Барсук: (громко) Выходи же в середину! Покажись, коль ты герой!
Зайчик: (выходит) Это я!

Все звери удивлённо смотрят на него.

Зайчик: Мне мама часто рассказывала, чего и кого надо бояться в лесу. А мне захотелось преодолеть свой страх. В первый раз, когда я спускался в овраг, я испугался ветра. Во второй раз испугался дождя. А в третий раз меня уже ничто не испугало. Я теперь ничего не боюсь. Даже друзей приобрёл. Они мне помогли.
Барсук: Друзей! И чем же они тебе помогли? Я тоже хочу иметь друзей.
Волчонок: И я хочу. Друзья всегда нужны.
Зайчик: Да. В первый раз мне ёжик помог. Он дорогу к оврагу показал. Во второй раз бельчонок. Он мне тропинку в овраге показал. Вот они! (указывает на них)
Зайчиха: А чем же ты им помог, расскажи!
Зайчик: Ёжику нашёл его гриб, а бельчонку две шишки. Мне медвежонок помогал. 
Медвежонок: (подходя к зайчику) А он мне помог землю почистить. И теперь мы друзья.
Ёжик: (вылезая на середину) Да. Когда рядом друг, ничего не страшно.
Белочка: (спускаясь с дерева) И теперь мы будем всегда помогать.
Зайчиха: (подходя к зайчику и обнимая его) Ты мой герой! Я горжусь тобой! Ты молодец!
Медведица: (подходит к зайчику) Мы тоже тобой гордимся. Молодец!
Сова: Да. Иметь друзей – это хорошо. Настоящий друг – это не тот, кто просто держит за руку. Это тот, кто готов сделать так, чтобы её не отпустить. А наш зайчик – молодец! Храбрым стал. Так давайте же поздравим нашего смельчака и будем праздновать весну!

Все звери радостно водят хоровод и поют песню.

 
Как хорошо в лесу весной! Как хорошо весной в лесу!
И землю солнце греет. И будем мы смеяться.
Друзья всегда теперь со мной. И станет другом нам барсук.
Поможем им в беде любой. А также волка и лису 
Дружные мы звери. Нечего бояться.

Конец пьесы. Занавес.


Рецензии