Программа развития Горского ГАУ

Старейшее в Осетии высшее учебное заведение – Горский государственный аграрный университет (ГГАУ) сегодня переживает не лучшие времена. Если в начале 80-х гг. он входил в пятерку ведущих аграрных ВУЗов Союза ССР, в 2000 г. в первую двадцатку аграрных ВУЗов уже Российской Федерации, то в 2020 г. он занял 53 место в рейтинге 57 ВУЗов системы МСХ РФ. В условиях взятого Правительством РФ курса на оптимизацию общего количества высших учебных заведений данный тренд неизбежно ведет к его закрытию. Вместе с тем, понятно, что без образовательного учреждения, ведающего вопросами подготовки специалистов среднего и высшего звена, крайне сложно, если не невозможно будет осуществить подъем агропромышленного производства в нашем регионе.

Поскольку развитие аграрного сектора экономики является одной из приоритетных задач, поставленных к решению руководством Российской Федерации, следует сформулировать основные направления возрождения и устойчивого развития Горского ГАУ в системе народнохозяйственного комплекса РСО-Алания, РЮО – Государство Алания и всего кавказского региона. Программа развития Горского ГАУ рассматривается, как обязательная и неотъемлемая составная часть Программы социально-экономического развития РСО-Алания, РЮО – Государство Алания.

Три кита, на которых зиждиться  высшее аграрное образование, представлены следующими взаимосвязанными составляющими:

• учебно-методическая работа;
• научно-исследовательская работа;
• учебно-производственная практика.

 В случае если хотя бы одна из приведенных выше составляющих находится в неудовлетворительном состоянии, подготовить полноценного специалиста в области агропромышленного производства становится практически невыполнимой задачей. Другие  составляющие деятельности высшего учебного заведения являются подчиненными этим трем основополагающим. Поэтому следует, прежде всего, очертить стратегические направления их воссоздания и дальнейшего поступательного функционирования.

Учебно-методическая работа, ее совершенствование напрямую зависит от уровня подготовки профессорско-преподавательского состава, способности воспринимать ими новые идеи и доносить их до студента. Здесь на первый план выходит задача по восстановлению ведущей роли кафедр Горского ГАУ, как первичной  организационной ячейки ВУЗа, дающих импульс развитию учебного процесса и научной деятельности. Поэтому в прошлое должна уйти ущербная практика, когда мнение коллектива кафедры при формировании учебных планов, ее кадрового состава по большому счету не интересует администрацию ВУЗа. Именно кафедры должны задавать тон в работе по  совершенствованию всей учебно-методической работы, что подспудно приведет к восстановлению авторитета преподавателя – центральной фигуры учебного процесса. Мнение коллектива кафедр должно стать определяющим и при определении стратегических направлений развития ВУЗа в целом.

Решение данной многоплановой задачи предполагает:

1. Повышение уровня профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава, через стажировку в ведущих образовательных центрах страны и за рубежом;

2. Модернизацию всего учебного процесса на основе новых IT-технологий;

3. Введение в учебную практику позиции – приглашенный профессор, с целью передачи передового опыта ведения преподавательской, научной деятельности;

4. Повышение уровня ведения учебных занятий, через использование активных методов обучения, материальное стимулирование продуктивной работы профессорско-преподавательского состава;

5. Повышение уровня  всестороннего контроля за образовательной деятельностью абитуриентов;

6. Активизация работы по международному студенческому обмену, межвузовскому сотрудничеству включая сотрудничество с иностранными  образовательными центрами;

7. Восстановление в полном объеме учебной, производственной,  преддипломной практики и др.

Университетский статус Горского ГАУ предполагает функционирование в его составе институтов, обладающих определенной самостоятельностью в принятии решений по их текущей организационно-хозяйственной деятельности. Их формирование должно происходить на базе факультетов, занимающихся подготовкой специалистов по смежным направлениям. Особое внимание следует обратить на блок гуманитарных и социальных наук, поскольку университетское образование подразумевает не только получение студентом знаний по избранной им специальности, но и формирование полноценной личности, обладающей широким взглядом на окружающую действительность. Исходя из сказанного, предлагается следующий перечень институтов:

Институт агрономии и агроэкосистем;
Институт механизации и автоматизации;
Институт ветеринарии и зоотехнии;
Институт истории, экономики и права.

