Автобиография фрагменты

… Мой сын и правда совсем не боится дождя .Помню, как-то раз мы стояли с ним на остановке возле Кольцовского сквера и ждали «народный автобус»: при коммунисте Шабанове  по городу начали ходить т.н «народные маршруты» -бесплатные , вполне комфортные автобусы.Эти маршрутов было  немного,но составлены они были так,что ,располагая временем,можно было с  пересадками добраться практически в любой конец города. Ну а в центре сходилось сразу несколько маршрутов.Один из них-кажется 27й-мы с сыном тогда и ждали. Ждали долго-и вдруг пошел дождь.Я раскрыла зонтик,накрыла и сына, но он упрямо вышел из-под зонта и с радостью встал под теплые струи-дело было летом.Тут одна сердобольная гражданка сделала мне замечание ,мол, что я такая эгоистка, сама под зонтом, а ребенок мокнет.Я не стала ей ничего объяснять,да и автобус вскоре подошел.А вот в другой раз  я на замечание ответила-впрочем,это было совсем  по другому поводу.Я расскажу вам.
Это было в год солнечного затмения-точно не помню,какой именно,но вы, мои  уважаемые читатели ,я уверена-помните. В то год солнце было какое-то темное, давящее. Мы с сыном ехали в троллейбусе с проспекта домой, и вдруг троллейбус встал по причине временного обрыва электролинии.Подождать пришлось  порядочно-около часа,все были нервные, одой пассажирке,только что вошедшей  в открытый  по причине жары троллейбус, не понравилось, что  мы с сыном там с удобствами расположились ,и она стала ворчать мол «понаехали тут» .Я возьми её и спроси «а вы сами –то давно в Воронеж приехали ? «»Да уж несколько лет»,-с гордостью ответила она. «Ну  а я здесь  родилась»,- отпарировала я,-« и мои родители тоже-коренные воронежцы». Крыть этой хабалке было нечем, и она заткнулась.
Дело тоже было летом.   В тот год сына ( он тогда учился в младших классах школы) укусила собака,и мы с ним ездили на уколы от бешенства.  Их делали  тоже в центре города- немного в сторону  от проспекта Революции. Я там знала каждый закоулочек: с 15 до 19 лет я училась  в музучилище,расположенном именно там -на проспекте. И ,когда  в нашем расписании намечались  «окна», часто ходила перекусить –одна или с подружками- в одно из нескольких расположенных там кафе и столовых. Кроме того ,две мои подруги жили недалеко от училища и часто приглашали меня в гости-Света Коровина  с нашего  курса и Света Симонова-она училась курсом младше.
Так получилось,что  я дружила не только с одногруппницами –две мои подруги были тоже теоретики с младшего курса. Неисповедимы пути Господни! Много лет спустя я встретила еще двух девчонок с этого курса-и одна из них,Леночка,  стала мне настоящим другом, почти сестрой,-а вторая –начальником. Ректором академии искусств,где я работала 12 лет.Оля  защищала меня от первой директрисы библиотеки( в этом смысле она просто перехватила эстафету от предыдущего ректора ,Семенова),а от второй защитить не смогла. Я была классным библиотекарем, поверьте! читатели меня просто  обожали –и  студенты, и преподаватели : видите ли ,я была по факту ,что  называется «библиотекарь –консультант»: мое теоретическое образование и виртуозное знание фонда позволяло мне очень  квалифицированно подбирать студентам книги «по запросам» -то есть по указанной теме.  Подбор «по компу», которым владели половина моих коллег(вторая половина и этого не могла)  была по сравнению с моим подбором просто филькиной грамотой: не учитывала содержание книг.давало то слишком много источников( все негодные),то слишком мало.Ну а я по старым каталогам, составленными еще профессионалами в советское время ,учитывая свое знание этих книг( я их все не просто знала и видела, а держала в руках и читала без переводчика и словаря,что  НИКОМУ из моих коллег бы недоступно  за неимением у  них даже фортепианного или народного ,не говоря уж о теоретическом, образования),подбирала максимально возможное количество необходимых студенту книг,ну а для преподавателей могла разыскать практически любую книгу,любые ноты ( при условии их наличия вообще)  по самым неожиданным приметам типа"вот эту пьесу  на 5 странице играл Гилельс ,помните?" я помнила: наше с ними "детство прошло на одних букварях"-музыкальных-поэтому я помнила....... Часто читатели подходили ко мне и благодарили,часто я слышала от  них : «Алла Николаевна, вы самый лучший библиотекарь !» Многие читатели ходили прицельно ко мне -как ходят к избранным врачам, например, или сантехникам-и готовы были скорее ждать пару дней или  даже неделю,но получить реально квалифицированную помощь-чем идти к необразованному кому-нибудь,вроде тех,кто клеил ноты с скрипичными ключами "хвостиками" вверх-музыканты меня поймут правильно.
Трудовую дисциплину я не нарушала нигде и никогда.Сейчас уже могу сказать-я твёрдо решила,что  ни за что не  доставлю удовольствия дирекрисе,опоздав хоть раз хоть на минуту(она ,помню, специально сама годами (!) приезжала на полчаса раньше и перлась к нам в отдел,надеясь дождаться моего опоздания.И так и не дождалась.Частенько мы с ней сталкивались прямо в одной маршрутке:-)  И поэтому, если я вдруг понимала ,что  не успеваю-тогда или брала такси,что  в мои доходы тогдашние вписывалось с трудом,или  ехала в поликлинику: от напряга в отношениях  с некоторыми моими коллегами у меня тогда часто повышалось давление.И я иной раз по полгода в году(суммарно )проводила на больничном.  И это было справедливее, чем если б я работала бы каждый день: работая по факту, скажем, две недели в месяц, я получала полную зарплату,то есть  зарплата у меня как бы "увеличивалась вдвое", и была уже не такой микроскопической,как если бы я работала каждый день.И мне часто доставляло  большое удовольствие думать об тогда об этом.Кроме того,я старалась ,успевая разумеется с блеском делать основную работу, то есть выдачу, тратить  все же минимум сил,и каждую свободную минутку посвящать себе и всяким приятным занятиям ,а радость я находила тогда и всегда нахожу в очень  многом. Скажу вам еще один секрет-выдача меня совершенно не напрягала.Я делала эту работу каждый раз как для себя-на максимуме возможного, представляя каждый раз, что это я пришла в библиотеку и как бы нашла  выдала для себя.Я работала с любовью  -прежде всего с любовью к читателям.Вероятно, читателям это было приятнее,да-но поверьте -стараясь осчастливить других, я и сама чувствовала себя счастливой!Несколько лет назад  я ушла из института -  к этому времени академия потеряла свой статус- ушла, дав себе слово,что начальников у меня больше не будет.Никогда.
 
