Ван Гог Ирисы

Винсент Ван Гог .Ирисы. 1889.Холст, масло. 71 ; 93 см .Музей Гетти, Лос-Анджелес

     «Ирисы» были написаны художником в 1889 году — в то время, когда он жил в лечебнице Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс, за год до своей смерти.

           Несколькими месяцами ранее Ван Гог с помощью бритвы отрезал себе мочку на ухе на фоне сильного нервного расстройства. После этого происшествия он ежемесячно переносил сильные припадки, сопровождавшиеся периодическим забытьем.
         
      Ван Гог был тем человеком, который всей душой стремился к выздоровлению, чтобы вновь взяться за кисть. Его цель заключалась в изменении живописи и введении нового способа рисунка.

      Мастер намеревался продавать готовые полотна, чтобы расплатиться с братом Тео, его содержащим. Увлекшись живописью и создав описываемую картину, художник надеялся справиться с болезнью. Не удивительно, что готовая работа получилась позитивной, светлой.
     В картине отсутствует высокая напряжённость, которая проявляется в его последующих работах. Он назвал картину «громоотвод для моей болезни», потому что он чувствовал, что может сдерживать свой недуг, продолжая писать.

     Художник передал зрителю цветочный ковер, небо или горизонт отсутствуют. Этим все внимание акцентировано именно на цветах. До этого подобный ракурс не применялся в живописи. Однако таким способом издревле писали японские мастера, приближая созерцателей максимально близко к объекту и оставляя общий фон нейтральным.

      Примером тому выступают работы Кацусика Хакусай. После картины Ван Гога обозначенная техника прогрессирует. Впоследствии ее применит на практике Клод Моне, повторно переписавший «Ирисы». Данной идеей вдохновятся приверженцы модерна, например Густав Климт.

    Это сходство проявляется в выделении контуров объектов, необычных ракурсах, наличии детально прорисованных областей, залитых сплошным цветом, не соответствующим реальности.
Художник изобразил роскошные ирисы, которые он видел по дороге. Мотив картины - спелость, сочность, избыточность великолепия природы.

 Глубокий синий цвет превосходно выписанных ирисов составляет предельный контраст зеленому цвету листьев, заостренных и по форме напоминающих ланцет, которые вносят в композицию ритм незримых разделительных линий между цветами.

       Почва теплого красного тона словно бы крепко склоняет растения книзу, так же как светло-зеленый луг на заднем плане притягивает цветы к себе. Как полный контраст цветовой насыщенности изображения - белый ирис в левой части композиции, ему вторит бледно-голубой цветок, расположенный у правого края.

       Ван Гог стремился, чтобы его изображения предельно точно выражали то, что он видит в природе. На протяжении всего своего творчества он старался передать непосредственные, осязательно-чувственные взаимоотношения всех элементов природы: "Это не столько язык живописи, сколько язык природы, которую нужно уметь слушать". Художник стремится погрузиться в глубь природы и почувствовать каждое "биение ее сердца".

     Одновременно с «Ирисами» Ван Гог написал картину «Куст», ныне находящуюся в собрании Эрмитажа. Сам художник в письме к своему брату Тео писал об этом: «У меня в работе два новых сюжета, найденные здесь в саду, — лиловые ирисы и куст сирени. Мысль о том, что я должен трудиться, всё сильнее овладевает мною, и я надеюсь, что моя работоспособность вскоре полностью восстановится.

       Беда лишь в том, что работа зачастую слишком уж захватывает меня, поэтому мне кажется, что я навсегда останусь оторванным от жизни и не способным ни на что другое, кроме своего ремесла».
Через два месяца обе эти картины были уже готовы и отправлены брату; Винсент в сопровождающем письме, написанном около 9 июля, называет их «Ирисы» и «Сирень».

     Нам очень повезло, что «Ирисы» дошли до нас. Дело в том, что Ван Гог немало работ, созданных в Сен-Реми, подарил его обитателям. Главному врачу, его сыну и даже некоторым больным. Судьба многих этих картин весьма печальна. Ведь все думали, что это лишь картинки больного человека. И обращались с ними соответствующе.

    Так, сын врача использовал картины Ван Гога в качестве мишеней, нещадно их расстреливая. А местный фотограф, увлекающийся живописью, соскоблил краску с десятка картин Ван Гога.

     После смерти художника «Ирисы» оказались у его матери. И опять чудо, что они это пережили.
     Дело в том, что мать Ван Гога не понимала творчества сына. Когда после смерти мужа она переезжала в другой город, то оставила на чердаке несколько десятков его ранних работ. Они ей были просто не нужны. Их судьба до сих пор неизвестна.

      После ее смерти в 1907 году картину купил французский искусствовед и анархист Октав Мирбо, заплативший за полотно 300 франков. В 1987 году «Ирисы» стали самой дорогой картиной, установив рекорд, который продержался на протяжении двух с половиной лет; в то время картина была продана за 53,9 млн долларов Алану Бонду, но у него не было достаточно денег, чтобы завершить сделку. «Ирисы» были перепроданы в 1990 году музею Гетти в Лос-Анджелесе. За … 54 млн. долларов.


Рецензии