Если б камни могли говорить. Планета Пазалей
- А мне кажется, что так будет короче и эффектнее - название открытия «Планета Пазалей», - защищалась я. - Ты еще не заслужил именную планету на звездном небосводе. А безличностное название разбудит фантазию читающего. Каждый будет представлять что-то свое, как ты сейчас сделал.
Наш разговор происходил в кабинете видео студии. Распечатав фотографии, сделанные в Новгородском музее-заповеднике, мы небольшой группой обсуждали, что же могут означать петроглифы, которые ребята сфотографировали в одном из залов экспозиции.
Дима же державший в руках распечатку, неожиданно подошел к окну и наложил снимок на стекло, произнес: «Вы что, не видите - это же планета!».
Сквозь лист бумаги под солнечными лучами проступали, как мне показалось, очертания Луны с её горами и морями. Такое я видела в 1999 году в суперлуние. Даже сморгнула от подобной ассоциации. Такого просто не могло быть. Хотя существует версия планетологов, что Луна - это отколовшейся 4,5 миллиарда лет назад кусок Земли.
Ну ведь не до такой же степени, чтобы проступать на валуне, принесенном при Валдайском обледенении (начинавшегося 110 тысяч лет назад) на территорию Европы. Да вдобавок ко всему, как эта мысль пришла 14-летнему подростку, понятия не имевшем об палеоастрономии. Разубеждать Диму не стали. Это было его открытие. Имело ли оно право на существование, покажет время, потому что мы решили исследовать феномен новгородских петроглифов дальше.
Переглянулись с коллегой, художницей Татьяной Владимировной, которая принесла распечатки этого же валуна, поручив другим ребятам обвести то, что они увидели на фотографии. Вычитав в Интернете, что у детей до 3-7-летнего возраста иное виденье окружающего мира, так называемое бинокулярное зрение, решили в этом убедиться. Эксперимент среди воспитанников, можно сказать, провалился за некоторым исключением.
В людях изначально заложена способность соединять детали повседневности в определенные законченные образы. Но увидеть мир по-иному, обобщить - это сфера магического искусства, которая возвышает человека духовно. Французы назвали это сюрреализмом, то есть «над-релизмом». И она сродни творчеству Сальвадора Дали. А Леонардо да Винчи писал, что "символы и лица, увиденные им в трещинах на каменных стенах, вдохновляли его на новые произведениия...".
В этом убеждаешься, показывая распечатку фотографий объекта. Трехлетняя девочка, взяв красный маркер изобразила каляку-маляку. а пятилетний брат, работавший синим фломастером, обвел линиями (как и у всех) изображение оленя, который в музее проступал белым контуром.
Но полного разочарования не было. Карина, вернувшись со съемки, отметила, что появился второй олень. Тот, которого при предыдущем посещении мы приняли за разделанную тушу. «Все таки оправился от смертельных ран», - подумала я. Придется еще не один раз делать фотографии объекта, чтобы убедиться в правильности выводов.
Из Донецкой области Владимир Черванев написал
о детали, которую никто не заметил - рыбу позади охотника. Причем сообщил об этом дедушка, приписав, что внучка увидела двух рыбок и одного пеликана, вместо гуся.
Зато некоторые воспитанники Центра «Детство» разглядели один важный момент, охотник в руках держит копьё, а другой набрасывает капкан на правого оленя.
Стали просматриваться на фоне основного изображения охотника маленькие фигурки. Скорее всего так обозначаются люди, которые находятся далеко. А одна девочка обвела контур лягушонка.
Разница в нескольких дней, а на идентичном оттиске вместо сцены охоты уже царит хаос. Человеческие лица, черепа, экзотические животные возникают в неожиданных местах распечатанного листа. И уже не восстановить первоначальную целостную картину события. Ощущение тревоги, распада действительности на составляющие, то, о чем предупреждал Радомир (родоначальник русичей).
Но надо выяснить, что же было изображено на камне семь лет назад? Ответ из фонда археологии добавил новые вопросы.
«Камень с изображением сцены охоты. Материал, техника - камень. Размер 86 х 114 х 65 см. История предмета - обнаружен рабочими при расчистке строительной площадки Новгородского химкомбината осенью 1973 года. В прошлом году сотрудники ИА РАН снимали этот камень для создания 3D модели и тоже пытались собрать информацию о камне.
Камень поступил в музей в 1977 году через новгородского археолога Б.Д. Ершевского. Уже тогда рядом исследователей высказывались сомнения в подлинности изображения (С.Н.Орлов , А.Д.Столяр ). По косвенным свидетельствам, в пользу древнего происхождения высказывался О.Н.Бадер. Однако тема дальнейшего развития особо не получила. Насколько известно, публикаций предмета или трасологического исследования изображения нет».
Прежде всего выяснилось, что из перечисленных археологов уже никого нет в живых. Созданием экспозиции занималась в Великом Новгороде Людмила Ивановна Петрова, ушедшая от нас в 2017 году. Сохранился её научный тематико-экспозиционный план (ТЭП) новой экспозиции, открывшейся в 1973 году и там, возможно (надо проверить!), есть буквально несколько слов об этом петроглифическом объекте.
Учитывая, что основной акцент экспозиции делался на средневековом Новгороде, камнем никто особенно не занимался. Этот ТЭП и рецензия на него была у академика В.Л. Янина. Возможно кто о из РОО "Новгородское общество любителей древности" поможет нам в наших поисках. .
Неплохо бы найти тех строителей, которые заполняли фундамент котлована под строительство этими валунами. Но как разыскать этих людей через 40 лет? Можно уповать только на его величество случай.
Дима, вернувшись из музея, безапелляционно заявил, что сделано это напылением. Я же считаю, что белый рисунок появился, когда сотрудники Института археологии делали 3D модель. Видимо так удобнее было фиксировать. Потому что в 2014 году я никакого оленя не видела.
Свидетельство о публикации №221060701647