Александр Ефимович Караганов

       Увидеть родных дедушек мне не посчастливилось.
 Ушли они из жизни
 задолго до моего появления. А так хочется, чтобы дедушка был...

       Если желания сильные,то они обязательно сбудутся.
 Мне пять лет. Бабушка по маминой линии умирает. Я её  мало помню...только
 по маминым рассказам.
 А у Александра Ефимовича в это же время умирает жена, Настасья Петровна.
 По рассказам была она скупая. Всё лучшее только для себя. Заваривала чай на два
 чайника .В одном для себя - фамильный, как тогда говорили .А в другом для мужа -
 морковный. Для этого сушила морковь с собственного огорода.

       Родили они четырнадцать детей и ни одного в живых не осталось.
 Первые тринадцать умирали в возрасте от трех до четырёх лет от детских
 инфекционных  болезней.
 В селе был фельдшер, Комаров , да вот медикаментов не было и лечить было
 нечем.
 Четырнадцатая дочь умерла уже в возрасте двадцати лет.
 Вымыла пол в доме, вышла на улицу мыть крыльцо. Крыльцо высокое, нужно его
 скоблить, чтобы было желтое. А месяц май, ветер. Продуло девушку. Воспаление
 лёгких и всё.

      Были у Александра Ефимовича в селе два брата родных и сестра. Но они как-то
 не особо роднились.

      Пришёл Александр Ефимович к моему отцу и стал просить взять его в нашу
 семью.
 Папа говорит - Александр Ефимович! Я бы и не против, но ты знаешь же - у нас
 ребятишки, они шумят, а ты привык к тишине.
 - Возьми, пожалуйста, я люблю ваших ребятишек.

      И переселился Александр Ефимович в нашу семью.

      Подвела меня мама к нему и говорит - Вот, Вера, это твой дедушка. Он тебя
 спас от голодной смерти во время войны. Каждое утро приносил для тебя котелок
  парного молока. Говори дедушке спасибо.

      Вот и появился у меня дедушка. Дедушка Караганов.
 Мудрости в нём было много и он щедро делился ей с нами, детьми.
 Каждый получал своё.

      Мне дедушка говорил - Ты, главное, в жизни не робей.
 И пользуюсь я этим советом на протяжении всей свой, теперь уже, продолжительной
 жизни.

      Когда родители уезжали куда-либо, он говорил - Мы не пропадём с
 тобой. Сейчас супчик сварим...
 И учил меня варить супчики, приговаривая - для здоровья важно супчики
 есть. Каждый день надо
 чего-либо хлебать. Люблю супчики до сих пор.

     Когда я уже школьница в старших классах и нужно выступать на школьных соревнованиях по лыжам, видел дедушка как я волнуюсь. - Ты не волнуйся, а правильно рассчитывай свои силы. Ты ведь видела как со старта все хотят вырваться вперёд? Пусть вырываются! А ты постепенно скорость набирай. Как будешь к финишу приближаться, тогда и рвани. Во всю мощь рвани! Те, кто был впереди тебя, уже выдохлись. А ты Молодцом! Всех обошла!
И я верила, что уже обошла всех. На лыжне мне это здорово помогало.

       Меня и мою сестру научил дрова пилить.
 Мы пилим, а он колет. А Лёня, мой младший брат, в поленницу складывает.

      Хотел дедушка научить нас и сено косить.Да папа не согласился.

      Дедушка большую часть жизни в колхозе проработал, а пенсию ему почему-то не на числили. Обидно ему было и он просил папу похлопать, чтобы дал колхоз ему пенсию. А папа говорил - Александр Ефимович! Ты в чём-то нуждаешься? Как же я буду хлопотать? Чтобы люди говорили - вот взял старика, а теперь ещё и пенсию его хочет...Не обижайся, не буду хлопотать. Если тебе что-то нужно, ты скажи нам. Ведь знаешь, что ни в чём тебе не откажем.
Да не нуждаюсь я ни в чём. А вот,
если бы были свои денежки,ребятишкам подарочки бы делал...

        Мы все любили своего дедушку Караганова.

     Было ему уже 86 лет.  Без очков читал газеты, нитку в иголку вдевал. Не напрасно всю жизнь пил морковный чай!
Всегда аккуратный. Усы свои расчешет, сапоги хромовые начистит и пойдёт вокруг дома разметать.
Порядок должен быть везде.
И нашу обувь всю начистит.
Крепкий был. За четырнадцать лет, которые жил с нами, ни разу не приболел.
А свалился за несколько минут.

       Папа был в командировке и там скоропостижно умер.
Соседи уже узнали и не пощадили дедушку - не родной вроде...
Дедушка шёл с речки, корову водил на водопой. А они ему и сообщили новость...
Дедушка не помнит. как дошёл до дома. В глазах помутнело. Вошёл в дом и свалился.
Кровоизлияние в мозг. Три месяца пролежал и ушёл наш дедушка вслед за папой.
 
      Дедушки не стало, а мы помним всё ,чему он учил нас и все четверо цитируем
 его при каждом удобном случае.

     Вот что написал брат мой Виталий:
             
    КАЗАК СИБИРСКИЙ

Александр Ефимович Караганов
Не терпел лентяев и болванов.
Первых называл он странно "стяг",
А вторых не мудрствуя "дурак".
Смолоду царю служил примерно,
проходя действительную в Верном.
Был Казак, пусть рядовой, но бравый -
проскакал он с пикой до Варшавы.
Хоть душа его и восставала,
но однако по приказу Адмирала
отступал он с саблею булатной
до границ Китая, а обратно,
никому в чужом краю не нужный,
прискакал домой, уж безоружный...
Только стихнул гул военных гроз,
первым записался он в колхоз.
И сказал, играя топором:
вот теперь-то жизнь - куда с добром.
Чтоб узнать в сём мире все секреты,
стал читать учиться по газетам.
Подводя итог своим трудам,
Говорил он - Бьют не по годам...
Самокрутку высмолив иль две,
добавлял - жизнь бьёт по голове.

  Александр Ефимович Караганов
  долго жил и всё же умер рано.
  То, что он оставил на Земле,
  помогает жить сегодня мне

         Виталий Набоков



       Александр Ефимович Караганов,наш Дедушка
       был Человеком полезным для людей.
       И нам показал пример в этом.


Рецензии
Спасибо, что напомнили о бабушках и дедушках. Как давно они жили.

Игорь Леванов   03.09.2021 10:22     Заявить о нарушении
ИГОРЬ!
Большое спасибо вам!

Вера Набокова   03.09.2021 12:12   Заявить о нарушении