Последний воин Мамая

  Вот уже несколько лет езжу на автомобиле по просёлочным дорогам Верхнего Подонья и ищу камни-голыши. Добрался и до речки Сухой Семенёк, впадающей в свою старшую сестру – Семенёк, и бежать этим речкам-коротышкам до Красивой Мечи совсем недалёко.
  Места здесь потрясают своими живописными холмистыми далями, поросшими редколесьем и разноцветными кустарниками, пестрят цветущими полянами, а русла речек пролегают на такой глубине и в таких огромных логах, что испытываешь чувство восторга перед дикой природой, сотворившей эти чудеса!
  Сведения о Долине камней случайно отыскал в Интернете. Нагромождение валунов впечатлило сразу, но автор фотографии и статьи почему-то не показал ни одной скульптуры. Может быть, они ему не открылись? Многое зависит от того, с какими намерениями ты пришёл в такое необычное место. Свою задачу вижу в том, чтобы безмерно делиться с читателями находками и наблюдениями, которые публикую в статьях. Их можно читать в прессе и на сайтах, и не только моих. Все они объединены в цикл «Каменная сказка», работа над которым достигла апогея, но конца её не видно – настолько обширен материал.
  В этом направлении открылось настоящее сказочное поле, неизведанное, с очагами каменных развалов и одиночных валунов, растасканных древним ледником по огромной территории, обласканных легендами. А возможности по их показу появились совсем недавно, с изобретением необходимых технических средств. Понятно, нужен автомобиль, чтобы перемещаться по полям и дорогам, ведь чудесные камни чаще всего лежат в отдалённых труднодоступных местах. Само собой, необходим цифровой фотоаппарат, чтобы делать неограниченное количество снимков с разных ракурсов, и быстро обрабатывать их на компьютере, без которого, вообще, обойтись невозможно. А ещё, нужен навигатор, который может зафиксировать географические координаты: N 52 градуса 57.666 минуты, E 38 градусов 46.370 минуты – очередного каменного парка между Ищеино – Толбузино. Навигатор сильно облегчает современным туристам поиски, так как в тексте не всегда удаётся доходчиво описать маршрут и места залегания валунов. Да ещё хочется ярко показать объект, чтобы вызвать интерес у читателей, и открыть для них удивительные места, и позвать на покатушки.
  Большая энтузиастка в этих делах – моя сестра Вера. Она охотно делает такие вылазки в компании со мной, а ещё, собирает сведения и легенды о необычных местах, расспрашивая старожилов. Можно сказать, ведёт предварительную разведку.
  Так что, вперёд, навстречу очередным приключениям!
  Прежде чем ринуться на Сухой Семенёк, и рыскать наугад по его высоким берегам, сделали остановку в селе Ищеино Краснинского района, чтобы расспросить местных жителей. Первый же попавшийся на улице мужчина дал точную наводку. Подумалось, что про эти необычные камни здесь знают все.
  Проехали от центра села по полевой дороге, засыпанной щебёнкой, пару километров строго на запад, в сторону деревеньки Толбузино и перед мостиком через ручей резко повернули направо. Тут луговая дорожка пошла на крутой подъём к вершине холма и, примерно метров через триста, уткнулась в россыпь огромных валунов. Первые пятеро составили самую оригинальную особую группу.
  Вот, это чудеса! На первом же валуне, как на постаменте, в динамичном прыжке застыла Пантера. Немного левее лежал камень, на котором были представлены сразу два Льва, поэтому его следовало назвать «Львиным». Первый гигантский Каменный Лев с вытянутыми вперёд лапами лежал на животе и спокойно смотрел в сторону вершины холма, где виднелась необъятная россыпь. А второй – устроился на одном камне с первым, укрывшись роскошной лохматой гривой, и глядел в противоположную сторону. Правее львиного камня лежало странное существо, похожее на Колобка, с пустыми глазницами и носовым отверстием. А вот на самой большой глыбе, стоящей справа, изображений разглядеть не удалось. Сзади всей этой компании большая каменная Жаба сидела в стандартной позе на задних лапках и пучила глазища в небо.
