Старый вокзал пенза 1-я
Аркадий Астахов
Осеннее утро. Воскресенье. Коммунальная квартира ещё спит, а я с отчимом Отто Андреевичем, бодро шагаю в направлении дворца культуры 40 лет Октября. Напротив-конечная остановка троллейбуса(кольцо) .Наша цель-доехать до железнодорожного вокзала Пенза 1. Шел 1955 год,мне уже 8 лет.
День-как по заказу:чистое голубое небо, ветра нет. Такое голубое бывает только весной и осенью. Замечательное настроение!
Троллейбус ждет пассажиров, а их мало, т. к. это его первый рейс Лихо подъезжает второй, а наш, так и и не дождавшись почти никого, отправляется по маршруту. Билетерша бодро объявляет, что следующая остановка клуб им. Кирова. Очаг культуры, с фонтаном, вокруг много насаждений. Деревья на всем пути приобрели свой самый красивый наряд - желто-красный цвет с зеленью… Песня В. Сюткина "Осень, кошка в рыжих сапогах", как нельзя лучше подходит к описанию этого времени года! Зелёный был город, пусть дорога и не длинная, но проходила она мимо частного сектора, во дворах которого, были сады с плодовыми деревьями и кустарниками. . . В палисадниках обязательно росли цветы. Все увиденное располагало к хорошему настроению!
А вот и вокзал! Какой же он был красивый! Такое же здание и по сей день радует глаз жителей Сызрани. И наш бы радовал горожан и приезжих, но снесли, не судьба, видно…
Наша цель с Отто Андреевичем очень ясна и конкретна-купить в вагоне-ресторане проходящего поезда деликатесы - икру черную или красную(желательно и ту, и другую), а заодно, конфеты и печенье фабрики Красной Октябрь и Большевик. Если повезёт, то ещё и консервы шпроты в масле. Цены тогда были ещё старые, до денежной реформы.
На улице Старочеркасской, не далеко от ул. Чехова(за валом) ходили мы в детстве с бабушкой за хлебом в синенький магазин. Их в то время по Пензе было множество, почему-то все синенькие. Помню, что там стояли три небольшие бочки с красной икрой-первого, второго, и третьего сорта по цене 5 рублей с копейками за первый сорт. Цена же чёрной икры была 14 рублей,тоже с копейками. Редко, кто покупал, дорого, да, и не основной продукт… А меня пичкали красной, когда совсем мелким был, по причине малокровия. Орал, бился, размахивал руками и ногами, и только пару ложек за Урса(нашей овчарки) впихивали… Вот бы сейчас так упрашивали! Но, те времена прошли.
Не в каждом вагоне-ресторане все это можно было купить. Тот состав, что начинал свой путь из Москвы, через Пензу, был самым надёжным. Примерно два раза в году мы совершали "набеги" на поезда. Под Новый год, это точно, а ради чего приехали на этот раз, не могу вспомнить…
Прибыли рано, с запасом по времени. Мало, кто помнит, что попасть на перрон вокзала не получится, не показав билет контроллерам. Проскочить мимо двух женщин с повязками на рукавах(контроль) не удастся. Вход к поезда всегда под присмотром бдительного милиционера. У власти(а контроллеры представляли собой местную власть) имелись свистки, громкая трель которых, заставляла нервничать кого угодно! Зал ожидания на пригородные поезда находился отдельно, с правой стороны от центрального здания, там же и продажа билетов.
Отто Андреевич слегка приподнял шляпу, громко, начальственным голосом, особой тональности, поздоровался с женщинами, при этом, положа руку на моё плечо, сообщал, что, мол, мальчик со мной. После чего, ни у кого не было сомнений в обратном.
На перроне кроме двух, трех продавцов, стоящих около своих лотков на колёсах, да постового, лениво разговаривающего с носильщиком(их называли тогда Ермаком Тимофеевичем!?) никого не было… Может, так и надо строго, чтобы праздношатающихся,
было поменьше, а, может, и нет. Мнений много. Провожающие проходили по билету пассажира, а вот как быть со встречающими? Иногда раздавались гудки "кукушки" -маневрового паровозика, трудяги на всех вокзалах нашей страны.
