История Тамани часть 5

Городище Гермонасса в Тамани. Археологические раскопки. 2015 г.

Вторая половина XVIII в. - время первых академических исследований и издания первых достоверных карт Таманского п-ова и дельты Кубани. Описания постепенно становятся всё более подробными, карты - более точными. Так, шведский историк И. Э. Тунманн (1746–1778 гг.) в своем историко-географическом труде «Крымское ханство» (1777 г.) среди прочего рассказывает о низовьях Кубани: ... она начинает разделяться на рукава... Самый северный большой рукав называется Кумли-Кубань (песчаная Кубань, также Кура-Кубань и Абаза-Ирмаги (Протока), в которую впадает маленький, ещё более северный (рукав), называемый Агантир (Ангелинский Ерик). Южнее есть почти совсем пересохший рукав Кура-Кубань (сухая Кубань) (не идентифицирована). Ещё далее к югу течет настоящая Кубань... частью впадает у Темрука (совр. левый рукав) в Азовское море, но с наибольшею частью своих вод поворачивает к югу и впадает в Чёрное море (Старая Кубань). Тунманн упоминает и остров Тамань, образованный Каффинским (Керченским) проливом, Чёрным и Азовским морями и рукавами Кубани. Затем он добавляет про городок Барбарцемин (или Ага), что на маленьком острове в устье Темрукского рукава Кубани. И наконец, есть упоминание про о. Ачук (азовская дельта), что к северо-востоку от Тамани и образуется Азовским морем, Кумли-Кубанью (Протокой), главным (черноморским) и Темрукским рукавом. Тунманн собрал старые названия Кубани: Гипанис - греческое, Вардан - римское, Укрух и Варзан - хазарские, Копа - итальянское.

Известный ученый-естествоиспытатель академик П.С. Паллас в 1794 г. предположил, что низина, тянущаяся по основанию Фонталовского (Динского) п-ова, в прошлом была занята протокой Кубани, а сам полуостров был островом Киммерида. Немецкий путешественник Ф.К. Маршал фон Биберштейн (1768–1826 гг.) впервые обратил внимание на палеогеографию дельты Кубани. Среди поднятых им вопросов были изменчивость уровня моря, непостоянство береговых линий моря и лиманов, миграция русел дельтовых проток и рукавов. Из двух-трех десятков карт данной местности, изданных в последние десятилетия XVIII в., особенно отличаются составленные петербургским академиком К.И. Габлицем (1752–1821 гг.). Они географически точны, достоверны и для того времени удивительно подробны. В первой половине XIX в. Тамань и дельта Кубани, недавно перешедшие под власть российского императора, начали интенсивно осваиваться. Укреплялся административный аппарат, строились крепости, появлялись казачьи станицы, развивалось сельское хозяйство, начались первые археологические раскопки. Для этих нужд остро требовались географические знания.

Среди карт того времени наиболее ценными представляются «Карта полуострова Таврического и около лежащих мест» (1803 г.), «Большая карта Российской Империи», созданная специально для Наполеона (1812 г.), карта (1816 г.) Российской империи на ста листах, карта П.И. Кёппена (1819 г.), «Специальная карта Западной части Российской империи» (1826–1840 гг.), «Военно-дорожная карта России и сопредельных стран» (1837 г.), карты из атласа Дюбуа де Монпере (1839 г.), карты из атласа Ашика (1841 г.). Кроме того, нельзя не упомянуть особенно выдающуюся карту, которую в 1820 г., незадолго до смерти, издал Габлиц. Это была карта Тамани (La Carte de Taman) масштаба 1:42 000. Береговая линия на ней показана очень близкой к реальности, отмечены основные лиманы. У Кубани здесь один основной рукав, впадающий двумя устьями в черноморский лиман. В районе современной вершины дельты русло рукава раздвоено (там показана протока Кара - Кубань). Темрюкский рукав не обозначен, однако к северу от него на карту нанесено множество мелких рукавов и ериков, в том числе Протока. Фактурно показаны заболоченные низменности. Франко-швейцарский исследователь Фредерик Дюбуа де Монпере (1798–1850 гг.) составил шеститомное «Путешествие вокруг Кавказа», к которому приложил атлас из нескольких десятков карт (в том числе географических и геологических) на территорию дельты Кубани. Примечательно, что древнюю Фанагорию он помещает в устье Кубани.