  Поудивлялись, поговорили, поснимали на фотокамеру, и пошли к вершине холма. По его склонам разлеглось столько валунов, что нет им счёта. Наверняка, более сотни. Да и то, из числа тех, которые лежат на поверхности. А сколько их ещё засыпано песком? А сколько едва виднеются? Все камни имеют глубокие отверстия. Современник сказал бы, что они остались от пуль, а, если мысленно спуститься в древность, то придёт догадка, что отверстия остались от проколов копьями. Осматривать, фантазировать и снимать надо несколько часов. Попробую перечислить некоторые, самые оригинальные и яркие персонажи, потому что их разнообразие может составить целый сборник.
  Здесь огромных Слонов, ито – два. Первый, представлен в натуральную величину, но со многими колотыми ранами. А от второго, на поверхности видна только голова с огромным оком. В полную длину вытянулся настоящий Кит. Имеется пара окаменевших Драконов, несколько Собак разной породы, Верблюд, спящая Овечка, Барсук, проколотый охотником, Песец, притаившийся на валуне, ушастая Сова, стерегущая добычу, Дельфин, резвящийся на каменной волне, Соколиная Голова, Кабан, Хомяк, пара Обезьян, конечно, источник в виде крохотного озерца, наполненного живой водой, несколько хищников неизвестной породы, один из которых, самый огромный, Падальщик, сидит на вершине холма и всматривается в окрестности. А неподалёку естественная и натуральная Голова Лошади лежит с пробитой макушкой. И уж, кому не пропасть! Из-под земли, как из берлоги, высунулась морда огромного свирепого Медведя – древнейшего хозяина Сухого Семенька, скривившего рот в страшном рыке. Изображениям на многих камнях мне не удалось дать названия, а другие разглядеть. Оставляю такую возможность для других туристов.
  Исполины собрались в несколько больших групп. Одна из них разместилась на самой вершине. Кроме прочего, впечатляют холмистые горизонты необыкновенной красоты, отлично наблюдаемые с верхней точки. Здесь кто-то даже лавочку устроил, что говорит о частой посещаемости объекта.
  Напротив, прямо в упор через гигантский каньон, с протекающей в нём маленькой речкой, на противоположном склоне среди деревьев виднелись редкие домики деревни Толбузино. Обычная моя практика – выслушивать от местных жителей легенды, поэтому и предложил Вере туда проехать.
  Деревня показалась вымершей, её улица была пустынна. Около одного из домов мы увидели древнего, похожего на Хоттабыча, бородатого старика, сидящего на скамеечке. Я сразу же понял – это самый подходящий для расспросов человек.
  Вот тут и начались главные чудеса! Чего только не перевидал за свою практику, но такого никак не мог ожидать! Прямо, мистика какая-то!
  На моё приветствие, и последовавший за ним вопрос:
  – Отец, можно ли расспросить вас о чудесных камнях, что лежат на той стороне оврага?
  Старик ответил:
  – Приехал, наконец… Как долго я ждал тебя…
  Обескураженный такой репликой, я смутился, и стал «пускать пузыри». Потом собрался и спросил:
  – Как вас зовут?
  – Зови меня Наум Ильич, как по-паспорту, а среди родных, я – Наиль Ильясович. А ты – Николай, я понял. Знаю про твою книжку «Свет забытой Непрядвы». Моя внучка купила её в Лебедяни и читала мне. Я сам малограмотный, вижу плохо. Правильно ты написал про татар и про Мамая, без злобы, не как все. И про камни написал правильно. Ты не удивляйся моим странным именам. Я крещёный, родился в 1910 году, а весь мой род – татарский, и кличут меня Татарином.
  Тут я совсем смешался. Странно всё. Уж очень много удивительного происходит в последние годы, из того, что связано с камнями. Прямо, какая-то судьбина, что несёт меня по неизведанному руслу, но всегда в правильном направлении: старика зовут как моего армейского друга, татарина, а сам он ровесник моего отца, умершего 19 лет назад.
  Несмотря на моё замешательство, Наум Ильич продолжил:
  – Видал ли ты зверей на той горе?
  – Да видел. Там Пантера и Львы, каменные.
  – Всё правильно. Никто их не видал до этого. Открылись они тебе, и я в тебе не ошибся, и расскажу эту историю:
  «Много лет тому назад мой предок Талбаз служил у царя Мамая в охране. По ночам его шатёр стерегли звери: пантера и три льва. Надёжней охраны не бывает, а слушались они только его и самого царя.
  В том году побили русские мамаево войско на Красивой Мече. Бежал Мамай в родные края без оглядки. Всё побросал: верных людей, и зверей, и убитых бойцов. Как был Талбаз при зверях, так и остался на этом месте. Отсюда и пошла деревня Толбузино. Надеялся он, скоро вернётся могучий царь. Да не тут-то было. Через год пришла весть – убили Мамая его же друзья. Вот, что значит, лишиться верной охраны!».