Только что, показав нам хвост с красными огоньками, отбыл очередной поезд с первого пути. Вокзальные часы показывали, что время прибытия нашего состава ожидается только через 30-40 минут. Раньше ни за что не придет! Не помню случая, чтобы поезд приехал раньше времени, задержаться мог, это - сколько угодно… Надо было как-то убить время. Мой отчим нашел себе дело. Подойдя к ближайшем лотку, попросил у скучающей продавщицы, показать ему банку консервов с бычками в томате. Получив её, молча стал изучать со всех сторон. Уже то, что хорошо одетый мужчина, в длинном драповом пальто, при галстуке, в шляпе , долго рассматривает какие-то бычки в томате, вызывает подозрение… Так он ещё спросил, - "Давно ли вы получали этот товар?" "Ну, все!" - подумала работник торговли." Точно, инспектор! "
Получив ответ, что, мол, сегодня с Зинкой у Кольки-кладовщика брали, продавщица слегка засмущалась… " А вас как зовут, товарищ?" "Люба", - молвила та, совсем смутившись.
" Я хотел бы посмотреть еще вот эти консервы с килькой, они тоже получены сегодня? "
На другом конце перрона, у второго лотка, Зинка, одетая как Люба в белую куртку и такого же цвета шапочку, засуетилась Что-то убрав внутрь лотка, стала перебирать ценники… Были случаи с подменой их. Прибыл поезд-цены - одни, ушёл-появились другие. Зинка-продавец опытный, постарше возрастом, что-то заподозрила..
Мне это все было не интересно, пошёл я разглядывать трактор, который тащил за собой целый поезд из тележек, заполненных почтой и чем-то ещё. У багажного склада было суетливо. Что-то перекладывали из одних телег в другие, и наоборот, куда-то увозили-было гораздо интересней, чем у лотков!
Вдали послышался паровозный гудок, на перроне немного людей прибавилось. По громкоговорителю объявили, что поезд Москва-Владивосток прибывает на первый путь. Я помчался к отчиму. Расставшись с Любой, он подходил ко второй продавщице, но, познакомится было не суждено. Паровоз состава неохотно стравливал пары, еще раз коротко загудел, и уже тихо проехав мимо водокачки, появился на первом пути вокзала. Диктор снова два раза объявил о прибытии поезда Мы уже примерно знали, где надо ждать остановку ресторана. Мимо проплывали вагоны с уже открытыми дверями, в которых картинно стояли проводники в форме, готовые откинуть вбок площадку при остановке состава. Мы были не одни. Отто Андреевич пожал руки двум мужчинам, поздоровался ещё с двумя, и одной женщиной.
Буфетчице ресторана явно хотелось распродать штучный товар побыстрее, поэтому дверь её вагона была распахнута настежь. А дальше все пошло просто и быстро. Черную икру мы купили, красной не было, зато, за спиной буфетчицы, на полке, где выставлялся, товар, на отчима"глядел" кружок пикантного сыра Рокфор, армянского исполнения, самый лучший по тому времени. Вот уж была радость в доме! Досталось и по коробке конфет и печенья, да, две или три банки шпрот. Я держал саквояж, наши покупки летели в него. За десять минут стоянки все купили все, что хотели или почти все. Уже на перроне мы обратили внимание на одиноко стоящие лотки без хозяек. На площади я обернулся, чтобы снова порадовать глаз архитектурой старого вокзала. Как чувствовал, что вижу его в последний раз! Заменил прекрасное здание большущий параллелепипед, без каких либо архитектурных излишеств, зато с дурацкими, непонятными часами(это уже после последней реконструкции). Наверное, ещё и премию отхватили за оригинальность! Несколько раз мне приходилось отвечать на вопросы родным и просто знакомым, приезжающим в Пензу, кому мог помешать старый вокзал?! Я стыдливо в недоумении разводил руками…
На представленных фото старое здание вокзала в разные годы из коллекции Игоря Шишкина и других источников.
Свидетельство о публикации №221060700256
Сергей Ульянов 5 10.06.2021 19:03 Заявить о нарушении