Из путешественников первой половины XIX в., оставивших описания дельтовой части Кубани, также стоит упомянуть М. Энгельгардта и Ф. Паррота (1811 г.) и Ж. Гюо (1837 г.). Все трое считали, что Тамань отделяется от континента кубанскими рукавами, но Энгельгардт и Паррот называли её островом, а Гюо - полуостровом. Таким образом, примерно к середине XIX в. стараниями многих учёных и путешественников уже были заложены основы местной палеогеографии, геологии и точной картографии. В начале XIX в. были организованы археологические раскопки античных поселений Таманского п-ова. В развитие местной археологии, а также топографии и палеогеографии крупный вклад внес К.К. Герц (1820–1883 гг.), обобщивший все известные к тому времени местные археологические данные. Также нельзя не отметить кропотливый и всеобъемлющий труд петербургского академика В.В. Латышева (1855–1921 гг.), который на протяжении полутора десятилетий собирал древние записи. В результате в пяти выпусках и двух томах (греческие и латинские авторы) был издан наиболее полный на сегодняшний день свод античных текстов под общим заголовком: «Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе».

Азовское море сменило много названий. Римляне его за мелководье называли иронично – «Палус Меотис», что значит, «болото меотов», скифы - Каргулак (богатое рыбой), меоты - Тимериндой (матерью моря). Несколько позже генуэзцы и венецианцы называли его Маре Фане, арабы - Бахр-ель-Азов. Арабский писатель и путешественник Масуди описывает Азовское море, называя его Румейским или море Нейтас. Славяне звали его Сурожским (Синим) морем. После того как образовалось Тмутараканское княжество, его называли Русским. Затем море многократно переименовывалось (Майутис, Салакар, Самакуш и пр.). В 13-м веке море было утверждено с названием Саксинское. Татаро-монгольские завоеватели дали ему имя «Чабак-денгиз» (лещевое или чабачье) и «Балык-денгиз» (в переводе – «рыбное море»). Словом, сколько народов посещало или населяло его берега, столько было и названий. Своё современное, сравнительно новое, имя море получило несколько веков назад от названия турецкого города-крепости Азов (Азак). В свою очередь, эти слова от имени местного феодала (Азак или Азум). Этот самый мелкий, обширный, слабосолённый природный водоём представляет собой северо-восточный бассейн (залив) Чёрного моря. Соединяет их между собой неглубокий Керченский пролив шириной около 4,5 км. Длина моря - 361 км, ширина - 175,5 км. Азовское море расположено на юге Европейской части между 45 град. 16 мин. и 47 град 17 мин. сев. широты и 33 град. 36 мин. и 39 град. 21 мин. восточной долготы от Гринвича. Поверхность Азовского моря всего 37605 кв. км, включая 108 кв. км. островов.