  Старик задумался, что-то вспоминая, а потом продолжил рассказ:
  «Как узнал Талбаз о смерти хозяина, отпустил зверей на волю. Разбрелись они по округе, всё искали царя, а потом и окаменели рядом с павшими воинами. Ты их всех видал. А один из львов – Арслан, стоял на Красивой Мече, там, где каменные люди и звери, на Красном холме. Ты знаешь…, его русские Каменным Конём называли. Злые люди надругались над ним, но он отомстит им всем…, дайте срок…».
  Тут я показал рукой на противоположный берег оврага и спросил:
  – Наум Ильич, как давно вы там не были?
  – Давно, лет двадцать. Слабый я стал, не дойду.
  – А давайте, я вас туда отвезу, и буду поддерживать.
  Старик сразу же согласился. По дороге вспомнилось, что в то же время, двадцать лет тому назад, моя семья странным образом распалась, а меня, московского инженера, неодолимо потянуло в родные края.
  Быстро доехали до камней и остановились возле первой их группы. Помог выйти из машины. Наум Ильич показал рукой в сторону каменной россыпи на холме и спросил, не требуя ответа:
  «Там, на горе, ты видал копаные ямы? Их нарыли подонки, люди алчные, что ищут золотую карету Мамая. Небось, слыхал про такую? Многих насмерть придавило камнями, что упали в ямы, а они всё ездят и ищут, копают и роют, всё никак не угомонятся, а в последние годы их стало слишком много. Они верят, что карету зарыл Мамай, когда драпал из этих мест, спервоначалу по дороге через Толбузино направлялся к другу своему, литовцу Ягайло».
  Собрался с мыслями и через минуту продолжил:
  «В этом месте прижали его к обрыву русские, перебили охрану и последних людей. Видишь, это лежат убитые воины и кони? Сам Мамай бросился вот с этой кручи и чудом спасся с малым отрядом всадников».
  Неторопливо подошли к Пантере. Старик положил на её голову правую руку и стал что-то говорить, обращаясь к ней на непонятном мне языке, возможно, творил молитву. Мы стояли рядом, оцепеневшие. Мелькнула мысль: снять всё на видео. Но я сразу же отогнал её прочь. Неделикатно это – человек прощается с чудесным миром, в котором родился и прожил такую долгую жизнь, а я буду вертеться у него под носом в роли «папарацци». Потом пришли к Каменному Льву, и повторился в точности тот же ритуал.
  В заключение, Наиль Ильясович повернулся к Львиному камню спиной, потом весь по-солдатски выправился и, явно, что-то вспоминая, долго осматривал позолоченные ярким солнцем окрестности, пылающие красотой увядания, алые пятна крови, застывшие на поникших рябинах и колючем шиповнике.
  Тугой комок подкатился к горлу, когда понял: свою «золотую карету» я уже нашёл!
  Потом старик тихонько произнёс:
  – Ну, вот и всё… – Заметив мой испуг, продолжил: – Ты не бойся, я дома помру, этой ночью. Устал я жить… Всех победил, и всех пережил…
  Когда подъехали к дому – предложил проводить. А он пожелал присесть на любимую скамейку, и погрузился в раздумья, нас больше не замечая.
  Домой ехали в растерянности. Каждый думал о своём.
  Я первым нарушил молчание:
  – Вера, что это было?
  Сестра немедленно выдала:
  – Не – что, а – кто? Последний воин Мамая!
 
  Легенда опубликована в первом издании книги «Каменная сказка Верхнего Подонья» 2016 года.
  Здесь представлена последняя правка текста в мае 2021-го.

  P.S. Летом 2013 года чиновники Краснинского района увезли из заповедного парка камней до двух десятков валунов, и «украсили» ими райцентр так, что каменные глыбы теперь там смотрятся обломками неубранного строительного мусора. На сей раз они распилили бюджетную кассу, а родную природу обворовали. Я протестовал вплоть до Генерального прокурора. В результате, Парк камней, расположенный на вершине холма, вопреки логике назвали «Долиной камней на реке Сухой Семенёк», чётко показали его границы, и в 2018-м году повторно внесли в состав природоохранных территорий Липецкой области. Остановит ли это вандалов?
  Первую публикацию очерка «Последний воин Мамая» и полный комплект фотографий персонажей, названных в нём, смотрите на портале http://www.proshkolu.ru/user/NikolaiSkuratov/blog/326822/

  Николай СКУРАТОВ


Рецензии