Проведенная таким образом децентрализация внутри вузовского управления учебным процессом позволит значительно активизировать деятельность каждого преподавателя, наиболее полно раскрыть их творческий потенциал. Представленная структура будет стимулировать проведение перспективных междисциплинарных исследований, дающих наибольший народнохозяйственный эффект.

Научно-исследовательская работа. Усиление влияния научной составляющей как на уровень профессиональной подготовки преподавателей, так и на уровень  конечных знаний студентов предполагает уход от ярко выраженного сегодня формализма в оценке вклада каждого преподавателя в науку. Здесь в основу должны быть положены не количественные, а качественные показатели, напрямую свидетельствующие о реальном приращении научного знания.

Развитие научной сферы предполагает:

1. Организацию при каждой кафедре научно-исследовательских лабораторий;

2. Активизацию работы научной части университета, кафедр по выявлению наиболее одаренных студентов с последующим привлечением их к изыскательской деятельности в экспериментальных группах со свободным посещением занятий;

3. Восстановление в полном объеме работы аспирантуры, докторантуры, диссертационных советов;

4. Налаживание научных контактов с ВУЗами и НИИ аграрного профиля, в том числе международных;

5. Восстановление работы Центрального опытно-конструкторского бюро (ЦОКБ), опытно-селекционной станции;

6. Развертывание сети многолетних опытов с удобрениями во всех почвенно-климатических зонах Северного Кавказа;

7. Организацию Инновационного центра новых технологий.

Уникальность условий для аграрной науки РСО-Алания (8 тыс. кв.км.), РЮО  – Государство Алания (3,9 тыс. кв. км.) заключается в том, что воздействие широтной зональности, с запада на восток и вертикальной – с севера на юг, как бы сфокусировало на небольшой территории этих республик практически все многообразие почвенно-климатических и географических особенностей Северного и Южного Кавказа. На протяжении всего 200 км их территории происходит последовательная смена почв, климата, растительного покрова, физико-географического строения и других признаков, оказывающих одинаково решающее влияние на специфику ведения сельскохозяйственного производства во всех республиках, краях, областях Северного и Южного Кавказа (за исключением его субтропического пояса). Поэтому правительствами обеих республик должна быть рассмотрена возможность расширения опытно-производственной, учебной базы Горского ГАУ за счет включения в ее состав новых хозяйств с зональными особенностями агроценозов Предкавказья (РСО-Алания) и Закавказья (РЮО – Государство Алания). Такой подход придаст научным исследованиям комплексный характер, а выводы и рекомендации, сделанные в ходе проведения НИР, будут экстраполированы на всю их территорию.

Работники Горского ГАУ смогут организовать авторский надзор за внедрением в сельскохозяйственное производство всех природно-климатических зон научно-технических разработок в области селекции, семеноводства, агрохимии, земледелия,  зооинженерии, механизации и автоматизации, организации сельскохозяйственного производства; обеспечить переподготовку в базовых хозяйствах работников II-ой (производственной) и III-й (пищевой и перерабатывающих) сфер АПК.

 Учебно-производственная практика. Решение сформулированных выше задач в области ведения учебной, научной деятельности  Горского ГАУ невозможно без наличия соответствующей учебной базы. Поэтому ключевое значение имеет восстановление и дальнейшее развитие Учебно-опытного хозяйства им. А. Саламова. Данная задача включает в себя целый ряд подзадач, а именно:

1. Восстановление статуса Учебно-опытного хозяйства им. А. Саламова и возвращение в его состав ранее отторгнутого от него имущества;

2. Включение в систему опытно-производственной и учебной базы ГГАУ новых хозяйств, экспериментальных опорных пунктов (см. выше). Здесь будет происходить формирование профессиональных навыков будущих специалистов в области агропромышленного производства. Именно эти учебно-опытные, экспериментальные хозяйства станут точками роста для всего агропромышленного комплекса Алании (Осетии). От них пойдет тиражирование передового опыта по эффективному ведению растениеводческой и животноводческой отраслей, использованию интенсивных технологий, современных методов организации и управления производственными системами и т.д.