Протяжённость береговой линии 2686 км. Наибольшая глубина моря 15 м., средний объём всей воды составляет всего 256 кубических км. Азов по своим морфологическим признакам относится к плоским типам - чрезвычайно пологие берега и почти плоское дно, характеризуется большим количеством илистых отложений, мощность которых доходит до пяти метров. В V веке до н.э., в дельте Кубани и далее по побережью Чёрного моря, примерно до совр. Новороссийска проживали синды. Они вместе с другими меотскими племенами образовали рабовладельческое государство - Синдика. Впервые оно упоминается в VI веке до н.э., когда на архипелаге появились греки. Контакты с ними через торговлю, ускорили развитие синдов. В V веке до н.э. появляются монеты с надписью - «Синдон», их считают синдскими. Земледелие, скотоводство и рыбный промысел являлись основными занятиями синдов. В первой половине VI в. до н.э. на Тамани и в Крыму образовались первые греческие колонии (апойкии). В V-IV вв. до н.э., когда политически и экономически окрепло Боспорское царство, земли синдов меотов стали поглощаться Пантикопеем (столица). Народы эти стали эллинизироваться, т.е. у греков была заимствована не только письменность и религия, но и имена, обычаи, одежда и прочее. Монах Нестор-летописец в «Повести временных лет» пишет о Тмутараканском княжестве в составе Киевской Руси. Средневековая Тамань - место обитания кочевников: савир, гуннов, акацир, авар, утигур и многих других племен и народов.

Древнеримский историк Аммиан Марцеллин повествует: «Все они, не имея ни определённого места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых проводят жизнь. Здесь жёны ткут им одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужалости. Никто из них не может ответить на вопрос: «Где их Родина?» Он зачат в одном месте, рождён далеко оттуда, вскормлен ещё дальше». Этот жизненный уклад кочевников помог выжить некоторым боспорским городам: Кепы (Сады), Гермонасса, Фанагория, Патрей. Первыми в орбиту интересов Боспора попали синды, затем, дандарии, псессы, аспурги, фатеи... Племена, обитавшие в среднем и верхнем течении Кубани, также втягивались в экономические и торговые связи греческих городов - полисов. Статус полиса имели Фанагория, Гермонасса, Кепы. В Восточном Крыму - Пантикапей, Нимфей и Кафа. Около 480 г. до н.э. таманские и крымские города - государства, указанные выше, а также Патрей, Тирамба, Корокондама, Торик и Стратоклия объединились с небольшими аграрными городками Керченского п-ова - Тиритака, Мирмекий, Пормфий и Парфений. В результате было образовано единое Боспорское государство с главным городом Пантикапей (с греч. - рыбный путь, совр. Керчь). Об этом сообщал греческий историк Диодор Сицилийский. Он писал, что религиозным символом государства, стал возведённый на акрополе Пантикапея во второй четверти V в. до н.э. храм Аполлон.

Во главе нового государства стали архонты Пантикапея из аристократического греческого рода Археанактидов. В V в. до н.э. меоты занимались выращиванием зерна на продажу. Боспорские купцы проникали далеко вглубь Меотии, продавали вино, оливковое масло, оружие, ювелирные изделия, скупая у жителей туземных городов и поселений пшеницу, скот, рабов, изделия из кожи, рыбу и т.д. Отдельные боспорские торговцы-закупщики и ремесленники оставались зимовать в меотских поселениях, а то и постоянно жили в укреплённых городах, основывая рядом с ними свои торговые колонии, центры – эмпории. Боспорское царство занималось не только торговлей. В его гербе не случайно присутствовал колос пшеницы. Плодородные земли Причерноморья позволяли в больших объёмах выращивать пшеницу, ячмень. Греция, страдающая из-за недостатка хлеба, освободила Боспорское царство от уплаты пошлин за ввоз хлеба и ежегодно получала только с территории нынешней Кубани около одного млн. пудов зерна. Афины на Боспоре в свою очередь обладали ателией (правом беспошлинного вывоза хлеба). И как гласит один афинский псифизм III в. до н.э., торговцы этого города могли совершать поездки по всей территории, подвластной боспорским царям. В древнегреческих источниках встречаются упоминания о том, что скифы перегоняли крупный рогатый скот через мелководный Керченский пролив, который назывался в античное время Боспор. В 438 г. до н. э. династию Археанактидов сменяет династия Спартокидов, фракийская по происхождению.

Продолжение следует в части  6                http://proza.ru/2020/12/21/1941   


Рецензии