Что еще скажу.Уволившись,я поняла, как мне повезло,какое это счастье , что  мне не надо больше тащиться каждое утро ни свет ни заря на другой край города,приходить на работу раньше всех( да-да,уважаемые читатели,я приходила на работу за полчаса до открытия ,а уходила часто задерживаясь на полчаса а то и на час или два: надо было расставить ноты и книги к следующему трудовому дню-для себя и коллег,я НИКОГДА не отходила по своим делам во время работы( этим грешили многие коллеги,правда ,по тихому)и я быстрее всех и грамотнее печатала на компе. Да , и выставки были у меня суперские-таких не ставил никто и никогда. Первые лет 7мь я работала в читальном зале –в основном одна,часто в в две смены и  при этом никогда не отказывалась выйти на работу в выходной день.Время от времени старый еще директор пыталась посадить мне на шею начальников из вновь поступивших,но ни одна из них не отравила мне жизни,а ,напротив,со временем каждая из них «перевербовывалась» мною почти  в подругу .С одной из них-Яночкой-я дружу и по сей день:она, когда директриса предложила ей стать моим «начальником»(причем я не возражала),впрямую сказала ей, что та поступает непрофессионально, -и уволилась совсем:там было слишком много нагрузки и слишком мало денег.Я ушла оттуда , и с тех пор шагу не сделала в том направлении. Я много раз не рекомендовала  людям там работать, говоря при этом словами Шерлока Холмса : «это место  не из тех,что я бы пожелал для своей сестры». Я благодарю Бога,что я оттуда ушла. Жаль только ,что  я не ушла раньше. Надо было раньше уходить .Надо было.

Ладно, проехали.