3. Формирование Информационно-маркетингового центра, выступающего наиболее эффективным средством для повышения конкурентоспособности аграрного сектора. Основными задачами предлагаемой к созданию структуры в составе Горского ГАУ является:

• обеспечение всех хозяйствующих субъектов оперативной конъюнктурной информацией о ценах и объемах реализации (закупок) сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на всех этапах прохождения от производителей, оптовых покупателей, переработчиков и т.п. до реализации в розничной торговой сети и на рынках сельскохозяйственной продукции;

• разработка на основе объективных данных адекватных мер по государственному регулированию рынка на уровне регионального АПК;

• подготовка и распространение регулярных аналитических материалов о состоянии и тенденциях развития рынка сельскохозяйственной продукции.

Зона с особым статусом на базе учебно-опытных хозяйств Горского ГАУ (Особая зона). Кризисное финансово-экономическое положение ГГАУ предполагает использование неординарных подходов к его экономическому развитию. В этой связи предлагается создание Зоны с особым статусом. Особая зона – территориальная единица с особым статусом, образуемая в соответствии с разработанным положением и включающая территории базовых предприятий ГГАУ, расположенных в РСО-Алания, РЮО – Государство Алания (см. выше), в пределах которой устанавливается особый режим управления, льготные условия хозяйствования и ведения предпринимательства. Контроль за деятельностью Администрации Особой зоны осуществляет Правительство РСО-Алания, Правительство РЮО – Государство Алания.

Особая зона создается в целях:

• совершенствования работы ГГАУ, как научно-инновационного центра развития АПК Юга и Севера Алании;

• стимулирования инвестиционной деятельности отечественных и иностранных предпринимателей для развития производства и освоения передовых технологий в сельском хозяйстве региона;

• сохранения высококвалифицированных специалистов, создания новых рабочих мест на предприятиях ГГАУ и дополнительных рабочих мест за счет организации сопутствующих производств, а также совместных предприятий  с ведущими отечественными и зарубежными фирмами;

• увеличения объемов производства и продажи продукции АПК Юга и Севера Алании, повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятий АПК.

Успешная реализация данного проекта (Особая зона) позволит получить значительный демонстрационный эффект. Экономический и научно-технический прогресс будет восприниматься работниками АПК через инвесторов, научных работников и людей, прошедших переподготовку в научных, опытно-производственных подразделениях Горского ГАУ.

Совершенствование управления ВУЗом. Опыт администрирования последних десятилетий свидетельствует о необходимости формирования в Горском ГАУ полноценной профсоюзной организации. Профсоюзный комитет должен выступать не слепым исполнителем воли ректора, а быть реальным защитником  законных прав и интересов всех членов трудового коллектива. Помимо этого, крепкая и ответственная профсоюзная организация станет залогом возрождения социальной сферы агроуниверситета (строительство домов отдыха, пансионатов, жилья), надежной опорой его руководству. Без этой необходимой меры, подразумевающей коллегиальность в принятии жизненно важных решений,  исключение волюнтаризма нельзя добиться прозрачности во взаимоотношениях между администрацией ВУЗа и его профессорско-преподавательским составом.

Университетская демократия и этика предполагают учет мнения максимального количества сотрудников. Поэтому, в Горском ГАУ необходимо восстановить один из основополагающих принципов высшей школы по выбору кандидата(ов) на должность ректора. Данные выборы должны  осуществляться на общем собрании всего коллектива ВУЗа и проходить гласно, открыто на конкурентной основе.

Таким образом, совершенствование учебной, научной, учебно-производственной, экспериментальной и социально-экономической базы Горского ГАУ  сегодня становится необходимым условием решения ключевой для нашего  региона задачи по развитию агропромышленного сектора, обеспечению его продовольственной безопасности. Озвученные предложения по развитию Горского ГАУ и их практическая реализация позволит восстановить утраченные им позиции в общероссийском рейтинге аграрных ВУЗов, создать реальные возможности для подготовки высококвалифицированных специалистов для отечественного АПК. Более того, он станет одним из ключевых учреждений по реальной интеграции народно-хозяйственных комплексов Северной и Южной Алании.


Рецензии