… Ирка Виноградова училась тоже на курс младше. Мы часто общались   втроем- И ка,Светка и я.  Светка жила в нескольких шагах от училища, её дом был напротив Покровского храма. Частенько она приглашала меня в гости и очень вкусно угощала.насколько я помню,жареным мясом. Моя однокурсница Светка тоже жила рядом с училищем,но чуть подальше-на улице Комиссаржевской, за стадионом.Проезжая там .я всегда вспоминаю Светку, дни и вечера,проведенные вместе, и наши бесконечные разговоры. Насколько я помню, эти разговоры вертелись в основном вокруг того, что  происходило с нами в училище-занятия,педагоги ,взаимоотношения со  сверстницами ,делились мы мнениями и о прочитанных книгах,фильмах,музыке-насколько я помню того,что называется «личной жизнью» у нас обеих на тот момент не было.Вообще я хороший «наперсник»,подруги обычно рассказывали мне все свои секреты-и ни одна из них о том не пожалела, поскольку чужих секретов я никогда никому не выдавала.Но у Светки личных секретов не было.Другое дело –Ирка.Её судьбу я назову как минимум неординарной.В 18 лет она влюбилась в афганца  -нет ,не в солдата или офицера , воевавшего  там,а в реального гражданина Афганистана,учившегося в Воронеже.Наш город –кроме прочего и город вузов и студентов,в нашем ЛТИ учились ребята со всего  Союза, в СХИ,технологическом и  строительном тоже было немало иногородних студентов,один политех  стоял особняком: насколько я помню,иногородних и нерусских туда брали неохотно и штучно, по особой рекомендации,ну а иностранцев не брали вообще. Зато ВГУ был прямо -таки рассадником иностранцев: негры, ливанцы , гости из дружественных республик дальнего зарубежья ну и афганцы-из союзных кланов. Таким «союзничком» оказался и избранник Ирки : он учился на журналистике, служил редактором, чуть ли не главным редактором проправительственной газеты и с шахом (или кто он там был? король? генсек? не помню) чуть ли не семьями, запросто был вхож к нему на обеды. Внешности он был, мягко говоря, совсем невзрачной: немолодой ( на вид лет 45,но может , был и моложе,в паспорт я к нему не заглядывала) , невысокий,смуглый, полный ,лысоватый,честно говоря,сильно лысоватый,пузцо шариком ;  Но с лица воду не пить,верно? Может, человек он  был хороший , кто знает? Словом, он тоже влюбился в Ирку, у них начался платонический роман,стремительно перешедший в неплатонический, она забеременела,это была её первая любовь и первая связь,он предложил ей руку и сердце ,она согласилась,и он увез её к себе в Афганистан. Были ли они счастливы, нет. вернулась она оттуда или там осталась, жива ли – не ведаю. А очень интересно узнать, если честно. Обещаю,мои уважаемые читатели: если узнаю что-нибудь о судьбе Ирки,я вам обязательно расскажу. А сейчас скажу только , что эти двое сильно любили друг друга: если б он не любил, он бы на ней не женился,ну а она…Я до сих пор помню, как она у меня дома ,  при свете от «Мелодии 105»(это был мой музыкальный центр с подсветкой, радио, магнитофоном и проигрывателем)  млела над его фотокарточкой и смотрела на неё, как на что-то невыразимо прекрасное.
Ну а Светка Симонова так никого в училище и не влюбилась. Она была скромная, тихая,интересовалась в основном учебой, а вот она сама парням нравилась, помню,за ней пытался ухаживать один записной хам и красавец –внешне прямо –таки «Иван царевич» из русских сказок, но его портило высокомерие и уверенность в собственной неотразимости .  Знаете такой типаж? «выйду я на улицу, гляну на село, девчата гуляют, и мне весело».Русые кудри до плеч, косая сажень в плечах , глаза голубые и все в таком духе .Знаете , что  самое …не неприятное,не отталкивающее , а просто не настраивающее на общение  есть в женщинах и мужчинах?это когда девушка ,женщина не знает себе цены, слишком низко себя ценит, или  если парень,мужчина ,напротив, «цены себе не сложит». Несостоявшийся ухажер Светки был именно таким. Помню, он написал для неё стихи ,такие пошлые, что  цитировать я их не буду, да и не помню,честно говоря: чего там помнить?  Выслушав эти стихи,она просто отвернулась от него и престала с ним разговаривать, а я помню возблагодарила Бога  за то, что этот  его интерес направлен не на меня-собственно,он всегда смотрел на меня точно так же как на меня смотрят цыгане-сквозь меня,потому что  с меня где сядешь ,там и слезешь, а если надо, я и сама на кого хочешь  посмотрю ; Помню,один парень писал мне стихи высоким штилем поэтов пушкинской поры, а еще один-стихи в стиле Окуджавы, -так по стихам сразу видно,что у одного в душе мудрость и романтика,а у другого –почти неземная высота.Кстати,и имя его так и переводится с одного из древних языков –«высота», и служил он в авиации ,если что,  и  в пушкинской гимназии  учился…но это отдельная история,интересная и немного кинематографическая, я вам потом расскажу –и не здесь…

...Да,мне вспомнилась еще одна история .Когда я работала в СХИ,там тоже была библиотека.В этой библиотеке работала Верочка-довольно близкая подруга нашей Любы.Так вот эта Верочка предупреждала нас,чтобы мы ни в коем случае не переходили туда на работу: там была директриса,которая издевалась  над сотрудниками,Верочка многое что рассказывала такого,что волосы вставали  дыбом. Например,директриса высчитывала по секундам и минутам,сколько сотрудник провел, простите ,в туалете,и потом прибавляла это время к рабочему,видимо,других интересов и целей в жизни, кроме как следить за коллегами в туалете, у неё не было.  Многое из Верочкиных жутких рассказов ,к счастью,забылось,а этот торчит в памяти. (В связи с этим мне вспомнилось,как при старой( ов всех смыслах)  директрисе одна моя очередная "начальница"-соплюшка тоже пыталась спрашивать:а сколько мол вы в туалете пробыли? " Помню,когда Оля об этом узнала,сильно возмущалась,ну а потом подозрительно быстро соплюшка ушла из академии -тряпки в бутике продавать. )  Так вот,эта директриса(СХИшная)как-то в один прекрасный день  полезла на окно-то ли закрыть,то ли открыть,то ли заклеить- не помню.Стекло треснуло, разбилось, пласт стекла (неровный и толстый ) упал ребром ей на шею и перерубил сонную артерию.В кабинете она была одна,сотрудники узнали не сразу, скорая приехала слишком поздно. Мельницы Господа мелят медленно,но размалывают все до конца.
Вот так.

(продолжение следует...)

 


Рецензии